Решение №7531/03-03 РЕШЕНИЕ по делу от 28 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГБУ «Центральное УГМС»

123242, г. Москва,

Нововаганьковский переулок, д. 8

 

ОАО «Ярославский речной порт»

150022, г. Ярославль, ул. 2-я Портовая, д. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-03/18-16 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

03 июля 2017 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объёме 17 июля 2017)

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России М.И. Матяшевская;

члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.С. Шушкова, специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.В. Белокурова,

рассмотрев дело № 03-03/18-16 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Центральное УГМС») ИНН 7703782266, ОГРН 1127747295170, зарегистрированного по адресу: 123242, г. Москва, Нововаганьковский переулок, д. 8, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном повышении цены на услугу по прогнозу неблагоприятных метеорологических явлений и гидрологическому наблюдению за уровнем воды в 2015, 2016 годах,


 

у с т а н о в и л а:


 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление от ОАО «Ярославский речной порт» (вх. № 15387 от 31.08.2016) о нарушении антимонопольного законодательства Ярославским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Центральное УГМС», выразившемся, по мнению заявителя, в необоснованном повышении цен на услугу по предоставлению специализированной информации.

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что между ОАО «Ярославский речной порт» и Федеральным государственным бюджетным учреждении «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Центральное УГМС») заключен договор № 33 от 10.05.2016 о предоставлении специализированной информации.

Во исполнение указанного договора Ярославскому ЦГМС – филиалу ФГБУ «Центральное УГМС» необходимо в период с 10.05.2016 по 30.09.2016 представлять в ОАО «Ярославский Речной порт» информацию по предупреждению о неблагоприятных гидрометеорологических явлениях по городу Тутаеву – скорость ветра 12м/сек и более и по уровню воды по постам Ярославль – Тутаев.

Письмом № 4280 от 14.11.2016 ФГБУ «Центральное УГМС» представило расчет стоимости услуг для предоставления специализированной гидрометинформации:

 

Таблица I

Прогноз неблагоприятных метеорологических явлений – 1 предупреждение

п/п

Наименование статей затрат

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1

Трудоемкость, чел*час

10,00

10,00

10,00

2

Заработная плата, руб.

73,86

80,10

92,57

3

ФОТ, руб.

738,60

800,05

925,66

4

Начисления на ФОТ, руб.

223,06

241,62

279,55

5

Итого ФОТ с начислениями, руб.

961,66

1041,67

1205,21

6

Прочие прямые затраты (коммунальные услуги, затраты на связь), руб.

105,30

115,10

133,21

7

Накладные расходы, руб.

254,84

176,04

319,38

Итого, без НДС

1321,80

1432,80

1657,80

Коэффициент

0,265

0,265

0,265

 

Таблица II

Гидрологическое наблюдение по запросу Заказчика – уровень воды

п/п

Наименование статей затрат

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1

Трудоемкость, чел*час

0,59

0,59

0,59

2

Заработная плата, руб.

73,86

80,01

92,57

3

ФОТ, руб.

43,21

46,80

54,15

4

Начисления на ФОТ, руб.

13,05

14,13

16,35

5

Итого ФОТ с начислениями, руб.

56,26

60,94

70,51

6

Накладные расходы, руб.

14,91

16,16

18,69

Итого, без НДС

71,17

77,10

89,20

Коэффициент

0,265

0,265

0,265

Согласно положению об учетной политике ФГБУ «Центральное УГМС», ежегодно утвержденному Начальником ФГБУ «Центрального УГМС», затраты Учреждения делятся на прямые, накладные (общехозяйственные). Прямые и накладные затраты непосредственно относятся на себестоимость выполнения работ, оказания услуг. Коэффициент (процент) общехозяйственных накладных расходов распределяется пропорционально фонду заработной платы и рассчитывается в конце отчетного года на основе данных прошлых периодов с учетом их планируемых изменений на следующий год. Накладные расходы остаются на одном уровне, начиная с 2014 года, в размере 26,5 % к фонду заработной платы.

Доходы от приносящей доход деятельности, включая накладные расходы, остаются в распоряжении Ярославского ЦГМС – филиала ФГБУ Центрального УГМС» и направляются на обеспечение производства информационной продукции (фонд оплаты труда работников, непосредственно участвующих в производстве работ) и на покрытие общехозяйственных расходов Ярославский ЦГМС (коммунальные услуги, связь, расходы на содержание имущества, в т.ч. и на обеспечение работоспособности дорогостоящего метеорологического оборудования и т.д.).

Письмом от 29.11.2016 № 4516 ФГБУ «Центральное УГМС» сообщило, что при расчете процента общехозяйственных накладных расходов в конце последнего отчетного периода (2015 год) в размере 26.5 % использовался фонд оплаты труда (ФОТ внебюджет, основной персонал) и сумма накладных расходов в размере.

В соответствии с пунктом 134 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452) (далее – Приказ) затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

ФГБУ «Центральное УГМС» при распределении накладных расходов использует способ – распределение пропорционально прямым затратам по оплате труда.

Исходя из комплексного толкования положений Приказа для распределения накладных расходов на себестоимость услуг необходимо определить процент накладных расходов, который рассчитывается исходя из сметы фонда оплаты труда и накладных расходов.

При этом ФГБУ «Центральное УГМС» при распределении накладных расходов использовался фиксированный процент 26,5, который не изменялся в течении 2014-2016 г.г. Таким образом, сумма накладных расходов рассчитывалась исходя из установленного Учреждением в 2014 году процента, а не сметной стоимости фонда оплаты труда и накладных расходов.

В связи с изложенным, по результатам рассмотрения указанного заявления, приказом Ярославского УФАС России № 428 от 30.11.2016 в отношении ФГБУ «Центральное УГМС» было возбуждено дело № 03-03/18-16 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения дела Комиссией Ярославского УФАС России было установлено следующее.

Письмом от 16.01.2017 № 108 ФГБУ «Центральное УГМС» сообщило о том, что стоимость услуг по предупреждению (прогнозированию) о неблагоприятных гидрометеорологических явлениях и представление информации об уровне воды по постам устанавливается централизованно в соответствии с «Перечнем платных услуг (работ) в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды, оказываемых ФГБУ «Центральное УГМС» и действует во всех структурных подразделениях ФГБУ «Центральное УГМС», в том числе Владимирский ЦГМС, Ивановский ЦГМС, Костромской ЦГМС, Рязанский ЦГМС, Тверской ЦГМС, Тульский ЦГМС, Ярославский ЦГМС – филиалы ФГБУ «Центральное УГМС».

Согласно представленной ФГБУ «Центральное УГМС» информации, общехозяйственные накладные расходы, входящие в расчет стоимости оказания услуг по предупреждению (прогнозированию) о неблагоприятных гидрометеорологических явлениях и предоставлению ежедневной информации об уровне по постам в 2014, 2015, 2016 годах, включают в себя:

- расходы по оплате труда и начисления на выплаты по оплате труда работников ФГБУ «Центральное УГМС», не принимающих непосредственного участия при выполнении работ (оказании услуг): административно-управленческого, административно-хозяйственного и прочего обслуживающего персонала ФГБУ «Центральное УГМС»;

- командировочные расходы и затраты на разъезды о необходимым служебным вопросам;

- расходы на услуги связи (телефон, интернет, почтовые услуги);

- оплата коммунальных услуг;

- расходы по содержанию имущества;

- прочие работы и услуги;

- расходы по приобретению нефинансовых активов.

При этом, процент общехозяйственных накладных расходов, например, за 2016 год определяется после подведения финансовой деятельности за предыдущий 2015 год.

 

 

 

 

Таблица III

Прямые затраты, которые производит учреждение для выполнения работ специализированного назначения по вопросу заказчика за 2013-2015 года

п/п

Наименование стаей затрат

2013 год

2014 год

2015 год

1

Фонд оплаты труда работников, непосредственно занятых на основном производстве, руб.

90622050,56

91101464,00

89891841,77

2

Начисления на ФОТ, руб.

27367859,27

27512642,13

27147336,21

 

Итого ФОТ с начислениями, руб.

117989909,83

118614106,13

117039177,98

 

Итого прямых затрат

117989909,83

118614106,13

117039177,98

 

Таблица IV

Общехозяйственные накладные расходы, которые производит учреждение для выполнения работ специализированного назначения по запросу заказчика за 2013-2015 года

п/п

Наименование стаей затрат

2013 год

2014 год

2015 год

1

Итого ФОТ с начислениями, руб.

29497477,46

29653526,53

29259794,50

 

Фонд оплаты труда администрации и персонала, непосредственно не занятых на основном производстве, руб.

22655512,64

22775366,00

22472960,44

 

Начисления на ФОТ, руб.

6841964,82

6878160,53

6786834,05

2

Приобретение работ, услуг, в том числе:

1317702,65

1257065,59

1241065,59

 

Услуги связи

272430,39

292430,39

289430,39

 

Командировочные расходы и затраты на разъезды по необходимым служебным вопросам

147968,00

159750,95

156750,95

 

Коммунальные услуги

675750,26

480030,25

473030,25

 

Работы по содержанию имущества

43700,00

47000,00

47000,00

 

Прочие работы и услуги

177854,00

277854,00

274854,00

3

Расходы по приобретению нефинансовых активов, в том числе:

452146,00

522146,00

514522,08

 

Основных средств

226825,00

276825,00

273825,00

 

Материальных расходов

31267326,11

245321,00

240697,08

 

Итого общехозяйственных расходов

31267326,11

31432738,12

31015382,17

Письмами № 1666 от 17.05.2017, № 2096 от 15.06.2017 ФГБУ «Центральное УГМС» представило перечень договоров, платежных и иных документов (по каждой статье затрат отдельно) подтверждающих указанные затраты, в соответствии с которым размер фактических расходов по договорам и счетам, оплаченных из внебюджетных источников ФГБУ «Центральное УГМС» за 2014 год составил 35548025,16 рублей, за 2015 – 38807887,73 рублей им за 2016 – 48534994,69 рублей.

Таким образом, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что расходы, учитываемые при определении размера процента общехозяйственных накладных расходов, не превышают фактические расходы ФГБУ «Центральное УГМС».

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции определено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей в том числе действия по установлению, поддержанию монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара

В виду того, что ФГБУ «Центральное УГМС» при расчете стоимости услуг по прогнозу неблагоприятных метеорологических явлений и гидрологическому наблюдению по запросу заказчика применяет процент общехозяйственных накладных расходов в размере 26,5 % - меньшем, чем при его расчете исходя из фактических расходов, Комиссией Ярославского УФАС России не установлено недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по повышении цены на услугу по прогнозу неблагоприятных метеорологических явлений и гидрологическому наблюдению за уровнем воды в 2015, 2016 годах отсутствует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия


 

РЕШИЛА:


 

производство по делу № 03-03/18-16 в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.


 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

Председатель Комиссии М.И. Матяшевская


 

Члены Комиссии А.С. Шушкова

 

А.В. Белокурова

Связанные организации

Связанные организации не указаны