Решение №7613/07-03 Решение по делу от 11 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль»

150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская,
д. 20

 

ООО «МЭС»

249100, Калужская область,
г. Тарусу, ул. Луначарского, д. 29

 

ООО «Фирма Центроспецстрой»

150023, г. Ярославль, ул. Майорова,
д. 8А, офис. 1

 

ЗАО «РСП-5»

150066, г. Ярославль, ул. 1-я Путевая,

д. 11

Решение

по делу № 07-03/06-17

10 июля 2017 года

(изготовлено в полном объеме 18 июля 2017 года) г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И., члены Комиссии — ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Яузина А.А., государственный инспектор отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А., рассмотрев дело № 07-03/06-17 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» (ИНН 7604049153, адрес регистрации: 150014, г. Ярославль, ул. Рыбинская, д. 20), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в действиях (бездействии) ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по неправомерному прекращению поставки газа в отношении объекта ЗАО «РСП-5» и на котельные, принадлежащие ООО «МЭС» - в мкр. Чкаловский и мкр. Молодежный г. Переславль-Залесский Ярославской области,

Установила:

 

Ярославским УФАС России в ходе плановой выездной проверки в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» были обнаружены признаки нарушений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что было зафиксировано в акте проверки № 127 от 28.12.2016.

По итогам рассмотрения результатов плановой выездной проверки, руководителем инспекции по проведению плановой выездной проверки Ярославского УФАС России было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном прекращении поставки газа ООО «Фирма Центрспецстрой», а также на объект ЗАО «РСП-5» и на котельные, принадлежащие ООО «МЭС», в мкр. Чкаловский и мкр. Молодежный г. Переславль-Залесский Ярославской области.

Определением о выделении дела в отдельное производство от 29.06.2017
(исх. № 6745/07-03 от 29.06.2017) выделено в отдельное производство дело в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по признакам нарушения части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в действиях (бездействии) по неправомерному прекращению поставки газа ООО «Фирма Центроспецстрой».

Принимая решение, комиссия исходит из следующего.

1. В ходе рассмотрения дела комиссия установила следующие фактические обстоятельства.

1.1. Между ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» и ООО «МЭС» заключены договор поставки газа № 60-4-5301/13 от 05.10.2012 (котельная мкр. Чкаловский) и договор поставки газа № 60-4-5308/13 от 05.10.2012 (котельная пос. Молодежный).

В период с марта по май 2015 года ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в адрес ООО «МЭС» направлялись предупреждения о необходимости оплаты задолженности и о возможном ограничении/прекращении поставки газа в связи с имеющейся задолженностью у покупателя более чем за один период платежа.

21.05.2015 представителем ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» произведено комплексное обследование котельных ООО «МЭС» в мкр. Чкаловский и
пос. Молодежный. Актами обследования зафиксировано, что на котельной в
мкр. Чкаловский доступ в котельную и на ее территорию отсутствует, работники покупателя отсутствуют, доступ к узлу учета отсутствует, по внешним признакам котельная не работает, объект находится под охраной ООО «ЧОО «ТИТАН», основания присутствия данной организации на территории котельной отсутствуют, на котельной в пос. Молодежный доступ в котельную обеспечен, работники покупателя отсутствуют, газопотребляющее оборудование на момент осмотра стоит, объект находится под охраной ООО «ЧОО «ТИТАН», основания присутствия данной организации на территории котельной отсутствуют.

21.05.2015 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в адрес АО «Газпром газораспределение Ярославль» направлено письмо с просьбой прекратить поставку газа на указанные котельные в связи с чрезвычайной ситуацией и использованием газового оборудования неизвестным кругом лиц.

22.05.2015 произведено отключение газоиспользующего оборудования на указанных объектах.

02.06.2015 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» направило в адрес Главного управления МЧС России по Ярославской области информацию о прекращении поставки газа на указанные объекты.

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в ходе рассмотрения дела ссылалось на тот, факт, что прекращение поставки было осуществлено на основании решения заместителя Главы администрации, председателя КЧС и ОПБ г. Переславля- Залесского № 10 от 15.05.2015. в соответствии с которым, ООО «МЭС» было указано произвести останов котельных в мкр. Чкаловский и мкр. Молодежный в целях недопущения чрезвычайной ситуации, а администрации г. Переславль-Залесский обратиться в Управление Ротехнадзора с целью проведения обследования оборудования котельных и решения вопроса о выдачи необходимых документов.

В ходе рассмотрения дела ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» поясняло, что прекращение поставки газа в отношении котельных в мкр. Чкаловский и пос. Молодежный, принадлежащих ООО «МЭС» было осуществлено на основании заявки ООО «МЭС» <...>, который в свою очередь исполнял решение Комиссии от 15.05.2015 № 10. Однако, доказательств о наличии такой заявки ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» представлено не было. Представитель Общества в ходе рассмотрения дела сослался на невозможность представления данной заявки по техническим причинам.

В свою очередь ООО «МЭС» направило письменные пояснения, в соответствии с которыми сообщило, что указанное решение было отменено Переславским районным судом.

Переславский районный суд Ярославской области рассмотрел дело № 2-1209/15 по иску Переславского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования «Город Переславль-Залесский», несовершеннолетних, неопределенного круга лиц, добросовестных потребителей услуг теплоснабжения, в/ч № 74400 к администрации г. Переславль-Залесский о признании незаконным решения, бездействия, об обязании совершить действия.

Одним из требований в указанном иске было - отмена п. 2 решения заместителя Главы администрации, председателя КЧС и ОПБ г. Переславля- Залесского № 10 от 15.05.2015, которое гласит «в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации на объектах повышенной опасности (котельных мкр. Чкаловский и мкр. Молодежный) руководству ООО «МЭС» произвести остановку указанных объектов для проведения технического регламента на 14 суток».

Требования Переславского межрайонного прокурора были мотивированы тем, что в соответствии указанного пункта решения Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности
г. Переславля-Залесского на руководство ООО «МЭС» незаконно возложена обязанность произвести останов котельной.

Переславский межрайонный прокурор основывал свои требования также на основании того, что заседание данной Комиссии было организовано для обсуждения бесперебойного функционирования указанных котельных, а решение в оспариваемой части принято в целях недопущения чрезвычайной ситуации на объектах повышенной опасности (котельных мкр. Чкаловский и мкр. Молодежный), при этом основания для вывода об угрозе чрезвычайной ситуации в решении указаны не были, оспариваемое решение принято в отсутствие документов, подтверждающих наличие угрозы чрезвычайной ситуации, в связи с чем у Комиссии отсутствовали правовые основания для возложения на ООО «МЭС» обязанности по остановам котельных.

Рассмотрев данное дело, Переславский районный суд пришел к выводу о незаконности п. 2 решения заместителя Главы администрации, председателя КЧС и ОПБ г. Переславля- Залесского № 10 от 15.05.2015.

При вынесении данного решения суд основывался на том, что в судебном заседании установлено, что ни на дату принятия указанного решения Комиссии, ни на дату рассмотрения дела судом, деятельностью указанных котельных какой-либо вред не причинен. Также суд указал, что КЧС принимала решения исходя из того, что ущерб возможно наступит, при этом в распоряжение КЧС не были представлены допустимые доказательства вероятного наступления чрезвычайной ситуации.

При этом представленные в судебное заседание акты осмотра обеих котельных, произведенных Ростехнадзором, суд во внимание не принял, поскольку оба документа составлены после даты оспариваемого решения.

Суд в решении приходит к выводу, что при всех указанных обстоятельствах, КЧС вышло за пределы полномочий.

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в ходе рассмотрения дела также поясняло, что согласно тексту решения Комиссии от 15.05.2015 № 10, именно из Ростехнадзора на имя заместителя главы администрации г. Переславля-Залесского получено обращение о необходимости принятия мер относительно эксплуатации котельных, что означает, удостоверение государственным органом энергетического надзора неудовлетворительного состояния оборудования, создающего угрозу возникновения чрезвычайной ситуации или аварии.

Само же Общество сообщило, что при принятии данного решения в заседании Комиссии КЧС участия не принимало и не могло оценивать его правомерность.

Отношения в сфере газоснабжения регулируются законодательством о газоснабжении, в частности Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ
«О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении).

В соответствии с положениями статьи 2 поставщиком (газоснабжающей организацией) является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

Порядок поставки газа в свою очередь определяется Правилами поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее — Правила № 162).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 162 поставка газа осуществляется на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с п 32 Правил № 162 стороны исполняют договорные обязательства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами и правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.

Исходя из чего следует, обязанности сторон по договору поставки газа регламентируются положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, а сам договор имеет гражданско-правовую природу (договор поставки/договор энергоснабжения)

В соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с п. 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Комиссией Ярославского УФАС России отклонены заявленные доводы
ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» об отсутствии в его действиях нарушения в силу следующего.

Согласно решению Комиссии КЧС от 15.05.2015 № 10 Обществу не было предписано исполнение обязанности по прекращению поставки газа.

В ходе заседания ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» устно пояснило о том, что в адрес Общества имело место быть обращение уполномоченного представителя ООО «МЭС» о необходимости прекращения поставки газа, однако в подтверждение своих доводов Общество не представило соответствующей заявки или иной письменной переписки в связи с отсутствием технической возможности.

Пункт 2 Решения КЧС от 15.05.2015 № 10, на основании которого действовал, по мнению ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», генеральный директор ООО «МЭС» отменен Переславским межрайонным судом.

Суд изложил свою позицию в решении по делу № 2-1209/15 от 06.08.2015. Принимая решение, суд исходил из того, что указанное решение КЧС было принято в отсутствие доказательств возможного наступления чрезвычайной ситуации, и угрозы негативных последствий от деятельности котельной, а также в отсутствие удостоверенного Ростехнадзором неуовлетворительного состояния котельных, данный осмотр был произведен лишь после вынесения указанного решения.

Данное решение Межрайонного переславского суда Ярославской области не оспаривалось и вступило в силу. Факты, установленные в данном решении, имеют преюдициальное значение и не требуют дополнительного доказывания.

При этом, установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» не уведомило ООО «МЭС» никаким образом о прекращении поставки газа.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» должно было проверить наличие удостоверенного со стороны органа государственного энергетического надзора факта аварийной ситуации или наличия угрозы жизни и безопасности граждан, в соответствии с которым прекращение поставки газа может быть осуществлено без соглашения сторон, а при получении соответствующей информации уведомить покупателя о произведении прекращения поставки газа в соответствующем порядке со своей стороны незамедлительно.

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в свою очередь не осуществило необходимые действия, в результате чего нарушило порядок прекращения поставки газа на котельные, принадлежащие ООО «МЭС» в мкр. Чкаловский и
пос. Молодежный в г. Переславль-Залесский Ярославской области.

Исходя из изложенного ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» произвело прекращение поставки газа в нарушение установленного порядка, а именно ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» осуществило прекращение поставки в отсутствие удостоверения государственным органом энергетического надзора факта угрозы наступления аварии и угрозы жизни и безопасности граждан от деятельности энергетических объектов – котельных, принадлежащих ООО «МЭС», и без предварительного уведомления ООО «МЭС», что повлекло ущемление интересов ООО «МЭС», а равно невозможность осуществлять предпринимательскую деятельность по производству и поставке тепловой энергии в адрес потребителей на территории пос. Молодежный и мкр. Чкаловский в г. Переславль-Залесский Ярославской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и(или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и(или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу определения понятий, используемых в Законе о защите конкуренции, данных в ст. 4 Закона, товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно аналитическому отчету состояния конкуренции Ярославского УФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг поставки газа в г. Переславль-Залесский установлены следующие обстоятельства.

Период, за который исследуется информация о поставке тепловой энергии, составил с 01.01.2015 по 31.12.2015.

В рассматриваемом деле между ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» и ООО «МЭС» возникли взаимоотношения по поводу поставки газа на котельные
в мкр. Чкаловский и мкр. Молодежный г. Переславль-Залесский Ярославской области.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Природный газ может использоваться для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в целях осуществления деятельности по обеспечению коммунально-бытовых нужд населения.

Основу природного газа составляет метан, содержание которого в зависимости от типа месторождения колеблется от 75 до 99 % по объему.

На основании изложенного продуктовые границы определены как поставка природного газа для осуществления предпринимательской, в том числе в целях осуществления деятельности по обеспечению коммунально-бытовых нужд населения.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавцы реализовать товар или предоставить услугу.

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» осуществляло поставку природного газа в соответствии с договором покупки газа с ООО «Газпром межрегионгаз» на выходе с ГРС Переславль (г. Переславль-Залесский, Переславский муниципальный район, Ярославская область).

Географические границы рынка определены административно-территориальными границами г. Переславль-Залесский.

При этом, целесообразно осуществить сужение географических границ рынка поставки природного газа до границ мкр. Чка ловский и мкр. Молодежный
г. Переславль-Залесский Ярославской области, на территории которых расположены рассматриваемые котельные ООО «МЭС».

ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» на рынке поставки природного газа в границах мкр. Чкловский и мкр. Молодежный г. Переславль-Залесский Ярославской области (в границах присоединенной сети) занимает доминирующее положение с долей на рынке равной 100 %.

Таким образом, действия (бездействие) ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по неправомерному прекращению поставки газа на котельные ООО «МЭС» в мкр. Чкаловский и мкр. Молодежный в г. Переславль-Залесский, образуют состав нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 года.

В связи с тем, что работа котельных была возобновлена, у Комиссии оснований для выдачи предписания нет.

1.2. Между ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» и ЗАО «РСП-5» заключен договор поставки газа № 60-4-0360/13 от 26.10.2012.

18.04.2014 ЗАО «РСП-5» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» просьбу об осуществлении опломбировки вводной задвижки № 1 котельной, находящейся на территории ЗАО «РСП-5».

05.05.2014 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» направило в адрес ЗАО «РСП-5» претензию о наличии задолженности по оплате поставленного-принятого газа по указаннному договору и необходимости погашения образовавшейся задолженности, а также о том, что в соответствии с п. 9.5 указанного договора поставщик в праве расторгнуть в одностороннем внесудебном порядке договор поставки газа в случае неисполнения обязательств по оплате.

19.05.2014 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» направило в адрес ЗАО «РСП-5» письмо, в котором сообщило, что в связи с непогашением образовавшейся задолженности за поставленный газ поставщик вынужден обратиться в суд, а также повторно сообщило о возможном одностороннем расторжении договора поставки газа.

07.07.2014 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» направило в адрес ОАО «Яргазсервис» просьбу о произведении прекращения поставки газа на котельную ЗАО «РСП-5» в связи с задолженностью по оплате поставленного-принятого газа и отсутствием мер по ее погашению.

09.07.2014 ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» совместно с представителями ОАО «Яргазсервис» и ЗАО «РСП-5» произвело прекращение поставки газа и опломбирование газового оборудования.

В ходе рассмотрения дела ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» пояснило, что котельная ЗАО «РСП-5» является сезонной, а прекращение поставки газа было осуществлено уже на неработающую котельную, отсутствие потребления газа после апреля 2014 года подтверждается ведомостью поставки газа за 2014 год.

Также Общество пояснило, что возражений от ЗАО «РСП-5» относительно прекращения поставки газа не поступало, а акт о прекращении поставки был подписан представителем потребителя. Помимо этого Общество в представленных письменных возражениях в ходе рассмотрения дела предположило, что у потребителя отсутствовала необходимость потребления газа по причине нахождения Общества в стадии банкротства, а в последствии признания его банкротом, что подтверждается решением Арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-12868/2014. Также Общество пояснило, что у потребителя перед поставщиком газа на момент рассмотрения дела осталась непогашенная задолженность по договору поставки газа.

В соответствии с п. 34 Правил № 162 Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Таким образом ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» осуществило прекращение поставки газа на сезонное газопотребляющее оборудование
ЗАО «РСП-5» после самостоятельного прекращения потребления газа в виду окончания отопительного сезона и после подачи ЗАО «РСП-5» заявки на прекращение поставки газа. Данные действия ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» не влекут ущемления интересов ЗАО «РСП-5» в сфере предпринимательской деятельности.

Кроме того, в соответствии со ст. 41.1 дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства. Действия ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по прекращению поставки газа в отношении ЗАО «РСП-5» совершены 09.07.2014.

Исходя из вышесказанного, следует дело 07-03/06-17 в части действий по прекращению поставки газа ЗАО «РСП-5» 09.07.2014 подлежит прекращению в связи с истечением срока привлечения к ответственности и отсутствия в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 41, статьей 41.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении , предусмотренного статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии М.И. Матяшевская

 

 

Члены Комиссии: А.А. Яузина

 

А.А. Турутина

Связанные организации

Связанные организации не указаны