Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 19 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчик –
ОАО «РЖД»
e-mail: rkzs@nrr.ru
Заявитель –
ООО «Центр гидравлических систем»
e-mail: <...>
Электронная торговая площадка –
OОO «РТС-тендер»
e-mail: ko@rts-tender.ru
(для сведения)
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушение порядка проведения закупки
№ 076/10/18.1-630/2022
14 июля 2022 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 19.07.2022 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Шушкова А. С., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Конькова Н. А., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А. М.,
с участием:
от ОАО «РЖД» - <...>, <...>, <...> (по доверенностям),
в отсутствие ООО «Центр гидравлических систем» (далее – ООО «ЦГС»), о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «ЦГС» (вх. № 7385 от 05.07.2022) на действия (бездействие) заказчика – ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «ЦГС» (вх. № 7385 от 05.07.2022) на действия (бездействие) заказчика – ОАО «РЖД», при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту грузоподъемной техники (козловых кранов) Северной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (Извещение - № 1471/ЗКТЭ-ЦМ/22).
Обжалуемые действия (бездействие): неправомерное отклонение заявки ООО «Центр гидравлических систем» на участие в закупке.
На заседании Комиссии 11.07.2022 представители заказчика представили документы, запрошенные уведомлением от 08.07.2022 № 5314/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласились.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Комиссией установлено следующее.
31.05.2022 на официальном сайте электронной торговой площадки (далее – ЭТП) «РТС-тендер» размещено извещение № 1471/ЗКТЭ-ЦМ/22 о проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту грузоподъемной техники (козловых кранов) Северной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (далее – запрос котировок, закупка).
ООО «ЦГС» была подана единственная заявка на участие в настоящей закупке, что подтверждается итоговым протоколом от 24.06.2022 № СЕВ ДМ-214/пр.
Согласно данному протоколу заявка ООО «ЦГС» была отклонена закупочной комиссией заказчика в связи с тем, что на момент ее рассмотрения Общество было включено в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Исходя из содержания жалобы, заявитель полагает, что отклонение его заявки на участие в закупке является необоснованным и противоречит пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Так, по мнению заявителя, информация о включении ООО «ЦГС» в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Законом о контрактной системе была опубликована уже после подачи Обществом заявки и после истечения срока подачи заявок в целом, в связи с чем рассматриваемая информация не должна учитываться закупочной комиссией при подведении итогов.
Вместе с тем, извещение о проведении запроса котировок не содержит, по мнению заявителя, однозначного требования об отсутствии в отношении участника закупки сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заказчик в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (исх. № 1107/СевДМЮ от 11.07.2022), указал, что отказ в допуске ООО «ЦГС» к участию в закупке полностью соответствует извещению, Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (далее – положение), Закону о закупках. В частности, участник закупки должен соответствовать требованиям извещения не только на момент подачи заявки, но и на момент ее рассмотрения закупочной комиссией.
Согласно информации, представленной на официальном сайте zakupki.gov.ru, сведения о включении ООО «ЦГС» в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Законом о контрактной системе опубликованы 13.06.2022 (№ 22002272), тогда как процедура рассмотрения заявок была проведена 24.06.2022.
Также, по мнению заказчика, требования к участнику сформулированы однозначно.
Проанализировав материалы закупки, доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3.6.3 извещения 3.6.3 котировочные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в извещении, на основании представленных в составе котировочных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных извещением, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.
Требования к участникам закупки представлены в разделе 3.3 извещения.
Согласно пункту 3.6.5 извещения участник запроса котировок не допускается к участию в запросе котировок в случаях, установленных приложением № 1 к извещению, в том числе в случае несоответствия участника запроса котировок требованиям, предусмотренным настоящим приложением.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно пункту 201 положения заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и принятыми во исполнение него нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3.3.2.6 извещения участник (каждое лицо, выступающее на стороне участника) должен соответствовать обязательным и иным требованиям извещения о проведении запроса котировок, в частности, требованию об отсутствии сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных частью 7 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Таким образом, заказчик воспользовался своим правом, предоставленным ему Законом о закупках и положением, по установлению в извещении требования об отсутствии в отношении участника закупки сведений о включении в реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках и Законом о контрактной системе.
Довод заявителя о том, что информация о включении ООО «ЦГС» в реестр недобросовестных поставщиков, опубликованная после подачи Обществом заявки и после истечения срока подачи заявок в целом, не должна учитываться закупочной комиссией при подведении итогов, отклоняется Комиссией по следующим основаниям.
Извещение, так же как и Закон о закупках и положение, не предусматривает предъявление к участникам закупки различных требований на тех или иных стадиях проведения закупки.
Напротив, согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно пункту 205 положения отстранение участника закупки от участия в конкурентной закупке или отказ от заключения договора с победителем конкурентной закупки осуществляется в любой момент до заключения договора, если заказчик или комиссия обнаружит, что участник не соответствует требованиям, указанным в пунктах 199 - 201 настоящего Положения, при условии их установления в документации о конкурентной закупке, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, участник закупки должен соответствовать требованию об отсутствии в отношении него сведений в реестрах недобросовестных поставщиков на всех стадиях проведения закупки, предшествующих заключению соответствующего договора. Иное бы противоречило смыслу проведения закупки как способа приобретения товаров, работ, услуг, наиболее удовлетворяющих соответствующим потребностям заказчика, а также смыслу предъявления требований к участникам в целом.
Согласно пункту 3.6.17 извещения заказчик вправе допустить участника к участию в запросе котировок в случае, если участник или его котировочная заявка не соответствуют требованиям извещения, но выявленные недостатки носят формальный характер и не влияют на содержание и условия заявки на участие в запросе котировок, а также на условия исполнения договора и не влекут рисков неисполнения обязательств, принятых таким участником в соответствии с его котировочной заявкой.
По мнению заявителя, в соответствии с пунктом 3.6.17 извещения факт включения ООО «ЦГС» в реестр недобросовестных поставщиков не влияет на условия исполнения договора, а само Общество имеет большой опыт выполнения аналогичных предмету закупки работ на объектах ОАО «РЖД».
Однако, Комиссия полагает, что включение заявителя в реестр недобросовестных поставщиков уже свидетельствует о подтвержденном факте недобросовестного поведения участника закупки и повышенном риске неисполнения такой организацией своих обязанностей по договору, что исключает формальный характер несоответствия сведений, представленных в заявке, требованиям извещения.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «ЦГС» на участие в закупке была отклонена заказчиком правомерно, нарушения пунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках не установлены, следовательно, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЦГС» (вх. № 7385 от 05.07.2022) на действия (бездействие) заказчика – ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту грузоподъемной техники (козловых кранов) Северной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (Извещение - № 1471/ЗКТЭ-ЦМ/22) необоснованной.
2. Снять ограничения, установленные уведомлением от 08.07.2022
№ 5314/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А. С. Шушкова |
|
Члены Комиссии |
Н. А. Конькова |
|
А. М. Давыдова |