Решение №338/05-02 РЕШЕНИЕ по делу № 076/06/64-846/2019 от 16 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Урал Контракт»

620100, г. Екатеринбург,

ул. Мамина – Сибиряка, д. 101, оф. 310

ural34eis@gmail.com

Федеральному государственному бюджетному учреждению профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею»

150006, г. Ярославль,

ул. Дядьковская, д. 7

zakupki@yarguor.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-846/2019

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 16 января 2020 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Катричевой Е.И., главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Печникова А.Г., главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Семенычевой Е.К., специалиста - эксперта отдела контроля закупок Капраловой Т.С.,

с участием:

заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Урал Контракт» (далее также – ООО «Урал Контракт», заявитель, общество), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

от заказчика, федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (далее также – заказчик) – представителей по доверенности Барышниковой Т.Ю., Буничевой Е.В.,

рассмотрев жалобу ООО «Урал Контракт» на действия заказчика, федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею», при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Дядьковская, д.7 (извещение № 0371100015719000071) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14),

установила:

27.12.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «Урал Контракт» на действия заказчика, федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Дядьковская, д.7 (извещение № 0371100015719000071) (далее – жалоба).

По мнению заявителя, заказчик, разместив 24.12.2019 извещение № 0371100015719000071 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий, расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Дядьковская, д.7, 24.12.2019 и установив 31.12.2019 (10:00) дату окончания срока подачи заявок на участие в данном аукционе (10:00), сократил срок подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе, что, соответственно, исключает возможность подачи им заявки.

Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание для устранения допущенных нарушений.

Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Заказчиком, федеральным государственным бюджетным учреждением профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею», в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 24.12.2019 размещено извещение № 0371100015719000071 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий, расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Дядьковская, д.7 (далее также – извещение о проведении электронного аукциона, извещение) вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 197 694,76 рублей.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (часть 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (часть 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 3 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона № 0371100015719000071 от 24.12.2019, сформированном программно-аппаратными средствами сайта единой информационной системы, а также пунктом 26, 27 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе, являющейся неотъемлемой частью извещения, заказчиком установлен срок, место и порядок подачи заявок участников аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок следующим образом: подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется в период с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе (согласно информации из единой информационной системы извещение размещено 24.12.2019 в 10 часов 34 минуты) до даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, указанных в извещении; заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки (http://www.rts-tender.ru) в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; указанные электронные документы подаются одновременно; участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе в отношении каждого объекта закупки; дата и время окончания срока подачи заявок: 31.12.2019 10:00 (время московское).

Таким образом, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе (в том числе дата и время окончания подачи заявок) определен.

Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

Частью 6 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что порядок осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством Российской Федерации; в таком порядке Правительством Российской Федерации в дополнение к указанной в части 5 статьи 99 информации может определяться иная информация, подлежащая контролю.

Соответствующим постановлением Правительства от 12.12.2015 № 1367 утвержден Порядок осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (вместе с Правилами осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).

Согласно пункту 14 Правил осуществления контроля в случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ объекты контроля, подлежащие в соответствии с Федеральным законом размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе, за исключением объектов контроля, указанных в абзаце седьмом подпункта «в» пункта 13 Правил, размещаемых в информационной системе в срок, установленный для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну»; орган контроля по результатам контроля, предусмотренного «б» и «в» пункта 8 Правил, формирует отметку о соответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, в соответствии с пунктами 11 и 12 Правил в течение 3 рабочих дней со дня поступления объекта контроля на согласование в орган контроля.

Как следует из извещения № 0371100015719000071 дата и время подписания извещения (соответствует дате направления на контроль по части 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ либо дате размещения в ЕИС, в случае отсутствия контроля, по местному времени организации, осуществляющей размещение) 23.12.2019.

Соответственно, 23.12.2019 информация о рассматриваемой закупке направлена посредством ЕИС на контроль в предусмотренном частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ порядке.

24.12.2019 контроль пройден, соответствующая информация размещена в ЕИС (уведомление о прохождение контроля № 132).

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Пунктом 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Исходя их пункта 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Принимая во внимание, что содержание извещения № 0371100015719000071 стало известным для неопределенного круга лиц (потенциальных участников рассматриваемой закупки) 24.12.2019, течение срока для подачи заявок начинает с 25.12.2019 и, соответственно, действия по подаче заявок могут быть выполнены до двадцати четырех часов последнего дня срока 31.12.2019 (с учетом положений части 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и положений статьей 191, 194 ГК РФ, окончание срока (время) подачи заявок должно быть установлено заказчиком как 31.12.2019 в 23:59).

Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона № 0371100015719000071 от 24.12.2019 размещено заказчиком с нарушением части 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, выразившееся в размещение вышеуказанного извещения менее чем за 7 дней (без учета срока на осуществление соответствующего контроля), до даты окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе, что повлекло сокращение с учетом положений аукционной документации для участников закупки сроков подачи заявок.

По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующие нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Частью 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Федеральному закону № 44-ФЗ (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013№ 44-ФЗ).

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодами времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало.

Статьей 194 ГК РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, в данном случае, учитывая, в том числе приведенные выше положения ГК РФ, для расчета даты окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе необходимо выполнить следующие действия: (1) отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе три дня, четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе; (2) прибавить к этой дате еще два дня, таким образом, второй день будет являться датой окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе (то есть до двадцати четырех часов этого дня срока заказчик может давать ответы на запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе, поступившие в последний возможный день срока).

Иными словами, согласно закону дата окончания срока предоставления заказчиком участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе находится в прямой зависимости от даты поступления соответствующего запроса.

В соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе (пункт 13.3 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе) заказчиком и уполномоченным органом установлена следующая дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 17.12.2019 08:00.

Согласно пункту 30 главы 3 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом установлено следующее:

«Дата начала предоставления участникам разъяснений положений аукционной документации: 23.12.2019 г.

Дата окончания предоставления участникам разъяснений положений аукционной документации: 27.12.2019 г.».

Заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе дата окончания срока подачи заявок установлена как 31.12.2019, датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе, является 27.12.2019.

Датой предоставления заказчиком ответов на поступившие запросы (с учетом положений статьи 193 Гражданского Кодекса РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день) – не позднее 29.12.2019.

Принимая во внимание избранный заказчиком и уполномоченным органом способ изложения положений аукционной документации об электронном аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений последней, установлена заказчиком и уполномоченным органом противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом, поскольку, с одной стороны, такая дата установлена 27.12.2019, то есть участник закупки вправе направить запрос до 27.12.2019 (включительно), с другой стороны, «в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе» (то есть фактически такой запрос участник закупки вправе направить до 24.12.2019), что, соответственно, является нарушением пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц; под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией;

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Разделом 2 «Требования к участникам аукциона» главы 2 «Инструкция участникам электронного аукциона» документации об электронном аукционе пунктом 2.1 установлены единые требования к участникам закупки, в том числе:

5) отсутствие в предусмотренном Законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;

9) Участник закупки не является офшорной компанией;

Разделом 4 «Подготовка заявки» указанной главы пунктом 4.2.5 установлен перечень документов информации, которые должна содержать вторая часть заявки, в частности:

3) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 2 – 9 пункта 2.1 Инструкции (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Исходя их части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ документов и информации, не допускается.

Таким образом, установленные заказчиком в аукционной документации требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе не соответствуют требованиям пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а именно, установлено излишние требования о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки декларации о соответствии участника такого аукциона требованиями установленным пунктом 10 части 1 и части 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, допустив тем самым нарушение части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Соответственно документация об аукционе в электронной форме и проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, должны содержать единую информацию, в том числе требования к обеспечению исполнения контракта с учетом положения части 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Требования к проекту контракта установлены статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); при этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Частью 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта; при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно извещению и документации об электронном аукционе (пункт 21 главы 3 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе) заказчиком установлены ограничения, согласно которым к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Соответственно в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (участников рассматриваемой закупки) заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, должны быть установлены требования к обеспечению исполнения контракта с учетом положений части 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Заказчиком в пункте 8.7 раздела 8 «Обеспечение исполнения контракта» главы 2 «Инструкция участникам электронного аукциона» документации об электронном аукционе установлено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта; при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Вместе с тем, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, в том числе, положения соответствующего раздела, регулирующего порядок предоставления обеспечения исполнения контракта не содержит положений относительно порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, включающего условие (возможные действия) к обеспечению исполнения контракта при закупке среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, заказчик, не включив в проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, информацию о порядке обеспечения исполнения контракта с учетом положений части 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, допустил нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, неправомерно установлено требование о предоставлении исполнителем оригинала безотзывной банковской гарантии в течение пяти дней с момента заключения контракта, Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу части 4 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, предоставляется победителем закупки одновременно с подписанным усиленной электронной подписью на электронной площадке проектом контракта.

Заказчиком в пункте 8.4 раздела 8 «Обеспечение исполнения контракта» проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлена обязанность исполнителя предоставить заказчику оригинал безотзывной банковской гарантии в течение пяти дней с момента заключения контракта.

Согласно части 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Требования к банковской гарантии установлены статьей 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Частью 2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005) утверждены, в том числе, дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Дополнительные требования), а также перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – Перечень).

В соответствии с Дополнительными требованиями следует, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

При этом Перечень является исчерпывающим и не предусматривает представление бенефициаром оригинала банковской гарантии.

Понятие электронного документа содержится в пункте 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ), под которым понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, при этом Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ понятие оригинала и копии электронного документа не определено.

ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» установлено понятие оригинала (подлинника), под которым понимается первый или единственный экземпляр документа.

Согласно части 8 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ банковская гарантия, используемая для целей Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка; в течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

С учетом изложенного гарант вправе в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ с использованием государственной информационной системы выразить волю на выдачу банковской гарантии, включив все сведения о гарантии в государственный реестр, находящийся в открытом доступе, создав электронный образ выполненной на бумажном носителе банковской гарантии (путем сканирования с сохранением всех реквизитов), и, подписав этот образ усиленной электронной подписью, направив его через систему электронного документооборота, доведя тем самым и до сведения бенефициара.

Кроме того, следуя позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 10 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, условие банковской гарантии о необходимости приложения ее оригинала на бумажном носителе является ничтожным как противоречащее существу законодательного регулирования в сфере обеспечения исполнения государственных контрактов, заключаемых на электронных аукционах, основанного на признании электронного документооборота (статья 168 ГК РФ, пункт 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 не предусмотрено представление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) оригинала банковской гарантии, поскольку установленная в пункте 8.4. раздела 8 «Обеспечение исполнения контракта» проекта контракта такая формулировка обязывает исполнителя представить оригинал банковской гарантии на бумажном носителе.

Следовательно, заказчик, установив в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, требование о предоставлении исполнителем заказчику оригинала безотзывной банковской гарантии в течение пяти дней с момента заключения контракта допустил нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Ярославское УФАС России принимает во внимание, что допущенные заказчиком нарушения не повлияли на результаты аукциона, поскольку, во-первых, заявитель не доказал тот факт, что оспариваемые им требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки; во-вторых, ООО «Урал Контракт» не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи им заявки на участие в данной закупке; в-третьих, запросов о разъяснении положений документации о данном аукционе в адрес заказчика не поступало; в-четвертых не повлияли на состояние конкуренции, поскольку согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0371100015719000071 от 31.12.2019 на участие в вышеуказанном аукционе подано восемь заявок потенциальных исполнителей, готовых оказать услуги, требуемые заказчику.

С учетом изложенного, а также отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии материально-правового интереса заявителя на участие в закупке, Комиссия считает возможным выдать предписание об устранении части допущенных нарушений (касательно информации и сведений, отраженных в проекте контракта) на стадии заключения контракта.

Руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14), Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

решила:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Урал Контракт»

(ИНН 6671100621, ОГРН 1196658074304) на действия заказчика, федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН 7606086584, ОГРН 1127606002545), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Дядьковская, д.7 (извещение № 0371100015719000071) обоснованной в части нарушения заказчиком части 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

  1. Признать заказчика, федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН 7606086584, ОГРН 1127606002545), нарушившим часть 2 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по профессиональной уборке зданий, внутренних помещений, сооружений и территорий расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Дядьковская, д.7 (извещение № 0371100015719000071) признать заказчика, федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН 7606086584, ОГРН 1127606002545), пункты 8, 11 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику, федеральному государственному бюджетному учреждению профессиональная образовательная организация «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ИНН 7606086584, ОГРН 1127606002545), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы настоящего решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по выявленным признакам состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Лебедева С.Н.

Члены Комиссии:

Катричева Е.И.

Печников А.Г.

Семенычева Е.К.

Капралова Т.С.

Связанные организации

Связанные организации не указаны