Решение №8117/05-02 Решение по делу № 076/06/64-592/2019 от 14 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Медконтракт»

ул. Луначарского, д. 77, оф. 62

г. Екатеринбург, 620075

s@mkkp.ru

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Областная детская клиническая больница»

Тутаевское шоссе, д. 27

г. Ярославль, 150042

adm@odkb76.ru

Департамент государственного заказа Ярославской области

ул. Ползунова, д. 15

г. Ярославль, 150030

dgz@yarregion.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-592/2019

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Печников А.Г., с участием:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Медконтракт» (далее также – ООО «Медконтракт», заявитель) – представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;

от уполномоченного органа – департамента государственного заказа Ярославской области (далее также – уполномоченный орган) – представителя по доверенности Цыгановой Н.Ю.;

от заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная детская клиническая больница» (далее – ГБУЗ ЯО «Областная детская клиническая больница», заказчик) – представителя по доверенности Ильюшко Н.В.,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медконтракт» на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная детская клиническая больница», и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 0171200001919001590) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14),

установила:

02.10.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Медконтракт» на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная детская клиническая больница», и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 0171200001919001590) (далее – жалоба).

Заявитель полагает, что заказчиком и уполномоченным органом при описании объекта закупки, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (аппарата искусственной вентиляции легких портативного электрического), установлены не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55954-2018 «Изделия медицинские. Аппараты искусственной вентиляции легких. Технические требования для государственных закупок» (далее – ГОСТ Р 55954-2018).

Кроме того, по мнению заявителя, проект контракта (подпункт «и» пункта 9.3 раздела 9 «Порядок расчетов» проекта контракта) сформирован заказчиком и уполномоченным таким образом, что участнику закупки непонятно, какой именно документ необходимо представлять заказчику для оплаты поставки медицинского изделия (аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический).

Таким образом, на основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 23.09.2019 размещено извещение № 0171200001919001590 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом при описании объекта закупки, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (аппарата искусственной вентиляции легких портативного электрического), установлены не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55954-2018, Комиссия приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Следовательно, заказчик в зависимости от своих потребностей в аукционной документации должен установить требования к поставке медицинских изделий (аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический) с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к закупаемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик к оказываемым товарам предусмотрено законодательством о закупках.

В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная детская клиническая больница».

Согласно разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий - аппарата искусственной вентиляции легких портативного электрического.

Рассматриваемый аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический предназначен для обеспечения долгосрочной альвеолярной поддержки пациентов, которым не требуется комплексная реанимационная вентиляция легких. Малые габариты и вес аппарата позволяют его использовать в домашних условиях. Для размещения аппарата не требуется специально оборудованного помещения и особого подключения к централизованной разводке подачи газов лечебного учреждения. Питание осуществляется от электросети и/или от встроенного аккумулятора («Назначение оборудования» раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации).

Соответственно, заказчику необходим аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический, в том числе, для использования последнего в домашних условиях.

Как было указано выше, по мнению заявителя, заказчиком и уполномоченным органом при описании объекта закупки, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (аппарата искусственной вентиляции легких портативного электрического), установлены не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55954-2018.

Согласно «Введению» ГОСТ Р 55954-2018 устанавливает требования к подготовке технических заданий и их оформлению для проведения закупок аппаратов искусственной вентиляции легких для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Международных аналогов настоящему стандарту не существует. Настоящий стандарт отражает специфику отечественных форм закупок медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу раздела 1 «Область применения» ГОСТ Р 55954-2018 устанавливаются требования к подготовке технических заданий (ТЗ) и их оформлению для проведения государственных закупок аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

ГОСТ Р 55954-2018 не распространяется:

- на транспортные аппараты ИВЛ;

- аппараты для ИВЛ в домашних условиях;

- аппараты для ИВЛ постоянным положительным давлением (СРАР-терапии);

- аппараты для высокочастотной струйной ИВЛ;

- аппараты ИВЛ, предназначенные только для новорожденных.

Доказательств того, что положения рассматриваемого государственного стандарта применимы к закупке данного медицинского изделия текст жалобы заявителя не содержит.

Соответственно, учитывая пояснения заказчика и уполномоченного органа, требования раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации, и ГОСТ Р 55954-2018, при описании объекта закупки, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (аппарата искусственной вентиляции легких портативного электрического), не устанавливались, в связи с неприменением требований ГОСТ Р 55954-2018 к аппаратам искусственной вентиляции легких, используемых в домашних условиях, следовательно, довод заявителя об обратном является несостоятельным.

Рассматривая довод заявителя о том, что проект контракта (подпункт «и» пункт 9.3 раздела 9 «Порядок расчетов» проекта контракта) сформирован заказчиком и уполномоченным органом таким образом, что участнику закупки непонятно, какой именно документ необходимо представлять заказчику для оплаты поставки медицинского изделия (аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический), Комиссия установила следующее.

Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 9.3 раздела 9 «Порядок расчетов» проекта контракта установлено, что оплата по Контракту за поставленное Оборудование и оказанные Услуги осуществляется Заказчиком после представления Поставщиком следующих документов или копий документов:

а) счета;

б) счета-фактуры (для плательщиков НДС);

в) товарной накладной (универсального передаточного документа);

г) Акта приема-передачи Оборудования (приложение № 3 к Контракту), подписанного Поставщиком и Заказчиком;

д) Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение № 4 к Контракту), подписанного Поставщиком и Заказчиком;

е) копии регистрационного удостоверения на Оборудование;

ж) гарантии производителя (изготовителя) на Оборудование (копии);

з) гарантии Поставщика на Оборудование (копии);

и) копии декларации о соответствии Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями);

к) технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования на русском языке;

л) заверенной надлежащим образом поставщиком копии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники или копии контрактов с авторизованными сервисными центрами или копии контрактов с соисполнителями, имеющими данную лицензию (в 1 экземпляре).

м) иных документов, предусмотренных действующим законодательством.

Из анализа указанного выше пункта проекта контракта следует, что оплата по контракту за поставленное оборудование и оказанные услуги осуществляется заказчиком после предоставления поставщиком, в числе прочего, копии декларации о соответствии оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями).

Как пояснили на заседании Комиссии, представители заказчика и уполномоченного органа, рассматриваемый пункт контракта установлен в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 г. № 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (далее – приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 г. № 724н).

В приложении № 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 г. № 724н содержится типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее – Типовой контракт).

Пунктом 9.3 раздела 9 «Порядок расчетов» Типового контракта предусмотрено, что 9.3. Оплата по Контракту за поставленное Оборудование и оказанные Услуги осуществляется Заказчиком после представления Поставщиком в срок_____________следующих документов или копий документов:

а) счета;

б) счета-фактуры;

в) товарной накладной (товарных накладных, подписанных Получателями);

г) Актов приема-передачи Оборудования (приложение N 4 к Контракту), подписанных Поставщиком и Получателями*(18);

д) Актов ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 5 к Контракту), подписанных Поставщиком и Получателями*(18);

е) копий регистрационных удостоверений на Оборудование*(18);

ж) гарантии производителя (изготовителя) на Оборудование (копии)*(18);

з) гарантии Поставщика на Оборудование (копии)*(18);

и) копии документа о соответствии*(25) Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями)*(18);

к) Сводного реестра товарных накладных на поставку Оборудования (приложение N 6 к Контракту)*(18);

л) Акта об исполнении обязательств по Контракту (приложение N 8 к Контракту), подписанного Сторонами в порядке, определенном пунктом 17.2 Контракта;

м)______________________________*(26).

Обратившись к сноске *(25) Типового контракта, Комиссией установлено, что документ о соответствии указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (далее – Единый перечень).

В разделе «9444 Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма» Единого перечня содержится указание на аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под декларацией о соответствии понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что проект контракта (подпункт «и» пункта 9.3 раздела 9 «Порядок расчетов» проекта контракта), являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, сформирован заказчиком и уполномоченным органом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства в рассматриваемой сфере (включая требования Типового контракта), а, соответственно довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медконтракт» (ИНН 6670476325, ОГРН 1186658092114) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная детская клиническая больница» (ИНН 7602063829, ОГРН 1077602005128), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (аппарат искусственной вентиляции легких портативный электрический), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение № 0171200001919001590), необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Лебедева С.Н.

Члены Комиссии:

Катричева Е.И.

Печников А.Г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны