Предупреждение б/н Предупреждение от 16 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация

городского поселения

Гаврилов-Ям

 

152240, г. Гаврилов-ЯМ,

ул. Кирова, д. 1а

gavrilovyam@rambler.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№ 06-08/40-21

16 июня 2021 года г. Ярославль

 

В результате проведенного Ярославским УФАС России анализа действующих на территории Ярославской области нормативных актов в сфере похоронного дела и оказания ритуальных услуг, установлено следующее.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к
вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В пункте 1 статьи 29 Закона о погребении закреплено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела в рамках гарантированного перечня, включают в себя:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

На основании пункта 3 Постановления Администрации городского поселения Гаврилов-ЯМ от 12.11.2020 № 670 «Об организации похоронного дела в городском поселении Гаврилов-Ям» статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения наделено МУП «Ритуал» городского поселения Гаврилов-Ям.

Таким образом, в соответствии с положениями Закона о погребении
МУП «Ритуал» наделено полномочиями по осуществлению погребения, а именно, исключительным правом по осуществлению погребения в рамках гарантированного перечня.

Указанным выше постановлением также утверждено Положение об организации похоронного дела в городском поселении Гаврилов-Ям (приложение №1 к постановлению, далее - Положение), которым регламентированы отношения, связанные с погребением на общественных кладбищах городского поселения Гаврилов-Ям умерших граждан.

В соответствии с пунктом 4.3. Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела вправе оказывать, в числе прочего, услуги по изготовлению, установке, окраске, монтажу, демонтажу и реализации надмогильных сооружений, осуществлению ухода за местом погребения, а также осуществлять торговлю предметами похоронного ритуала и материалами для благоустройства могил.

Таким образом, специализированная служба по вопросам похоронного дела является хозяйствующим субъектом на рынке оказания ритуальных услуг.

1. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 2.6 Положения установлено, что транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, в том числе с мест их обнаружения или происшествия, по заявлениям органов внутренних дел, врачей скорой и неотложной медицинской помощи, граждан осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств местного бюджета.

Согласно пункту 2.3.9 ГОСТ 32609-2014 «Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенного в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 551-ст (далее — ГОСТ 32609-2014) к основным видам ритуальных услуг относится транспортирование останков и праха умерших или погибших, под которой понимается перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства.

Пункт 1 статьи 9 содержит закрытый перечень ритуальных услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела в рамках гарантированного перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Такая ритуальная услуга, как транспортировка тел умерших в места предпохоронного содержания не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, следовательно, может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся предпринимательской деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

Пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) определено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона № 44-ФЗ заказчиками осуществляются закупки для обеспечения, в том числе, муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий муниципальных органов. К числу муниципальных нужд относится, в том числе, содержание мест захоронения, транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших.

Таким образом, оказание услуг по транспортировке в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших может быть осуществлено только путем проведения предусмотренных Законом № 44-ФЗ конкурентных процедур за счет соответствующего бюджета муниципального образования.

Возложение администрацией городского поселения Гаврилов-Ям на специализированную службу по вопросам похоронного дела обязанности по осуществлению транспортировки умерших в морг без проведения конкурентных процедур влечет создание необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту на рынке оказания ритуальных услуг, что содержит признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 7.3 Положения на территории кладбища запрещается оставлять запасы строительных материалов без согласования с администрацией специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Предусмотренное пунктом 7.3 Положения нормы наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом, организационно-распорядительными полномочиями органа местного самоуправления свидетельствует о наличии признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает администрацию городского поселения Гаврилов-Ям о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно:

  • внести изменения в пункт 2.6 Положения, исключающие возложение на специализированную службу по вопросам похоронного дела обязанности по осуществлению транспортировки умерших в морг без проведения конкурентных процедур;

  • внести изменения в пункт 7.3 Положения, исключающие наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела полномочиями органа местного самоуправления.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «01» сентября
2021 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель Управления И.Г. Паутов

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны