Решение по делу № 04-01/34-09
«23» октября 2009 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
рассмотрев дело № 04-01/34-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту отсутствия в выходных данных газеты «РИКО экспресс» информации о рекламной специализации данного издания, в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – Общества с ограниченной ответственностью «РИКО экспресс» (далее – ООО «РИКО экспресс»), юридический адрес: г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, офис 101, в лице <…>,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России поступило заявление гр. <…> (вх. № 4832 от 26.08.2009). По мнению заявителя, издателем газеты «РИКО экспресс» при размещении рекламы в № 19 (549) за 17 мая 2009 года допущено нарушение статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе», Закон). Нарушение выражается в отсутствии в выходных данных издания информации о специализации газеты на рекламных материалах, а также в отсутствии на рекламных модулях пометки «реклама» или пометки «на правах рекламы».
Заявитель <…> на заседание Комиссии не явилась, о месте и времени рассмотрения дела № 04-01/34-09 извещена надлежащим образом. Ходатайство об отложении рассмотрения дела от заявителя не поступало. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело рассматривается в отсутствие заявителя.
В № 19 (549) за 17 мая 2009 года газеты «РИКО экспресс» размещен ряд рекламных материалов, в частности:
· «ДОСТУПНЫЕ ОКНА высокое качество по разумной цене Выгодное сезонное предложение до 31 мая...» (страница 1);
· «СКМ Мы продаем то, что производим сами! ОКНА, ДВЕРИ ИЗ ПВХ И AL офисные перегородки, входные группы, раздвижные двери, стеклянные двери...» (страница1);
· «ФРАНЦУЗСКИЕ НАТЯЖНЫЕ ПОТОЛКИ FRANSTUDIO МАТОВЫЕ от 560 р/кв.м ГЛЯНЦЕВЫЕ от 690 р/кв.м ул. СОВЕТСКАЯ д.16 тел.74-52-15» (страница 1);
· «КОМЕТА» Пластиковые окна, жалюзи Балконы и лоджии AL конструкции Дизайн окна в подарок!...» (страница 1);
· «ОКНА ЯНА «Весенняя» акция! NEW! ТЕПЛОПАКЕТ по цене обычного стеклопакета! КРЕДИТ!...» (страница 1);
· и другие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация о соответствующих товарах, работах услугах, изготовителях, продавцах, размещенная в № 19 (549) за 17 мая 2009 года газеты «РИКО экспресс» обладает всеми признаками рекламы, определенными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», следовательно, является рекламой.
Согласно статье 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе», Закон) размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Представитель ООО «РИКО экспресс» пояснила, что газета «РИКО экспресс» является рекламно-информационной. В отдельных номерах газеты размещаются наряду с рекламными и информационные материалы. При этом основной объем номера составляет реклама. Объем рекламы Свидетельством о регистрации СМИ не установлен. Представитель ООО «РИКО экспресс» признала вменяемое нарушение Федерального закона «О рекламе» в части отсутствия в выходных данных информации о рекламной специализации газеты.
Рассмотрев материалы дела и приняв во внимание пояснения ООО «РИКО экспресс», Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со Свидетельством о регистрации средства массовой информации № Т-1049 от 10.06.1997г., выданным Центральным региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства о средствах массовой информации Комитета Российской Федерации по печати, примерная тематика и (или) специализация газеты «РИКО экспресс» – рекламно-информационная. На обложке № 19 (549) за 17 мая 2009 года газеты «РИКО экспресс» имеется указание о том, что она является бесплатным рекламно-информационным еженедельником. Такое указание позволяет сделать вывод о том, что в газете «РИКО экспресс» могут размещаться как рекламные материалы, так и информационные материалы. В № 19 (549) за 17 мая 2009 года газеты «РИКО экспресс» объем рекламы составляет около 65 процентов объема данного номера газеты. В выходных данных указанного номера газеты «РИКО экспресс» не содержится информации о специализации издания на сообщениях и материалах рекламного характера. Размещение текста рекламы не сопровождается пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Таким образом, нарушены требования статьи 16 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16 Закона, несет рекламораспространитель.
Пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определяет рекламораспространителя как лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Учредителем и издателем газеты «РИКО экспресс» является ООО «РИКО экспресс».
Таким образом, рекламораспространитель ООО «РИКО экспресс», не разместив в выходных данных в № 19 (549) за 17 мая 2009 года газеты «РИКО экспресс» информацию о рекламной специализации печатного издания, допустил распространение рекламы, размещенной в рассматриваемом номере газеты без соответствующего сообщения о рекламном характере опубликованных в газете материалов, тем самым нарушив требования статьи 16 Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в № 19 (549) за 17 мая 2009 года газеты «РИКО экспресс», поскольку в ней нарушены требования статьи 16 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «РИКО экспресс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «27» октября 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-01/34-09
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
«23» октября 2009 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>,
на основании своего решения от 23 октября 2009 года по делу № 04-01/34-09 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой Обществом с ограниченной ответственностью «РИКО экспресс» (далее – ООО «РИКО экспресс») в № 19 (549) за 17 мая 2009 года газеты «РИКО экспресс» с нарушением статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «РИКО экспресс», юридический адрес:г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, офис 101, в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписанияпрекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы без пометки «реклама» или без пометки «на правах рекламы» в объеме, превышающем сорок процентов объема одного номера газеты «РИКО экспресс», при отсутствии в выходных данных газеты информации о специализации издания на сообщениях и материалах рекламного характера.
2. ООО «РИКО экспресс», юридический адрес: г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 2, офис 101, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 17 ноября 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.