Решение №12715 Решение от 20 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF- «Газпром теплоэнерго Ярославль»
- г.Ярославль,
- Машиностроителей, д.64
- Г.Н.
- г.Ярославль,
- ...
- Н.В.
- г.Ярославль,
- ...
- А.Н.
- г.Ярославль,
- ...
- О.Е.
- ...
- М.И.
- г.Ярославль,
- ...
- А.Н.
- г.Ярославль,
- ...
- Д.Ю.
- г.Ярославль,
- ...
АО «Управляющая
организация многоквартирными домами Дзержинского района»
150061 г.Ярославль, ул. Громова, д.9
ПАО «ТГК-2»
150003, г. Ярославль,
ул. Пятницкая, д.6
ООО «Пик-Комфорт»
150006, г. Ярославль, ул. Чернопрудная, д.10, корп.3
РЕШЕНИЕ
по делу №076/01/10-361/2020 о нарушении
антимонопольного законодательства
09 ноября 2020 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года)
Комиссия Ярославского УФАС России в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России "..."
члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ "...", специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ "...",
рассмотрев дело №076/01/10-361/2020, возбужденное в отношении
ООО «Газпром теплоэнерго ярославль», ИНН 7603060690, ОГРН 1157603000015, юридический адрес: 150065, г. Ярославль, пр. Машиностроителей, д.64, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в несоблюдении температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с районной котельной № 6 ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» в отопительный сезон 2019-2020 годов,
у с т а н о в и л а:
В Ярославское УФАС России поступило обращение собственников жилых помещений в многоквартирном доме (далее – МКД), расположенном по адресу:
"...", а также обращения собственников жилых помещений в МКД, расположенном по адресу: г. Ярославль, "..." (вх.№4669 от 06.05.2020, вх.№5674 от 25.05.2020,
вх.№5657 от 25.05.2020, вх.№6210 от 05.06.2020, вх.№6257 от 08.06.2020) о нарушении ПАО «ТГК-2» антимонопольного законодательства, выразившемся в нарушении расчетного периода для оплаты коммунальных услуг, в начислении платы за отопление и горячее водоснабжение вне зависимости от температуры наружного воздуха, неправильном расчете льгот при начислении платы за коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении») теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечивать качество теплоносителей.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Согласно пункту 10 статьи 2 названного Федерального закона качество и безопасность воды (далее - качество воды) - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19); на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (пункты 1 и 4 статьи 39).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила №354).
Согласно пункту 13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В приложении №1 Правил № 354 определены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению (раздел II), и установлена необходимость обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации - СанПиН 2.1.4.2496-09.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 г. №20 и предъявляющими гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, также предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С (пункт 2.4.).
Исходя из пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила №808), показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
В соответствии с частью 7 статьи 19 ФЗ «О теплоснабжении» характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения, должны содержаться в утверждаемых Правительством Российской Федерации правилах коммерческого учета.
При этом под качеством тепловой энергии подразумевается совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением (пункт 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, далее - Правила № 1034).
Пунктом 107 Правил № 1034 определены параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения, которые подлежат контролю качества. Данные параметры различаются в зависимости от способа присоединения теплопотребляющей установки потребителя к тепловой сети - непосредственное присоединение, присоединение через центральный тепловой пункт, присоединение через индивидуальный тепловой пункт.
Пункт 1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115 (далее – Правила № 115), устанавливает требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
-производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200°С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
-паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
-систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Согласно пункту 6.2.59 Правил № 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.
Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более:
- по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, +-3%;
- по давлению в подающем трубопроводе +-5%;
В ходе рассмотрения обращения установлены следующие обстоятельства.
Система теплоснабжения МКД по адресу: "..." – двухтрубная, схема подключения системы отопления – зависимая, через элеватор система ГВС – открытая. Управляющей организацией в указанном МКД является АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района».
01.04.2019 между ПАО «ТГК-2» и АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» заключен договор ресурсоснабжения №7029/001380-0001/ДогЭСД19 (далее - Договор ресурсоснабжения).
В соответствии с пунктом 1.1. Договора ресурсоснабжения ресурсоснабжающая организация отпускает тепловую энергию и теплоноситель на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома до точек поставки, а исполнитель оплачивает отпущенные коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 2.1. Договора ресурсоснабжения ресурсоснабжающая организация обязана обеспечивать отпуск коммунального ресурса по объектам исполнителя, указанным в Приложении № 3а, в количестве (объеме) и с качеством, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг и условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В приложении № 3а к Договору ресурсоснабжения указан перечень объектов для поставки коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе в многоквартирный дом, расположенный по адресу: "..."
Между ПАО «ТГК-2» и собственниками жилых помещений в МКД расположенном по адресу:"...", заключены прямые договоры на оказание коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению. Управляющей организацией в указанном МКД является
ООО «Пик-Комфорт».
Согласно схеме теплоснабжения городского округа города Ярославля единой теплоснабжающей организацией № 1 является ПАО «ТГК-2», в зоне деятельности которой находятся несколько теплоснабжающих организаций, в том числе, ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль». В связи с тем, что у ПАО «ТГК-2» отсутствуют теплоисточники для приготовления тепловой энергии и теплоносителя для нужд потребителей, между ПАО «ТГК-2» и ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» заключен договор поставки тепловой энергии
№ 04-30/136/001535-0002/догЭСД15 от 22.05.2015 (соглашением от 07.11.2019 договор был расторгнут). Приложением к указанному договору является температурный график, ответственность за соблюдение которого возложена на поставщика (ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль»), следовательно,
ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» несет ответственность за качество отпускаемого с котельной ресурса.
Система теплопотребления указанных МКД подключена к сетям централизованного теплоснабжения от районной котельной № 6 ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» (далее – РК-6).
В связи с вышеуказанным, ответственной организацией за качество отпускаемой тепловой энергии, в рассматриваемый период, являлось ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль».
ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» представлены отчеты о теплопотреблении.
По результатам анализа вышеуказанных отчётов было установлено, что в периоды 06.10.2019, 14.10.2019, с 28.10.2019 по 31.10.2019 включительно, с 08.11.2019 по 09.11.2019 включительно, с 12.11.2019 по 13.11.2019 включительно, 16.11.2019, с 21.11.2019 по 26.11.2019 включительно, 30.11.2019, 01.12.2019, 04.12.2019, 08.12.2019, с 11.12.2019 по 12.12.2019 включительно, с 14.12.2019 по 15.12.2019 включительно, с 17.12.2019 по 18.12.2019 включительно, с 26.12.2019 по 27.12.2019 включительно, 29.12.2019, 03.01.2020, 10.01.2020, 12.01.2020, с 22.01.2020 по 25.01.2020 включительно, с 28.01.2020 по 01.02.2020 включительно, с 06.02.2020 по 09.02.2020 включительно, с 11.02.2020 по 15.02.2020 включительно, 23.02.2020, 26.02.2020, 28.02.2020 тепловая энергия и теплоноситель с районной котельной №6 ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» отпускались ненадлежащего качества (отклонение температуры воды от нормативов по графику за указанные периоды составляло более 3%).
Вместе с тем анализировать показания температур в целях контроля качества поставляемой горячей воды необходимо путём установления средней температуры за месяц, а не по каждому дню отдельно.
В соответствии с пунктом 34 Правил №808 под расчётным периодом для расчёта потребителей с теплоснабжающей организации принимается 1 календарный месяц. Аналогичное положение содержится и в пункте 37 Правил №354.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД определяются в расчёте на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
Соответственно, расчётным периодом оказания рассматриваемой коммунальной услуги является календарный месяц (при этом согласно сложившейся судебной практике, под расчётным периодом понимается период не совпадающий в полной мере с календарным месяцем, но в общей сложности составляющий 30 или 31 день (например, с 23.10.2019 по 23.11.2019)
Как следует из пояснений ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» отклонение от установленных нормативов в указанные периоды обусловлено техническими особенности предоставления услуг по теплоснабжению, а именно, система теплоснабжения является инерционной, температурная волна от теплоисточника до потребителей, присоединённых к тепловым сетям проходит в течение 4 часов.
Температура теплоносителя задаётся на котельной заранее, на следующие сутки, с учётом метеорологического прогноза, представляемого ФГБУ «Центральное УГМС. В дальнейшем, указанный прогноз сверяется с показаниями не менее трёх независимых метеорологических центров.
Таким образом, если по показаниям метеорологического прогноза будет выявлено понижение температуры наружного воздуха, то температура теплоносителя на котельной будет задаваться с учётом такого понижения.
Описанная процедура необходима для того, чтобы температура теплоносителя успела подняться до необходимого уровня к моменту наступления фактического понижения температуры наружного воздуха. В данном случае необходимо понимать, что в силу технических особенностей системы теплоснабжения, температура теплоносителя не может быть изменена мгновенно, поэтому задаётся заранее.
Вместе с тем, фактические показания температуры наружного воздуха не всегда соответствуют метеорологическим прогнозам, вследствие чего может происходить отклонение от температурного графика.
Таким образом, температуру отпускаемой сетевой воды также необходимо учитывать как среднемесячную.
В течение рассматриваемого периода среднемесячная температура сетевой воды, отпущенной с котельной РК-6 соответствовала утверждённому температурному графику.
Следовательно, Комиссией Ярославского УФАС России установлено несоблюдение температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с районной котельной №2 ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» в отопительный сезон с 2019-2020 годов применительно к ряду дней в соответствующем месяце приведённого отопительного сезона, связанное с вынужденной корректировкой данных по приведённым выше основаниям, при действительном соблюдении температурного графика отпуска тепловой энергии и теплоносителя с районной котельной №2 ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» ежемесячно, положенного в последствии в расчёт стоимости за потреблённую услугу.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, для квалификации по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции требуется совокупность следующих условий:
-доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
-действия (бездействие), противоречащие действующему законодательству;
-ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
-наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.
Исходя из вышеизложенного Комиссия считает, что в действиях
АО «Газпром теплоэнерго Ярославль» отсутствует состав нарушения предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку не установлено действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, противоречащих действующему законодательству, повлекшее ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектом) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей по приведённым в тексте настоящего решения основаниям.
Руководствуясь статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а :
прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции» в отношении
ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ярославской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"..." |
Члены Комиссии |
"..."
".." |
|
|