Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 30 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-1459/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.11.2023                                г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 30.11.2023

 

Комиссия Ярославского Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – Врио заместителя руководителя управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт  отдела контроля закупок Хлынина Я.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Колосова А.С.,

с участием:

от Администрации Пошехонского муниципального района – "..."(по доверенности);

от Министерства конкурентной политики Ярославской области – "..." (по доверенности),

"..." явку не обеспечил, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу "...", перенаправленной ФАС России (вх. № 3092-ЭП/23), на действия (бездействие) организатора торгов —  Министерства конкурентной политики Ярославской области, инициатора торгов – Администрации Пошехонского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме по продаже автомобиля Toйота Камри, 2000 года выпуска, идентификационный номер(VIN) JT153SV2000511731, модель № двигателя 5S 1029381, цвет кузова – зеленый, мощность двигателя 131 л.с., рабочий объем двигателя 2164, куб. см., масса без нагрузки 1460 кг., ПТС – отсутствует (извещение на ГИС ТОРГИ № 22000149210000000176), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское Межрегиональное УФАС России поступила жалоба Музыковского М.Л., перенаправленная ФАС России (вх. № 3092-ЭП/23), на действия (бездействие) организатора торгов —  Министерства конкурентной политики Ярославской области, инициатора торгов – Администрации Пошехонского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме по продаже автомобиля Toйота Камри, 2000 года выпуска, идентификационный номер(VIN) JT153SV2000511731, модель № двигателя 5S 1029381, цвет кузова – зеленый, мощность двигателя 131 л.с., рабочий объем двигателя 2164, куб. см., масса без нагрузки 1460 кг., ПТС – отсутствует (извещение на ГИС ТОРГИ № 22000149210000000176).

Обжалуемые действия (бездействие): нарушение порядка организации и проведения аукциона.

В жалобе Заявитель отмечает, что Организатор торгов не представил отчет об оценке автомобиля. Вместе с тем, в информационном сообщении указано, что начальная цена определена в соответствии с отчетом № 45 от 29.08.2023 г. и равна 187 200 рублей (с учетом НДС). В связи с тем, что отчет не предоставлен, Музыковский М.Л. полагает, что данный отчет вовсе отсутствует.

На заседании Комиссии Организатор торгов, Инициатор торгов представили документы, запрошенные уведомлением от 23.11.2023 № СО/2502/23, и отчет № 45/2023 «О рыночной стоимости автомобиля Тойота Камри, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) JT153SV2000511731, модель № двигателя 5S 1029381, цвет кузова – зеленый».

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия установила следующее.

29.09.2023 г. Организатор торгов посредством электронной торговой площадки АО «ЕЭТП», а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://torgi.gov.ru/new/public) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже автомобиля Тойота Карми, 2000 года выпуска (далее – Извещение, Информационное сообщение).

В Информационном сообщении указано, что Объектом продажи является автомобиль Toйота Камри, 2000 года выпуска, идентификационный номер(VIN) JT153SV2000511731, модель № двигателя 5S 1029381, цвет кузова – зеленый, мощность двигателя 131 л.с., рабочий объем двигателя 2164, куб. см., масса без нагрузки 1460 кг., ПТС - отсутствует. Начальная цена определена в соответствии с отчетом № 45/2023 от 29 августа 2023 года - 187 200 (сто восемьдесят семь тысяч двести) рублей (с учетом НДС).

Согласно статье 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Закон №178-ФЗ) начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.

Администрацией Пошехонского муниципального района (инициатор торгов) начальная цена продажи объекта определена на основании отчета № 45/2023 от 29.08.2023 г.  «О рыночной стоимости автомобиля Тойота Камри, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) JT153SV2000511731, модель № двигателя 5S 1029381, цвет кузова – зеленый», составленного частнопрактикующим оценщиком Постолаки Е.А. (с оценщиком заключен муниципальный контракт № 01713000132230000130001 от 21.08.2023 г.) (далее – отчет).

Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России, изучив указанный отчет, установила, что 24.08.2023 г. объект (автомобиль Тойота Камри, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) JT153SV2000511731, модель № двигателя 5S 1029381, цвет кузова – зеленый) осмотрен частнопрактикующим оценщиком Постолаки Е.А. лично, по результатам осмотра оценщиком подготовлен отчет в письменной форме, согласно которому, рыночная стоимость объекта составила 156 000 рублей (с учетом округления, без НДС), 187 200 рублей (с учетом округления, с НДС).

В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона № 178-ФЗ со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество (далее - претендент), имеет право на ознакомление с информацией о подлежащем приватизации имуществе.

В местах подачи заявок и на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет" должны быть размещены общедоступная информация о торгах по продаже подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, образцы типовых документов, представляемых покупателями государственного или муниципального имущества, правила проведения торгов.

Согласно Информационному сообщению установлен следующий порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи: ознакомиться с информацией о проведении аукционов, проектом, условиями договора купли-продажи, формой заявки, иной информацией о проводимых аукционах, а также с иными сведениями об имуществе, можно с момента начала приема заявок на сайте https://www.roseltorg.ru/, а также в Администрации Пошехонского муниципального района по рабочим дням с 8 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. (перерыв на обед с 12 час. 00 мин. до 13час. 00 мин.) по адресу: г. Пошехонье, пл.Свободы, д.9 (кабинет № 104 отдел по управлению муниципальным имуществом), по телефонам: (48546) 2-16-51, и на сайтах в сети «Интернет»: http://пошехонский-район.рф/prodazha-arenda-munitcipal-nogo-imushcestva.html; https://torgi.gov.ru/new.

Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что поступал запрос о предоставлении дополнительных фото и оценки стоимость.

В ответ на запрос Организатором торгов было указано, что иные фото отсутствуют, а предоставление скана отчета об оценке в сети Интернет не предусмотрено. Иных запросов не поступало, для ознакомления с имуществом и документами никто не обращался.

Пунктом 3 статьи 15 Закона № 178-ФЗ закреплено, что Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, следующие сведения:

1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;

2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

3) способ приватизации такого имущества;

4) начальная цена продажи такого имущества;

5) форма подачи предложений о цене такого имущества;

6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;

8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;

9) исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;

11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;

12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;

13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);

14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества;

15) сведения обо всех предыдущих торгах по продаже такого имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества;

16) размер и порядок выплаты вознаграждения юридическому лицу, которое в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона осуществляет функции продавца государственного или муниципального имущества и (или) которому решениями соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления поручено организовать от имени собственника продажу приватизируемого государственного или муниципального имущества.

17) сведения об установлении обременения такого имущества публичным сервитутом и (или) ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и (или) иными федеральными законами;

18) условия конкурса, формы и сроки их выполнения.

Соответственно, на законодательном уровне не установлено требование о размещении отчета об оценке стоимости имущества в составе Информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества.

Таким образом, Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России при имеющихся в распоряжении документов не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях Организатора торгов — Министерства конкурентной политики Ярославской области; инициатора торгов - Администрации Пошехонского муниципального района, нарушений действующего законодательства.

Музыковский М.Л. подал жалобу в ФАС России 15 ноября 2023 года.

30.10.2023 – дата окончания срока подачи заявок.

Вместе с тем, Комиссией антимонопольного органа установлено, что Заявитель подавал заявку на участие в аукционе, чем подтвердил свое согласие с существующими условиями проведения аукциона, более того, Заявитель участвовал в аукционе и стал победителем, но от заключения договора купли-продажи отказался.

До окончания подачи заявок Музыковский М.Л. указанные положения не оспаривал.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, и происходит с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 N 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статье 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В настоящем случае процессуальные действия антимонопольного органа в случае подачи жалобы на положения закупочной документации уже после окончания подачи заявок прямо Законом N 223-ФЗ не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применении аналогии закона, а именно положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые Музыковским М.Л. положения документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, в противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу Музыковского М.Л., перенаправленной ФАС России (вх. № 3092-ЭП/23), на действия (бездействие) организатора торгов —  Министерства конкурентной политики Ярославской области, инициатора торгов – Администрации Пошехонского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме по продаже автомобиля Toйота Камри, 2000 года выпуска, идентификационный номер(VIN) JT153SV2000511731, модель № двигателя 5S 1029381, цвет кузова – зеленый, мощность двигателя 131 л.с., рабочий объем двигателя 2164, куб. см., масса без нагрузки 1460 кг., ПТС – отсутствует (извещение на ГИС ТОРГИ № 22000149210000000176), необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

                      С.Н. Охинцева

 

 

 

Члены Комиссии

 

                   Я.В. Хлынина

 

 

 

 

 

А.С. Колосова

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны