Решение №3773/06-07 Решение от 13 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов (Заказчик) -                                                                              АО «Ярославские Энергетические Системы»

 

 ул. Красноборская, д. 5, корп. 1,

г. Ярославль, 150055

      

Заявитель –                                                                         

                                                                      ООО «Юникон-ЗСК»

                                                                   

ул. 2-я Владимирская, д. 62А, стр. 13,

г. Москва, 111141,

                                                                           e-mail: a.zosimova@unicongroup.ru

 

Электронная площадка -

ООО «РТС-Тендер»

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)  

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

076/07/3-271/2020

 

08 апреля 2020 года                                                                                               г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 13.04.2020 г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В.               (в режиме видеоконференцсвязи), главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А. (в режиме видеоконференцсвязи), ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Разумов И.В.,

с участием:

от заявителя –  ООО «Юникон-ЗСК» – принял участие в режиме видеоконференцсвязи: Зосимова А.В. (по доверенности);

заказчик - АО «Ярославские энергетические системы» (далее – АО «Ярославские ЭнергоСистемы») – принял участие в режиме видеоконференцсвязи: Орлов А.В.                         (по доверенности);

рассмотрев жалобу ООО «Юникон-ЗСК» на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) – АО «Ярославские ЭнергоСистемы» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение внутритрубной диагностики трубопроводов тепловых сетей АО «Ярославские ЭнергоСистемы» методом магнитного контроля  (номер извещения 32008977767), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),   в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Юникон-ЗСК» (вх. № 3360              от 24.03.2020) на действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) –                              АО «Ярославские ЭнергоСистемы» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение внутритрубной диагностики трубопроводов тепловых сетей АО «Ярославские ЭнергоСистемы» методом магнитного контроля  (номер извещения 32008977767).

Обжалуемые действия (бездействие) – осуществление заказчиком                                   АО «Ярославские ЭнергоСистемы» закупки с нарушением требований Федерального закона  от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), а именно: заказчик, указывая в техническом задании конкретный метод использования замера толщины труб, при наличии иных методов (визуального и измерительного; ультразвукового; акустико-эмиссионного; радиационного; вихретокового; проникающими веществами: капиллярного, течеискания; вибродиагностического; электрического; теплового; оптического), по мнению заявителя, необоснованно ограничил количество участников закупки.

    При проведении заседания Комиссии в режиме видеоконференцсвязи представитель Заказчика пояснил, что каких-либо нарушений действующего законодательства                          при проведении закупки допущено не было, заранее направил запрошенные уведомлением о поступлении жалобы от 27.03.20203273/06-07 документы и материалы. С доводами жалобы не согласился.

    Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что  по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование осуществляется в том числе, в случае проведения заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке.

Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Ярославские ЭнергоСистемы» (далее — Положение о закупке) утверждено внеочередным заседанием совета директоров (протокол от 24.05.2019 № 15) и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО «Ярославские ЭнергоСистемы», устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

12.03.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение внутритрубной диагностики трубопроводов тепловых сетей АО «Ярославские ЭнергоСистемы» методом магнитного контроля  (номер извещения 32008977767).

Начальная (максимальная) цена договора составляет 3 838 880 (три миллиона восемьсот тридцать восемь тысяч восемьсот восемьдесят) рублей 04 копеек, в том числе НДС.

Согласно извещению о проведении запроса предложений в электронной форме датой окончания срока подачи заявок является 25.03.2020 года 09 час.00 мин. по московскому времени, дата подведения итогов –  25.03.2020 года.

Доводы жалобы признаны Комиссией необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) работ и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы потребностям заказчика.

Также в соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с извещением о проведении запроса предложений в электронной форме, а также пунктом 4 документации о проведении запроса предложений в электронной форме предметом договора и предметом закупки является проведение внутритрубной диагностики трубопроводов тепловых сетей АО «Ярославские ЭнергоСистемы» методом магнитного контроля. Работы выполняются в соответствии с условиями договора, техническим заданием (372 п.метра). Описание предмета закупки указано в приложении № 6 к документации.

В соответствии с приложении № 6 к документации о проведении запроса предложений в электронной форме и согласно пункту 2.1 Технического задания при оказании услуг должна быть осуществлена внутритрубная диагностика трубопроводов тепловой сети при помощи телеуправляемого диагностического комплекса, включающая контроль основного металла труб  с применением магнитного метода.

Кроме того, пунктом 1.1 проекта договора предусмотрено, что исполнитель обязуется оказать услуги по проведению внутритрубной диагностики трубопроводов тепловых сетей АО «Ярославские ЭнергоСистемы» методом магнитного контроля, а Заказчик принять и оплатить оказанные услуги (далее услуги) на условиях договора и технического задания, (Приложению №1), являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора.

Таким образом, оказание услуги по проведению внутритрубной диагностики трубопроводов тепловых сетей АО «Ярославские ЭнергоСистемы» методом магнитного контроля является предметом закупки, который в свою очередь является потребностью заказчика и должен быть выполнен в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение №1), являющегося неотъемлемой частью настоящего договора.

В ходе заседания Комиссии заказчик уточнил, что применение магнитного метода с переменным намагничиванием металла обусловлено возможностью выявления коррозионных повреждений различного типа, в том числе сквозных, на внутренней и внешней поверхностях трубопровода без проведения предварительной очистки, то есть через слой высотой до 15 мм.

Так, обследуемые участки трубопроводов тепловых сетей АО «Ярославские ЭнергоСистемы» имеют ряд специфических факторов, оказывающих значительное влияние на эффективность применяемых технологий неразрушительного контроля, а именно – наличие отложений на внутренней поверхности трубопроводов толщиной в среднем 10-15 мм.

В связи с изложенным, заказчиком в пункте 2.4 Технического задания было установлено, что внутритрубная диагностика должна выполняться оборудованием, способным обеспечивать, в том числе выявление коррозионных повреждений на наружной и внутренней поверхности трубы, включая сквозные, через слой отложений высотой до 15 мм.

При этом на момент проведения закупки у заказчика нет потребности в иных методах исследования, кроме метода магнитного контроля, так как предлагаемый заявителем ультразвуковой метод внутритрубной диагностики трубопроводов проводится в полностью заполненных водой трубопроводах, что приводит к непроизводственным потерям существенного объёма сетевой воды в период останова, и делает невозможным проведение плановых ремонтов на трубопроводах, гидравлически связанных с диагностируемым.

Комиссия, принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы исходила из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, согласно которому признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установленные заказчиком требования о проведении внутритрубной диагностики трубопроводов тепловых сетей АО «Ярославские ЭнергоСистемы» методом магнитного контроля, в равной мере применяются ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Кроме того, Комиссия считает, что сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Данный вывод также содержится в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018.

Следовательно, поскольку требования, установленные заказчиком в целях оказания услуги по внутритрубной диагностики металла труб  с применением магнитного метода, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать АО «Ярославские ЭнергоСистемы» (вх. Ярославского УФАС России № 3360 от 24.03.2020) действия (бездействие) организатора торгов (Заказчика) –                        АО «Ярославские ЭнергоСистемы» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение внутритрубной диагностики трубопроводов тепловых сетей АО «Ярославские ЭнергоСистемы» методом магнитного контроля  (номер извещения 32008977767) необоснованной.
      1. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России  от 27.03.20203273/06-07.

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                               Е.В. Гудкевич

   

Члены Комиссии                                                                                        А.В. Семенюк

                                                                                                                   

                    С.А. Шарутина                                                                                                                       

 

К.А. Савичева

 

И.В. Разумов

Связанные организации

Связанные организации не указаны