Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-1284/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.11.2023                                г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 17.11.2023

 

Комиссия Ярославского Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия, Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России, Комиссия антимонопольного органа) в составе:

Председатель Комиссии – и.о. заместителя руководителя управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – заместитель начальника отдела контроля закупок Семенычева Е.К., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Колосова А.С.,

с участием:

от МДОУ «Детский сад № 125» – "..."(по доверенности);

от ИП "..." – "..." (по доверенности),

рассмотрев жалобу ИП "..." (вх. № 1746/23 от 31.10.2023) на действия (бездействие) заказчика — МДОУ «Детский сад № 125» (извещения № 6762744), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское Межрегиональное УФАС России поступила жалоба ИП "..." (вх. № 1746/23 от 31.10.2023) на действия (бездействие) заказчика — МДОУ «Детский сад № 125» (извещение № 6762744).

Обжалуемые действия (бездействие): действия закупочной комиссии Заказчика, положения закупочной документации.

В жалобе Заявитель отмечает, что Заказчик в извещении установил дополнительное требование к участникам закупки: «отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние два года, предшествующие дате размещения извещения о закупке». При этом в извещении Заказчиком не установлено, какими документами подтверждается факт неисполнения (жалобы от Заказчиком, решения суда, претензии и т.д.).

Согласно информации, размещенной на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» (секции РТС маркет/ЗМО) предложение участника № 2 отклонено Заказчиком с пометкой: «Причина несоответствия: описание в протоколе».

Заявитель отмечает, итоговый протокол Заказчиком не размещен на площадке, в связи с чем, Заявитель обратился к Заказчику, который пояснил, что причиной отказа явилось наличие претензии, направленной ранее в адрес ИП "..." Н.Н.

Заявитель полагает, что направление контрагентом по договору претензий и жалоб не может подтверждать факт ненадлежащего исполнения обязательств в силу отсутствия установления достоверности выводов Заказчика, поскольку юридически значимый факт может быть установлен исключительно в судебном порядке.

На заседании Комиссии Заказчик представил документы, запрошенные уведомлением от 02.11.2023 № СО/1368/23, с доводами, изложенными в жалобе не согласился.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России установила следующее.

24.10.2023 г. МДОУ «Детский сад № 125» посредством электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» разместило извещение о проведении закупки продуктов питания на сумму 535 955,00 рублей (закупка малого объема) (извещение № 6762744).

В Извещении установлено следующее дополнительное требование к участникам закупочной процедуры: «отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние два года, предшествующие дате размещения извещения о закупке».

Согласно Протоколу о результатах закупки на поставку продукции питания от 27.10.2023 заявка ИП "..." не соответствует извещению, а именно: в извещении установлено дополнительное требование – отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние два года, предшествующие дате размещения извещения о закупке. К ИП "..." неоднократно предъявлялись претензии по ненадлежащей поставке продуктов питания, нарушений сроков поставки товара и их качеству.

Заказчик на заседании Комиссии антимонопольного органа пояснил, что между МДОУ «Детский сад № 125» и ИП "..." ранее был заключен договор на поставку продуктов питания (бакалея), 30.09.2023 закончил свое действие договор на поставку продуктов питания (овощи) при исполнении которых систематически были нарушены сроки поставки продуктов. В адрес ИП "..." отправлялись претензии (переписка Viber) (Претензия от 16.08.2023 о ненадлежащем какао-порошке), фото некачественного товара и просьбы его заменить на качественные продукты, также неоднократно оформлялись акты выбраковки товара, на имя заведующего регулярно оформлялись служебные записки о замене меню в связи с непоставкой товара.

Комиссия антимонопольного органа установила, что 16.08.2023  Заказчиком на адрес электронной почты ИП "..." была направлена претензия исх. № 01-17/, согласно которой какао-порошок в упаковках по 100 грамм (изготовитель ТЦ «Альвера» г. Балашиха Московской области) не соответствует качественным показателям. В претензии Заказчик указывает на необходимость произвести замену данного продукта на качественный аналог.

На заседании Комиссии Ярославского Межрегионального УФАС России представитель ИП "..." пояснил, что данная претензия, действительно, поступала в адрес Заявителя. Вместе с тем, ИП "..." незамедлительно были устранены указанные Заказчиком нарушения, был поставлен товар надлежащего качества, что подтверждается счетом на оплату № 47746 от 29.08.2023 и счет-фактурой № 46526 от 29.08.2023.

При таких обстоятельствах сторонами зафиксирован факт поставки товара ненадлежащего качества по ранее исполненным индивидуальным предпринимателем договорам.

Таким образом, Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России при имеющихся в распоряжении документов не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях закупочной комиссии Заказчика – МДОЦ «Детский сад № 125», нарушений действующего законодательства, поскольку последние при рассмотрении заявки ИП "..." руководствовались положениями извещения (правомерность установления требования  к участникам закупочной процедуры на момент рассмотрения заявки закупочной комиссией Заказчика не оспорена).

Относительно доводов Заявителя о несоответствии отдельных  положений документации требованиям действующего закнодательства, Комиссия антимонопольного органа сообщает следующее.

ИП "..." подана жалоба 31 октября 2023 года.

27.10.2023 г. 11:00 – дата и время окончания срока подачи заявок.

ИП "..." подавала заявку на участие в закупке, что свидетельствует о том, что при подаче заявки ИП "..." согласилась со всеми положениями Извещения.

До окончания подачи заявок ИП "..." указанные положения не оспаривала.

Обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, и происходит с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 04.02.2014 N 13004/13, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон, допускается применение норм права по аналогии согласно статье 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В настоящем случае процессуальные действия антимонопольного органа в случае подачи жалобы на положения закупочной документации уже после окончания подачи заявок прямо Законом N 223-ФЗ не урегулированы, а потому в настоящем случае допустимо применении аналогии закона, а именно положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые ИП "..." положения Извещения (документации) подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, в противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП "..." (вх. № 1746/23 от 31.10.2023) на действия (бездействие) заказчика — МДОУ «Детский сад № 125» (извещение № 6762744), необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

                      С.Н. Охинцева

 

 

 

Члены Комиссии

 

                   Е.К. Семенычева

 

 

 

 

 

А.С. Колосова

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны