Решение №4587/05-02 . Признать жалобу Лекиашвили Е.Н. на действия заказчика - МК... от 19 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лекиашвили Елена Николаевна

ул. Панина, д. 21, кв. 40

г. Ярославль, 150060

lekiashvili@navalny2018.org

Муниципальное казенное учреждение «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля

mzakaz@city-yar.ru

Департамент государственного заказа Ярославской области

ул. Ползунова, д. 15

г. Ярославль, 150030

dgz@yarregion.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-238/2019

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 июня 2019 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е.К., с участием:

от заявителя – Лекиашвили Елены Николаевны (далее также – Лекиашвили Е.Н., заявитель) – представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;

от уполномоченного органа – департамента государственного заказа Ярославской области (далее также – уполномоченный орган) – представителя по доверенности Старостиной М.А.;

от заказчика – муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля (далее – заказчик) –представителей по доверенности Метлиновой Е.Н., Юртайкиной И.Ю., исполняющего обязанности директора Притворовой Е.А.,

рассмотрев жалобу гражданки Лекиашвили Елены Николаевны на действия заказчика, муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Ярославле в 2019 году: Проспект Дзержинского от Ленинградского проспекта до улицы Громова; Красноперевальский переулок от Ленинградского пр. до ул. 2-я Красноперевальская (извещение № 0171200001919000624) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14),

установила:

06.06.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба гражданки Лекиашвили Елены Николаевны на действия заказчика, муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Ярославле в 2019 году: Проспект Дзержинского от Ленинградского проспекта до улицы Громова; Красноперевальский переулок от Ленинградского пр. до ул. 2-я Красноперевальская (извещение № 0171200001919000624) (далее – жалоба).

Заявитель полагает, что документация о данном электронном аукционе утверждена заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок по следующим причинам.

В аукционной документации при описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к компонентному составу (показатель и его значение) используемых при выполнении работ ряда товаров (позиция 1 «Камни бортовые», позиция 6 «Бетон тяжелый»), значения иных показателей товаров становятся известными только после проведения соответствующих испытаний (позиции 7 «Щебень из природного камня», 9 «Асфальтобетон ЩМА16», 21 «Асфальтобетон А16НТ и А8ВН»), часть значений показателей товаров установлены не в соответствии с требованиями государственных стандартов (позиция 10 «Раствор готовый кладочный цементный», позиция 27 «Бетон тяжелый»), что, по мнению заявителя, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Кроме того, заявитель указывает, что в ЕИС действующая редакция аукционной документации включает в числе прочих два файла: «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ», «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ Брагино», где требования заказчика и уполномоченного органа в отношении одного из показателей бетона тяжелого - марка щебня по дробимости в одной документации установлены не менее 800, в другой – не менее 1 000, что, по мнению заявителя, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, Комиссией установлено следующее.

На основании вышеизложенного заявитель Лекиашвили Е.Н. просит признать жалобу обоснованной.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом (департаментом государственного заказа Ярославской области), в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) 15.05.2019 размещено извещение № 0171200001919000624 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на право заключения контракта на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Ярославле в 2019 году: проспект Дзержинского от Ленинградского проспекта до улицы Громова Красноперевальский переулок от Ленинградского пр. до ул. 2-я Красноперевальская вместе с аукционной документацией.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

На основании части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Ярославле в 2019 году: Проспект Дзержинского от Ленинградского проспекта до улицы Громова; Красноперевальский переулок от Ленинградского пр. до ул. 2-я Красноперевальская. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе).

Электронный аукцион проводится в интересах заказчика, муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля.

Пунктом 19 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе (в редакции от 20.05.2019) определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого материала и оборудования, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материала, оборудования.

В приложении № 3 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» содержится инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), в которой определено как читать (трактовать) сопровождающие показатели и их значения слова символы, знаки, в частности слова «менее», «до» - означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный(-ые) показатель (-и) менее указанного значения, не включая крайнее значение; слова «более», «от» - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный(-ые) показатель (-и) более указанного значения, не включая крайнее значение;

В приложении № 3 к разделу 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе» содержатся сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке и иные сведения о товаре, требуемом при производстве работ, оформленные в виде таблицы.

Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком и уполномоченным органом определены наименования требуемых для применения при выполнении работ товаров и их характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему допустимое значение, единицы измерения, а также требования о соответствии тому или иному нормативно-техническому документу (государственному стандарту).

Рассматривая довод заявителя о том, что в аукционной документации при описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к компонентному составу (показатель и его значение) используемых при выполнении работ ряда товаров (позиция 1 «Камни бортовые», позиция 6 «Бетон тяжелый»), значения иных показателей товаров становятся известными только после проведения соответствующих испытаний (позиции 7 «Щебень из природного камня», 9 «Асфальтобетон ЩМА16», 21 «Асфальтобетон А16НТ и А8ВН»), часть значений показателей товаров установлены не в соответствии с требованиями государственных стандартов (позиция 10 «Раствор готовый кладочный цементный», позиция 27 «Бетон тяжелый»), что, по мнению заявителя, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, Комиссия установила следующее.

По позиции 1 заказчику требуется использование товара «Камни бортовые по ГОСТ 6665-91», который обладает, в том числе следующими характеристиками:

- класс бетона по прочности на сжатие - В30;

- класс бетона по прочности на растяжение при изгибе - > Btb 4.0;

- марка бетона камней по морозостойкости - > F 100;

- в качестве заполнителей для бетона - природные обогащенные пески; фракционированные пески, дробленные обогащенные пески;

- модуль крупности заполнителя - 2.3;

- требования к вяжущим материалам - для приготовления бетонной смеси должен применяться бездобавочный портландцемент; портландцемент с минеральными добавками до 5;

- марка портландцемента - не ниже 500.

По позициям 6 «Бетон тяжелый» и 27 «Бетон тяжелый» заказчику требуется использование товара «Бетон тяжелый по ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 25192-2012», который обладает, характеристикой «наибольшая крупность крупного заполнителя (щебня) – 20.

В соответствии с пунктом 4.7.8 раздела 4 «Технические требования» «ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» (далее – ГОСТ 26633-2015) наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть установлена в стандартах, технических условиях или иных нормативных и технических документах на бетонные и железобетонные изделия и конструкции, утвержденных в установленном порядке.

В данном конкретном случае значения оспариваемых показателей установлены в виде неизменных, соответственно, при заполнении первых частей заявок участникам закупки необходимо и достаточно процитировать (переписать) значения таких показателей.

Таким образом, учитывая, что положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена обязанность участников закупки при формировании заявки иметь в наличии товары, которые должны использоваться при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и принимая во внимание приведенные выше выдержки из документации об электронном аукционе и государственных стандартов, Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки (ряд требований к характеристикам используемых при выполнении работ товаров, примеры которых приведены выше) сформировано заказчиком и уполномоченным органом путем указания на компонентный состав таких товаров, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

По позиции 7 заказчику требуется использование товара «Щебень из природного камня для строительных работ», который должен соответствовать ГОСТ 8269.0-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ» (далее – ГОСТ 8269.0-97), а также показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом, в том числе: средняя плотность щебня – менее 2.5 более 2.0; насыпная плотность щебня – от 1300.

Исходя из пункта 4.16.1 ГОСТ 8269.0-97 среднюю плотность горной породы и зерен щебня (гравия) определяют путем измерения массы единицы объема кусков породы или зерен щебня (гравия) с использованием весов для гидростатического взвешивания.

Согласно пункту 4.17.1 ГОСТ 8269.0-97 насыпную плотность щебня (гравия) определяют взвешиванием определенного объема щебня (гравия) данной фракции (или смеси фракций), высушенного до постоянной массы.

Соответственно, руководствуясь положениями государственного стандарта значения приведенных выше показателей товара (щебня) возможно установить только путем проведения испытаний определенной партии такого товара.

По позиции 9 «Асфальтобетон типа ЩМА 16» и позиции 21 «Асфальтобетон А16НТ и А8ВН» заказчику требуется использование товаров по ПНСТ 183-2016, ПНСТ 184-2016 соответственно, которые обладают следующими характеристиками.

1. Для позиции 9 - водостойкость – не менее 0.85.

2. Для позиции 21 – Водостойкость - не менее 0.85; Средняя глубина колеи - не более 5.5; Количество природного песка от общей массы песка ≤20; пустоты в минеральном заполнении (ПМЗ) - не менее 15.

ПНСТ 183-2016 ПНСТ 184-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия согласно разделу 2 «Нормативные ссылки» отсылает к ПНСТ 113-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения водостойкости и адгезионных свойств, который, в свою очередь, в соответствии с разделом 1 настоящего стандарта устанавливает метод определения водостойкости и адгезионных свойств асфальтобетона путем разрушения образца, подверженного водонасыщению и циклу "замораживание - оттаивание".

Иными словами, значения приведенных выше показателей товаров определяются исключительно путем проведения испытаний определенной партии товара.

По позиции 22 заказчику требуется использование товара «Овсяница», который должен соответствовать ГОСТ Р 52325-2005 «Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия (с Поправкой) (далее – ГОСТ 52325-2005), а также показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом, в том числе: чистота семян – не менее 85%.

Согласно пункту 5.3 ГОСТ Р 52325-2005 посевные качества семян, в частности чистоту семян определяют по ГОСТ 12037-81 «Семены сельскохозяйственных культур. Методы определения чистоты и отхода семян (с Изменениями № 1,2,3,4).

Исходя из пункта 1.2 ГОСТ 12037-81 для определения чистоты и отхода семян из средней пробы выделяют две навески. Иными словами, значение данного показателя возможно определить исключительно путем проведения соответствующих испытаний.

Вместе с тем, учитывая, что положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена обязанность участников закупки при формировании заявки иметь в наличии товары, которые должны использоваться при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и принимая во внимание приведенные выше выдержки из документации об электронном аукционе и государственных стандартов, Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки (ряд требований к характеристикам используемых при выполнении работ товаров, примеры которых приведены выше) сформировано заказчиком и уполномоченным органом путем указания на такие значения показателей товаров, которые становятся известными только после проведения соответствующих испытаний определенной партии товара, а также сведения о компонентом составе таких товаров что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

По позиции 10 «Раствор готовый кладочный цементный» заказчику требуется товар, который должен соответствовать ГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменением № 1) (далее – ГОСТ 28013-98).

Вместе с тем положения аукционной документации не содержат оспариваемого заявителем показателя (наибольшая крупность заполнителя (щебня), в том числе его значения, соответственно, утверждения заявителя несостоятельны.

По позиции 10 «Раствор готовый кладочный цементный» заказчиком и уполномоченным органом установлены следующие требования: наибольшая крупность зерен заполнителя – до 2.05 по ГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия (с Изменениями № 1) (далее – ГОСТ 28013-98).

Однако, обратившись к ГОСТ 28013-98 (пункт 4.14.8) наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2.5 мм.

Следовательно, определенные ГОСТ 28013-98 требования к наибольшей крупности зерен заполнителя «Раствора готового кладочного цементного», не соотносятся с установленными в документации об электронном аукционе допустимыми значениями для данного показателя, соответственно, установленное заказчиком и уполномоченным органом значение показателя «Наибольшая крупность зерен заполнителя» не соответствует требованиям действующего государственного стандарта.

По позиции 27 заказчику требуется использование товара «Бетон тяжелый по ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015», который обладает, в том числе следующими характеристиками:

№ п/п

Наименование товара

Технические характеристики

Ед. изм.

Требуемый параметр

Требуемое значение

3.

Бетон тяжелый по ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015

Модуль крупности мелкого заполнителя (песок природный)

от 1.5 до 3.0

 

В соответствии с пунктом 4.7.2 раздела 4 «Технические требования» «ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» (далее – ГОСТ 26633-2015) в качестве мелкого заполнителя для бетонов допускается применять природный песок по «ГОСТ 8736-2014. Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия» (далее – ГОСТ 8736-2014).

Так, согласно пункту 4.2.2 (таблица 1) раздела 4 «Технические требования» ГОСТ 8736-2014 установлены следующие модули крупности песка:

повышенной крупности – свыше 3,0 до 3,5,

крупный – свыше 2,5 до 3,0,

средний – свыше 2,0 до 2,5,

мелкий – свыше 1,5 до 2,0,

очень мелкий – свыше 1,0 до 1,5,

тонкий – свыше 0,7 до 1,0,

очень тонкий – до 0,7.

Соответственно, фактически в данном случае заказчику требуется мелкий песок с модулем крупности свыше 1,5 до 2,0, либо средний с модулем крупности свыше 2,0 до 2,5, либо крупный с модулем крупности свыше 2,5 до 3,0. Из буквального толкования требований ГОСТ 8736-2014 следует, что для каждого приведенного модуля крупности установлен диапазон допустимых значений, при этом каждое нижнее значение не включается в установленный диапазон, а каждое верхнее – включается (данное обстоятельство не отрицалось на заседании Инспекции представителями заказчика).

Вместе с тем в соответствии с инструкцией слова «менее», «до» - означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный(-ые) показатель (-и) менее указанного значения, не включая крайнее значение. Соответственно, установленное допустимое значение показателя «Модуль крупности мелкого заполнителя (песок природный)» для крупного песка не включает в данном случае значение 3,0, что в свою очередь, необоснованно занижает максимально возможное значение для такого показателя, установленное государственным стандартом, а обоснование подобного установления отсутствует в документации об электронном аукционе.

Таким образом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки не использовали установленные действующими государственными стандартами требования к показателям, определяющим характеристики товаров, которые должны быть использованы при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки, они должны были включить в рассматриваемую документацию об электронном аукционе обоснование необходимости использования других требований (при этом под «другими требованиями» понимаются требования, не совпадающие в полном объеме (в том числе по минимальной границе значений показателя, приведенного выше в качестве примера) с требованиями государственных стандартов). Не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Ярославле в 2019 году: Улица Угличская от ул. Чкалова до ул. Володарского (извещение № 0171200001919000623), такое обоснование, заказчиком и уполномоченным органом допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Оценивая довод заявителя о том, что в ЕИС действующая редакция аукционной документации включает в числе прочих два файла: «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ», «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ Брагино», где требования заказчика и уполномоченного органа в отношении одного из показателей бетона тяжелого - марка щебня по дробимости в одной документации установлены не менее 800, в другой – не менее 1 000, что, по мнению заявителя, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, Комиссией установлено следующее.

В силу статьи 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции.

Согласно статье 7 Закона № 44-ФЗ открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (часть 2); информация, предусмотренная Законом № 44-ФЗ и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3).

Частью 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как отмечено ранее, уполномоченным органом (департаментом государственного заказа Ярославской области), в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) 15.05.2019 размещено извещение № 0171200001919000624 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Ярославле в 2019 году: проспект Дзержинского от Ленинградского проспекта до улицы Громова Красноперевальский переулок от Ленинградского пр. до ул. 2-я Красноперевальская вместе с аукционной документацией.

Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений предусмотрен статьей 65 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 65 Закона № 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Из представленных заказчиком и уполномоченным органом документов, информации, размещенной в единой информационной системе следует, что заказчик, руководствуясь частью 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, принимал решения о внесении изменений в извещение и аукционную документацию (17.05.2019, 27.05.2019), такие изменения размещались уполномоченным органом в единой информационной системе (20.05.2019, 28.05.2019).

Так, заказчиком 27.05.2019 принято решение о внесении изменений в аукционную документацию (в том числе приложение № 3 к Разделу 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе изложено в новой редакции), соответствующее изменение размещено в ЕИС 28.05.2019, в частности файлы «Документация», «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ Брагино», «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ».

Ознакомившись с двумя из перечисленных файлов («Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ Брагино», «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ»), Комиссией установлено, что последние содержат сведения о качестве, технических характеристиках, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке и иные сведения о товаре, требуемом к применению при производстве работ, оформленные в виде таблицы.

При этом, как справедливо указывает заявитель, в указанных документах имеется расхождение: значение показателя для марки щебня по дробимости применительно к товару «Бетон тяжелый по ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015» предусмотрено «не менее 800» (пункт 27 таблицы файла «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ Брагино»), значение для аналогичного показателя применительно к данному товару в ином файле (пункт 27 таблицы файла «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, используемого при выполнении работ»), значится «не менее 1 000».

Следует отметить, что указанные файлы внешне визуально (в том числе путем наведения пользователем (участником закупки) курсора) не содержат каких-либо распознавательных знаков указывающих на дату создания версии последнего (актуальность содержащейся в нем информации), что, в свою очередь, вызывает у пользователя (потенциальных участников закупки) вопрос: информация какого из файлов подлежит применению.

Опровергая доводы подателя жалобы, в своих пояснениях уполномоченный орган, приводит следующую позицию.

Размещение в ЕИС информации, предусмотренной законодательством о контрактной системе, осуществляется путем внесения соответствующей информации в государственную информационную систему «Государственные закупки Ярославской области», регламент функционирования и использования которой утвержден соответствующим постановлением Правительства Ярославской области от 04.04.2014 № 293-п.

Учитывая, что законодательством о контрактной системе не запрещено внесение изменений в аукционную документацию, 20.05.2019, 28.05.2019 уполномоченным органом в связи с внесением изменений и дополнений в аукционную документацию, соответственно, актуализированные документы размещены.

Актуализация документов происходит не путем замены ранее существующего документа, а добавлением документа в новой редакции (прикрепление нового файла).

Сравнительный анализ и последовательность рассмотрения размещенных файлов, по мнению, уполномоченного органа, позволяет участникам закупки определить актуальное содержание аукционной документации (первой части заявки) и извещения.

Таким образом, заслушав позицию, представленную уполномоченным органом в пояснениях и материалах (представлены скриншоты), рассмотрев информацию, размещенную в ЕИС применительно к извещению № 0171200001919000624, Комиссией установлено наличие нескольких вариантов файлов (размещено 28.05.2019), содержание которых доступно для понимания только путем сравнения с предыдущей редакцией (размещено 20.05.2019), что исключает возможность однозначного понимания участниками закупки условий закупки и является нарушением части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ.

Ярославское УФАС России принимает во внимание то, что допущенные заказчиком и уполномоченным органом нарушения не повлияли на результаты аукциона, по следующим причинам.

Во-первых, заявитель не доказал тот факт, что оспариваемые им требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки.

Во-вторых, запросов о разъяснении положений документации о данном аукционе в адрес заказчика и уполномоченного органа, в том числе относительно указания в составе первой части заявки участниками закупки приведённых выше значений показателей, не поступало.

В-третьих, жалоб от иных потенциальных участников закупки, имеющих реальное намерение заключить и исполнить контракт, в Ярославское УФАС России не подавалось.

С учетом изложенного, а также отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии материально-правового интереса заявителя на участие в закупке, Комиссия считает возможным не выдавать предписание.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

решила:

1. Признать жалобу Лекиашвили Е.Н. на действия заказчика - МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ (ИНН 7720775815, ОГРН 1137746174400), и уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Ярославле в 2019 году: проспект Дзержинского от Ленинградского проспекта до улицы Громова Красноперевальский переулок от Ленинградского пр. до ул. 2-я Красноперевальская (извещение № 0171200001919000624) обоснованной в части нарушения заказчиком и уполномоченным органом пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ.

2. Признать заказчика - МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ (ИНН 7720775815, ОГРН 1137746174400), и уполномоченного органа - департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ.

3. Не выдавать заказчику, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ (ИНН 7720775815, ОГРН 1137746174400), и уполномоченного органа - департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, поскольку выявленные нарушения не повлияли в данном случае на результаты определения подрядчика.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по выявленным признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии С.Н. Лебедева

Члены Комиссии Е.И. Катричева

Е.К. Семенычева

Связанные организации

Связанные организации не указаны