Решение б/н Решение от 13 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МКУ «Служба городских кладбищ»

 

150049, Ярославская область, город Ярославль, Магистральная улица, дом 1, помещение 6

 

АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля»

 

150049, Ярославская область, город Ярославль, Магистральная улица,
дом 1

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

ООО «РУНО»

 

150010, Ярославль, Попова ул., д. 24, стр. 2

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля

 

150001, Ярославская область, г. Ярославль, Большая Федоровская ул., дом 43

 

<…>

 

<…>

 

РЕШЕНИЕ

о прекращении дела № 076/01/16-923/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2021 года                 г. Ярославль 

Решение изготовлено в полном объёме 12 мая 2021 года.

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Гудкевич Е.В., члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М., рассмотрев дело № 076/01/16-923/2020, возбужденное в отношении МКУ «Служба городских кладбищ» (далее также Учреждение) (ИНН 7604322927, 150049, Ярославская область, город Ярославль, Магистральная улица, дом 1, помещение 6) и АО «Специализированная служба по вопросу похоронного дела» города Ярославля (далее также Акционерное общество) (ИНН 7604307301, 150049, Ярославская область, город Ярославль, Магистральная улица, дом 1)  по признакам нарушения, предусмотренного статьёй 16 Федерального закона от 26.072006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

от МКУ «Служба городских кладбищ г. Ярославля» (далее также Учреждение) -  <…> (по доверенностям от 06.02.2020 и от 16.11.2020 со сроком полномочий на один год), руководителя Учреждения Романенко А.В.,

от АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Ярославля (далее также Акционерное общество, Предприятие) – <…> (по доверенностям от 09.10.2020, от 28.10.2020 и от 25.01.2021 со сроком полномочий на один год), директора <…>.

заявителей: <…>, а также его представителя – <…> (по доверенности от 26.10.2020 со сроком полномочий до 31.12.2021),

<…>– лица, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечённого Комиссией по устному ходатайству заявителей  и их представителей (пункт 1 статьи 42.1 Закона о защите конкуренции),

заявитли: <…> ООО «РУНО» на заседание комиссии не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, присутствовали до отложения рассмотрения по делу,

<…>, привлечённая Комиссией в качестве лица располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, о времени и месте рассмотрения дела извещёна надлежащим образом, на заседание Комиссии не явились, присутствовала до отложения рассмотрения по делу,

<…>, привлечённый Комиссией в качестве лица располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, несёт риск неполучения юридически значимых сообщений (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, абзацы 2 и 3 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

настоящее дело возбуждено приказом Ярославского УФАС России от 05.10.2020 № 291 по заявлениям <…>. от 03.07.2020, <…>., ООО «РУНО» от 28.07.2020 по признакам нарушения части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении устного соглашения между МКУ «Служба городских кладбищ» г. Ярославля и АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля, которое приводит к созданию Заявителям дискриминационных условий на рынке ритуальных услуг по копке могил.

Рассматривая дело, Комиссия исходит из следующего. 

На данный момент на территории города Ярославля находятся следующие муниципальные кладбища: Селифонтово, Северное, Игнатовское, Западное, Петрово, Норское, Леонтьевское, Тверицкое и Донское. 

За период 2020 года массовые захоронения осуществлялись на кладбище Селифонтово. Официально закрытыми кладбищами являются Тверское и Донское (постановление мэрии города Ярославля от 20.11.2013 № 2726 «О закрытии кладбищ города Ярославля»). Остальные кладбища официально не закрыты.

Статья 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Аналогичная обязанность возложена на органы местного самоуправления городского округа пунктом 23 части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

Статьёй 17 Закона № 131-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе создание муниципальных учреждений.

17.06.2016 в ходе реорганизации МКП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» города Ярославля, осуществлённой на основании постановления мэрии города Ярославля от 28.10.2015 № 2015, из последнего выделено МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля», а МКП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела»  13.03.2017 преобразовано в МКУ «Служба городских кладбищ» города Ярославля.

Согласно пункту 2.1 Устава МКУ «Служба городских кладбищ» города Ярославля, утверждённого распоряжением заместителя мэра-директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля от 24.03.2017 № 51 (далее Устав МКУ «Служба городских кладбищ» города Ярославля) казённое учреждение выполняет функции уполномоченного органа города Ярославля в сфере погребения и похоронного дела.

Пунктом 2.2 Устава установлено, что основной целью и предметом деятельности казённого учреждения является, в том числе оказание муниципальных услуг в сфере организации похоронного дела на территории города Ярославля.

Для достижения данных целей Учреждение предоставляет места для захоронения умерших, выдаёт разрешения на захоронение и ведёт учёт всех видов захоронений, произведённых на территории города Ярославля, путём регистрации каждого захоронения, а также любых работ, приводящих к изменению состояния и/или статуса захоронения, в муниципальной базе захоронений, на основе которой формируются книги регистрации захоронений (захоронений урн с прахом).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о погребении законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Постановлением мэрии города Ярославля от 18.10.2001 №3212 утверждено положение о порядке деятельности общественных кладбищ в городе Ярославле (далее – Положение).

Положение разработано в целях реализации полномочий органов городского самоуправления в области организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и в соответствии с Федеральными законами "О погребении и похоронном деле", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1.1 Положения
№ 3212).

Согласно пункту 3.2 Положения захоронение умершего производится на предоставленном уполномоченным органом (организацией) для погребения участке при предъявлении свидетельства о смерти, выданного органами записи актов гражданского состояния, справки о кремации (при захоронении урны с прахом).

Таким образом, Закон о погребении и Положение устанавливают гарантию предоставления земельного участка на муниципальных кладбищах для захоронения умершего родственника. 

В настоящий момент Учреждением порядок выдачи разрешения на захоронение или подзахоронение и предоставления земельного участка не утверждён, в связи с чем Комиссия исходила из фактически сложившегося порядка деятельности Учреждения, пояснения о котором даны представителями Учреждения и Акционерного общества и которые не противоречат пояснениям Заявителей, т.е. в отношении которых не существует спора. 

Позиции сторон при рассмотрении антимонопольного дела по существу сводятся к следующему. 

Представитель Учреждения с существом вменяемого нарушения не согласился и пояснил, что при выдаче разрешения на захоронение руководитель Учреждения (с 04.03.2021 также заместитель руководителя Учреждения, если руководитель на рабочем месте отсутствует)  проставляет на заявлении о выдаче разрешения на захоронение или подзахоронение свою визу, после этого лицо, получившее разрешение на захоронение, может сделать копию заявления и отнести его в ритуальное агентство, чтобы последнее оказало ритуальные услуги, включая услугу по копке могилы. В случае отказа в выдаче разрешения на захоронение такая виза не ставится, т.е. какого-либо ответа в письменной форме Учреждением заявителю не даётся. 

Предприятие (Акционерное общество) также не согласно с вменяемым нарушением и указывает на отсутствие какого-либо соглашения между ним и Учреждением. Акционерное общество отметило, что не обладает сведениями о необходимости приобретения у него услуги по копке могилы в целях получения разрешения на захоронение или подзахоронение, а реализует свою основную цель деятельности - извлечение прибыли, продавая каждому, кто обратиться в его магазин, ритуальные услуги.  

Заявители возражали, указали, что позиция Учреждения и Акционерного общества не соответствует действительности в связи со следующим.

В случае обращения к ритуальным агентствам – Заявителям, граждан (родственников умерших), с последними заключается договор на оказание ритуальных услуг. При этом в зависимости от ритуального агентства услуга по копке могилы может как включаться, так и не включаться в договор на оказание ритуальных услуг. Бланки заявлений на выдачу разрешений на захоронение или подзахоронение умерших являются типовыми и имеются у каждого ритуального агентства. После их заполнения родственником (лицом, взявшем на себя обязанность по захоронению умершего) ритуальный агент (представитель ритуального агентства), сопровождая родственника умершего, или самостоятельно, направляется по адресу: Ярославль, улица Магистральная, дом 1, помещение 6, для подачи данного заявления в Учреждение.

Как указали заявители, разрешение на захоронение Учреждением не выдаётся ни представителю ритуального агентства, ни родственнику умершего, взявшего на себя обязанность по погребению. Лица, обратившиеся с заявлением о выдаче разрешения на захоронение или подзахоронение, направляются руководителем Учреждения в магазин Акционерного общества, расположенный на первом этаже того же здания, где располагается Учреждение. При этом, заявители также отметили, что заявление подаётся ими вместе со всеми документами, необходимыми для выдачи разрешения на захоронение или подзахоронение.

После этого ритуальное агентство оказывает клиенту (родственнику умершего) комплекс ритуальных услуг, вплоть до доставки гроба на кладбище.

Дальнейшие ритуальные услуги: копка могилы, включающая в себя опускание гроба с телом умершего, закапывание могилы, выполняются работниками Предприятия (Акционерного общества).

Если родственник умершего обратится в ритуальное агентство, то последнее не может заключить соответствующий договор на оказание ритуальных услуг в части оказания лицу услуги по копке могилы, так как не имеет информации о том, действительно ли Учреждение разрешило захоронение на том или ином кладбище города Ярославля.

Более того, заявители отметили, что в целях получения такой информации заранее проинструктировать родственника умершего о необходимости ждать появления на рабочем месте руководителя Учреждения и впоследствии требовать у него подписать заявление, а также снятия копии такого подписанного заявления, не представляется возможным, учитывая эмоциональное состояние родственников умерших, а также поскольку руководитель Учреждения не отказывает в выдаче разрешения на захоронение, а уверяет родственников умершего, что разрешение им будет выдано, однако заявление о выдаче разрешения на захоронение или подзахоронение необходимо отнести на 1 этаж, то есть в магазин Акционерного общества.

С учётом специфики оказания ритуальных услуг, которая характеризуется ограниченным коротким сроком их оказания, и во избежание риска срыва похорон, ритуальные агентства вынуждены оплачивать  копку могилы Предприятию (если обязались перед клиентом оказать ему данную услугу) или направлять клиента для оплаты такой услуги в магазин Предприятия (Акционерного общества).

Таким образом, по мнению Заявителей, на территории города Ярославля услуги по копке могилы оказываются исключительно АО «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля».

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом установлены фактические обстоятельства, подтверждающие заключение Учреждением и Акционерным обществом антиконкурентного соглашения, направленного на создание препятствий для оказания ритуальной услуги по копке могилы иным хозяйствующим субъектам, включая заявителей по делу, и выражающиеся в следующем.

1. Акционерное общество в своём ответе от 25.03.2021 исх. № 114 указало антимонопольному органу, что для приобретения у Акционерного общества услуги по копке могилы на кладбище массовых захоронений родственнику умершего необходимо предъявить следующий пакет документов: копии паспорта заказчика и свидетельства о смерти лица, подлежащего захоронению. В случае кремации и захоронения урны с прахом в магазин Акционерного общества надо представить наряду с указанными выше документами справку о кремации. Если родственник умершего планирует подзахоронить умершего, то к перечисленным документам необходимо приложить заявление о подзахоронении умершего родственника, на котором смотритель соответствующего кладбища проставляет своё заключение, свидетельствующее о возможности подзахоронения. Оплата услуги по копке могилы производиться непосредственно после приёма указанных документов.    

Акционерное общество полагает, что при массовом захоронении или подзахоронении с получением заключения смотрителя  разрешение на захоронение (подзахоронение) выдаётся всем, кто предоставит указанные выше документы, т.е. отказ в выдаче разрешения не возможен. Учреждение согласилось с Акционерным обществом в отношении данного довода. 

При этом в ходе заседания и аудиозаписи представитель Акционерного общества, излагая процедуру подачи и рассмотрения пакета документов для продажи услуги по копке могилы, указал, что информация с копий паспорта и свидетельства о смерти соотносится работниками Акционерного общества с информацией, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка для захоронений, чтобы впоследствии информация, вносимая в электронную базу захоронений и доводимая до смотрителей, соответствовала действительности. 

Вместе с тем, ответчики по делу не учитывают следующего.

Услуга по выделению земельного участка для захоронения или подзахоронения (предоставляется одновременно с услугой по выдаче разрешения на захоронение или подзахоронение) независимо от вида муниципальных кладбищ носит разрешительный характер, а не уведомительный, что предполагает определённые риски для хозяйствующего субъекта, заключившего договор на оказание ритуальных услуг, включая услугу по копке могилы с родственником умершего, не предоставившего доказательств подтверждения выдачи Учреждением разрешения на захоронение или подзахоронение.

Представители Акционерного общества и Учреждения пояснили, что отказ в выдаче разрешения на захоронение на кладбищах массовых захоронений при наличии копий паспорта и свидетельства о смерти невозможен. 

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Акционерное общество не несёт при продаже услуги по копке могилы рисков невыдачи Учреждением разрешения на захоронение или подзахоронение и, проверяя пакет документов, фактически подменяет собой функции Учреждения в части решения вопроса о выдаче разрешения на захоронение или подзахоронение.

С учётом изложенного выше работники ритуальных агентств и родственники умерших, как в сопровождении первых, так и без них, сдают в магазин Акционерного общества заполненные, но не подписанные руководителем Учреждения или его заместителем заявления на захоронение или подзахоронение независимо от того, на территории какого кладбища предполагается захоронение, работники магазина Акционерного общества принимают такие заявления, а после передают их в Учреждение. Представителем Акционерного общества данный факт не отрицается, однако, представителем Акционерного общество отмечено, что причина, по которой ритуальные агенты и родственники умерших сдают в магазин Акционерного общества заявления на захоронение или подзахоронение, ему не известна.  

2. Акционерное общество пояснило, что ритуальные агентства самостоятельно принимают решение о приобретении в магазине общества услуги по копке могилы.

Так, <…> неоднократно заключались договоры с Предприятием (Акционерным обществом) на оказание услуги по копке могилы. В материалы дела предоставлены договоры от 10.05.2016, 30.12.2019 и несколько платёжных поручений от 16.11.2016, 12.10.2017, 14.12.2018, 31.05.2019, 07.02.2020 в подтверждение исполнения указанных вы ше и аналогичных договоров, заключённых между хозяйствующими субъектами.

<…> пояснил, что данные договоры заключены им вынуждено, так как ему неудобно в наличной форме рассчитываться с Акционерным обществом, а последнее является единственным лицом, которое имеет возможность осуществлять услугу по копке могилы.

При этом Заявители, включая <…>, указывают на наличие у них технических и кадровых ресурсов, необходимых для осуществления услуги по копке могилы, и на осуществление ими данной услуги на кладбищах, расположенных в границах иных муниципальных образований Ярославской области. 

Так, например, <…> имеет в штате работников землекопа. Индивидуальный предприниматель предоставил в материалы дела счёт на ритуальные услуги № 1758 от 10.11.2020, согласно которому индивидуальным предпринимателем 12.11.2020 оказывались услуги, в том числе по копке могилы тела умершего <…> на Петропавловском погосте, расположенном на территории сельского поселения Константиновское Тутаевского муниципального района и не являющемся муниципальным кладбищем города Ярославля.  

<…> предоставил в материалы дела штатное расписание, согласно которому индивидуальный предприниматель не имеет в штате работника с должностью землекоп, вместе с тем, <…> в своих письменных пояснениях от 14.12.2020 указал, что в его штате имеются должности «рабочий, установщик» и работники, занимающие данные должности могут быть привлечены для захоронения умершего. Также предприниматель подтвердил наличие соответствующего инвентаря для выполнения работ по копке могил (лопата штыковая 2 штуки, строительная тачка).

<…> представил в материалы дела штатное расписание, из содержания которого видно, что в штат индивидуального предпринимателя входят четыре работника, занимающие должность «рабочий ритуальных услуг», и должностную инструкцию «рабочий ритуальных услуг», пунктами 8,10,11 пункта 2.1 которой предусмотрены должностные обязанности работников по копке могилы, опусканию гроба в могилу, засыпание могилы.

<…> в материалы дела представлены трудовые договоры от 01.03.2019 № 11 с <…> и от 01.03.2009 № 6 с <…> и приказы от 28.12.2018 и от 28.12.2018 о переводе с 01.01.2019 <…> и <…> на должность землекопа второго разряда.  

В подтверждение использования кадровых и технических ресурсов предпринимателем представлен счёт-заказ № 1368 от 11.11.2020, по которому
<…> осуществлял ритуальную услугу <…> по копке могилы для захоронения <…> на кладбище Семибратово.

Акционерное общество также заявило на рассмотрении дела о невозможности осуществления копки могилы вручную в холодное время года и необходимости использования технических средств (например, экскаваторов). 

Вместе с тем, данный довод Комиссией отклоняется, так как <…>  – один из заявителей по делу, имеет в собственности экскаватор-погрузчик марки ЭС-2626А. Кроме того, <…> заключён с <…> договор аренды с экипажем 10.02.2019 данного транспортного средства.

Кроме того, как пояснили Комиссии Заявители по делу, и по существу не отрицается Учреждением и Акционерным обществом, копка могилы даже в зимнее время осуществляется преимущественно вручную, в связи с невозможностью подъезда транспортной техники к выделенному земельному участку для захоронения.

При таких обстоятельствах Комиссия полагает нецелесообразным приобретение ритуальными агентствами услуг по копке могилы у Акционерного общества.

Неосуществление заявителями деятельности по копке могилы на кладбищах города Ярославля при наличии необходимых ресурсов свидетельствует о наличии препятствий со стороны Учреждения и Акционерного общества.

3. Пунктом 3.6 Положения № 3212 установлено, что каждое захоронение регистрируется в книге установленной формы с указанием номеров участков захоронения и могилы. Гражданам (организациям), произведшим захоронения, выдается удостоверение. Книга учета захоронений является документом строгой отчетности и находится на постоянном хранении у уполномоченного органа (организации).

Антимонопольным органом определением от 30.10.2020 за
исх.№ 11840/06-04 у Учреждения запрошены журналы регистрации захоронений по всем муниципальным кладбищам, содержащие информацию о захоронении с июня по октябрь 2020 года.  Определением об отложении рассмотрения от 27.11.2020 за исх. № 13048/06-03 антимонопольным органом у Учреждения запрошены журналы регистрации захоронений на кладбищах Селифонтово и Осташенское с 01.01.2020 по 31.06.2020.  

Изучив представленные журналы захоронений, антимонопольным органом установлено следующее.

Каждое захоронение на муниципальных кладбищах города Ярославля регистрируется в книге учёта захоронений соответствующего кладбища с указанием номера регистрации, ФИО, возраста, даты смерти и захоронения умершего, номера свидетельства о смерти ЗАГСа, органа ЗАГСа, выдавшего свидетельство, фамилии землекопа, номера участка, ФИО родственника умершего, лица, которое его хоронит.

Книга по регистрации захоронений кладбища Осташенское за период с 02.01.2020 по 30.06.2020 в графе «Фамилия землекопа» содержит указание на следующие фамилии землекопов: <…>

Книга по регистрации умерших кладбища Селифонтово за период с 02.07.2020 по 12.11.2020 в графе «Фамилия землекопа» содержит указание на следующие фамилии землекопов: <…>.

При этом все землекопы, чьи фамилии указаны в графе «Фамилия землекопа», являются работниками Предприятия (Акционерного общества) (приказы о назначении, увольнении и трудовые договоры представлены Акционерным обществом в материалы дела).

Иных фамилий в данной графе книга по регистрации захоронений кладбища Осташенское за период с 02.01.2020 по 30.06.2020 и книга по регистрации захоронений кладбища Селифонтово за период с 02.07.2020 по 12.11.2020 не содержит.

Книги по регистрации захоронений кладбища Селифонтово за период с 02.01.2020 по 29.06.2020 и кладбища Западное с июня по октябрь 2020 года не содержит записей в графе «Фамилия землекопа»

Книга регистрации захоронений кладбища Северное за период с 08.07.2020 по 29.10.2020 в графе «Фамилия землекоп» содержит указание только на фамилию Соколов, при этом большинство граф «Фамилия землекопа» не заполнено.

Как пояснил представитель Учреждения (письменные пояснения от 14.01.2021 исх. № 2), термин «сами», встречающийся в графе «Фамилия землекопа» журналов регистрации захоронений муниципальных кладбищ города Ярославля, означает, что погребение умершего осуществлялось мусульманами, которые в соответствии с религиозными традициями хоронят умерших самостоятельно. Заявителями по делу также подтверждено данное обстоятельство.

Особое внимание Комиссией Ярославского УФАС России обращено на журналы регистрации захоронений кладбищ Леонтевское за период с 07.08.2020 по 13.11.2020, Игнатовское за период с 06.11.2020 по 28.12.2020, Норское за период с июня по октябрь 2020 года, Петрово за период с 15.06.2020 по 03.11.2020, Осташенское за период с 19.11.2020 по 31.12.2020, Селифонтово за период с 20.11.2020 по 24.12.2020, в которых в графе «Фамилия землекопа» указаны ритуальные организации и службы, в том числе Харон <…>Мемориал <…>, Некрополь <…>, ООО «РУНО» <…>, ЯрРитуал-Сервис <…>, Ангел <…>),
ООО «КЕДР».

Антимонопольным органом на основании сведений, указанных в журналах регистрации захоронений кладбищ Селифонтово, Игнатовское, Осташенское  определением от 29.01.2021 исх. № 935/06-03 у ритуальных организаций и служб запрошены следующие сведения и документы:

- у <…> сведения об оказании ритуальной услуги по копке могилы для захоронения <…> (захороненной 16.12.2020) и <…> (захороненной 17.12.2020) на Игнатовском кладбище города Ярославля;

- у <…>сведения об оказании ритуальной услуги по копке могилы для захоронения <…> (захороненной 09.12.2020) и <…> (захороненной 27.12.2020) на Игнатовском кладбище города Ярославля;

- у <…> сведения об оказании ритуальной услуги по копке могилы для захоронения <…> (захороненной 12.12.2020) и <…>  (захороненной 12.12.2020) на кладбище Селифонтово города Ярославля; 

- у ООО «РУНО» сведения об оказании ритуальной услуги по копке могилы для захоронения <…>  (захороненной 03.12.2020) и <…> (захороненную 08.12.2020) на Осташенском кладбище города Ярославля;

- у <…> сведения об оказании ритуальной услуги по копке могилы для захоронения <…>  (захороненной 10.12.2020) и <…> (захороненного 10.12.2020) на кладбище Селифонтово города Ярославля;

- у <…> сведения об оказании ритуальной услуги по копке могилы для захоронения <…> (захороненного 03.12.2020) и <…> (захороненной 04.12.2020) на кладбище Селифонтово города Ярославля.

Заявители по делу предоставили Ярославскому УФАС России сведения о том, что они, действительно, оказывали ритуальные услуги родственникам указанных выше умерших лиц, однако услуга по копке могилы осуществлена Акционерным обществом. В подтверждение предоставленных сведений Заявители приложили копии счёт-заказов, где отсутствует услуга по копке могилы (как указано выше, на данный момент многие ритуальные агентства не включают такую услугу в счёт-заказ, а оплачивает её непосредственно родственник умершего в магазине Предприятия (Акционерного общества или ИП <…>) и чеки на оплату такой услуги Предприятию и <…>.

Кроме того, ООО «КЕДР» в своём ответе антимонопольному органу
(вх. № 9911 от 09.09.2020) указало, что общество не оказывает услуг по копке могил на территории города Ярославля.

При таких обстоятельствах Комиссия находит все основания для критической оценки в отношении информации, представленной в журналах регистрации захоронений кладбища Леонтевское за период с 07.08.2020 по 13.11.2020, Игнатовское за период с 06.11.2020 по 28.12.2020, Норское за период с июня по октябрь 2020 года, Петрово за период с 15.06.2020 по 03.11.2020, Осташенское за период с 19.11.2020 по 31.12.2020, Селифонтово за период с 20.11.2020 по 24.12.2020, и считает, что сведения, указанные в таких журналах, не соответствуют действительности.   

Комиссией установлено, что хозяйствующие субъекты имеют возможность и намерение осуществлять весь комплекс ритуальных услуг, включая услугу по копке могилы, на муниципальных кладбищах города Ярославля, однако, вопреки доводам Учреждения и Предприятия, не могут оказать такие услуги родственникам умерших, что подтверждается журналами регистрации захоронений кладбищ Осташенское за период с 02.01.2020 по 30.06.2020 и кладбища Селифонтово за период с 02.07.2020 по 12.11.2020.

Данный факт также подтверждается предоставлением Учреждением антимонопольному органу недостоверных сведений, содержащихся в журналах регистрации захоронений кладбища Леонтевское за период с 07.08.2020 по 13.11.2020, Игнатовское за период с 06.11.2020 по 28.12.2020, Норское за период с июня по октябрь 2020 года, Петрово за период с 15.06.2020 по 03.11.2020, Осташенское за период с 19.11.2020 по 31.12.2020, Селифонтово за период с 20.11.2020 по 24.12.2020.

4. В пояснениях от 12.11.2020 исх. № 640 Предприятие сообщило, что общее число зарегистрированных умерших за 3 квартал 2020 года – 2184 человека. Из общего количество умерших захоронено Предприятием (комплекс ритуальных услуг) 525 человек (на коммерческой основе 447 человек), что составляет 24% от числа умерших за 3 квартал 2020 года. Всего услуг по копке могилы за 3 квартал 2020 года Предприятием оказано 826. На основании этих данных Предприятием делается вывод о том, что оставшееся количество зарегистрированных умерших захоронено иными ритуальными агентствами.  

Однако, Комиссия отклоняет данный довод, так как зарегистрированные умершие могут быть захоронены не только на муниципальных кладбищах города Ярославля, но и на немуниципальных кладбищах, расположенных на территории города Ярославля (например, церковных), муниципальных кладбищах иных муниципальных образований. Умершие также могут быть кремированы, а урна с прахом не подлежит обязательному захоронению. Эти же обстоятельства подтверждаются самим Предприятием в данных пояснениях.

Кроме того, изложенные Предприятием обстоятельства не подтверждаются материалами дела, в том числе журналами регистрации захоронений, не поставленными Комиссией под сомнение.  

При этом исходя из данных пояснений Акционерного общества вытекает иное обстоятельство – за третий квартал 2020 года Акционерным обществом оказана 301 услуга по копке могилы в отрыве от комплекса ритуальных услуг, при этом оставшийся комплекс ритуальных услуг осуществлялся иными хозяйствующими субъектами.

5. Привлечённый к участию в деле по устному ходатайству заявителей
<…> в своих письменных пояснениях указал следующее. 

07.12.2020 умер отец <…>. После кремации и получения урны с прахом В.Т. Прохорычевым принято решение о подзахоронении урны с прахом отца к брату <…> на Игнатовском кладбище. 14.12.2020                        <…> по прибытии на Игнатовское кладбище, имея при себе два свидетельства о смерти (отца и брата), обратился к смотрителям кладбища по вопросу подзахоронения отца. Один из смотрителей после проверки документов указал на необходимость написания <…> заявления на подзахоронение.  

После заполнения <…> заявления на подзахоронение смотритель сделал запись в журнале и направил <…> по адресу: ул. Магистральная, д. 1, для оплаты услуг по захоронению и установке креста.
<…> поинтересовался о возможности самостоятельного осуществления захоронения, на что второй из смотрителей сказал, что если <…> не оплатит услуги по указанному выше адресу, то не получит регистрацию и электронный паспорт захоронения, а если <…> заплатит, то в день захоронения смотритель выдаст необходимые документы прямо на кладбище.

Приехав по адресу: ул. Магистральная, д.1, <…>, не заходя в магазин, прошёл в центральный вход и спросил у уборщицы где находится: «начальник по захоронениям» (В своих письменных пояснениях <…> указывает на отсутствие каких-либо обозначений на дверях кабинетов). Зайдя в кабинет руководителя Учреждения <…> увидел <…>, представил ему документы: два свидетельства о смерти и заполненное на кладбище заявление на подзахоронение. <…>заявил, что захоронить урну с прахом отца собирается самостоятельно и в услугах по захоронению не нуждается. Как указано в письменных пояснениях <…>, на сказанное выше <…>стал возмущаться и сказал, что <…> первый отказывается от услуг по захоронению. <…> объяснил <…>., что данная услуга заявленной ему на кладбище цены (2900 рублей) не стоит. Руководитель Учреждения совершил звонок и сказал <…>, что захоронение обойдётся ему в 1600 рублей. На слова <…> о том, что на кладбище смотрители назвали ему другую цену, руководитель Учреждения ничего не ответил и вновь совершил звонок, после чего попросил подождать <…> несколько минут.

Через некоторое время в кабинет руководителя Учреждения вошёл руководитель Предприятия (Акционерного общества) – <…> После этого руководители Учреждения и Предприятия (Акционерного общества) стали советоваться в отношении сложившийся ситуации. <…> было предложено написать в заявлении об отказе от услуг Предприятия (акционерного общества) по захоронению и от услуг Учреждения по регистрации захоронения и выдачи паспорта захоронения. Между <…> и руководителями Предприятия (Акционерного общества) и Учреждения произошёл спор, так как <…> не собирался отказываться от услуг по регистрации захоронения и выдачи паспорта захоронения, в результате которого ему было сказано, что других вариантов нет. <…> отправили снимать копии документов.

Выйдя на улицу, <…> позвонил в ритуальное агентство, к услугам которого он обращался ранее, там ему сказали абонентский номер, по которому он связался с юристом – <…> и, доехав до последнего, вместе с ним вернулся по адресу: ул. Магистральная, д. 1. В заявлении на подзахоронение по совету юриста В.Т. Прохорычев вычеркнул отказ от услуг по регистрации захоронения и выдаче паспорта захоронения. После этого <…> и
<…> вошли в кабинет <…>. Между лицами возник конфликт, <…> указал, что <…> не показал ему заявление на подзахоронение. После спора <…> подписал заявление и сказал, что <…> может осуществить захоронение урны с прахом самостоятельно. 17.12.2020 <…> своими силами захоронил урну с прахом отца.

В своих письменных пояснениях от 25.01.2020 за исх. № 12  Учреждение изложило своё видение описанной выше ситуации. 14.12.2020 (примерно в 10.20) в кабинет руководителя Учреждения зашёл <…> , который заявил, что собирается захоронить урну с прахом отца самостоятельно. <…> пояснил, что в любом случае ему необходимо оформить электронный паспорт захоронения и регистрационный знак, а также копии документов, поскольку в кабинете руководителя Учреждения такая возможность отсутствует.

<…> заявил, что отказывается от данных услуг. Руководитель Учреждения сказал, что если данные услуги не нужны <…>, то ему следует написать заявление об отказе от них и сделать его копию.

Через 40 минут <…> вернулся с юристом. Они вычеркнули из заявления на подзахоронение отказ от указанных выше услуг, и <…> подписал заявление.

Комиссия обращает внимание на отсутствие пояснений со стороны Учреждения относительно присутствия <…> в момент нахождения
<…> в кабинете руководителя Учреждения. Также Комиссия обращает внимание, что, по словам <…>, он не собирался отказываться от услуг по регистрации захоронения и выдаче паспорта захоронения.

Более того, как пояснил на заседании комиссии представитель Учреждения, отказаться от услуг по регистрации захоронения и выдаче паспорта захоронения невозможно. Данные услуги являются обязательными.

26.04.2021 в ходе заседания Комиссии при личной явке руководителей Учреждения и Предприятия и <…> антимонопольным органом повторно заслушана позиция <…>.

<…> повторил позицию, изложенную им ранее в письменных пояснениях, руководитель Учреждения возражал и указал на то, что на момент обращения к нему В.Т. Прохорычева в кабинете <…> отсутствовал.

Вместе с тем, также <…> пояснил, что им действительно был совершён звонок в магазин Акционерного общества, после которого
<…> сообщил <…> цену, отличающуюся от названной ему смотрителями на кладбище. После вопроса <…> , заданного в рамках заседании Комиссии, о том, почему ему названа цена ниже той, что была сообщена смотрителями кладбища Учреждения, <…> пояснил, что: «Что они всегда идут навстречу».

Комиссия отмечает, что руководитель Учреждения не может оказывать какого-либо влияния на цены хозяйствующего субъекта – Акционерного общества.

<…> не является заинтересованным лицом, и у Комиссии отсутствуют основания не доверять его пояснениям, в связи с этим Комиссия критически воспринимает пояснения Учреждения.

6. <…> также указывал на рассмотрении дела, что ранее им предпринимались попытки обращения к руководителю Учреждения в целях получения разрешения на захоронение (проставления визы на заполненном заявлении клиента индивидуального предпринимателя), однако, <…> заявление не подписал.

<…> в адрес Учреждения была направлена жалоба в которой указывалось на следующее.

31.03.2020 к <…> обратился гражданин <…> с целью организации похорон <…> (бабушки <…>).

Между данными лицами был заключён договор на оказание услуг по организации похорон и оказанию услуг по погребению <…>

30.03.2020 <…>, обратился в Учреждение для предоставления последним земельного участка на кладбище Селифонтово  и получения разрешения для захоронения <…>

Учреждение на заявление Корзенникова не ответило и разрешило произвести захоронение МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля» (далее также Предприятие).

Заявитель в своей жалобе указывает, что ритуальные услуги по захоронению вправе оказывать иные хозяйствующие субъекты помимо
МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля».

На основании изложенного, Заявитель просит Учреждение не чинить ему – <…>, препятствий при осуществлении хозяйственной деятельность на рынке ритуальных услуг. 

В своём ответе от 30.04.2020 исх. № 11 Учреждение помимо прочего указывает следующее.

Пунктом 1.2 положения о порядке деятельности общественных кладбищ в городе Ярославле, утверждённого постановлением мэрии города Ярославля от 18.10.2001 №3212 (далее – Положение № 3212), предусмотрено, что обязанность по осуществлению погребения умерших возлагается на специализированную службу по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), создаваемую в порядке, установленном муниципальными правовыми актами органов городского самоуправления.

Специализированной службой по вопросам похоронного дела является
МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля», созданное органами местного самоуправления.

В заключение своего ответа <…>Учреждение делает вывод о том, что погребение умершей <…>. осуществлено в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере погребения и похоронного дела специализированной службой 01.04.2020 на муниципальном кладбище Селифонтово.

Вместе с тем, погребение <…> произведено не в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, а на коммерческой основе.

Оказывать ритуальные услуги на коммерческой основе могут хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.04.2019 по делу № А28-7630/2018, в Определении ВС РФ от 13.10.2020 № 307-ЭС20-14417, в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.06.2014 № ВАС-6680/14.

Более того, пунктом 2.1 Положения № 3212 предусмотрено, что  специализированная служба по вопросам похоронного дела оказывает услуги по погребению на безвозмездной основе согласно установленному законодательством гарантированному перечню услуг по погребению.

С учётом содержания жалобы <…> Комиссия полагает ошибочным вывод учреждения в ответе от 30.04.2020 исх. № 11 о правомерности захоронения тела умершей МУП «Специализированная службой по вопросам похоронного дела города Ярославля» с указанием на статус Предприятия как специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В данном письме Учреждение, по существу, ответило, что действия, на которые жалуется <…>соответствуют действительности и действующему российскому законодательству.

Отдельно Комиссией обращается внимание на то, что заместитель руководителя Учреждения (на момент заседания 30.03.202 временно исполняющий обязанности руководителя) в ходе своего устного выступления, зафиксированного на аудиозапись, указал, что копать могилу может только Акционерное общество, так как у последнего имеется соответствующее согласование с департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля и управлением Роспотребнадзора по Ярославской области. Необходимость данного согласования вызвана требованием обработки инвентаря, используемого на кладбище для захоронения, и оставлением последнего на его территории.  

Помимо данных обстоятельств, свидетельствующих, по мнению Ярославского УФАС России, о препятствовании Учреждением и Акционерным обществом заявителям осуществлению деятельности по оказанию ритуальной услуги по копке могилы, Комиссия обращает внимание на ряд обстоятельств, подтверждающих  тесную взаимосвязь Учреждения и Акционерного общества, являющуюся основной предпосылкой формирования достигнутого ответчиками устного антиконкурентного соглашения:     

1. Одновременное нахождение Учреждения и Акционерного общества по адресу: Ярославль, ул. Магистральная, д. 1, с тем отличием, что Учреждение, согласно сведениям из ЕГРЮЛ занимает 6 помещение по данному адресу. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно пояснениям самого Учреждения его работники, в том числе руководитель и его заместитель находятся не только на первом этаже, но также и на втором этаже здания (ул. Магистральная д. 1). Следовательно, фактическое место нахождения сотрудников Учреждения и его юридический адрес не совпадают и работники Учреждения частично занимают помещения по адресу, зарегистрированному за Акционерным обществом;  

2. Ряд сотрудников Учреждения одновременно занимают должности в Акционерном обществе. Более того, руководитель Учреждения, вступив в должность руководителя с 21.01.2020, в период с 29.11.2019 по 29.07.2020 занимал на Предприятии должность «куратор-консультант по захоронениям».

3. На лицевой стороне паспорта захоронения (копия представлена в материалах дела Учреждением в качестве приложения к ответу от 05.03.2021, на рассмотрение дела комиссии представлен образец паспорта захоронения), выдаваемого Учреждением после произведённого захоронения родственнику умершего, взявшему на себя обязанность на захоронение, указывается сектор захоронения, могила, ответственное лицо. Информация на обратной стороне паспорта захоронения содержит указание на мэрию города Ярославля, а также название организации, выдавшей паспорт захоронения – Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля, адрес нахождения организации: ул. Магистральная, д. 1 и телефоны круглосуточной справочной: 58-28-28, 72-78-33, 21-97-39. Исходя из ответа ПАО «Ростелеком» от 10.11.2020, провайдер цифровых услуг и сервиса не оказывает услуг телефонной связи
МКУ «Служба городских кладбищ» города Ярославля, за Акционерным обществом (до реорганизации Предприятием) закреплены абонентские номера: 72-78-33 и 21-97-39. Представители Учреждения и Предприятия пояснили, что данные паспорта закупались ещё до реорганизации МКП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля», а, следовательно, указание на обратной стороне паспорта захоронений на название организации – Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля, и на мэрию города Ярославля, а также указание номеров телефонов, зарегистрированных за Предприятием (Акционерным обществом) не является доказательством сговора и ограничения конкуренции. Вместе с тем, Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что данное возражение несостоятельно, так как с момента реорганизации МКП (17.06.2016) и образование Учреждения и Предприятия (впоследствии реорганизованного в акционерное общество) прошло достаточно времени для закупки новых паспортов с указанием на организацию, обязанную к выдаче паспортов захоронения – МКУ «Служба городских кладбищ» города Ярославля и соответствующих абонентских номеров, закреплённых за Учреждением. Наличие оставшихся с момента закупки паспортов захоронения не даёт возможности выдавать такие паспорта захоронения с указанием организации и абонентских номеров, зарегистрированных за ней, не имеющих отношения к организации, уполномоченной к выдаче паспорта захоронений.

4. Идентичность эмблем Учреждения и Предприятия (Акционерного общества), расположенных на бланках соответствующих организаций;

5. Указание на бланках Учреждения и Предприятия (Акционерного общества) одинаковых абонентских номеров: 21-52-63 и 21-69-76, зарегистрированных за Предприятием (Акционерным обществом), что также указано в ответе ПАО «Ростелеком» от 10.11.2020, а также указание на бланке Учреждения адреса его нахождения: Ярославль, ул. Магистральная, д.1, без указания конкретного помещения, в котором располагается учреждение, т.е. помещения 6. При этом антимонопольный орган обращает внимание, что форма бланка изменялась уже после реорганизации МКП и образования Учреждения как самостоятельного юридического лица, следовательно, у Учреждения была возможность уточнить сведения, содержащиеся в форме бланка;

6. Расположение Учреждения по адресу: Ярославль, ул. Магистральная, д. 1, помещение 6, осуществляется на основании договора безвозмездного пользования от 05.10.2017, по которому Предприятие предоставляет Учреждению право пользования недвижимым имуществом по указанному выше адресу. 02.10.2020 договор безвозмездного пользования продлён. Смотритель Учреждения на Осташинском кладбище располагается в здании по адресу: Ярославль, ул. Осташенское поле, д. 25, на основании договора безвозмездного пользования от 05.10.2020. На кладбище Селифонтово имеется обогреваемая сторожка смотрителей Учреждения. Рядом с ней находится сарай, в котором хранятся дрова и инвентарь Учреждения для уборки территории. В данном сарае по согласованию с руководителем Учреждения также хранится инвентарь землекопов Предприятия (Акционерного общества). Аналогичным образом хранится инвентарь Предприятия (Акционерного общества) на кладбищах Игнатовское, Западное, Северное. 

7.Существование единого чата «Смотрители/землекопы» в WhatsApp  между сотрудниками Учреждения, в том числе смотрителями муниципальных кладбищ города Ярославля, и работниками Предприятия (Акционерного общества). Данный чат создан <…>. Заместителем директора Акционерного общества ежедневно в чате размещается информация о нарядах на копку могилы. Комиссия антимонопольного обращает внимание на то обстоятельство, что о существовании данного чата стало известно из письменных пояснений <…>., до привлечения данного лица к рассмотрению дела в качестве лица, которому могут быть известны его обстоятельства, представитель Предприятия и Учреждения указывали антимонопольному органу, что смотрители кладбищ Учреждения каждое утро рабочего дня прибывают по адресу: ул. Магистральная, д. 1, для получения информации о предстоящих в течение дня захоронениях.

С учётом изложенного выше Комиссия находит все основания доверять Заявителям и считает, что последним со стороны Учреждения и Акционерного общества, в действительности, создаются препятствия к полному доступу на рынок ритуальных услуг.   

Антимонопольный орган полагает, что устное соглашение, продолжительное существование которого явилось, в том числе следствием отсутствия порядка выдачи разрешения на захоронение или подзахоронение, между Учреждением и Акционерным обществом по не допуску заявителей к выполнению услуг по копке могилы, считается установленным, поскольку Учреждением и Акционерным обществом созданы все условия для уменьшения доказательственной базы такого соглашения и его заключения. Учреждение, являясь организацией, выполняющей функции органа местного самоуправления и оказывающей услугу по выдаче разрешения на захоронение или подзахоронение, отказывая продолжительное время в такой услуге ритуальным агентствам, при этом указывая на заседании Комиссии, что разрешение на захоронение или подзахоронение выдаётся независимо от того, кто будет оказывать родственнику умершего услугу по копке могилы, не может не иметь устной договорённости с Акционерным обществом, поскольку иной вывод приводил бы к нецелесообразности действий Учреждения. Такая договорённость предполагает осведомлённость Акционерного общества о намерениях Учреждения и не требует со стороны Акционерного общества каких-либо активных действий, помимо осуществления им своей хозяйственной деятельности. Вместе с тем, такая договорённость требует осознания обеими сторонами сути соглашения и его результатов.

При достижении указанного выше устного соглашения Акционерным обществом и Учреждением (в первую очередь, их руководством) создана видимость организационного единства Акционерного общества и Учреждения.

С лета 2020 года на рынке ритуальных услуг города Ярославля появился
<…>, оказывающий исключительно услуги по захоронению умерших, с начала 2021 года данный предприниматель пропал с рынка ритуальных услуг, как указывают на это Заявители – профессиональные участники рынка ритуальных услуг.

Комиссия обращает внимание, что уход с рынка <…>произошёл приблизительно после привлечения его в качестве ответчика по делу. При этом, по словам Заявителей, после ухода <…>. на рынке ритуальных услуг появился новый хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, также оказывающий исключительно ритуальные услуги по копке могилы.

Комиссия обращает особое внимание, что появление иных хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг, которые могут оказывать услугу по копке могилы (<…>), и к которым вынуждены обращаться ритуальные агентства и их клиенты, чтобы осуществить захоронение умерших, а также временный характер присутствия таких хозяйствующих субъектов, не препятствуют квалификации действий Учреждения и Предприятия (Акционерного общества) в качестве устного соглашения, направленного на ограничение конкуренции на рынке ритуальных услуг и по недопущению оказания заявителями услуг по копке могилы.

Проведённый антимонопольным органом анализ рынка показал, что на территории Ярославской области на рынке ритуальных услуг осуществляет хозяйственную деятельность: МБУ городского округа города Рыбинск «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», <…>, ООО «РУНО», ООО «КЕДР», <…>, <…>, <…>, <…>, МУП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Ярославля».

Изучив материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что сумма извлеченного Акционерным обществом дохода составила менее 50 000 000 руб.

На основании представленных сведений и документов Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях
МКУ «Служба городских кладбищ» города Ярославля (ИНН 7604322927, 150049, Ярославская область, город Ярославль, Магистральная улица, дом 1, помещение 6) и АО «Специализированная служба по вопросу похоронного дела» города Ярославля» (ИНН 7604307301, 150049, Ярославская область, город Ярославль, Магистральная улица, дом 1) нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в оказании заявителям препятствования при осуществлении последними ритуальных услуг по копке могил.  

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а :

 

 

1. Признать МКУ «Служба городских кладбищ» города Ярославля (ИНН 7604322927, 150049, Ярославская область, город Ярославль, Магистральная улица, дом 1, помещение 6), АО «Специализированная служба по вопросу похоронного дела» города Ярославля» (ИНН 7604307301, 150049, Ярославская область, город Ярославль, Магистральная улица, дом 1)  нарушившими статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать МКУ «Служба городских кладбищ» города Ярославля и  АО «Специализированная служба по вопросу похоронного дела» города Ярославля» предписание о принятии мер, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ярославского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                          Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии                                                                     А.В. Семенюк

 

                                                                                               С.А. Шарутина                                                                                                                                                                                                                                                         

 

                                                                                                    А.М. Бубнов    

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны