Постановление №26258/03-04 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 076/04/9.21-47/20... от 13 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Центра»

119017, г. Москва,

Ул. Малая Ордынка, д. 15

 

Филиал ПАО «МРСК Центра»-«Ярэнерго»

150003, г. Ярославль, ул. Воинова, д. 12

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 076/04/9.21-47/2020

об административном правонарушении

13 марта 2020 года                                                                                    г. Ярославль

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Е.В. Гудкевич, рассмотрев протокол по делу об административном правонарушении от 25.02.2020, составленный начальником отдела антимонопольного контроля    А.А. Суровцевой и материалы дела об административном правонарушении № 076/04/9.21-47/2020, возбужденного в отношении ПАО «МРСК Центра» (далее — Общества), ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в несоблюдении пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №861, в отсутствие представителя ПАО «МРСК Центра»

установил:

согласно письму от 24.10.2019 №MPI- ЯР /6/8411 электроснабжение деревни Свечино Переславского района Ярославской области осуществляется от ВЛ-0,4кВ ТП №849 «Свечино» и КТП №850 «Свечино-2» ВЛ-10кВ №8 «Фалисово» ПС 35/10 кВ «Нагорье». Электросетевое оборудование находится в балансовой и эксплуатационной ответственности филиала ПАО «МРСК Центра»- «Ярэнерго». Электроснабжение потребителей деревни Свечино Переславского района Ярославской области осуществляется по 3 категории надежности.

В адрес Ярославского УФАС России представлены реестры отключений электрической энергии, согласно которым суммарное количество часов отключений электрической энергии за период с 13.02.2019 по 28.12.2019 составило 85 часов 45 минут:

Дата отключения электрической энергии

Время отключения электрической энергии

Дата восстановления подачи электрической энергии

Время восстановления электрической энергии

1.

13.02.2019

15:01

17:13

2 часа 12 минут

2.

14.02.2019

11:46

12:51

1 час 51 минута

3.

15.02.2019

07:36

11:40

4 часа 04 минуты

4.

03.03.2019

13:28

13:37

0 часов 9 минут

5.

05.03.2019

11:30

14:50

3 часа 20 минут

6.

17.04.2019

11:37

11:53

0 часов 16 минут

7.

27.04.2019

12:47

13:53

1 час 06 минут

8.

30.05.2019

18:20

20:30

2 часа 10 мнут

9.

02.06.2019

14:47

15:39

0 часов 52 минуты

10.

09.06.2019

21:16

22:30

1 час 14 минут

11.

 

14.06.2019

15:17

16:30

1 час 13 минут

12.

27.06.2019

20:10

21:31

1 час 21 минута

13.

29.06.2019

19:01

21:46

2 часа 45 минут

14.

11.08.2019

01:00

03:45

2 часа 45 минут

15.

09.09.2019

11:02

16:53

5 часов 07 минут

16.

23.09.2019- 24.09.2019

10:35

16:30

28 часов 55 минут

17.

22.10.2019

12:44

16:05

3 часа 51 минута

18.

23.10.2019

11:09

16:07

4 часа 58 минут

19.

27.10.2019

13:00

15:54

2 часа 54 минуты

20.

28.10.2019

05:55

13:42

7 часов 47 минут

21.

08.11.2019

11:32

16:04

4 часа 32 минуты

22.

28.12.2019

11:16

15:36

4 часа 20 минут

Единовременное отключение электрической энергии более 24 часов подряд сетевой организацией зафиксировано с 23.09.2019 10:35 по 24.09.2019 16:30 – 28 часов 55 минут (письмо от 13.11.2019 № MPI-ЯР/18-1/8914-12).

В письме от 26.12.2019 №06-11/11644 Центральное управление Ростехнадзора пояснило, что ПАО «МРСК Центра» увеличение сроков отключений электрической энергии в деревне Свечино Переславского района Ярославской области с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Ярославской области не согласовывало.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 3 Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Согласно пункту 42 Правил недискриминационного доступа, при присоединении к электрической сети, в том числе, опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах максимальной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным иными нормативными актами.

Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 30 Основных положений в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.

В соответствии с частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Пунктом 3 Правил недискриминационного доступа установлено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Согласно пункту 3 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 (далее - Единые стандарты), в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет, в том числе, заключение договора об оказании услуг по передаче электрической энергии; контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации (подпункты «а», «м», «о»).

В пункте 15 Правил недискриминационного доступа определены обязанности сетевой организации при исполнении договора, к ним относятся, в том числе:

а) обеспечение передачи электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони;

б) осуществление передачи электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

в) в порядке и сроки, установленные договором, информирование потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

д) беспрепятственному допуску уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установленных договором.

В соответствии с пунктом с 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.

В соответствии с пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг), категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра» в указанном населенном пункте превысило допустимое число часов отключения в год, а также допустило отключение электрической энергии более чем на 24 часа единовременно без согласования с Федеральной службой об экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно представленной информации ПАО «МРСК Центра» установлено, что за период 2018-2019 гг. в сетевую организацию по вопросу несоответствия параметров качества поставляемой электрической энергии поступило 12 обращений потребителей деревни Свечино Переславского района Ярославской области:

№ п/п

ФИО заявителя

Адрес

Дата и способ обращения

Суть обращения

1.

Ростехнадзор по обращению жителей д. Свечино

 

д. Свечино

 

13.11.2018

Ненадлежащее качество

2.

<…>

<…>

05.03.2019

телефон

Частые

отключения э/э

3.

<…>

<…>

05.03.2019

телефон

Частые

отключения э/э

4.

<…>

<…>

03.06.2019

телефон

Частые

отключения э/э

5.

<…>

<…>

14.06.2019

телефон

Частые

отключения э/э

6.

<…>

<…>

25.07.2019

почта

Ненадлежащее качество

7.

<…>

<…>

10.08.2019

телефон

Ненадлежащее качество

8.

<…>

<…>

17.09.2019

телефон

Частые

отключения э/э

 

9.

<…>

<…>

 

01.10.2019

телефон

 

Ненадлежащее качество

10.

<…>

<…>

14.10.2019

телефон

Частые

отключения э/э

11.

<…>

<…>

17.10.2019

Портал Светлая страна

Частые

отключения э/э

12.

Ростехнадзор по обращению жителей д. Свечино

<…>

21.10.2019

Частые

отключения э/э

 

 

Вместе с тем установлено, что ПАО «МРСК Центра» выполнило замеры значений напряжений и нагрузок электрооборудования в деревне Свечино Переславского района Ярославской области по следующим обращениям:

- по обращению <…>14.11.2018 в 13:23 и в 13:34;

- по обращению <…>05.10.2019 в 22:40 и в 22:49;

- по обращению <…>05.10.2019 в 22:40 и в 22:55, 16.08.2019 в 10:30 и в 10:45;

- по обращению <…>29.07.2019 в 16:00 и в 16:15.

По иным обращениям в указанный период ПАО «МРСК Центра» замеры не производило.

Порядок измерения показателей качества электрической энергии установлен ГОСТ 33073-2014. «Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с 01.09.2011 нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

Такие нормативные документы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей. Таким образом, добровольность стандарта допустима при наличии соответствующего технического регламента. В отсутствие такого следует руководствоваться только стандартом, который подлежит обязательному применению в части, соответствующей,  в числе прочего целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества граждан и организаций, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей. Изложенная позиция соответствует правовой позиции Верховного Суда А82-13244/2017 Российской Федерации, приведенной в решении от 12.01.2015 №АПКИ14-1259.

Рассматриваемый Межгосударственный стандарт ГОСТ 33073-2014 устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии в точках передачи (поставки) электроэнергии пользователям с целью определения соответствия качества электроэнергии нормам, установленным данным государственным стандартом, условиям договоров на поставку электроэнергии и/или на оказание услуг по передаче электроэнергии. Подача электрической энергии надлежащего качества, предусмотренного техническими регламентами и другими обязательными требованиями, является фактором, обуславливающим безопасное и надежное электроснабжение потребителей. Соответственно, сетевая организация обязана руководствоваться положениями указанного Межгосударственного стандарта ГОСТ 33073-2014.

В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ 33073-2014 продолжительность непрерывных измерений ПКЭ при рассмотрении претензий к КЭ устанавливается соглашением между сетевой организацией и потребителем, но не менее одних суток.

Пунктом 6.2.2.7. ГОСТ 33073-2014 установлено, что при рассмотрении претензий к КЭ ПМ выбирают в точке передачи ЭЭ потребителю или ближайшей к ней. При рассмотрении коллективных претензий потребителей, снабжаемых от одной ЛЭП, ПМ выбирают в ТОП с соответствующим расчетом установок напряжений или в двух точках - в начале и в конце участка обследуемой ЛЭП, при этом испытания проводят синхронно.

Исходя из вышеуказанных положений следует, что измерение качества электрической энергии должно производиться в отношении каждого потребителя, обратившегося в сетевую компанию с жалобой на ненадлежащее качество электрической энергии, в точке передачи электрической энергии потребителю или ближайшей к ней не менее одних суток.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

ПАО «МРСК Центра» является субъектом естественной монополии.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия (бездействие) ПАО «МРСК Центра» по:

- осуществлению ненадлежащим образом обязанности по контролю показателей качества электрической энергии;

- нарушению допустимого числа часов отключения электроэнергии, установленного пунктом 31(6) Правил, выразившемуся в превышении срока восстановления энергоснабжения, без согласования более длительных сроков с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору,

содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Потерпевшими по делу являются жители деревни Свечино Переславского района Ярославской области.

Место совершения правонарушения - деревня Свечино Переславского района Ярославской области.

Время совершения правонарушения 2018-2019 годы.

На основании изложенного должностное лицо Ярославского УФАС России приходит к выводу о совершении ПАО «МРСК Центра» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ПАО «МРСК Центра» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данное лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

С учетом характера совершенного правонарушения данное административное правонарушение не является малозначительным, так как представляет существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям. В связи с этим должностное лицо Ярославского УФАС России не находит оснований для освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность (статья 4.2 КоАП РФ), не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), не установлено.

Руководствуясь статьей 4.1, 9.21, 23.48 пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Е.В. Гудкевич,

 

 

постановил:

Привлечь ПАО «МРСК Центра», ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498, зарегистрированного по адресу: 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ по факту несоблюдения пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №861 и неисполнение обязанности по контролю показателей качества электрической энергии, в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 01091 01 0021 140

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78701000

УФК МФ ЯО по Ярославской области

Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

УИН 16100500000000458505

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007      № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2 лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России                                                                  Е.В. Гудкевич

Связанные организации

Связанные организации не указаны