Решение б/н сведения, представленные ОАО «РЖД» (вх. № 11538-ЭП/22 от 30.... от 12 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик
ОАО «РЖД»

e-mail: GlazkovAI@center.rzd.ru

 

Лицо, в отношении которого подано обращение

ООО НПП «ТрансМашКомплект»

e-mail:

 

 

 

 

Заключение № 076/10/5-887/2022

по результатам проверки факта существенного нарушения поставщиком
договора, явившегося основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения договора

10 октября 2022 года                                                                                     г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 12.10.2022)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Артамонов А. О., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Иванова Е.И.,

рассмотрев сведения, представленные ОАО «РЖД» (вх. № 11538-ЭП/22 от 30.09.2022), о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО Научно-производственное предприятие «ТрансМашКомплект» в связи с существенным нарушением последним условий договора поставки бытовых и хозяйственных товаров от 10.01.2022 № 6029/ОАЭ-ЦДЗС/21/1/1, заключенного по результатам проведения открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 6029/ОАЭ-ЦДЗС/21.

с участием:

от ОАО «РЖД» -  (по доверенностям),

от ООО НПП «ТрансМашКомплект» -  (по доверенности),

у с т а н о в и л а:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступили сведения, представленные ОАО «РЖД» (вх. № 11538-ЭП/22 от 30.09.2022), о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО Научно-производственное предприятие «ТрансМашКомплект» (ИНН 6150073440, ОГРН 1136183001690) в связи с существенным нарушением последним условий поставки бытовых и хозяйственных товаров от 10.01.2022 № 6029/ОАЭ-ЦДЗС/21/1/1, повлекшим односторонний отказ ОАО «РЖД» от исполнения договора с последующим его расторжением (далее – обращение).

При вынесении решения Комиссия исходит из следующего.

29.10.2021 ОАО «РЖД» разместило на сайте https://company.rzd.ru (Раздел «Закупки и торги»), а также на сайте www.rts-tender.ru извещение об осуществлении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 6029/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки бытовых и хозяйственных товаров.

17.12.2021 общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «ТрансМашКомплект» признано победителем аукциона согласно протоколу подведения итогов № 159.

10.01.2022 с победителем открытого аукциона – ООО НПП «ТрансМашКомплект» заключен договор поставки бытовых и хозяйственных товаров № 6029/ОАЭ-ЦДЗС/21/1/1 (далее – договор).

В соответствии с пунктом 1.2 договора поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить товар, указанный в спецификациях, являющихся приложениями к настоящему договору.

Согласно пункту 1.3 договора наименования Товара, количество, цена, наименование страны происхождения Товара, срок поставки  Товара указываются в Спецификациях к настоящему Договору и соответствуют условиям проведенной процедуры размещения заказа, указанной в п. 1.1. настоящего Договора. Срок поставки  может быть детализирован в Графике поставки, являющемся неотъемлемой частью Спецификации (настоящего Договора). Товар поставляется партиями в соответствии с Разнарядками Покупателя, которые направляются (вручаются) Поставщику  способом и в сроки, установленные настоящим Договором.

На основании пункта 3.2.1 договора покупатель обязан не позднее чем за 10 (десять) календарных дней до начала поставки Товара направлять Поставщику Разнарядки. В соответствии с данным положением покупателем направлены следующие разнарядки:

1. от 1 июля 2022 г. №30397 на сумму 1 156 139,78 руб. с учетом НДС, срок поставки до 29 июля 2022 г.;

2. от 4 июля 2022 г. №25273 на сумму 2 208 501,88 руб. с учетом НДС, срок поставки до 25 июля 2022 г.;

3. от 4 июля 2022 г. № 25275 на сумму 2 194 168,64 руб. с учетом НДС,  срок поставки товара до 25 июля 2022 г.

Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, общая стоимость товара, подлежащего к поставке, в соответствии с направленными разнарядками составляет 5 558 810,30 руб. с учетом НДС. Поставщик поставил товар в сроки, предусмотренные разнарядками, на сумму 2 624 607,42 руб. с учетом НДС. Таким образом, поставщик нарушил сроки поставки товаров, указанные в разнарядках, более чем на 1 месяц на сумму 2 934 202,90 руб. с учетом НДС.

Пунктом 15.3 договора предусмотрено право отказаться от исполнения настоящего Договора  (расторгнуть настоящий Договор) в одностороннем внесудебном порядке в случае непоставки Товара (полностью или в части) в течение одного месяца с момента, когда Товар должен был быть поставлен в соответствии со сроками (периодами) поставки согласно условиям настоящего Договора.

По причине того, что поставка товаров на сумму 2 934 202, 90 рубля, предусмотренная договором, так и не была осуществлена, ОАО «РЖД» принято решение о расторжении договора с ООО НПП «ТрансМашКомплект» в одностороннем порядке по причине существенного нарушения поставщиком условий данного договора, в связи с чем 07.09.2022 направлено уведомление о расторжении договора № ИСХ-3682/СЕВ ДМС. Согласно отслеживанию почтовых отправлений уведомление получено адресатом 15 сентября 2022 г. (трек № 99-6630546).

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

В обращении указано, что ОАО «РЖД» является заказчиком, в отношении которого иностранными государствами введены политические или экономические санкции, что подтверждается, в том числе общедоступной информацией в соответствии с письмом Минфина России от 18.04.2022 № 24-01-09/34211.

В письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 11768-ЭП/22 от 05.10.2022), ООО НПП «ТрансМашКомплект» сообщило, что основания для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

Представитель поставщика утверждает, что уведомление о расторжении договора поставки не вручалось, в связи с чем такой договор не может считаться расторгнутым. Следовательно, по мнению поставщика, включение ООО НПП «ТрансМашКомплект» в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо.

 В дополнительном отзыве ООО НПП «ТрансМашКомплект» (вх. № 11983-ЭП/2022 от 10.10.2022) указывает, что уведомление об отказе от исполнения договора поступило от ОАО «РЖД» 10.10.2022. Таким образом, Комиссия считает установленным факт получения поставщиком уведомления заказчика об отказе от исполнения договора.

Кроме того, ООО НПП «ТрансМашКомплект» считает, что применение положения части 2 статьи 5 Закона о закупках в редакции от 14.07.2022 в отношении правоотношения, возникшего до его принятия и введения в действие, представляет собой придание обратной силы норме, ухудшающей положение лица, что прямо запрещено частью 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, Комиссия Ярославского УФАС России не соглашается с указанным доводом поставщика, поскольку соответствующие изменения внесены в статью 5 Закона о закупках Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", редакция статьи 5 Закона о закупках действует с 01.07.2022, заявление о включении ООО НПП «ТрансМашКомплект» в реестр недобросовестных поставщиков направлено заказчиком 28.09.2022.

ООО НПП «ТрансМашКомплект» также указывает, что в 3 квартале 2022 поступили разнарядки на поставку товаров за 1, 2 кварталы 2022 года без изменения цен. Ввиду сложной экономической ситуации, резкого увеличения цен организация не могла поставить товар. В связи с этим организация направила покупателю письмо № 83 от 01.03.2022 (в ответ на письмо покупателя № ИСХ-951/СЕВ ДМС от 28.02.2022 о предоставлении информации о трудностях с поставками продукции), согласно которому просило снять с поставки 218 позиций (то есть весь товар, являющийся предметом поставки).

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии выяснилось, что в материалах дела, заключенном договоре отсутствуют указания на то, что поставка данных товаров должна быть осуществлена в 1, 2 кварталах 2022 года.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.

При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом, признанным победителем закупки, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.

При принятии решения Комиссия Ярославского УФАС России учитывает, что у ООО НПП «ТрансМашКомплект» отсутствовали объективные причины для неисполнения договора. На заседании Комиссии поставщик не представил доказательств наличия у него не зависящих от его действий оснований для ненадлежащего исполнения договора поставки. При этом Комиссия полагает, что поставщик имел достаточное количество времени для представления таких доказательств как заказчику при исполнении договора, так и Комиссии Ярославского УФАС России при рассмотрении вопроса о внесении общества в реестр.

Кроме того, как следует из письма ООО НПП «ТрансМашКомплект» № 83 от 01.03.2022, поставщик просил снять все товары по двум спецификациям, являющимся приложениями к заключенному договору, что также свидетельствует о недобросовестном поведении поставщика.

Также при принятии решения Комиссия учитывает, что в данном случае имеются основания сомневаться в наличии причинно-следственной связи между отказом поставщика осуществить поставку по данному договору и «непростой» ситуацией в стране в марте 2022 года, а также резким повышением цен, связанным с такой ситуацией: большинство товаров, которые поставщик должен был поставить, относятся к товарам российского производства и, соответственно, ни санкции, ни ограничительные меры со стороны иностранных государств не могли повлиять на намерение поставщика исполнить в надлежащем объеме условия заключенного договора.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Постановление Правительства № 1211) подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 1 настоящих Правил, уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись, которая должна быть подписана представителем уполномоченного органа, наделенным соответствующими полномочиями, с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи.

Согласно пункту 9.1 Постановления Правительства № 1211 единственным основанием для невключения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике является случай, если в результате проведения проверки, предусмотренной пунктом 8 настоящих Правил, выявлено, что надлежащее исполнение договора оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (исполнителя, подрядчика) от исполнения договора по причине введения в отношении заказчика указанных санкций и (или) мер ограничительного характера.

В данной конкретной ситуации обстоятельств, указанных в пункте 9.1 Постановления Правительства № 1211, не наблюдается: поставщик не указал Комиссии (и не представил доказательств), что им не выполнены условия договора вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

В силу положений статьи 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 7) требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, в свою очередь обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Также в силу части 3 указанной статьи, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства.

Таким образом, для признания каких-либо обстоятельств непреодолимой силой необходимо доказать факт невозможности со стороны участника гражданского оборота повлиять на избежание данных обстоятельств.

Таких доказательств поставщик Комиссии не представил.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Заявитель, являясь профессиональным участником в сфере предпринимательской деятельности, несет риск возникновения неблагоприятных последствий, в случае совершения, либо не совершения юридически значимых действий.

Таким образом, как полагает Комиссия, ООО НПП «ТрансМашКомплект», подавая заявку на участие в рассматриваемой закупке, должно было определить (оценить), имеется ли у него возможность выполнить работы в соответствии с условиями заключаемого по результатам такой закупки контракта.

Соответственно, общество не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.

Комиссия отмечает, что общество, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом договора обществом, признанным победителем закупки.

Соответственно, в данном случае доказательств принятия обществом мер для надлежащего исполнения условий договора либо доказательств наличия объективных причин (не зависящих от общества), повлекших за собой невозможность поставки требуемых заказчику товаров, ООО НПП «ТрансМашКомплект» Комиссии не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении общества при исполнении договора, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в расторжении контракта, необходимости проводить новую закупку для удовлетворения потребностей заказчика в товарах, являющихся предметом договора. Таким образом, ООО НПП «ТрансМашКомплект» не доказан факт наличия намерения исполнить обязательство в срок и в объеме, предусмотренном договором.

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», считает, что при сложившихся обстоятельствах имеются основания для включения сведений об ООО НПП «ТрансМашКомплект» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Ярославского УФАС России,

з а к л ю ч и л а:

включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные ОАО «РЖД» (вх. № 11538-ЭП/22 от 30.09.2022), о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО НПП «ТрансМашКомплект» (ИНН 6150073440, ОГРН 1136183001690).

Сведения, подлежащие включению в Реестр недобросовестных поставщиков:

Наименование: Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «ТрансМашКомплект» (ООО НПП «ТрансМашКомплект»)

Сведения о месте нахождения юридического лица: 344019, Ростовская область, город Ростов-на-Дону, ул. Мясникова, д. 54, ком. 405-в

ИНН 6150073440

Дата подведения итогов закупки: 17.12.2021

Сведения о договоре:

Наименование работ: оказание услуг на право поставки бытовых и хозяйственных товаров

Дата заключения: 10.01.2022

код по ОКПД: 25.71.14.110, 13.94.12.190, 22.22.11.000, 22.22.19.000, 25.30.12.112, 28.99.39.190, 28.13.14.191, 26.52.14.000, 25.72.11.110, 25.72.14.120, 17.23.13.193, 20.51.20.110, 16.29.14.191, 23.12.13.111, 23.13.13.112, 23.41.11.110, 32.99.59.000, 25.99.25.000, 25.99.29.190, 25.99.12.130, 16.29.11.110, 25.91.12.000, 25.91.11.000, 25.99.12.119, 25.99.12.112, 22.19.72.000, 22.29.29.190, 22.22.13.000, 20.41.32.112, 20.41.44.190, 23.44.11.110, 25.99.11.191, 25.72.13.120, 28.29.12.112, 22.23.15.000, 13.93.19.120, 23.13.12.120, 23.13.12.110, 15.12.12.192, 25.99.21.111, 25.99.12.111, 27.52.20.000, 23.41.12.120, 49.41.19.000

валюта договора: Российский рубль

цена договора: 8 956 553,96 (восемь миллионов девятьсот пятьдесят шесть тысяч пятьсот пятьдесят три рубля девяносто шесть копеек) с учетом НДС, 7 463 794,97 руб (семь миллионов четыреста шестьдесят три тысячи семьсот девяносто четыре рубля девяносто семь копеек) без учета НДС

срок исполнения договора: с 17 декабря  2021 года по 25 марта 2023 г.

код валюты договора: 643

дата расторжения договора: 15.09.2022

Основание расторжения: односторонний отказ ОАО «РЖД», в отношении которого введены политические или экономические санкции, от исполнения договора в связи с существенным нарушением ООО НПП «ТрансМашКомплект» указанного договора.

Документ, являющийся основанием расторжения: уведомление от 07.09.2022 № ИСХ-3682/СЕВ ДМС.

 

Председатель Комиссии

 

     Т. В. Потемкина

 

 

 

Члены Комиссии

 

    А. О. Артамонов

 

 

 

 

 

         Е. И. Иванова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны