Заключение №1857/07-03 ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольн... от 21 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Хартия»

127410, г. Москва,

Алтуфьевское ш., д. 51

 

150048, г. Ярославль,

Московский пр-т., д.149

yaroslavl@hartiya.com                                                     

********************************

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №076/01/10-485/2019 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

20 февраля 2020 года                                                                                          г. Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России С.Н.Лебедева,

члены Комиссии — начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ М.В.Антонова, главный специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ В.С.Гробова, специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Н.А.Паутов,

рассмотрев дело №076/01/10-485/2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Хартия» (далее — ООО «Хартия»), ИНН 7703770101, ОГРН 1127746462250, юридический адрес: 127410, город Москва, Алтуфьевское шоссе,  дом 51, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в неправомерном отказе потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете  платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

у с т а н о в и л а:

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Частью 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.6 ФЗ                   «Об отходах производства и потребления») .

На территории Ярославской области формируется новая система обращения с ТКО, которая включает в себя их размещение на всей территории области.

До 01.09.2018 затраты на сбор и вывоз ТКО включались в плату за содержание жилого помещения (статья 154 ЖК РФ).

Статус регионального оператора на территории Ярославской области присвоен                ООО «Хартия» (протоколы рассмотрения заявок при участии в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области №1, 2, 3 от 12.04.2018, 16.04.2018, 19.04.2018). 

Решением Комиссии ФАС России №Т-75/18 от 10.05.2018, жалоба                               ООО «Спецтехуборка» на действия организатора торгов – Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области признана необоснованной (https://torgi.gov.ru/docview/fdcDocViewPage.html?section=fasData&id=28125041).

Между Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия» заключено соглашение №7 от 23.05.2018                          «Об организации деятельности по обращению с ТКО»  (далее – соглашение). Согласно пункту 1 данного соглашения зона деятельности регионального оператора определена по административной границе Ярославской области.

С 01.09.2018 услуга по обращению с ТКО является коммунальной услугой, единый тариф на которую устанавливается уполномоченным органом государственного регулирования – Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Согласно статье 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

ООО «Хартия» осуществляет деятельность обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, продуктовые границы рынка определяются как оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Географические границы рынка с учетом пункта 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, соглашения №7 от 23.05.2018 между Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия» «Об организации деятельности по обращению с ТКО», территориальной схемы обращения с ТКО на территории Ярославской области, утвержденной приказом Департамента от охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области 14.12.2018 №70-н определяются географическими границами зоны деятельности регионального оператора – Ярославской областью.

Согласно аналитическому отчету по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО в географических границах Ярославской области, ООО «Хартия» является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО, с долей равной 100%.

 

В соответствии с частями 1-2 и 4-5 статьи 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО отходами с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

 Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с ТКО (далее — Правила №1156).

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами (пункт 8(1) Правил №1156).

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(4) Правил №1156).

Согласно пункту 8(17) Правил №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

В соответствии с требованиями указанного пункта, ООО «Хартия» известило потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО путем размещения публикаций в региональных изданиях Ярославской области и на своем официальном сайте. Совместно с Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области проводилась работа по информированию населения в средствах массовой информации и на официальных порталах органов государственной власти о начале оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО с 01.09.2018 (пункт 1.10 соглашения).

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил №1156).

 

Согласно пункту 2.4.27 соглашения ООО «Хартия» обязалась обеспечить рассмотрение претензий, жалоб, заявлений потребителей услуг в сфере обращения с отходами, принятие решений по результатам рассмотрения в пределах своей компетенции.

Срок рассмотрения претензий, жалоб, заявлений составляет не более семи дней с даты регистрации региональным оператором. Срок возмещения убытков потребителям услуги при несоблюдении региональным оператором обязательств, предусмотренных нормативными актами и соглашением, составляет не более десяти дней.

В антимонопольный орган поступили и продолжают поступать обращения граждан по вопросу отказа ООО «Хартия» потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете платы за обращение с ТКО.

В качестве нормативного обоснования такого отказа ООО «Хартия» в ответах жителям указывает следующее.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ и статье 30 ЖК РФ собственник недвижимого имущества несет бремя его содержания. Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила №354) определен состав коммунальных услуг, оказываемых собственникам помещений. В указанный перечень входит обращение с ТКО.

В соответствии с пунктом 148(36) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (ответ на обращение **** №217 от 22.02.2019, на обращение **** от 13.06.2019).

В качестве доказательств жителями в ООО «Хартия» представляются показания с приборов учета холодную воду, электрическую энергию с «нулевыми» данными, выписки из домовой книги, справки, выданные территориальными администрациями и другие документы.

В обращениях в антимонопольный орган жителями указано, в том числе, на отказ ООО «Хартия» от принятия к регистрации обращений о перерасчете платы (обращения, **** №10741 от 30.10.2019 **** .№11191 от 12.11.2019).

 

Позиция ООО «Хартия», представленная в Ярославское УФАС России, также сводится к правомерности отказа в проведении соответствующего перерасчета со ссылкой на следующие нормативные положения.

Согласно пункту 148 (34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с Правилами №354 исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил №354).

Расчет объема потребляемой коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчет платы являются взаимозаменяемыми понятиями, так как в силу части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы рассчитывается, исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – Правила №505).

Согласно пункту 5 Правил №505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил №505).

Для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО жилого фонда (многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов) в соответствии с Правилами №354, приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 07.09.2018 №57-н «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Ярославской области» применяются количественные показатели в виде расчетной единицы -1 житель, то есть 1 человек.

Учитывая изложенное, ООО «Хартия» пришло к выводу о том, что объем потребляемой коммунальной услуги по обращению с ТКО для жилого фонда является произведением количества собственников на норматив накопления, установленный на 1 человека.

Более того, по-мнению, ООО «Хартия», в соответствии со статьей 290 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом в силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Исходя из системного толкования норм действующего законодательства под бременем содержания понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, нести расходы на его содержание.

Указанные положения продублированы и в жилищном законодательстве. В соответствии со статьями 30,153,154 ЖК РФ собственники несут бремя содержания жилого помещения, обязаны поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения к ним, обязаны обеспечить обращение с ТКО, своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, нести расходы на содержание и ремонт принадлежащего ему жилого помещения и/или жилых помещений. Из приведенных положений ООО «Хартия» приходит к выводу о том, что круг прав и обязанностей собственника намного шире, чем лица, постоянно и/или временно проживающего в жилом помещении.

Постоянно и/или временно проживающие в жилом помещении наделены только правом пользования и обязаны соблюдать режим правовой охраны права собственности собственника, т.е. не причинять ущерб имуществу, которым пользуются и не нарушать иные права собственника, не чинить препятствия собственнику при исполнении последним своих обязанностей.

Таким образом, в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствие лиц по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения по причине постоянного проживания по другому адресу не является временным отсутствием, так как собственник не может отсутствовать. Отсутствие собственника, по своей правовой природе противопоставлено праву собственности.

Следовательно, временное отсутствие собственника по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения не является основанием для перерасчета платы в порядке, предусмотренном разделом 8 Правил №354, так как такое отсутствие не снимает необходимость исполнения возложенных обязанностей.

ООО «Хартия» в качестве подтверждения своей позиции сослалось на решения Кинешемского городского суда Ивановской области по делу №2-704/2018, Бутырского районного суда г.Москвы по делу №02-1223/2019, Омутнинского районного суда Кировской области №2-316/2019, Даниловского районного суда Ярославской области от 30.09.2019 по делу №2-578/2019, Угличского районного суда Ярославской области по делу №2-858/2019, Бутырского районного суда города Москвы по делу №2-1223/19, Фрунзенского районного суда города Ярославля по делу №2-2410/19, Фрунзенского районного суда города Ярославля по делу 2-1576/19, письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.02.2019.

 

Ярославское УФАС России, оценив доводы сторон в части вменяемого нарушения, считает необходимым отметить следующее.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил №354 потребителю предоставляется коммунальная услуга по обращению с ТКО, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Согласно пункту 56(2) Правил №354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из анализа указанных выше норм Комиссия соглашается с доводом                 ООО «Хартия» о том, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Вместе с тем, Комиссия полагает, что действия ООО «Хартия» в части отказа потребителям (гражданам, имеющим в собственности несколько жилых помещений) в перерасчете платы за обращение с ТКО являются незаконными ввиду следующих нормативных положений.

Согласно подпунктам «а» и «д» пункта 33 Правил №354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами №354, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пунктом 86 Правил №354 установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 Правил №354.

В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

В указанном пункте разъяснено, что временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт. При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации

Таким образом, собственник не лишен возможности обратиться с заявлением о перерасчете платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, за период своего временного отсутствия (апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.09.2018 № АПЛ18-357).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил №354 (пункт 4(1) Правил №354).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 148(24) Правил №354 потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (пункт 90 Правил №354).

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета (пункт 91 Правил №354).

В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (пункт 92 Правил №354).

В соответствии с пунктом 93 Правил №354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю (пункт 94 Правил №354).

Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:

а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе (пункт 97 Правил №354).

письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.02.2019.

Судебная практика, представленная ООО «Хартия», Кинешемского городского суда Ивановской области по делу №2-704/2018, Омутнинского районного суда Кировской области №2-316/2019 Комиссией рассмотрена, не принята в качестве доказательств в виду наличия другого субъектного состава (другие региональные операторы – ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», АО «Куприт»), Бутырского районного суда г.Москвы по делу №02-1223/2019, Даниловского районного суда Ярославской области по делу №2-578/2019 - предмета исковых требований (снятие неправомерно начисленной суммы), Угличского районного суда Ярославской области по делу №2-858/2019 - отсутствия обращений в ООО «Хартия» за проведением перерасчета платы.

Относительно судебной практики Фрунзенского районного суда города Ярославля по делам №2-1576/19, №2-2410/2019, Комиссия считает необходимым отметить следующей

Судьей Ивахненко Л.А. Фрунзенского районного суда города Ярославля рассмотрены исковые требования заявителей об обязании ООО «Хартия» произвести перерасчет платы  за ТКО в периоды временного отсутствия, приняты решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Решение по делу №2-1576/19 вступило в законную силу без обжалования в апелляционную инстанцию, по делу №2-2410/2019 решение отменено судом апелляционной инстанции, требования заявителя о перерасчете платы удовлетворены.

ООО «Хартия» письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.02.2019 «Обращение с ТКО» (вопрос №8) не представлено.

 

Доказательства по делу, на которых основывается позиция Комиссии по рассмотрению дела Ярославского УФАС России о наличии в действиях ООО «Хартияо» признаков нарушения антимонопольного законодательства:

 

  1. Обращения **** (вх.№6178 от 03.07.2019, №6523 от 12.07.2019, 7678 от 14.08.2019), с документами к нему.
  2. Запрос **** №5263/07-08 от 02.08.2019.
  3. Ответ на запрос №5263/07-08 от 02.08.2019, с ответом ООО «Хартия» от 13.06.2019, копиями единых платежных документов.
  4. Обращение **** (вх.9655 от 02.10.2019), с документами к нему.
  5. Запрос в ООО «Хартия» №8838/07-04 от 31.10.2019.
  6. Уведомление о продлении срока рассмотрения обращения **** (вх.9655 от 02.10.2019).
  7. Ходатайствл ООО «Хартия» об ознакомлении с материалами по обращению **** (№11153 от 11.11.2019), с доверенностью и ответом на него.
  8. Ответ на запрос №8838/07-04 от 31.10.2019, с приложением копий единых платежных документов, заявлением **** в ООО «Хартия» от 25.01.2019 с датой регистрации от 06.02.2019 №290 и ответом на указанное заявление от 22.02.2019 №217, письмами ООО «Хартия» в ПАО «ТНС энерго Ярославль» от 22.02.2019 №610/исх/ЯРО-19, 06.11.2019 №4911/исх/ЯРО-19, письмом ПАО «ТНС энерго Ярославль» от 06.11.2019 №03-3-2/10912.
  9. Уведомление о приобщении обращения **** (вх.9655 от 02.10.2019) к материалам дела №076/01/10-485/2019.
  10. Обращение **** (вх.10741 от 30.10.2019).
  11. Запрос в ООО «Хартия» №8838/07-04 от 31.10.2019.
  12. Ответ на запрос №8838/07-04 от 31.10.2019, с приложением копий единых платежных документов, письмо ООО «Хартия» в ПАО «ТНС энерго Ярославль» от 28.11.2019 №6029/1/исх/ЯРО-19.
  13. Уведомление о приобщении обращения **** (вх.10741 от 30.10.2019) к материалам дела №076/01/10-485/2019.
  14. Обращение **** (вх.№10742 от 30.10.2019), с документами к нему.
  15. Запрос в ООО «Хартия» №8838/07-04 от 31.10.2019.
  16. Ответ на запрос №8838/07-04 от 31.10.2019, с приложением копий единых платежных документов, заявлением **** в ООО «Хартия» от 09.01.2019 с датой регистрации от 09.01.2019 №162 и ответом на указанное заявление от 10.01.2019 №5.
  17. Уведомление о приобщении обращения **** (вх.№10742 от 30.10.2019) к материалам дела №076/01/10-485/2019.
  18. Обращение **** (вх.№11191 от 12.11.2019), с документами к нему.
  19. Запрос в ООО «Хартия» №9770/07-04 от 26.11.2019.
  20. Ответ на запрос №9770/07-04 от 26.11.2019, с приложением копий единых платежных документов, заявлением **** в ООО «Хартия» от 15.01.2019 с датой регистрации 26.02.2019 №370 и ответом на указанное заявление от 12.03.2019 №279.
  21. Уведомление о приобщении обращения **** (вх.№11191 от 26.11.2019) к материалам дела №076/01/10-485/2019.
  22. Обращение **** (вх.№11800 от 26.11.2019).
  23. Запрос в ООО «Хартия» №11001/07-04 от 09.12.2019.
  24. Ответ на запрос №11001/07-04 от 09.12.2019.
  25. Уведомление о приобщении обращения **** (вх.№11800 от 26.11.2019) к материалам дела №076/01/10-485/2019.
  26. Обращение **** (вх.№11913 от 28.11.2019), с документами к нему.
  27. Запрос в ООО «Хартия» №11002/07-04 от 09.12.2019.
  28. Ответ на запрос №11002/07-04 от 09.12.2019, с приложением копий единых платежных документов, заявлением ****  в ООО «Хартия» от 22.03.2019 с датой регистрации 22.03.2019 №462 и ответом на указанное заявление от 25.03.2019 №330/2.
  29. Ответ на запрос №895/07-04 от 05.03.2019.
  30. Анализ рынка.
  31. Приказ №310 от 03.09.2019 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №076/01/10-485/2019, с отметкой о регистрации.
  32. Ходатайство ООО «Хартия» об ознакомлении с материалами антимонопольного дела, с доверенностью, ответом на него.
  33. Определение о назначении дела к рассмотрению.
  34. Уведомления о переносе рассмотрения дела.
  35. Письменная позиция ООО «Хартия».
  36. Определения об отложении рассмотрения дела и продлении сроков его рассмотрения.
  37. Протоколы заседаний Комиссии.
  38. Решение Даниловского районного суда Ярославской области от 30.09.2019 по делу №2-578/2019, с информацией о движении.
  39. Решение Угличского районного суда Ярославской области от 30.09.2019 по делу №2-858/2019.
  40. Решение Бутырского районного суда города Москвы от 21.05.2019 по делу №2-1223/19, с информацией о движении.
  41. Решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 06.11.2019 по делу №2-2410/19.
  42. Решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 22.07.2019 по делу 2-1576/19.
  43. Практика Кинешемского городского суда Ивановской области по делу №2-704/2018, Бутырского районного суда г.Москвы по делу №02-1223/2019, Омутнинского районного суда Кировской области №2-316/2019.
  44. Определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27.01.2020 по делу № 33-156/2020.
  45. Доверенности на представление интересов.
  46. Счета на оплату.
  47. Запрос в Администрацию Некрасовского муниципального района №11688/07-04 от 26.12.2019.
  48. Справка.
  49. Ответ на запрос района №11688/07-04 от 26.12.2019.
  50. Ответ ООО «Хартия» на определение 11687/07-03 от 26.12.2019, с CD-r disk, содержащий сведения системы Глонасс.
  51. Соглашение №7 от 23.05.2018 между Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия» «Об организации деятельности по обращению с ТКО».
  52. Территориальная схема обращения с ТКО на территории Ярославской области, утвержденной приказом Департамента от охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области 14.12.2018 №70-н.

 

 

                 

 

Председатель Комиссии                                                                               С.Н. Лебедева

 

 

Члены Комиссии                                                                                           М.В. Антонова

                                                                                                                              

                                                                                                              

                                                                                                                      В.С. Гробова  

                                                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны