Решение №1533/05-02 1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ... от 11 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Строймонтаж»

344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, д. 4, оф. 23А

info@strojmontazh.com

МБУ «Управление городского хозяйства»

152901, Ярославская область, город Рыбинск, улица Стоялая, дом 19

rtca@mail.ru

АО «ЭТС»

123112, Москва, Тестовская улица, 10, 25 этаж

info@etpz.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/54.1-160/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2021 года       г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Савичева К. А., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С.,

с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «Строймонтаж» (далее также – ООО «Строймонтаж», заявитель, общество), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Харькова А. Н.,

заказчик - муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск Ярославской области «Управление городского хозяйства» (далее также – МБУ «Управление городского хозяйства», заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Ефимова А. Н.,

оператор - акционерное общество «Электронные торговые системы», участие представителя не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Строймонтаж» на действия заказчика, МБУ «Управление городского хозяйства», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147320000096) (далее – конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «Строймонтаж» на действия заказчика, МБУ «Управление городского хозяйства», при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147320000096) (далее – жалоба).

Заявитель полагает, что конкурсная документация утверждена заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок:

1. пунктом 17 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлено, что цена контракта за установленный объем услуг является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом, что является нарушением части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ;

2. в соответствии с пунктами 43, 44 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации срок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме составляет 5 рабочих дней 9 часов, что является нарушением части 1 статьи 54.5 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которой данный срок не может превышать 5 рабочих дней;

3. в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в приложении № 2 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлены взаимоисключающие требования к светодиодным светильникам: характеристике «номинальное напряжение электропитания переменного тока, В» соответствует значение «220», характеристике «защита при эксплуатации светильника при аварийных ситуациях с перенапряжением в сети питания переменного тока до 380 В» соответствует значение «наличие», в то время как в действительности значения данных характеристик не могут различаться;

4. Приложением №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по показателям «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1), «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2), «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi3) критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», которым неправомерно ограничен перечень контрактов/договоров, которыми может быть подтвержден такой опыт, а именно: по мнению подателя жалобы, в рамках данных показателей будут оцениваться только энергосервисные контракты/договоры, а контракты/договоры на поставку и монтаж осветительного оборудования учету и оценке не подлежат.

5. Приложением №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по показателям «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1) и «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2) критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в которых, по мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно ограничил перечень документов, которыми может подтверждаться такой опыт, а именно: оценке подлежат только те контракты/договоры, цена которых составляет не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников при исполнении которых составляет не менее 9 904 штук (тем самым заказчик ограничил количество участников закупки).

6. Приложением №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации в рамках критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» имеет место фактическое дробление показателя «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» на три показателя: «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1), «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2), «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi3), что приводит к созданию неравных условий и влечет за собой ограничение конкуренции.

7. В разделе 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации количество подлежащих замене осветительных приборов, указанное в подразделе 2 «Основные мероприятия» (9 904 штук), не соответствует количеству осветительных приборов, содержащемуся в таблице № 1 «Адресный список светильников городского округа Рыбинск» и установленному путем суммирования светильников, за исключением светильников, не подлежащих замене (7 772 штуки).

8. В подразделе 3 «Технические требования, предъявляемые к оборудованию и материалам» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации содержится ссылка на утративший силу ГОСТ IEC 60598-2-3-2012. «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог».

9. В разделе 3 «Проект контракта» конкурсной документации заказчиком допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:

- пунктом 3.4 проекта контракта допускается указание в конкурсной документации заведомо недостоверных сведений, которые могут привести к нарушению сроков исполнения обязательств по контракту;

- пункт 7.2 проекта контракта не содержит указания на конкретный отчетный период, за который производится достижение экономии электроэнергии;

- пунктом 8.6 проекта контракта допускается изменение количества месяцев для достижения экономии, что противоречит положениям постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)»;

- пунктом 12.1.1 проекта контракта на исполнителя возлагаются дополнительные обязанности по содержанию и обслуживанию объекта энергосервиса, в отношении которого осуществляются мероприятия, что не соответствует целям энергосервисного контракта;

- из пункта 12.1.2 следует, что у заказчика отсутствует обязанность заменить вышедший из строя светильник на светильник той же марки и с теми же характеристиками, что, в свою очередь, может привести к недостижению экономии электроэнергии по вине заказчика;

- пунктом 14.21 на исполнителя возлагаются дополнительные обязанности по установке дополнительных опор освещения, созданию новых светоточек, установке дополнительных осветительных приборов, которые не предусмотрены конкурсной документацией;

- пунктом 18.10 проекта контракта устанавливаются дополнительные требования к оборудованию (светодиодным светильникам), которые не предусмотрены конкурсной документацией.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной.  

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения относительно доводов, изложенных в жалобе,  просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Заслушав мнения сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Заказчиком, МБУ «Управление городского хозяйства», в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 17.11.2020 размещено извещение № 0371300147320000096 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 305 633 834,80 рублей.

Согласно части 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Учитывая изложенное, закупочной документацией и проектом контракта могут быть предусмотрены случаи, при которых цена контракта подлежит изменению (при условии их соответствия статьям 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Пунктом 17 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлено, что цена контракта за установленный объем услуг является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом.

Изучив содержание проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, Комиссия установила, что данный проект контракта не содержит положений, предусматривающих случаи изменения цены контракта.

По мнению заявителя, изложенному на заседании Комиссии, возможность изменения цены контракта предусмотрена пунктом 14.21 проекта контракта.

В соответствии с пунктом 14.21 проекта контракта Исполнитель не несет ответственности за несоблюдение требований к освещенности, указанных в Техническом задании (Приложение № 3 к Контракту) на тех участках улиц, на которых:

- требуется установка дополнительных опор освещения в связи с несоблюдением норм размещения опор освещения (расстояния между опор);

- требуется создать новые светоточки на имеющихся опорах, на которых до реализации Контракта не были установлены светильники;

- требуется установка дополнительных осветительных приборов (в количестве большем, чем фактически установлено на опоре);

- требуются мероприятия по обрезке зеленых насаждений.

Между тем, вопреки позиции заявителя, данный пункт не возлагает дополнительных обязанностей на исполнителя и, как следствие, не предполагает изменения (увеличения) цены контракта. Данным пунктом предусмотрены случаи освобождения исполнителя от ответственности за несоблюдение требований к освещенности, установленных конкурсной документацией.

Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки цена контракта установлена в качестве твердой, проектом контракта не предусмотрены случаи, при которых цена контракта может быть изменена, что соответствует требованиям части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 54.5 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ срок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсной комиссией не может превышать пять рабочих дней, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства этот срок не может превышать десять рабочих дней с даты окончания срока подачи указанных заявок независимо от начальной (максимальной) цены контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 305 633 834,80 рублей, что превышает один миллион рублей, объект закупки (осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области) не относится к сфере науки, культуры или искусства, соответственно, в рамках рассматриваемой закупки срок рассмотрения и оценки первых частей заявок конкурсной комиссией не может превышать пять рабочих дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.

Согласно абзацу 1 статьи 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

В рассматриваемом случае срок исчисляется днями (не может превышать пять рабочих дней с даты окончания срока подачи указанных заявок).

Пунктом 43 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме: 22.03.2021 года 07 часов 00 минут по московскому времени.

Учитывая, что датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлено 22.03.2021, а срок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не может превышать пять рабочих дней с указанной даты, крайней датой рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме является 29.03.2021.

Пунктом 43 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлены дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме: 29.03.2021 года 16 часов 00 минут по московскому времени.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что указание времени применительно к исчислению срока рассмотрения и оценки первых частей заявок значения не имеет (поскольку данный срок исчисляется днями), в приведенных положениях конкурсной документации отсутствует нарушение части 1 статьи 54.5 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в числе прочего наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В приложении № 2 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлены в числе прочего следующие технические и функциональные характеристики требуемого к поставке товара (светодиодных светильников):

характеристика «номинальное напряжение электропитания переменного тока, В» с соответствующим ей значением «220»;

характеристика «защита при эксплуатации светильника при аварийных ситуациях с перенапряжением в сети питания переменного тока до 380 В» с соответствующим ей значением «наличие».

Заказчиком в материалы дела представлены письменные пояснения, содержащие сведения о наличии на рынке товаров светодиодных светильников, которые одновременно соответствуют обеим вышеприведенным характеристикам, оформленные в виде таблицы:

Производитель

Название светильника

Напряжение электропитания

Защита от перенапряжения до 380 В

Дженилед (geniled)

Geniled Optimus PLUS 60

180-264 B

До 390

Дженилед (geniled)

Geniled Optimus PLUS 40

180-264 B

До 390

Проуз (Prouz)

VEL-70

176-264 В

До 400

Проуз (Prouz)

VEL-135

176-264 В

До 400

В подтверждение указанной информации заказчиком представлены руководство к светодиодным светильникам Дженилед (geniled) и описание светильников VEL-70 и VEL-135 производителя Проуз (Prouz) с сайта производителя.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что на рынке товаров представлены светодиодные светильники, одновременно соответствующие характеристике «номинальное напряжение электропитания переменного тока, В» со значением «220» и характеристике «защита при эксплуатации светильника при аварийных ситуациях с перенапряжением в сети питания переменного тока до 380 В» со значением «наличие»; приведенные характеристики не являются взаимоисключающими; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

В отношении четвертого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг», «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», «деловая репутация участника закупки».

В соответствии с письмом ФАС России от 16.09.2020 N ИА/80326/20 «По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий» в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя «Опыт участника закупки» критерия «Квалификация участников закупки», для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели, а именно: наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов. При этом величина значимости таких показателей должна быть одинаковой.

Приложением №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлены в числе прочего следующие показатели нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

1) Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1).

Наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Количество заключенных за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных (энергосервисных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-ФЗ направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения со всеми приложениями, с актами о приемке заказчиком выполненных энергоэффективных (энергосберегающих) мероприятий и актами определения достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в течение не менее чем двух периодов достижения доли размера экономии, установленных в государственных, муниципальных (энергосервисных) контрактах и (или) гражданско-правовых договорах, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук;

«…».

2) Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2).

Наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Количество заключенных за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-ФЗ предметом которых является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук;

«…».

3) Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi3).

Наличие у участника закупки опыта по выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженного в совокупном размере экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта (договора) в течение срока его действия по исполненным и (или) действующим (исполняемым) энергосервисным контрактам (договорам), на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения муниципальных образований.

Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Контракт заключен за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-ФЗ предметом которых является совершение действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на установках уличного освещения;

«…».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с конкурсной документацией оценке по вышеприведенным показателям критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» подлежат как энергосервисные контракты/договоры (показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1), показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi3), так и контракты/договоры, связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования (показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2); довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.

В отношении пятого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг», «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», «деловая репутация участника закупки».

Приложением №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлены в числе прочего следующие показатели нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

1) Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1).

Наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Количество заключенных за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных (энергосервисных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-ФЗ направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения со всеми приложениями, с актами о приемке заказчиком выполненных энергоэффективных (энергосберегающих) мероприятий и актами определения достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии) в течение не менее чем двух периодов достижения доли размера экономии, установленных в государственных, муниципальных (энергосервисных) контрактах и (или) гражданско-правовых договорах, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук;

«…».

2) Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2).

Наличие опыта участника закупки реализации проектов, связанных с предметом контракта. Учёту подлежат только те договоры (контракты), в отношении которых в составе заявки имеются все ниже указанные документы и соблюдаются следующие условия:

1) Количество заключенных за период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок государственных, муниципальных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных в рамках Федеральных законов от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-ФЗ предметом которых является поставка и монтаж осветительного оборудования для нужд уличного освещения, цена каждого контракта не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавливаемых светильников в каждом контракте не менее 9 904 штук;

«…».

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав требования к контрактам/договорам, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, а именно: то, что оценке подлежат только контракты/договоры, цена которых свыше 113 000 000,00 руб., а также контракты/договоры, при исполнении которых установлено не менее 9 904 штук светильников, не усматривает в действиях заказчика по установлению данных требований (условий) нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку

- во-первых, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит требований к цене контрактов/договоров, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ;

- во-вторых, установленная заказчиком цена контрактов/договоров, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, значительно ниже начальной максимальной цены контракта рассматриваемой закупки;

- в-третьих, при исполнении энергосервисного контракта, заключенного по итогам рассматриваемой закупки, исполнитель должен будет установить 9 904 штук светильников, соответственно, требование к контрактам/договорам, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, о том, что при их исполнении должно быть установлено не менее 9 904 штук светильников, является сопоставимым с объектом рассматриваемой закупки;

- в-четвертых, такие требования к контрактам/договорам, которыми может быть подтвержден опыт участника закупки по успешному выполнению работ, направлены на выявление наиболее квалифицированного исполнителя работ, что полностью соответствует принципам законодательства о контрактной системе (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ). 

Довод подателя жалобы о том, что заказчик неправомерно ограничил перечень документов, которыми может подтверждаться такой опыт, а именно: оценке подлежат только те контракты/договоры, цена которых составляет не менее 113 000 000 (сто тринадцать миллионов) рублей и количество устанавлиаемых светильников при исполнении которых составляет не менее 9 904 штук, является несостоятельным, поскольку заказчиком не устанавливается при описании  порядка оценки  показателей «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1) и «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2) критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» требований к цене и техническим характеристикам самих светильников (цена светильников может быть меньше, а технические характеристики хуже, чем требуется по условиям энергосервисного контракта, являющегося объектом настоящей закупки).

В отношении шестого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Подпунктом «б» пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг», «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», «деловая репутация участника закупки».

Приложением №3 к разделу 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации установлены в числе прочего следующие показатели нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

- Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi1).

- Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi2).

- Показатель «Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (НЦБi3).

Учитывая, что Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит запрета на установление нескольких показателей, требующих подтверждение опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а заявителем не доказано, что установление данных показателей приводит к созданию неравных условий и ограничению конкуренции, рассматриваемый довод заявителя является необоснованным.

В отношении седьмого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

Подразделом 2 «Основные мероприятия» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации установлено следующее: замена существующих устаревших осветительных приборов в количестве 9 904 штук на светодиодные (энергоэффективные), согласно прилагаемым адресным спискам.

В разделе 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации представлена таблица № 1 «Адресный список светильников городского округа Рыбинск», в которой применительно к каждой из 783 линий (адресов) содержатся в числе прочего сведения о типе установленного светильника и общем количестве светильников, шт.

Под таблицей указана следующая информация: * Светодиодные (LED) и торшерные светильники замене не подлежат.

Изучив содержание данной таблицы, Комиссия установила, что некоторые из указанных в таблице светодиодных (LED) и торшерных светильников сопровождаются знаком * (позиции 64, 65, 69, 70, 71, 72, 73, 82, 83, 93, 94, 145, 146 таблицы), при этом ряд светодиодных (LED) светильников таким знаком не сопровождаются (например, позиции 8, 11, 12, 19, 41, 43, 45 таблицы и др.).

По смыслу анализируемого положения конкурсной документации при подсчете количества светильников, подлежащих замене, необходимо суммировать все светильники, в том числе светодиодные (LED) и торшерные светильники, не сопровождающиеся знаком *.

Произведя подсчет количества подлежащих замене светильников путем суммирования светильников, не сопровождающихся знаком *, Комиссия установила, что данное значение составляет 9 904 шт., что соответствует значению, установленному подразделом 2 «Основные мероприятия» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации (9 904 шт.).

Учитывая изложенное, противоречие между количеством подлежащих замене осветительных приборов, указанным в подразделе 2 «Основные мероприятия» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации, и аналогичным показателем, содержащимся в таблице № 1 «Адресный список светильников городского округа Рыбинск» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации, отсутствует; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

В отношении восьмого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в числе прочего наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В подразделе 3 «Технические требования, предъявляемые к оборудованию и материалам» раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации указано, что светильники должны соответствовать в числе прочего ГОСТ IEC 60598-2-3-2012. «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог».

Комиссией установлено, что приведенный документ утратил силу с 01.06.2020 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 30.01.2020 N 21-ст. Взамен введен в действие «ГОСТ IEC 60598-2-3-2017. Межгосударственный стандарт. Светильники. Часть 2-3. Частные требования. Светильники для освещения улиц и дорог».

Учитывая, что сформированная заказчиком конкурсная документация содержит ссылку на ГОСТ IEC 60598-2-3-2012. «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог», который на момент утверждения документации утратил свою силу, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

В отношении девятого довода заявителя Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее - Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636) установлены в числе прочего требования к условиям энергосервисного договора (контракта).

Информационное письмо Министерства экономического развития РФ от 6 июля 2017 г. N 15627-НП/Д07 и «Методические рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)» (далее – информационное письмо от 6 июля 2017 г. N 15627-НП/Д07) содержит примерные условия энергосервисного договора (контракта) для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений.

Абзацами 3, 4 раздела 4 информационного письма от 6 июля 2017 г. N 15627-НП/Д07 установлено:

В целях обеспечения интересов исполнителя, в договоре (контракте) указывается на то, что заказчик гарантирует, что в отношении объекта(ов) до даты заключения договора (контракта) обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта(ов) и помещений с учетом функционального назначения.

В случае, если в ходе исполнения договора (контракта) будет обнаружено, что в отношении объекта(ов) не обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта(ов) и помещений с учетом функционального назначения, мероприятия по обеспечению их соблюдения осуществляются заказчиком самостоятельно за его счет.

Пунктом 3.4 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации установлено:

В случае, если в ходе исполнения Контракта одной из сторон будет обнаружено, что в отношении Объекта не обеспечено выполнение требований или норм, указанных в п.15.3.10 настоящего Контракта, выявленные недостатки фиксируются сторонами. Мероприятия по обеспечению указанных норм и требований осуществляются за счет Заказчика по отдельному договору (контракту) с Исполнителем или третьей стороной, самостоятельно определяемой Заказчиком.

«..»

В случае, если несоблюдение указанных требований влияет на показатели потребления энергетического ресурса, Стороны вносят необходимые изменения в характеристики сопоставимых условий в базовом периоде.

В соответствии с пунктом 15.3.10 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации заказчик в числе прочего обязан обеспечить соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических, технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации Объектов и помещений с учетом функционального назначения.

Учитывая изложенное, положения пунктов 15.3.10, 3.4 проекта контракта соответствуют положениям абзацев 3, 4 раздела 4 информационного письма от 6 июля 2017 г. N 15627-НП/Д07, в данных положениях отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе; довод заявителя об обратном является недоказанным и, соответственно, несостоятельным.

Пунктом 7 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 предусмотрено, что выбор порядка определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий осуществляется одним из следующих способов: на основании объемов, зафиксированных прибором учета используемого энергетического ресурса в течение определенного сторонами периода, который составляет не менее одного календарного месяца.

Абзацем 4 раздела 5 информационного письма от 6 июля 2017 г. N 15627-НП/Д07 установлено:

Объем потребления энергетических ресурсов заказчиком в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий определяется на основании объемов, зафиксированных прибором(ами) учета используемого энергетического ресурса в течение определенного сторонами периода. Такой период может составлять месяц, квартал или иной промежуток времени, как правило, не менее одного месяца (для бюджетного сектора это требование является обязательным).

Пунктом 7.2 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации установлено:

Объем потребления энергетического ресурса (электрической энергии) на Объектах энергосервиса в натуральном выражении после реализации Исполнителем Перечня мероприятий, осуществляется на основании объемов, зафиксированных приборами учета используемого энергетического ресурса в течение определенного Сторонами периода, который составляет не менее одного календарного месяца.

В соответствии с пунктом 8.6 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации сроки периодов достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии (доли размера плановой экономии) - ежемесячно.

Учитывая изложенное, заказчиком в проекте контракта установлен конкретный отчетный период, за который производится достижение экономии электроэнергии – один месяц, что соответствует положениям постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636, а также информационного письма от 6 июля 2017 г. N 15627-НП/Д07; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

Пунктом 11 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 в числе требований к условиям энергосервисного договора (контракта) предусмотрено указание начального и конечного срока достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периодов достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года.

В соответствии с абзацем 3 раздела 7 информационного письма от 6 июля 2017 г. N 15627-НП/Д07 начальный и конечный сроки достижения предусмотренного в договоре (контракте) размера экономии, а также периоды достижения долей размера экономии устанавливаются в договоре, либо в приложении к договору (контракту).

Пунктом 8.6 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации установлено:

Начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - первый полный календарный месяц, следующий за месяцем после подписания акта о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, указанного в Приложении №10 к Контракту.

Экономия, достигнутая в месяце, в котором были реализованы энергоэффективные мероприятия, указанные в Приложении № 1 к Контракту, включается в сумму экономии, достигнутой в следующем месяце. Сроки периодов достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии (доли размера плановой экономии) - ежемесячно.

Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии - 84 месяцев (7 лет) с момента реализации ЭЭМ (с даты подписания Акта о реализации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, Приложение № 10 к Контракту).

Таким образом, заказчиком в проекте контракта установлено, что экономия, достигнутая в месяце, в котором подписан акт о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включается в сумму экономии, достигнутой в первом полном календарном месяце, следующем за месяцем после подписания указанного акта.

При этом, вопреки мнению заявителя, изменение количества месяцев для достижения экономии данным положением не предусматривается; период достижения размера плановой экономии составляет один месяц; перенос экономии, достигнутой в месяце подписания акта о реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на первый полный календарный месяц, следующий за месяцем подписания указанного акта, не свидетельствует об установлении иного отчетного периода и осуществляется в интересах исполнителя; данное положение не противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636, информационного письма от 6 июля 2017 г. N 15627-НП/Д07 и не ограничивает количество участников закупки; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

Пунктом 16 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 в числе требований к условиям энергосервисного договора (контракта) предусмотрено включение следующих обязанностей заказчика: надлежащее содержание и обслуживание объекта, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий;

Пунктом 12.1.1 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации предусмотрено, что заказчик при эксплуатации Объекта энергосервиса в числе прочего обязан обеспечить содержание и обслуживание Объекта энергосервиса, в отношении которого осуществляются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в Перечень мероприятий (за исключением гарантийных обязательств Исполнителя в отношении оборудования, установленного им на Объекте энергосервиса). Границей эксплуатационной ответственности сторон является контактное соединение питающего провода светильника с линией электропередачи уличного освещения.

Учитывая изложенное, постановлением Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 предусматривается возможность полного или частичного возложения обязанностей по содержанию и обслуживанию объекта, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий, на исполнителя посредством включения соответствующих условий в проект контракта; довод заявителя о том, что включение в проект контракта указанных условий не соответствует целям энергосервисного контракта, является несостоятельным.

Пунктом 12.1.2 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации предусмотрено, что заказчик при эксплуатации Объекта энергосервиса в числе прочего обязан в случае обнаружения неисправности светильника (неработающего светильника), самостоятельно выяснить, является ли данная неисправность неисправностью самого светильника, либо вызвана неисправностью подводящих сетей или иных составляющих частей Объекта энергосервиса.

В случае, если неисправность является неисправностью самого светильника, в день обнаружения неисправности оборудования (неработающего светильника (ков)), уведомить Исполнителя о выходе из строя оборудования по адресу электронной почты, указанному в разделе 2 настоящего Контракта. (Уведомление считается полученным Исполнителем в день его отправки по адресу электронной почты).

В случае, если неисправность вызвана неисправностью подводящих сетей или иных составляющих частей Объекта энергосервиса замену вышедшего из строя оборудования (неработающего светильника) Заказчик производит своими силами и за свой счет.

При этом по смыслу конкурсной документации заказчик при замене вышедшего из строя оборудования должен руководствоваться требованиями к оборудованию, установленными конкурсной документацией; замена заказчиком вышедшего из строя оборудования на оборудование с теми же характеристиками, что и установленное исполнителем, не приведет к снижению экономии электроэнергии; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

В соответствии с пунктом 14.21 проекта контракта Исполнитель не несет ответственности за несоблюдение требований к освещенности, указанных в Техническом задании (Приложение № 3 к Контракту) на тех участках улиц, на которых:

- требуется установка дополнительных опор освещения в связи с несоблюдением норм размещения опор освещения (расстояния между опор);

- требуется создать новые светоточки на имеющихся опорах, на которых до реализации Контракта не были установлены светильники;

- требуется установка дополнительных осветительных приборов (в количестве большем, чем фактически установлено на опоре);

- требуются мероприятия по обрезке зеленых насаждений.

Данный пункт не возлагает дополнительных обязанностей на исполнителя, а предусматривает случаи освобождения исполнителя от ответственности за несоблюдение требований к освещенности, установленных конкурсной документацией; довод заявителя об обратном является несостоятельным.

В соответствии с пунктом 18.10 раздела 3 «Проект контракта» конкурсной документации оборудование и материалы, используемые Исполнителем при выполнении работ, должны быть новыми, не бывшими в эксплуатации, не снятыми с производства.

В пункте 2 подраздела 3 раздела 2 «Описание объекта закупки» конкурсной документации представлена таблица с указанием перечня работ и сроков их выполнения. Срок выполнения работ составляет шесть месяцев с даты заключения контракта.

Учитывая, что требования к оборудованию и материалам, используемым исполнителем, установлены только при выполнении работ, срок которых составляет шесть месяцев с даты заключения контракта (а не в течение всего срока действия контракта, который составляет 7 лет (пункт 13 раздела 1 «Информационная карта открытого конкурса в электронной форме» конкурсной документации), данные требования (в том числе требование о том, что оборудование и материалы должны быть не снятыми с производства) являются исполнимыми.

Кроме того, заявителем не доказано, что установление приведенных требований нарушает права и законные интересы потенциальных участников закупки и влечет за собой ограничение конкуренции.

Таким образом, рассматриваемый довод заявителя является необоснованным.

Выявленное Комиссией по результатам рассмотрения данной жалобы нарушение, допущенное заказчиком при формировании конкурсной документации, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строймонтаж» (ИНН 6165193010, ОГРН 1156196037898) на действия заказчика, муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск Ярославской области «Управление городского хозяйства» (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения на территории города Рыбинск Ярославской области (извещение № 0371300147320000096), обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Признать заказчика, муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск Ярославской области «Управление городского хозяйства» (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), нарушившим пункт 1 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику, муниципальному бюджетному учреждению городского округа город Рыбинск Ярославской области «Управление городского хозяйства» (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

Потемкина Т. В.

Члены Комиссии:

Савичева К. А.

Ерофеева И. С.

Связанные организации

Связанные организации не указаны