Предупреждение б/н Предупреждение от 26 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрации городского округа

город Рыбинск

 

Рабочая ул., д. 1,

Ярославская обл., г. Рыбинск, 152900


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

06-08/ 16-20

 

 

 

26 октября 2020 года г. Ярославль

 

По результатам рассмотрения Ярославским ФАС России заявления
(вх. № 8475 от 06.08.2020), содержащего сведения о нарушении антимонопольного законодательства на рынке оказания ритуальных услуг на территории городского округа город Рыбинск,
установлено следующее.

Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к
вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В пункте 1 статьи 29 Закона о погребении закреплено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В соответствии с пунктом 3 постановления главы городского округа город Рыбинск от 27.10.2006 № 695 «Об организации похоронного дела в городском округе г. Рыбинск» (далее — Постановление № 695) статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа г. Рыбинск наделено МБУ городского округа город Рыбинск «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» (далее - МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела»).

Таким образом, в соответствии с положениями Закона о погребении
в отношении
МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» установлена обязанность по осуществлению погребения в рамках гарантированного перечня (пункт 2 статьи 9 Закона о погребении).

1. В соответствии с пунктом 2.1 Устава МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», утвержденного постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 27.12.2011 № 4534 (далее — Устав),
МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Уставом городского округа город Рыбинск полномочий органов местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Предметом деятельности бюджетного учреждения является осуществление на территории городского округа город Рыбинск полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения (пункт 2.2 Устава).

Согласно пункту 2.3.4 Устава для достижения целей, указанных в пункте 2.1 настоящего Устава, МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» осуществляет в качестве основного вида деятельности содержание мест погребения (городских кладбищ, воинских и мемориальных захоронений), в том числе выполнение работ по текущему и капитальному ремонту зданий, дорог, тротуаров, элементов водоснабжения, наружного освещения и других инженерных сооружений, благоустройство и санитарная очистка, проведение работ по озеленению и уходу за зелеными насаждениями, сбор и утилизация бытовых отходов и мусора, а также контроль за содержанием мест погребения.

Таким образом, вышеназванные положения Устава предусматривают, что единственной организацией, наделенной правом на выполнение работ по благоустройству кладбищ на территории городского округа город Рыбинск, является МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела».

Вместе с тем, Закон о погребении не предоставляет специализированной службе по вопросам похоронного дела право на осуществление полномочий органа местного самоуправления по содержанию мест захоронения.

Пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) определено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Следовательно, в предусмотренном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиками осуществляются закупки для обеспечения, в том числе, муниципальных нужд, а именно, для выполнения функций и полномочий муниципальных органов. К числу муниципальных нужд относится, в том числе, содержание мест захоронения.

Таким образом, выполнение работ по содержанию мест захоронения может быть осуществлено только путем проведения предусмотренных Законом № 44-ФЗ конкурентных процедур за счет соответствующего бюджета муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект — это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 2.6 Устава данное бюджетное учреждение вправе сверх установленного учредителем задания, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности в сфере, указанной в настоящем уставе, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

В соответствии с пунктом 2.8 Устава МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» вправе осуществлять следующую приносящую доход деятельность, не относящуюся к его основной деятельность в соответствии с пунктом 2.3 Устава:

  • предоставление услуг похоронной службы или организатора похорон;

  • услуги по уходу за могилами и прочими местами захоронений;

  • предоставление транспорта, в том числе пассажирского для сопровождения похорон,

  • предоставление транспорта для перевозки тел умершего;

  • торговля похоронными принадлежностями и сопутствующими товарами для организации похоронного ритуала;

  • изготовление гробов, траурных венков, искусственных цветов, лент, гирлянд, каменных надгробных сооружений.

Таким образом, МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг.

Предусмотренное Уставом возложение обязанности по содержанию мест захоронения на МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» и бездействие администрации городского округа город Рыбинск по внесению изменений в пункты 2.1, 2.3.4 Устава в части исключения возложения вышеназванной обязанности на МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» создает необоснованные преимущества осуществления предпринимательской деятельности данному хозяйствующему субъекту
на рынке оказания ритуальных услуг, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

      1. В соответствии с пунктом 2.3.3 Устава МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» осуществляет учет и инвентаризацию захоронений, учет и выделение земельных участков для захоронений, ведение и хранение книг регистрации захоронений.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о погребении установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

В рассматриваемом случае, хозяйствующий субъект —
МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», наделен полномочиями органа местного самоуправления по предоставлению участков для погребения, а также иными поименованными в пункте 2.3.3 Устава организационно-распорядительными полномочиями органа местного самоуправления.

Бездействие администрации округа город Рыбинск по исключению пункта 2.3.3 Устава, в соответствии с которым МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» наделен вышеназванными организационно-распорядительными полномочиями органа местного самоуправления, свидетельствует о наличии признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. Как следует из содержания письма администрации городского округа город Рыбинск (исх. № 011/23-3442 от 16.09.2020), территории общественных кладбищ предоставлены МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» в постоянное (бессрочное) пользование на основании следующих распорядительных актов:

  • Постановление администрации городского округа город Рыбинск от 15.03.2011 № 633 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, Окружная дорога»;

  • Постановление администрации городского округа город Рыбинск от 12.07.2012 № 1306 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по адресу: Ярославская обл., Рыбинский р-н, Покровский с/о, район дер. Ходово»;

  • Постановление администрации городского округа город Рыбинск от 22.01.2019 № 184 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков».

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» по своей организационно-правовой форме не является органом местного самоуправления и не может входить в структуру органов местного самоуправления, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, Законом о погребении также не предусмотрена.

Следовательно, действия администрации городского округа город Рыбинск по предоставлению территорий общественных кладбищ на основании Постановления администрации городского округа город Рыбинск от 22.01.2019
№ 184 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков»
в ведение МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», а также бездействие администрации городского округа город Рыбинск по отмене Постановления администрации городского округа город Рыбинск от 15.03.2011 № 633 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, Окружная дорога», Постановления администрации городского округа город Рыбинск от 12.07.2012
№ 1306 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по адресу: Ярославская обл., Рыбинский р-н, Покровский с/о, район
дер. Ходово», на основании которых территории общественных кладбищ предоставлены МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» в постоянное (бессрочное) пользование, свидетельствуют о наличии признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Данный вывод антимонопольного органа подтверждается устоявшейся судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010-35-192, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.03.2014 по делу № А82-545/2013, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.05.2016 № Ф01-1402/2016 по делу № А79-6409/2015).

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает администрацию городского округа город Рыбинск о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно: исключить пункты 2.3.3, 2.3.4 Устава
МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», утвержденного постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 27.12.2011
№ 4534, а также из пункта 2.1 вышеназванного Устава исключить возложение на специализированную службу по вопросам похоронного дела обязанности по содержанию мест захоронения
. А также отменить Постановление администрации городского округа город Рыбинск от 15.03.2011 № 633 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по адресу: Ярославская обл., г. Рыбинск, Окружная дорога», Постановление администрации городского округа город Рыбинск от 12.07.2012 № 1306 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по адресу: Ярославская обл., Рыбинский р-н, Покровский с/о, район дер. Ходово», Постановление администрации городского округа город Рыбинск от 22.01.2019 № 184 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков».

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «23» декабря
2020 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель управления И.Г. Паутов

Связанные организации

Связанные организации не указаны