Решение №7000 решение от 25 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Привет, Интернет»                     

                                                                      

                                                                        проезд Бумажный, д. 14, стр.1,

                                                                        этаж 8, пом. 1, ком. 30, 30 А,  

                                                                        вн. тер. г. муниципальный округ Беговой,

                              г. Москва, 127015

 

                                                   ООО «Привлечение клиентов»

 

                                                  ул. Пионерская, д. 65, оф. 24,

                           г. Тула, 300041

 

 

 

 

                                   РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/18-696/2021

 

«11» октября 2021 года                                                                                       г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «25» октября 2021 года.

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

           председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления            Гудкевич Е. В.,

           члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С. Д., специалист-эксперт Артамонов А. О.,

     рассмотрев дело № 076/05/18-696/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы услуг по списанию долгов по сетям электросвязи без согласия абонента с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛА:

Ярославским УФАС России рассмотрено обращение, поступившее в Управление 17 мая 2021 года, относительно получения 13.05.2021 г. в 09.00 с номера телефона +7-912-099-30-42 на номер телефона                      без согласия абонента звонка с информацией об услугах по списанию долгов следующего содержания: «Здравствуйте! Вы имеете право списать свои долги в соответствии с ФЗ-127. Нажмите 1 и получите бесплатную консультацию от наших специалистов. Если у вас нет долгов, нажмите любую другую клавишу».

Дело возбуждено по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

            Рассмотрев материалы дела, представленные пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по списанию долгов, формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии счастью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Как следует из обращения, данный звонок с рекламой поступил на номер телефона без согласия заявителя.

Следовательно, в данном случае установлено нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Как следует из представленной заявителем аудиозаписи звонка, рассматриваемая реклама была озвучена абоненту с применением автоматической аудиозаписи, в связи с чем, в данном случае также установлено нарушение части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Поступление указанного звонка с рекламой подтверждается детализацией, предоставленной заявителем.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

           ОАО «МТТ» представлены сведения о том, что номер +7-912-099-30-42, с которого поступил звонок с рекламой, выделен ООО «Привет, Интернет» по договору № 706-GNEZDO-19/29 от 24.09.2020 г. Копия указанного договора представлена в материалы дела.

ООО «Привет, Интернет» представлены письменные пояснения (вх. 8773 от 31.08.2021, № 9937 от 04.10.2021), в которых указано, что абонентский номер            +7-912-099-30-42, с которого был осуществлен звонок с рекламой, выделен с 06.12.2019 г. ООО «Привлечение клиентов» для его использования в сервисе Звонок https://zvonok.com/. В подтверждение передачи номера в пользование              ООО «Привлечение клиентов» прилагается скриншот из CRM-системы сервиса Звонок.

Кроме того, в пояснениях ООО «Привет, Интернет» указано, что пользователь сервиса Звонок самостоятельно загружает телефонные номера клиентов для звонка, сам создает ролик, проигрываемый клиенту, сам создает сценарий звонка. ООО «Привет, Интернет» предоставляет техническую платформу для осуществления звонков, рекламной деятельностью не занимается.                      ООО «Привет, Интернет» не может вмешиваться в деятельность пользователя по обзвону своих клиентов. Совершение звонков по заданию пользователей происходит автоматически по алгоритмам ПО Звонок. Согласно договору-оферте сервиса Звонок Пользователям данного сервиса запрещено использовать систему в целях, противоречащих законодательству РФ. В частности, согласно пункту 9.7 договора пользователь самостоятельно и в полном объеме несет ответственность за получение согласия на обработку персональных данных своих контрагентов, и согласия на осуществление рассылок и звонков, для совершения которых он использует сервис Звонок.

К указанным пояснениям приложены договор-оферта сервиса Звонок, скриншот регистрации ООО «Привлечение клиентов» в сервисе Звонок, копии платежных поручений оплаты сервиса Звонок  ООО «Привлечение клиентов» на дату совершения рассматриваемого звонка, скриншот личного кабинета пользователя ООО «Привлечение клиентов», скриншот из CRM-системы, подтверждающий заказ и оплату номера +7-912-099-30-42 в пользовании                 ООО «Привлечение клиентов», скриншот из журнала CDR-логирования, подтверждающий факт инициации рассматриваемого звонка пользователем           ООО «Привлечение клиентов», детализация по рассматриваемому звонку – распечатка из CRM-системы сервиса Звонок, скриншот из CRM-системы, подтверждающий резервирование номера +7-912-099-30-42 за пользователем          ООО «Привлечение клиентов», акт выполненных работ, подтверждающий факт оказания услуги резервирования номера за пользователем ООО «Привлечение клиентов».

ООО «Привлечение клиентов» представлены письменные пояснения               (вх. № 10111 от 07.10.2021, 10219 от 11.10.2021), в которых указано, что данная организация действительно ведет информационную рассылку по информированию населения в части прав юридических лиц в области кредитования, а именно о праве воспользоваться услугой банкротства физического лица. Данная организация ведет рассылку не по неизвестным номерам, а только по номерам абонентов, которые дают согласие на получение информации в области кредитования и прав, связанных с этой сферой. Абонентом номера               оставлялась заявка на сайте кредит-без-переплат.рф, где оставляющий заявку с помощью телефонного номера и подтверждающего кода, приходящего в смс-сообщении, дает согласие на получение информации. При оставлении заявки на данном сайте пользователь ставит галочку о согласии на обработку персональных данных в целях информирования в области кредитования. На данном сайте оставляющий заявку абонент по умолчанию дает согласие на обработку персональных данных. Если снять «галочку» о согласии, то заявка оставлена не будет.

Кроме того, в пояснениях ООО «Привлечение клиентов» также указано, что данная организация не согласовывает текст с рекламодателем. Правовой основой для взаимодействия данной организации и рекламодателя является договор оферты, размещенный по адресу: lk.cpa-service.ru/oferta/. Копия договора оферты прилагается. Договора, актов выполненных работ, счетов не создавалось по причине того, что Заказчик рекламных услуг оплачивал услуги через сервис unitpay.ru как физическое лицо.

Также в пояснениях ООО «Привлечение клиентов» указано, что данная организация не хранит истории и логи серверов более 1 месяца, которые бы позволяли назвать точную дату и время оставления заявки, поэтому данную информацию ООО «Привлечение клиентов» не может представить.

На основании изложенного, Комиссией установлено, что ООО «Привлечение клиентов» не представлена в материалы дела заявка, оставленная абонентом номера           на сайте кредит-без-переплат.рф.

 

Кроме того, доводы и пояснения ООО «Привлечение клиентов» о наличии в данном случае согласия абонента на получение рекламы,  по мнению Комиссии, являются не состоятельными по следующим основаниям.

В пункте 15 Постановления  Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", указано, что поскольку Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, то, следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

         Сам факт оставления заявки на получение кредита не подтверждает согласие на получение рекламы, поскольку отражает волеизъявление абонента (или лица, действующего в его интересах) исключительно на получение соответствующего кредита, при этом предусмотренное соглашением автоматически действующее независимо от волеизъявления абонента (или лица, действующего в его интересах) согласие на получение рекламы вынуждает его (осознанно либо неосознанно) согласиться на получение сообщений рекламного характера в целях получения желаемого кредита.

         Согласие абонента на получение рекламы, выраженное любым способом, должно четко содержать волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя и должно быть зафиксировано каким-либо образом. В случае отсутствия таких доказательств реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента.

           Конкретные доказательства, подтверждающие наличие добровольного предварительного согласия абонента                  на получение рекламного сообщения, ООО «Привлечение клиентов» не представлены.

           Нахождение подачи заявки на получение кредита в прямой зависимости от дачи согласия на получение рекламы не позволяет расценивать совершение лицом действий в рамках алгоритма по направлению заявки на получение кредита как дачу им своего согласия на получение рекламной рассылки, так как не соответствует его фактическому волеизъявлению. Навязанное против воли абонента согласие будет действовать до тех пор, пока абонент не обратит внимания на не имеющее отношения к направлению заявки на получение потребительского кредита  условие.

           Кроме того, порядок и способы отказа не доведены до сведения потребителей никоим образом. В связи с чем, потребитель может быть не осведомлен даже о наличии такой возможности и своем праве на отказ от получения нежелательной рекламы.

           При направлении заявки на получение кредита на сайте кредит-без-переплат.рф у потребителя отсутствует возможность добровольного выбора, согласиться на получение рекламы или отказаться.

          Из рассматриваемого обращения, явно следует, что заявитель не выражал добровольного волеизъявления на получение рекламы.

          Кроме того, в материалы дела ООО «Привлечение клиентов»  не представлено доказательств, позволяющих однозначно установить, что именно абонент                   оставлял заявку на сайте кредит-без-переплат.рф.

Относительно нарушения требований части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» ООО «Привлечение клиентов» возражений не представлено.

Кроме того, пояснения ООО «Привет, Интернет» в которых указано, что  совершение звонков по заданию пользователей происходит автоматически по алгоритмам ПО Звонок, также подтверждают наличие в данном случае нарушения части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

 

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и доказательств,  в соответствии с  пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является                                  ООО «Привлечение клиентов».

           Следовательно, ООО «Привлечение клиентов» как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.      

           Ответственность за нарушение требований частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

         1. Признать ненадлежащей рекламу услуг по списанию долгов: «Здравствуйте! Вы имеете право списать свои долги в соответствии с ФЗ-127. Нажмите 1 и получите бесплатную консультацию от наших специалистов. Если у вас нет долгов, нажмите любую другую клавишу», поступившую 13.05.2021 г. в 09.00 с номера телефона +7-912-099-30-42 на номер телефона   , без согласия абонента на ее получение, а также с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания), поскольку в данном случае нарушены требования частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

         2. Выдать ООО «Привлечение клиентов» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

         3. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                  Е. В. Гудкевич

Члены Комиссии:                                                                             С. Д. Солодяшкина

                                                                                                         А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны