Решение №3842/03-03 РЕШЕНИЕ по делу №076/01/10-795/2020 о нарушении антимонополь... от 31 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное бюджетное учреждение

Ярославской области

«ЯРОБЛТРАНСКОМ»

(ГБУ ЯО «Яроблтранском»)

150048, г. Ярославль,

Московский проспект, 80а

 

ООО «Костромское ПАТП №2»

156019, г. Кострома,

ул. Станкостроительная, 1-а

 

ООО «Ярославская транспортная

компания - 2»

150066, г. Ярославль,

ул. Пожарского, д. 19

 

<…>

 

ООО «Экипаж»

606523, Нижегородская обл., Городецкий р-н,г. Заволжье, ул. Весенняя, д. 3, кв. 84

 

ООО «ЯрКамп-Кострома»

156019, г. Кострома, ул. П. Щербины, д. 9, пом. 1, оф. 210

 

ООО «Междуречье Авто»

160022, Вологодская обл.,

д. Родионцево, д. 59а

 

РЕШЕНИЕ

по делу №076/01/10-795/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

18 мая 2021 г.                                                                                                     г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года)

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Е.В. Гудкевич,

члены Комиссии – начальник отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.А. Суровцева, главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России Г.Н. Черногорова, государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Ярославского УФАС России А.А. Сидорова,

рассмотрев дело №076/01/10-795/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Яроблтранском» (ИНН 7606026480, ОГРН 1027600838605, адрес местонахождения: 150048, г. Ярославль, Московский пр-кт, 80-а) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившемся в действиях (бездействии) ГБУ ЯО «Яроблтранском» по установлению монопольно высокой цены за услуги по обеспечению перевозки пассажиров и багажа для перевозчиков на территории Ярославской области, руководствуясь статьей 47 Закона о защите конкуренции,

установила:

решением по делу №03-03/29-18 Комиссия Ярославского УФАС России прекратила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий при заключении договоров на оказание перевозчикам комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа, а именно установлению различных размеров вознаграждения за оказание услуг по договору.

ООО «ЯрКамп-Кострома», АО «ЯТК», ОАО «ЯПАТП-3» вышеуказанное решение было обжаловано в ФАС России.

Решением от 08.07.2020 №СП/57712/20 Апелляционная коллегия ФАС России указало на необходимость Ярославскому УФАС России рассмотреть вопрос о соответствии действий ГБУ ЯО «Яроблтранском» требованиям пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Во исполнение решения от 08.07.2020 №СП/57712/20 ФАС России Ярославским УФАС России установлены следующие обстоятельства.

ГБУ ЯО «Яроблтранском» оказывает на территории Ярославской области услуги автовокзалов (автостанций), осуществляя текущую и предварительную продажу билетов на проезд и провоз багажа, диспетчерское сопровождение автобусов, обеспечивая режим работы автовокзала в соответствии с расписанием движения автобусов и предоставляя другие услуги, входящие в комплекс услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа.

Приказом ГБУ ЯО «Яроблтранском» от 25.12.2017 №95 установлено, следующее:

- стоимость услуг по кассово-диспетчерскому обслуживанию пассажирских перевозок на муниципальных, межмуниципальных маршрутах пригородного и междугородного сообщения составляет 15% суммы денежной выручки от продажи билетов на проезд пассажиров;

- стоимость услуг по реализации билетов на провоз багажа на муниципальных, межмуниципальных маршрутах пригородного и междугородного сообщения составляет 15% суммы денежной выручки от продажи билетов на провоз багажа;

- стоимость услуг по кассово-диспетчерскому обслуживанию пассажирских перевозок на межрегиональном сообщении составляет 18% суммы денежной выручки за реализованные билеты на проезд согласно посадочным ведомостям;

- стоимость услуг по реализации билетов на провоз багажа на межрегиональном сообщении составляет 50% от суммы выручки за реализованные билеты на провоз багажа согласно посадочным ведомостям.

В рамках исполнения предупреждения №7869/03-04 от 18.07.2018
ГБУ ЯО «Яроблтранском» установлено единое экономически обоснованное вознаграждение в размере 18% за оказание комплекса услуг по обеспечению перевозки пассажиров и багажа.

В 2019 году Учреждение приняло решение об увеличении размера вознаграждения за услугу кассово-диспетчерского обслуживания пассажиров до 18,6%, в связи с увеличением ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20%.

Вместе с тем, применение методики ценообразования в процентном соотношении от стоимости перевозки не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам. При этом комплекс услуг, оказываемый автовокзалами различным перевозчикам, не связан с дальностью следования пассажиров по маршруту.

Во исполнение предупреждения Ярославского УФАС России №2799/03-02 от 29.03.2019 ГБУ ЯО «Яроблтранском» направило руководителям автотранспортных предприятий дополнительные соглашения с установлений следующих размеров стоимости оказываемых услуг:

- оформление одного билета на проезд пассажира составляет 19 рублей;

- оформление багажной квитанции на провоз одного места багажа, а также подлежащей оплате ручной клади составляет 19 рублей;

- обслуживание одного рейса перевозчика составляет 104 рубля.

Приказом от 12.12.2019 №66-А ГБУ ЯО «Яроблтранском» утвердило прейскурант «Цен на стоимость услуг (работ), оказываемые физическим и юридическим лицам на объектах транспортной инфраструктуры ГБУ ЯО «Яроблтранском», согласно которому установлены следующие услуги, предоставляемые перевозчикам, и их стоимость:

-услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на муниципальных и (или) межмуниципальных маршрутах пригородного сообщения составила 0,17 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате;

- услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок и контролю за посадкой пассажиров на межмуниципальных маршрутах междугородного сообщения составила 0,19 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате;

- услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на межрегиональных маршрутах, контроля наличия и проверке у пассажиров удостоверений личности, перевозочных документов и передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о персонале (экипаже) транспортных средств составила 0,25 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате;

-услуга по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на маршрутах международного сообщения, контроля наличия и проверке у пассажиров удостоверений личности, перевозочных документов и передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о персонале (экипаже) транспортных средств составила 0,25 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате.

В действиях (бездействии) ГБУ ЯО «Яроблтранском» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а именно в установлении различного для одной группы перевозчиков конечной стоимости за предоставление услуги по кассово-диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок, которое, по действующему тарифу, находится в прямой зависимости от денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области выдало предупреждение ГБУ ЯО «Яроблтранском» о необходимости прекращения указанных действий (бездействии), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения следующих действий:

- установление одинаковой стоимости количественно, качественно и технологически одинаковых услуг в абсолютном выражении, не зависящем от полученных денежных средств от реализации билетов на проезд, провоз багажа, провоз ручной клади, подлежащей оплате;

- недопустимости совершения в дальнейшем указанных действий (бездействия) содержащих признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ответ на указанное предупреждение ГБУ ЯО «Яроблтранском» были установлены следующие тарифы:

- кассово–диспетчерское обслуживание регулярных перевозок на межмуниципальных и (или) муниципальных маршрутах пригородного сообщения - 17 руб. 00 коп.  с одного проданного билета (в т.ч. НДС 20%);

- кассово–диспетчерское обслуживание регулярных перевозок на межмуниципальных маршрутах междугородного сообщения - 41 руб. 00 коп.  с одного проданного билета (в т.ч. НДС 20%);

- кассово–диспетчерское обслуживание регулярных перевозок на межрегиональных маршрутах, контроль наличия и проверка у пассажиров удостоверений личности, билетов и квитанций, передача в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств - 99 руб. 00 коп.  с одного проданного билета (в т.ч. НДС 20%);

- продажа квитанций - 10 руб. 00 коп. с одного проданного билета (в т.ч. НДС 20%).

Применение запрета, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обусловливает необходимость определения действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые могут рассматриваться антимонопольным органом как установление или поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены, а также необходимость определения положения такого хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке как доминирующего.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

При анализе состояния конкуренции на товарном рынке с целью установления доли хозяйствующего субъекта надлежит руководствоваться Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.

В соответствии с условиями заключенных договоров с перевозчиками предмет договоров определен как обязанность ГБУ ЯО «Яроблтранском» за плату оказать комплекс услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа.

Продуктовыми границами изучаемого рынка являются услуги автовокзала (автостанции) - объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Географическими границами рынка являются административные границы субъекта Российской Федерации – Ярославская область.

На территории Ярославской области осуществляют аналогичную деятельность и иные хозяйствующие субъекты. Однако услуги данных субъектов не могут быть признаны взаимозаменяемыми, т.к. вокзалы, автостанции и кассовые пункты находятся в разных муниципальных образованиях Ярославской области.

Согласно реестру остановочных пунктов на территории Ярославской области расположено семь остановочных пунктов, принадлежащих ГБУ ЯО «Яроблтранском»:

1) «АВ г. Ярославль» по адресу г. Ярославль, Московский проспект, д. 80А;

2) «ОП «Ярославль-Главный» г. Ярославль» по адресу г. Ярославль, пл. Ярославль-Главный, д. 1 «А»;

3) «КДП г. Ростов» по адресу Ярославская область, г. Ростов, ул. Достоевского, д. 1;

4) «АС с. Большое Село» по адресу Ярославская область,
Большесельский р-н, с. Большое Село, ул. Мясникова, д. 52-а;

5) «АС п. Некрасовское» по адресу Ярославская область,

Некрасовский р-н, пос. Некрасовское, ул. Санаторная, д. 18;

6) «Кассово-диспетчерский пункт г. Рыбинск» по адресу Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Пассажирская;

7) «АВ г. Гаврилов-Ям» по адресу Ярославская обл., г. Гаврилов-Ям, ул.Кирова, д. 3-а;

8) «АВ г. Переславль – Залесский» по адресу Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 113.

Другие хозяйствующие субъекты в границах г. Ярославля, г. Рыбинска, г. Ростова, г. Гаврилов-Яма, г. Переславля – Залесского, п. Некрасовского и Большое село Ярославской области, оказывающие услуги автовокзала (автостанции) отсутствуют.

На основании аналитического отчета по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа на территории Ярославской области за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 от 31.08.2020 сделан вывод о том, что доминирующее положение в зависимости от локального рынка занимает ГБУ ЯО «Яроблтранском», а именно в границах г. Ярославля, г. Рыбинска, г. Ростова, г. Гаврилов-Яма, г. Переславля – Залесского, п. Некрасовского и с. Большое село Ярославской области.

Следовательно, на ГБУ ЯО «Яроблтранском» распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Исходя из части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, для определения монопольно высокой цены товара используются два метода: затратный метод и метод сопоставимых рынков.

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, следовательно, установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом в пределах цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, не может являться основанием для квалификации ее в качестве монопольно высокой или монопольной низкой независимо от уровня затрат на производство и реализацию товара и получаемой таким субъектом прибыли.

Таким образом, оценку цены товара на предмет того, является ли она монопольно высокой или монопольно низкой необходимо начинать с установления наличия сопоставимых конкурентных рынков (сопоставимого конкурентного рынка) и установления цены товара на таких сопоставимых рынках.

При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

На основании сведений о численности населения, средней заработной плате, прожиточного минимума, заработной плате в области вспомогательной транспортной деятельности (автовокзальной), заработной плате в области регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом, площади населенного пункта, взятых в государственном информационном ресурсе Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС), а также на основании писем Департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области (исх. №ДТДХ-4221-06-11 от 14.08.2020), Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (исх. №ВЕ/6-3813 от 07.08.2020), Министерства экономического развития Калужской области (исх. №10411-20-ЛА от 14.08.2020), Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области (исх. №3852 от 10.08.2020), содержащих сведения о количестве хозяйствующих субъектов, договоров с перевозчиками и реализованных билетах за 2019 год, были выделены сопоставимые с Ярославской областью рынки.

Данные по сопоставимым товарным рынкам отражены в таблице 1 (общие сведения о территории сопоставимого рынка за 2019 год) и таблице 2 (сведения о сопоставимом рынке оказания услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа).

Таблица 1

 

Область

Население за 2019

Средняя з/п за 2019

Прожиточный минимум за 2019

Заработная плата по вспомогательной транспортной деятельности (автовокзалы)

Заработная плата по регулярным перевозкам пассажиров прочим сухопутным транспортом

Площадь, км^2, тыс.

Брянская область

1 200 187

29 980

9 279

41803,13

21347,02

34,9

Калужская область

1 009 380

41 125

9 601

40319,25

25612,29

29,8

Рязанская область

1 114 137

34 030

8 898

31196,41

21180,63

39,6

Владимирская область

1 365 805

33 489

9 739

36357,63

25307,28

29,0

Ярославская область

1 259 612

36 034

8 994

38477

25052,72

36,4

 

Таблица 2

 

Область

Количество хоз. субъектов

Количество договоров

Количество проданных билетов

Тариф для перевозчиков

2018

2019

2018

2019

Брянская область

Более 5

-

17

-

7 546 061

17% от суммы реализованных билетов, 50% от билетов на провоз багажа

Калужская область

Более 1

35

35

1 930 000

1 855 000

18% от суммы реализованных билетов, 50% от билетов на провоз багажа

Рязанская область

2

49-51

51-53

3 547 447

3 390 474

15% от суммы реализованных билетов, 50% от билетов на провоз багажа

Владимирская область

4

73

69

3 071 000

2 842 000

17-18,5% (2018), 17-19% (2019) от выручки от продажи билетов, 50% от продажи билетов на провоз багажа

Ярославская область

1

34

39

2 520 150

2 606 451

на муниципальных и (или) межмуниципальных маршрутах пригородного сообщения 0,17 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд, на межмуниципальных маршрутах междугородного сообщения 0,19 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд, на межрегиональных маршрутах, контроля наличия и проверке у пассажиров удостоверений личности, перевозочных документов и передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о персонале (экипаже) транспортных средств составила 0,25 руб./ с 1 руб. денежных средств от реализации билетов на проезд.

По данных представленным в таблице 1 сопоставимыми рынками услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа Ярославской области, можно считать Брянскую область, Калужскую область, Рязанскую область, Владимирскую область.

При этом, при анализе данных таблицы 2 Ярославское УФАС России приходит к выводу, что наиболее сопоставимыми областями являются Рязанская и Владимирская.

В адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в указанных областях, Ярославским УФАС России был направлен запрос (исх. №11256/03-04 от 15.10.2020) о предоставлении калькуляции установленного тарифа на оказываемые перевозчикам услуги автовокзального комплекса и диспетчерско — кассового обслуживания пассажиров за период с 01.01.2018 по 01.07.2020.

В ответ на указанный запрос были получены следующие сведения (данные приведены по наиболее крупным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в рассматриваемых областях).

Письмом исх. №01-762 от 09.11.2020 ООО «ПассажирСервис» (Рязанская область) сообщило об отсутствии калькуляции на установленный тариф в связи с тем, что такой тариф не является регулируемым. При этом стоимость рассматриваемых услуг по состоянию на 09.11.2020 составляет 15% от суммы реализованных билетов за проезд пассажиров и 50% от суммы реализованных багажных квитанций за провоз багажа.

Письмом исх. №01-4/556 от 30.10.2020 ГУП «Владимирский автовокзал» сообщило о том, что с 2015 года деятельность автовокзала является убыточной. Основная причина – недостаточность доходов от оказываемой перевозчикам услуг по диспетчерско – кассовому обслуживанию рейсов из-за непринятия перевозчиками увеличения автовокзалом процентов от выручки в качестве вознаграждения за оказываемые услуги. Исходя из затрат за предыдущий отчетный период, необходимых для обеспечения функционирования автовокзалов и автостанций ГУП «Владимирский автовокзал» и собираемой кассовой выручки от продажи билетов на рейсы перевозчиков (с учетом снижения расходов предприятия на дополнительные доходы автовокзалов и автостанций от прочих услуг) процент отчислений от выручки от кассовой продажи билетов при нулевой рентабельности на 2018 год составлял 21,23% (с НДС), на 2019 год -23,42% (с НДС); при рентабельности 5% - 22,29% (с НДС) и 24,59% (с НДС) соответственно. Однако, учитывая поступавшие от перевозчиков протоколы разногласий к договорам на оказание услуг на автовокзалах, автостанциях, иных остановочных пунктах, стоимость услуг ГУП «Владимирский автовокзал» была снижена до 17%-18,5% от выручки от кассовой продажи билетов (с НДС), в 2019 году – 17%-19% от выручки от кассовой продажи билетов (с НДС), что значительно ниже себестоимости.

С 1 июня 2020 года ГУП «Владимирский автовокзал» перешло на новую систему расчетов с перевозчиками на основании тарифов, утвержденных Департаментом цен и тарифов Владимирской области (декларация №1 от 11.03.2020). В соответствии с установленным тарифом уровень рентабельности составляет 4,8%.

Исходя из этого, Ярославское УФАС России делает вывод о том, что установленная ГБУ ЯО «Яроблтранском» цена за указанную услугу выше цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию.

Таким образом, указанные действия ГБУ ЯО «Яроблтранском» содержат один из признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Об установлении монопольно высокой цены может свидетельствовать отсутствие у хозяйствующего субъекта экономического обоснования повышения или поддержания ранее установленной цены товара, не позволяющего оценить уровень расходов, необходимых для производства и реализации товара, при установлении совокупности иных условий, предусмотренных частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции.

Установление цены товара доминирующим хозяйствующим субъектом за пределами цены, сформированной в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, требует оценки ее с использованием также затратного метода.

При использовании затратного метода анализу подлежат, в том числе, расходы, необходимые для производства и реализации товара.

В рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (работы, услуги) антимонопольный орган может оценивать обоснованность расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта.

Экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными (Письмо Минфина от 08.07.2019 N 03-03-06/1/50124). Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

Исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, под расходами следует понимать обоснованные и документально подтвержденные затраты. Расходами признаются затраты в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени, фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

При анализе затратной части ГБУ ЯО «Яроблтранском» установлены следующие фактические обстоятельства.

В соответствии с Приказами ГБУ ЯО «Яроблтранском» от 29.12.2017 №107 «О распределении затрат», от 29.12.2018 №74-А «О распределении затрат», от 23 декабря 2019 года №75-А «О распределении затрат» (далее Приказы о распределении затрат) установлено, что согласно Федеральному закону 06.12.2011 № 402-Ф3 «О бухгалтерском учете» и приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными  внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» в целях организации и ведения бухгалтерского учета расходы на содержание зданий и помещений распределять в бухгалтерском учете между видами деятельности ГБУ ЯО «Яроблтранском». Расходы, осуществляемые за счет субсидий на выполнение государственного задания (код финансового обеспечения 4), относить в соответствии с утвержденными нормативными затратами (пункт 2 Приказов о распределении затрат).

Процент отнесения фактических расходов на выполнение государственного задания по подстатье «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» в части общехозяйственных расходов в размере 11%, 17% и 14,2% в 2018, 2019 и 2020 годах соответственно (пункт 2.1 Приказов о распределении затрат).

В анализе финансово-хозяйственной деятельности (пункт 3 Приказов о распределении затрат):  

- распределение общехозяйственных расходов производить пропорционально прямым затратам по оплате труда;

- накладные расходы относить на деятельность по реализации билетов пассажирам на маршрутах регулярного сообщения, распределение по подразделениям производить пропорционально объему соответствующей выручки.

Вместе с тем, в Приложениях №1 Приказов о распределении затрат установлено, что такая деятельность, как реализация билетов (платно), предрейсовый осмотр, аренда помещений, обслуживание транспортной карты (СИСиР), государственное задание (КРС), государственное задание (ЦДС), государственное задание (СИСиР) учитываются на счете 109.61. Накладные расходы на счете 109.71. Общехозяйственные расходы на счете 109.81.

Вне государственного задания (код финансового обеспечения 2) бухгалтерский отчет прямых расходов ведется по структурным подразделениям Учреждения.

Накладные, общехозяйственные и прочие расходы в бухгалтерском учете ведутся в общей сумме на счетах 109.71, 109.81 и не распределяются по структурным подразделениям.

Суммы на указанных счетах подтверждаются декларациями по налогу на прибыль за 2018 и 2019 гг.

Вместе с тем, ИФНС №5 по Ярославской области письмом исх. №04-38/11/21421 от 27.07.2020 сообщила о том, что в ходе проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций нарушений законодательства о налогах и сборах за 2018-2019 гг. в отношении ГБУ ЯО «Яроблтранском» не установлено.

Таким образом, Ярославское УФАС России приходит к выводу о том, что расходы, отраженные на счетах 109.61, 109.71 и 109.81, являются подтвержденными.

Письмом исх. №МЕ-123/09/21 от 15.02.2021 ГБУ ЯО «Яроблтранском» были представлены сведения о видах деятельности, с указанием доходов и расходов по себестоимости.

Учет прямых расходов по кассово – диспетчерскому обслуживанию ведется на счете 109.61 КФО 2 и номенклатура «реализация билетов платно».

Номенклатура «реализация билетов платно» подразумевает включение, в том числе, начисления материальной помощи линейному персоналу с начислениями на материальную помощь в части услуги по кассово – диспетчерскому обслуживанию.

Накладные расходы по кассово – диспетчерскому обслуживанию отражены на счете 109.71 с учетом начисленной материальной помощи с начислениями на материальную помощь. Затраты отнесены полностью на услугу по кассово – диспетчерскому обслуживанию.

Общехозяйственные расходы учитываются на счете 109.81 с учетом начисленной материальной помощи с начислениями АУП. Затраты распределены пропорционально заработной плате основных работников.

Прочие расходы отражены по счету 401.20 и распределяются пропорционально заработной плате основных работников по услуге кассово – диспетчерское обслуживание.

Начисленный налог на добавленную стоимость учитывается на счете 303.04 и распределен пропорционально выручке по кассово – диспетчерскому обслуживанию.

В прямые расходы (сч. 109.61) по деятельности «Реализация билетов» по подстатье «Заработная плата» включены расходы по начислению заработной платы и материальной помощи по следующим должностям:

- начальники вокзалов, помощники начальника вокзала, диспетчера, дежурные справочного бюро, старшие кассиры, кассиры билетные, диктора оповещения, контролеры по посадке, фельдшера, уборщики производственных и служебных помещений, кассиры туалета на автовокзалах г. Переславль, г. Гаврилов-Ям, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, уборщики территорий.

В накладные расходы (сч. 109.71) по подстатье «Заработная плата» включены расходы по начислению заработной платы и материальной помощи работников отдела учета доходов и билетно-кассовых операций и начальника автостанций. В анализе финансово-хозяйственной деятельности накладные расходы относятся только на деятельность по реализации билетов.

В общехозяйственные расходы (сч. 109.81) по подстатье «Заработная плата» включены расходы по начислению заработной платы и материальной помощи работников следующих отделов: общее руководство, отдела правого и кадрового обеспечения, отдела учета и анализа, финансово-экономического отдела, службы безопасности, отдела организации движения, производственно- технического отдела.

Таким образом, калькуляция стоимости услуги по кассово –диспетчерскому обслуживанию, установленная ГБУ ЯО «Яроблтранском» Приказом от 12.12.2019 №66-А, выглядит следующим образом:

 

Статья

Документ, на основании которого исчислена сумма и включена в расчет

Порядок расчета

Прямые расходы

 

 

Заработная плата

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61:КЭК 211 «Заработная плата», 266 расходы на оплату больничных, выплату по уходу за ребенком (по работникам автовокзалов, автостанций, ОП и КДП), оборотно – сальдовая ведомость по счету 401.20:КЭК 211 «Материальная помощь» и «Прочие выплаты» (по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП)

Распределено на кассовое обслуживание и контроль за посадкой по фактически начисленной оплате труда соответствующих работников (доля 68% на кассовое обслуживание, 32% - контроль за посадкой)

Заработная плата на кассовое обслуживание

 

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов 27,8%-на пригородное сообщение, 52,5% - на междугороднее, 19,7% - межрегиональные

Заработная плата на контроль за посадкой

 

Полностью отнесено на контроль и распределено между межмуниципальными и межрегиональными перевозками по доле денежных средств от реализации билетов: 71% - междугороднее, 29% - межрегиональное

Страховые взносы

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» (по работникам автовокзалов, автостанций, ОП и КДП)

Соотносится по видам перевозок по доле соотношения к заработной плате

Услуги связи

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 221 «Услуги связи» (по работникам автовокзалов, автостанций, ОП и КДП)

Распределено между видами перевозок 19%-на пригородное сообщение, 35,9% - на междугороднее, 45,1% - межрегиональное (с учетом отнесения на межрегиональные маршруты расходов на интернет для передачи данных)

Доставка грузов

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 222 «Доставка грузов» (по работникам автовокзалов, автостанций, ОП и КДП)

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов 27,8%-на пригородное сообщение, 52,5% - на междугороднее, 19,7% - межрегиональное

Коммунальные расходы

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 223 «Коммунальные расходы» по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов 27,8%-на пригородное сообщение, 52,5% - на междугороднее, 19,7% - межрегиональное

Арендная плата

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 224 «Расходы на арендную плату» по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов 27,8%-на пригородное сообщение, 52,5% - на междугороднее, 19,7% - межрегиональное

Работы, услуги по содержанию имущества

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 225 расходы на содержание имущества по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов 27,8%-на пригородное сообщение, 52,5% - на междугороднее, 19,7% - межрегиональное

Прочие работы, услуги

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 226 прочие работы, услуги по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов 21,1%-на пригородное сообщение, 45,8% - на междугороднее, 33,1% - межрегиональное (с отнесением на межрегиональные маршруты расходов на программное обеспечение для передачи данных в ЕГИСО)

Расходы на оплату услуг по страхованию

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 227 расходы по страхованию по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов 27,8%-на пригородное сообщение, 52,5% - на междугороднее, 19,7% - межрегиональное

Прочие расходы на уплату налогов и неналоговых платежей

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 290 расходы на уплату налогов и сборов по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов 27,8%-на пригородное сообщение, 52,5% - на междугороднее, 19,7% - межрегиональное

Поступление нефинансовых активов

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 272 расходы на материалы по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов 27,8%-на пригородное сообщение, 52,5% - на междугороднее, 19,7% - межрегиональное

Амортизация

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.61: КЭК 271 амортизация основных средств по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов 20,6%-на пригородное сообщение, 39% - на междугороднее, 40,4% - межрегиональное (с отнесением на межрегиональные маршруты расходов на амортизацию на оборудование по передаче данных)

Накладные расходы

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.71, 401.20 (в доле) пропорционально доле выручки по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП в общей выручке без учета доходов по гос. заданию

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов.

75,1=сумма доходов по АВ, АС, ОП, КДП/общая сумма доходов учреждения

Общехозяйственные расходы

Оборотно – сальдовая ведомость КФО 2 по счету 109.81, 401.20 (в доле) пропорционально доле заработной платы основного производственного персонала по автовокзалам, автостанциям, ОП и КДП

Распределено между видами перевозок по доле денежных средств от реализации билетов.

89%=сумма ФОТ производственного персонала по АВ, АС, ОП, КДП/общая сумма ФОТ производственного персонала учреждения

Доля от количества реализованных билетов за 2019 г.: пригородное сообщение – 50,62%,  междугороднее- 40,62% и 8,76%- межрегиональное

 

Письмом исх. №МЕ-123/09/21 от 15.02.2021 ГБУ ЯО «Яроблтранском» представило сведения о видах деятельности, осуществляемых
ГБУ ЯО «Яроблтранском» за период с 2018 по 2020 гг., с указанием доходов и расходов по этим видам деятельности.

В соответствии с указанным письмом, основными видами деятельности ГБУ ЯО «Яроблтранском» являются услуги кассово – диспетчерского обслуживания, обслуживание транспортных карт, аренда имущества, услуги платного туалета, услуги предрейсового осмотра, прочие.

За 2018 г. доля расходов Учреждения на кассово – диспетчерское обслуживание составило 76,3% от общих расходов, в 2019 г. – 78,0% и в 2020 г. – 82,3%.

Совокупный финансовый результат учреждения от осуществления всех видов деятельности в 2020 г. ввиду падения количества осуществляемых перевозок, и, следовательно, снижения пассажиропотока, является отрицательным.

При этом, по услуге кассово – диспетчерское обслуживание совокупный финансовый результат носил отрицательный характер в период с 2018 по 2020 гг..

Это подтверждается разницей между расходами по кассово – диспетчерскому обслуживанию (сумма по вышеуказаным счетам оборотно –сальдовой ведомости) и выручкой по кассово – диспетчерскому обслуживанию (оборотно – сальдовая ведомость по счету 401.10 номенклатура «реализация билетов платно»).

В соответствии с приказами ГБУ ЯО «Яроблтранском» от 11.01.2018 №08 и от 05.06.2019 №20-А к коммерческой тайне учреждения относится в том числе содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, методика ценообразования, финансовая информация о структуре себестоимости оказываемых услуг, сведения об уровне доходов.

На основании изложенного, Ярославским УФАС России в настоящем решении не отражены конкретные показатели финансово-хозяйственной деятельности ГБУ ЯО «Яроблтранском».

Таким образом, убытки от оказания услуги по кассово – диспетчерскому обслуживанию компенсируются иными услугами, оказываемыми
ГБУ ЯО «Яроблтранском». Однако такие услуги не могут рассматриваться Ярославским УФАС России как взаимозаменяемые, потому услуга по кассово –диспетчерскому обслуживанию рассматривается Управлением обособлено.

Вместе с тем, ГБУ ЯО «Яроблтранском» поясняет, что основным источником прибыли является деятельность Учреждения по обслуживанию персональных транспортных карт и сдача нежилых помещений в аренду.

Письмом исх. №МЕ-1185/08/20 от 28.08.2020 ГБУ ЯО «Яроблтранском» был представлен анализ фактических расходов ГБУ ЯО «Яроблтранском» в части деятельности «Реализация билетов» за 2018-2019 гг.

Динамика изменения статей затрат, из которых складывается тариф по кассово – диспетчерскому обслуживанию ГБУ ЯО «Яроблтранском» за 2018-2019 гг. представлена в виде таблицы.

 

Показатель

Код

Изменение в %

Прямые расходы, в т.ч.

 

 

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

211

212

213

14,93%

Оплата работ и услуг, а именно:

200

-4,07%

Услуги связи, почтовые отправления

221

-32,36%

Доставка груза

222

807,66%

Коммунальные расходы

223

4,12%

Арендная плата

224

4,08%

Работы, услуги по содержанию имущества

225

-11,92%

Прочие работы, услуги

226

-4,65%

Расходы на оплату услуг по страхованию имущества, гражданской ответственности

227

 

Прочие расходы (налоги, пени)

290

-7,57%

Амортизация основных средств

 

10,39%

Накладные расходы

 

34,31%

Общехозяйственные расходы

 

7,77%

 

Таким образом, наибольшему росту (значительно превышающему ежегодный уровень инфляции) подверглись такие статьи затрат, как «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», «Доставка груза», «Амортизация основных средств» и «Накладные расходы».

Вместе с тем, рост накладных расходов связан с ростом оплаты труда сотрудников.

Расходы на содержание зданий и помещений между видами деятельности помещений распределяются пропорционально занимаемой площади соответствии с приказом по Учреждению.

Расходы, осуществляемые за счет субсидии на выполнение государственного задания, учитываются в расходах, не относящихся к кассово – диспетчерскому обслуживанию, в соответствии с утвержденными Департаментом транспорта Ярославской области нормативными затратами.

Фактические общехозяйственные расходы распределяются пропорционально прямым затратам по оплате труда.

Письмом исх. №МЕ-1185/08/20 от 28.08.2020 ГБУ ЯО «Яроблтранском» были направлены карточки счетов 109.61, 109.71, 109.81 за 2018 и 2019 гг., указанные в исчислении себестоимости услуги по кассово – диспетчерскому обслуживанию, и содержащие подробные сведения об учитываемых на счете суммах.

Письмом от 13.05.2021 ГБУ ЯО «Яроблтранском» также были представлены карточки счетов 109.61, 109.71 и 109.81 за 2020 г.

Расходы в части содержания имущества, переданного в аренду, возложены на арендаторов ГБУ ЯО «Яроблтранском». В соответствии с договором возмещения расходов по содержанию и эксплуатации недвижимого имущества №АВ/4-19/1088 от 22 сентября 2019 г. арендатор возмещает расходы по содержанию имущества за 1 кв.м. в месяц в здании автовокзала, а именно расходы по услугам связи, работ, услугам по содержанию здания, амортизация, налог, НДС.

Сумма возмещения арендаторами затрат по оплате коммунальных услуг (электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, и услуг по обращению с ТКО) оплачивается ежемесячно отдельными счетами с учетом фактических цен (установленными нормативно или в соответствии с показаниями приборов учета).

Письмом исх. №ТА-986/09/20 от 03.07.2020 ГБУ ЯО «Яроблтранском» представило калькуляцию тарифа на пригородное сообщение в размере 17,00 руб./с 1 билета, 41,00 руб./с 1 билета, - на междугороднее и 99,00 руб./с 1 билета межсубъектное сообщение.

Состав статей затрат, используемых в вышеуказанной калькуляции, соответствует статьям затрат, используемых в калькуляции тарифов, установленных ГБУ ЯО «Яроблтранском» Приказом от 12.12.2019 №66-А, с пересчетом в фиксированную стоимость с одного билета.

В ввиду отсутствия прибыли от услуги по кассово – диспетчерскому обслуживанию, предоставляемой ГБУ ЯО «Яроблтранском» перевозчикам, так как тариф не превышает сумму необходимых для производства и реализации услуги расходов и уровня прибыли, Ярославское УФАС России приходит к выводу об экономической обоснованности тарифов, установленных ГБУ ЯО «Яроблтранском» за рассматриваемою услугу в период с 2018 года по 2020 год включительно.

Также в калькуляции тарифа отсутствуют статьи затрат, не относящиеся прямо или косвенно к услуге по кассово – диспетчерскому обслуживанию, а выбранный ГБУ ЯО «Яроблтранском» порядок расчета тарифа не противоречит действующему законодательству.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

рассмотрение дела в отношении ГБУ ЯО «Яроблтранском», возбужденного по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в его действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии                                                                                          А.А. Суровцева

 

       Г.Н. Черногорова

 

            А.А. Сидорова

Связанные организации

Связанные организации не указаны