Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 28 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

АО «ПАТП № 1 г. Ярославля»

г. Ярославль, Московкий пр-кт, д. 112 а

e-mail: zakupki@patp76.ru

 

Заявитель –

ООО «Центр семейной медицины»

150062, г. Ярославль,

ул. 5-я Яковлевская, д. 17

e-mail: csm76@mail.ru

 

Электронная площадка -

ООО «РТС-тендер»

e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

076/07/3-719/2020

 

25 августа 2020 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 28.08.2020 г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы
Шарутина С.А.,

с участием:

представителя ООО «Центр семейной медицины» в режиме
видеоконференцсвязи -
<...> (по доверенности),

руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ярославской области <...>,

в отсутствие представителя заказчика, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Центр семейной медицины» на действия заказчика –
АО «ПАТП № 1 г. Ярославля» (ИНН 7604306509, ОГРН 1167627074922), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Центр семейной медицины» (вх. № 8629 от 10.08.2020) на действия заказчика закупки —
АО «ПАТП № 1 г. Ярославля», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по проведению периодического медицинского осмотра и обязательному психиатрическому освидетельствованию сотрудников
АО «ПАТП-1 г. Ярославля» (номер извещения — 32009355645).

Обжалуемые действия (бездействие): как полагает заявитель, установленное АО «ПАТП № 1 г. Ярославля» в закупочной документации требование к оказанию закупаемых медицинских услуг по месту нахождения заказчика с использованием мобильной медицинской бригады не соответствует положениям пункта 28 раздела III Приложения № 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее — Приказ № 302н), а также Правилам организации деятельности мобильной медицинской бригады, являющихся Приложением № 8 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (далее - Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады). Кроме того предъявление заказчиком требования об обязательном наличии у участника закупки передвижного рентгенологического маммографа приводит, по мнению заявителя, к ограничению конкуренции.

На заседании Комиссии представитель заказчика представил документы, запрошенные уведомлением от 11.08.2020 № 8286/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Таким образом, жалоба ООО «Центр семейной медицины» (вх. № 8629 от 10.08.2020), содержащая довод о несоответствии закупочной документации положениям Приказа № 302н, а также о неправомерном установлении заказчиком требования о наличии у участника закупки передвижного рентгенологического маммографа, что свидетельствует о возможном нарушении предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее:

28.07.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru АО «ПАТП № 1 г. Ярославля» размещено извещение № 32009355645 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по проведению периодического медицинского осмотра и обязательному психиатрическому освидетельствованию сотрудников АО «ПАТП-1 г. Ярославля».

12.08.2020 ООО «Центр семейной медицины» подало заявку на участие в вышеназванной закупочной процедуре (номер заявки — 2897818).

Подпунктом 13 пункта 3.1 раздела 3 аукционной документации установлено, что к участникам закупки в числе прочих предъявляется требование о наличии медицинского оборудования, необходимого для проведения комплексного медицинского осмотра (обследования), в том числе флюорографического кабинета, маммографа рентгенологического.

В ответ на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации
№ 133221
АО «ПАТП № 1 г. Ярославля» пояснило, что с учетом предусмотренного подпунктом 5.3.1 раздела 5 аукционной документации требования об оказании услуг по периодическому медицинскому осмотру по месту нахождения заказчика, наличие у участника закупки передвижного флюорографического кабинета и маммографа рентгенологического является обязательным (письмо исх. № 1 от 30.07.2020).

Согласно подпункту 2 пункта 7.4 аукционной документации заявка на участие в аукционе признается несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с разделом 3 настоящей документации о закупке.

Заявитель полагает, что установление заказчиком требования об обязательном наличии у участника закупки передвижного рентгенологического маммографа, которое также является критерием допуска к участию в рассматриваемой закупке, свидетельствует о нарушении предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку только один медицинский центр города Ярославля имеет на балансе своей организации данное оборудование.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.1 аукционной документации участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком.

Таким образом, в случае отсутствия у заинтересованного в участии в закупке хозяйствующего субъекта рентгенологического маммографа, данное лицо вправе привлечь к участию в закупке иную медицинскую организацию, обладающую требуемым заказчиком оборудованием.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом целевого и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Следовательно, при формировании закупочной документации заказчиком устанавливаются такие требования к участникам закупки, которые позволят определить лицо, исполнение договора которым будет в наибольшей степени отвечать потребностям заказчика.

На основании изложенного Комиссия полагает, что установление заказчиком в подпункте 13 пункта 3.1 раздела 3 аукционной документации требования о наличии у участника закупки рентгенологического маммографа не влечет необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Подпунктом 5.3.1 раздела 5 аукционной документации АО «ПАТП № 1
г. Ярославля»
установлены следующие требования к месту оказания услуг по периодическому медицинскому осмотру:

« - В помещениях заказчика, расположенных по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, д. 112а. Исполнитель в соответствии с действующим законодательством формирует мобильную медицинскую бригаду с возможностью осуществления на территории заказчика цифровой флюорографии, а также маммографии.

- В помещения исполнителя, расположенных в г. Ярославле (все услуги оказываются по одному адресу проведения медицинского осмотра)».

Аналогичные требования содержатся в пункте 5.3.1 Технического задания, являющегося приложением к заключаемому по результатам рассматриваемой закупки договору.

Таким образом, исходя из содержания вышеназванных положений аукционной документации следует, что потребностью заказчика является оказание исполнителем услуг по периодическому медицинскому осмотру посредством использования мобильной медицинской бригады, сформированный в соответствии с действующим законодательством.

Комиссия полагает, что довод заявителя о неправомерности установленного заказчиком требования об оказании исполнителем услуг по периодическому медицинскому осмотру посредством формирования мобильной медицинской бригады является обоснованным ввиду следующего.

Согласно пункту 2 Правил организации деятельности мобильной медицинской бригады, мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.

Вместе с тем, из представленных АО «ПАТП № 1 г. Ярославля» письменных пояснений (от 19.08.2020 б/н) следует, что заказчику необходимо оказание закупаемых медицинских услуг, в том числе, непосредственно в помещениях АО «ПАТП № 1
г. Ярославля», расположенных по адресу: г. Ярославль, Московский пр-т, д.112а.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ») профилактический и периодический медицинские осмотры являются самостоятельными видами медицинского осмотра, отличающимися по объему, содержанию и назначению проводимых медицинских обследований.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 46 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ профилактический медицинский осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Периодический медицинский осмотр, в отличие от профилактического, проводится с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ (пункт 1 части 2 статьи 46 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ).

Таким образом, поскольку пунктом 2 Правил организации деятельности мобильной медицинской бригады в числе медицинских услуг, оказание которых допускается осуществлять посредством использования мобильной медицинской бригады, не поименована услуга по проведению такого вида медицинского осмотра, как периодический, применение мобильной медицинской бригады в рассматриваемом случае недопустимо. Данный довод Комиссии также подтверждается сложившейся судебной практикой (например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 № 09АП-75626/2019 по делу № А40-186329/2019).

Довод заказчика о возможности использования мобильной медицинской бригады для проведения периодического медицинского осмотра в связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой, основанный на Рекомендациях Роспотребнадзора по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19 (письмо исх. № 02/7376-2020-24 от 20.04.2020) также является необоснованным ввиду следующего.

Вышеназванное письмо Роспотребнадзора содержит положения рекомендательного характера, которые по своему содержанию относились исключительно к этапу установления ограничений в связи с ростом угрозы распространения коронавирусной инфекции. Кроме того, поскольку согласно подпункту 5.3.1 раздела 5 аукционной документации заказчик предусматривает необходимость оказания медицинской организацией услуг по периодическому медицинскому осмотру по месту нахождения такой медицинской организации, ссылка на рекомендации Роспотребнадзора о предпочтительности проведения периодического медицинского осмотра по месту нахождения заказчика с целью минимизации рисков заражения сотрудников коронавирусной инфекцией представляется Комиссии несостоятельной.

Кроме того, Комиссия также считает неправомерным требование заказчика об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра в помещениях АО «ПАТП № 1 г. Ярославля» ввиду следующего.

Пунктом 28 раздела III Приложения № 3 Приказа № 302н установлено, что для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются, в числе прочих, сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 8 статьи 3 Закона о лицензировании установлено, что место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию — это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению, в том числе в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Из приведенных выше положений Закона о лицензировании следует, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности, в данном случае проведения предварительного медицинского осмотра, предоставляется медицинской организации исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления данного вида деятельности.

Как отмечает Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресам, не поименованным в лицензии, прежде всего обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2018 № 301-КГ18-2640 по делу № А29-2241/2017).

Кроме того, к участию в рассмотрении жалобы ООО «Центр семейной медицины» Комиссией привлечен территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ярославской области (письмо исх. № 8711/06-07 от 19.08.2020) с целью получения разъяснений по вопросам правомерности оказания медицинской организацией услуг по проведению периодического медицинского осмотра вне места своего нахождения, а также правомерности оказания таких услуг посредством формирования мобильной медицинской бригады с учетом положений пункта 2 Правил организации деятельности мобильной медицинской бригады, а также Рекомендаций Роспотребнадзора (письмо исх. № 02/7376-2020-24 от 20.04.2020).

Как следует из пояснений руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ярославской области <...>, озвученных на заседании Комиссии 25.08.2020, а также письменных пояснений
(исх. № 03-2370-1/20 от 25.08.2020), указанные выше выводы Комиссии о неправомерности оказания услуг по проведению периодического медицинского осмотра по месту нахождения заказчика либо с использованием мобильной медицинской бригады являются обоснованными и соответствуют действующему законодательству.

Таким образом, установление АО «ПАТП № 1 г. Ярославля» в подпункте 5.3.1 раздела 5 аукционной документации обжалуемых требований к месту оказания услуг по периодическому медицинскому осмотру свидетельствует о нарушении заказчиком части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Центр семейной медицины» (вх. № 8629 от 10.08.2020) на действия заказчика закупки — АО «ПАТП № 1 г. Ярославля»
(ИНН
7604306509, ОГРН 1167627074922), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по проведению периодического медицинского осмотра и обязательному психиатрическому освидетельствованию сотрудников АО «ПАТП-1 г. Ярославля» (номер извещения — 32009355645) обоснованной.

2. Признать заказчика АО «ПАТП-1 г. Ярославля», нарушившим часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Выдать АО «ПАТП-1 г. Ярославля» предписание об отмене аукциона в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по проведению периодического медицинского осмотра и обязательному психиатрическому освидетельствованию сотрудников АО «ПАТП-1 г. Ярославля» (номер извещения — 32009355645). В случае принятия решения о повторном проведении указанной закупки заказчику надлежит учесть нарушения изложенные в данном решении.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии С.Н. Лебедева

 

Члены Комиссии А.В. Семенюк

 

С.А. Шарутина

Связанные организации

Связанные организации не указаны