Решение б/н Решение по делу № 076/01/17-1238/2021 о нарушении антимонопо... от 6 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель

ООО ПО «Евролифтмаш»

140080, Московская обл., 

г. Лыткарино, территория Детский городок «ЗИЛ», корп. 48

e-mail: office@euroliftmash.ru

Ответчик -

Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области

150001, г. Ярославль, 

ул. Большая Федоровская, д. 78

e-mail: yarfond76@yarmkd76.ru

Заинтересованное лицо -

ООО «Трансэнерго»

603134, г. Нижний Новгород, 

ул. Костина, д.2, оф.18

e-mail: info@transenergo.org

Иные лица –

ООО «Стартен»

143906, Московская область, 

г. Балашиха, ул. Кольцевая

(Янтарный Мкр.), д. 3, к. 3,

помещ. 7,8,9,V,VI

e-mail: info@ooo-starten.ru

АО «Ярославльлифт»

150003, г. Ярославль, ул. Воинова, д.14

e-mail: yarlift@mail.yar.ru

Решение по делу № № 076/01/17-1238/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства

«06» июня 2022 года                                                                                                            г. Ярославль

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Конькова Н. А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Артамонов А. О.,

с участием:

от ответчика - Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее также – Ответчик, Фонд) <...> (по доверенности),

от заявителя - ООО ПО «Евролифтмаш» (далее также - Заявитель)
<...> (по доверенности),

от заинтересованного лица - ООО «Трансэнерго» (далее также – Заинтересованное лицо) <...> (по доверенности),

в отсутствие ООО «Стартен», АО «Ярославльлифт», о времени и месте рассмотрения дела уведомленных надлежащим образом,

рассмотрев дело № 076/01/17-1238/2021, возбужденное в отношении Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785, ОГРН 1107600001233, юридический адрес: 150001, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Большая Федоровская, д. 78) по признакам нарушений части 1 статьи 17, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении в закупочной документации при проведении закупки № 207150000012100040 дат выполнения работ (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021), относящихся к временным границам периода, в который у заказчика возникает обязанность заключить договор с победителем закупки в соответствии с требованием пункта 197 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», что привело к ограничению конкуренции, а также в предоставлении информации о принятии в качестве надлежащего исполнения обязанности по обследованию строительных частей лифтов актов обмера (обследования), содержащих результаты обследования, произведенного до возникновения соответствующей обязанности по договору, что привело к созданию преимущественных условий участия ООО «Трансэнерго» в рассматриваемой закупке,

УСТАНОВИЛА:

29.10.2021 Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов многоквартирных домов на территории Ярославской области (изв. № 207150000012100040).

При организации и проведении закупки Заказчик руководствуется Постановлением № 615, Документацией о проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов многоквартирных домов на территории Ярославской области (далее – Документация), а также Извещением.

Приложением № 3 документации установлен график выполнения работ, предусматривающий, что датами предоставления Заказчику Актов обмера (обследования) являются конкретные календарные даты, а именно: 07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021.

Извещением предусмотрено, что дата проведения электронного аукциона - 22 ноября 2021 года.

Согласно пункту 197 Постановления № 615 договор о проведении капитального ремонта не может быть заключен ранее чем через 10 дней и позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона, или протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в котором содержится информация о признании электронного аукциона несостоявшимся, или акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта, или акта об отказе от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона. Действие настоящего пункта не распространяется на случаи заключения договора о проведении капитального ремонта с единственной подрядной организацией.

Аналогичное положение установлено пунктом 45 Документации.

Согласно пункту 184 Постановления № 615 в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона оператор электронной площадки обязан направить протокол проведения электронного аукциона заказчику, который в течение следующего рабочего дня размещает указанный протокол на официальном сайте.

Таким образом, если протокол будет размещен на официальном сайте 22 ноября 2021 года, договор о проведении капитального ремонта может быть заключен не ранее 02.12.2021 года (четверг) и не позднее 12.12.2021 года.

Заявитель указывает, что в закупочной документации при проведении закупки № 207150000012100040 установлены даты выполнения работ (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021), относящиеся к временным границам периода, в который у заказчика возникает обязанность заключить договор с победителем закупки. Следовательно, на момент участия в закупке хозяйствующему субъекту не представляется возможным определить срок, в течение которого подрядчик будет обязан предоставить акты, поскольку заказчик может подписать договор как 02.12.2021, так и в последующие дни, например, 06.12.2021 (за один день до предоставления актов обмера (обследования).

Изложенное, по мнению заявителя, свидетельствует об ограничении конкуренции, так как заказчик имеет возможность установить срок, в течение которого подрядчик должен выполнить работы, в зависимости от даты подписания договора, учитывая, что даты выполнения работ - 07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021, то в зависимости от дня подписания договора срок выполнения работ варьируется от максимального, соответственно 5, 7, 8 дней (в случае подписания договора 02.12.2021 года), до минимального – 1 день.

Таким образом, в рассматриваемом случае максимальный срок выполнения работ по договору составляет 5, 7, 8 дней, при сокращении данных сроков хотя бы на 1-2 дня у подрядчика возникает риск невозможности выполнения работ, предусмотренных договором, в установленный срок.

Хозяйствующий субъект на момент подачи заявки на участие в закупке не имеет информации относительно количества дней, в течение которых ему необходимо выполнить работы, предусмотренные документацией и, соответственно, не может оценить для себя возможность / невозможность выполнения данных работ в определенный заказчиком срок.

Согласно статье 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Заказчик пояснил (вх. № 12296 от 03.12.2021), что определение конкретного срока выполнения работ (оказания услуг) по договору (период времени или календарная дата) является правом заказчика (организатора электронного аукциона) и устанавливается заказчиком по своему усмотрению в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ, необходимых для своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов силами квалифицированной подрядной организации.

Пунктом 23 Постановления № 615 установлены требования для лиц, включаемых в реестр квалифицированных подрядных организаций. Данный пункт включает в себя, в том числе, требование о наличии у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена, модернизация) лифтов, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с настоящим Положением.

Вместе с тем, Комиссия полагает, что факт нахождения организации в реестре квалифицированных подрядных организаций и наличие у нее опыта выполнения аналогичных работ не позволяет заказчику устанавливать такие сроки, в течение которых возможность выполнения работ квалифицированной подрядной организацией ставится в зависимость от действий заказчика, поскольку документацией предусмотрены «сжатые» сроки выполнения работ - 5, 7, 8 дней, их сокращение заказчиком на несколько дней может повлечь невозможность выполнения работ подрядчиком в надлежащие сроки.

Заказчик также пояснил, что любой потенциальный участник не лишен возможности в рамках договора привлечь дополнительных сотрудников, заключить договоры субподряда с иными лицами, увеличив количество человек, занятых выполнением работ по договору, что в свою очередь, объективно привело бы к обеспечению соблюдения сроков выполнения работ, установленных документацией об электронном аукционе.

Также заказчик пояснил, что необходимость установления максимально сокращенных сроков выполнения работ по замене лифтов в документации об электронном аукционе продиктована обращением департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (исх. № 18-07380/21 от 26.10.2021), а также рекомендациями Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов
(исх. № 142 от 26.10.2021). Устанавливая сроки предоставления акта обмера (обследования), начиная с 07.12.2021 по 10.12.2021, заказчик преследовал цель своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в связи с чем возлагает на себя обязанность подписать договор в максимально короткие сроки.

Данный довод не представляется Комиссии убедительным, поскольку подписание договора в любой из 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола является правом, а не обязанностью заказчика.

Кроме того, Комиссия отмечает, что письмо Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (исх. № 142 от 26.10.2021) носит именно рекомендательный, а не обязательный характер: данным письмом предусмотрены рекомендации о рассмотрении и реализации возможности установления максимально сокращенных сроков выполнения работ по замене лифтов. Конкретный срок выполнения таких работ данным документом не установлен.

В обращении департамента указано на необходимость в срок до 01.11.2021 проработать и реализовать возможность сокращения сроков проведения работ по оценке технического состояния и разработке проектной документации на ремонт лифтов.

Несмотря на то, что заказчик руководствовался обращением департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, а также рекомендациями Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов и намеревался сократить сроки проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, сроки выполнения таких работ устанавливались заказчиком самостоятельно. Данные обращения не содержали конкретных дат выполнения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Следовательно, при определении сроков выполнения таких работ заказчик, безусловно, должен был исходить из возможности их соблюдения, вместе с тем, заказчик также должен был соотносить сроки окончания выполнения работ со сроками заключения договора, обеспечив при этом разумность сроков выполнения работ, независимо от даты подписания заказчиком договора.

Вместе с тем, комиссией установлено, что по общему правилу заказчиками предусматривается график выполнения работ, который предполагает срок выполнения работ, исчисляемый количеством календарных дней с момента подписания договора сторонами (например, закупки № 202020000012100075,
№ 202170000012100098, № 204850000012100113 и другие).

Также заказчик пояснил (вх. № 12296 от 03.12.2021), что наличие хотя бы одной заявки на участие в закупке является свидетельством отсутствия признаков ограничения конкуренции.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 207150000012100040 / РТС276В210036 от 19.11.2021 года на участие в электронном аукционе поступила одна заявка - ООО «Трансэнерго».

Таким образом, полагает заказчик, участие ООО «Трансэнерго» в электронном аукционе и готовность заключить договор на условиях, указанных в документации, свидетельствует, по мнению заказчика, об отсутствии в действиях фонда намерения сократить число участников закупки.

Комиссией установлено, что в рамках проведения закупки заказчику поступали запросы на разъяснение положений документации по электронному аукциону от ООО «Региональное управление КМЗ» и ООО «Элевейтинг», в которых содержались также доводы о том, что заказчиком установлены даты выполнения работ (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021), попадающие во временные границы периода, в который у заказчика возникает обязанность заключить договор с победителем закупки.

В ответ на данные запросы заказчик пояснил, что начальный срок для заключения договора - 03.12.2021 года, в связи с чем внесение изменений в график выполнения работ не требуется. Кроме того, подрядчик вправе привлекать субподрядные организации для выполнения работ на объекте.

Вместе с тем, из ответов заказчика на указанные запросы не следует, что договор будет подписан 03.12.2021. В данном случае речь идет именно о возникновении возможности заключить договор, начиная с 03.12.2021.

Согласно пункту 45 Информационной карты аукциона, являющейся неотъемлемой частью закупочной документации, в течение двух рабочих дней, после размещения заказчиком на официальном сайте протокола о проведении аукциона (или протокола рассмотрения единственной заявки), проект договора направляется заказчиком участнику электронного аукциона, с которым заключается договор, по электронной почте, на электронный адрес участника электронного аукциона, указанный в реестре квалифицированных подрядных организаций или в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.

Начиная со следующего дня, с даты направления проекта договора, участник электронного аукциона с которым заключается договор, в течение 5 дней передаёт Заказчику подписанный со своей стороны проект договора на бумажном носителе в 2-х экземплярах вместе с обеспечением исполнения обязательств по договору.

Договор может быть заключён не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 календарных дней со дня размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе

По мнению заказчика, абзацы 1, 2 пункта 45 Информационной карты обеспечивают заключение договора по результатам закупки в максимально короткий срок. С учетом данного положения заказчик, устанавливая сроки предоставления актов обмера (обследования), начиная с 07.12.2021 по 10.12.2021, ограничивает свои действия по заключению договора, предусматривая, что договор подлежит подписанию со стороны заказчика в максимально короткий срок (через 10 дней со дня размещения протокола проведения электронного аукциона или протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, в котором содержится информация о признании электронного аукциона несостоявшимся).

Однако, вопреки данному доводу Фонда, абзацы 1, 2 пункта 45 Информационный карты определяют исключительно порядок направления проекта договора, но не ограничивают право заказчика подписать договор в любой момент в течение периода с 02.12.2021 по 13.12.2021. Данное право установлено как пунктом 197 Постановления № 615, так и абзацем 3 пункта 45 Информационной карты.

Также Комиссией установлено, что ни одно лицо, из подавших запрос разъяснений положений документации, заявку на участие в данной закупке не подало.

Ярославским УФАС России в адрес данных лиц – ООО «Региональное управление КМЗ», ООО «Элевейтинг» были направлены запросы о причинах их отказа от участия в закупке № 207150000012100040.

ООО «Элевейтинг» (вх. № 12030 от 29.11.2021) пояснило, что из ответа на запрос № 413342 следует, что заказчик не намерен вносить изменения в аукционную документацию и устанавливать реальные для выполнения работ сроки. Условия документации в части сроков выполнения работ по проектированию не позволяют исполнить договор, поскольку договор может быть заключен позже наступления срока выполнения работ, в связи с чем
ООО «Элевейтинг» приняло решение отказаться от участия в данной закупке.

ООО «Региональное управление КМЗ» (вх. № 12298 от 03.12.2021) пояснило, что его отказ от участия в закупке также связан с невозможностью исполнить договор в сроки, указанные в аукционной документации. Общество указало, что заказчик вправе заключить договор с победителем аукциона в период с 02.12.2021 по 12.12.2021, что противоречит отдельным этапам выполнения работ и позволяет заказчику подписать договор после истечения отдельного этапа выполнения работ.

Представленное заказчиком письмо ООО «Региональное управление КМЗ (исх. б/н от 19.01.2022), в котором Общество, помимо прочего, указывает на текущую загруженность завода, не противоречит сведениям, направленным ранее в адрес Ярославского УФАС России. Так, в рассматриваемом письме содержится информация о том, что отказ ООО «Региональное управление КМЗ» от участия в аукционе вызван жесткими сроками, установленными в аукционной документации и позволяющими заказчику заключить договор с победителем аукциона после истечения сроков (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021) выполнения отдельного этапа работ (обследование объекта проектирования, конструктивных элементов, относящихся к объекту проектирования, завершаемое актом обмера (обследования). В данном случае речь идет именно о невозможности объективно оценить свою способность к участию в закупке с учетом загруженности, так как при подписании заказчиком договора в рамках временного периода, в который у заказчика возникает обязанность заключить договор с победителем закупки, у подрядчика появляется риск неисполнения своих обязанностей по договору и впоследствии - риск привлечения к ответственности, а не о невозможности выполнить работы по обследованию объектов за короткий срок в принципе.

Комиссия соглашается с доводами ООО «Региональное управление КМЗ» и ООО «Элевейтинг» и полагает, что установление дат выполнения работ (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021) предоставляет заказчику возможность своими действиями воздействовать на возможность / невозможность выполнения подрядчиком работ в сроки, установленные документацией.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что пояснения
ООО «Региональное управление КМЗ» и ООО «Элевейтинг» также свидетельствуют о наличии в действиях фонда признаков ограничения конкуренции. Вместе с тем, довод заказчика о предположительном характере выводов Комиссии о нарушении Фондом антимонопольного законодательства опровергается наличием рассматриваемых ответов ООО «Региональное управление КМЗ» и ООО «Элевейтинг», которые свидетельствует о неучастии данных субъектов в связи с тем, что возможность / невозможность выполнения подрядчиком работ в сроки, установленные документацией, зависит от момента подписания заказчиком договора.

Заказчиком также представлен ответ АО «Щербинский лифтостроительный завод» (исх. № 30.20-00018 от 18.01.2022), согласно которому Общество не приняло участие в рассматриваемой закупке ввиду объективной невозможности принять на себя обязательства по выполнению работ, связанных с заменой большого объема лифтового оборудования, из-за количества уже существующих обязательств перед другими заказчиками.

Данный ответ не опровергает вывод Комиссии об ограничении конкуренции, связанной с тем, что возможность / невозможность выполнения подрядчиком работ в сроки, установленные документацией, зависит от момента подписания заказчиком договора. Исходя из содержания ответа АО «Щербинский лифтостроительный завод» вообще не планировало участвовать в рассматриваемой закупке, предусматривающей выполнение большого объема работ.

Далее, наличие одной заявки на участие в закупке не является доказательством отсутствия признаков ограничения конкуренции.

Заинтересованное лицо в свою очередь пояснило (вх. № 12251 от 02.12.2021), что 02.12.2021 у Заказчика должен находиться подписанный Подрядчиком подлинник договора и обеспечение исполнения обязательства по договору. При таких обстоятельствах срок производства работ по обследованию (замерам) лифтового оборудования составляет:

- по 44 МКД – 99 лифтов 5 дней (до 07.12.2021);

- по 45 МКД – 86 лифтов 7 дней (до 09.12.2021);

- по 23 МКД – 49 лифтов 8 дней (до 10.12.2021).

ООО «Трансэнерго» также пояснило, что в среднем один сотрудник за 1 рабочий 8 часовой день способен снять замеры с 10-13 лифтов. Таким образом, указанные сроки выполнения обмеров достаточны для выполнения объема работ, предусмотренного данной закупкой.

Также ООО «Трансэнерго» в своих пояснениях указало (вх. № 12251 от 02.12.2021), что аналогичные сроки проведения обследований лифтового оборудования присутствует, например, в закупке № 200970000012100107.

Комиссия полагает, что говоря о аналогичных сроках, заинтересованное лицо понимает 5-днейвный срок для предоставления Заказчику заключений (отчетов) по итогам обследований.

Пунктом 5.2 проекта договора по закупке № 200970000012100107, на который ссылается ООО «Трансэнерго», установлено, что в течение 5 (пяти) дней с даты подписания договора Подрядчик предоставляет Заказчику заключения (отчеты) по итогам обследований с выводами, рекомендациями по составу работ по замене лифтов, содержащие общие сведения по объекту (год постройки, серия, этажность, количество подъездов и др.), перечень дефектов оснований, строительных конструкций, с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, в письменной форме на бумажном носителе, заверенные уполномоченным лицом Подрядчика, по каждому объекту в отдельности в соответствии с Перечнем многоквартирных домов (Приложение № 1 к договору) с приложением реестра передаваемых документов. В соответствии с пунктом 1.5.1 проекта договора начало выполнения Подрядчиком работ - с даты заключения договора. Пунктом 1.3.2 проекта договора предусмотрено, что подписывая договор, подрядчик подтверждает, в том числе, что полностью понимает и осознает характер и объемы работ по договору и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ по договору, и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ по договору.

В таком случае участник закупки уведомлен, что с момента подписания договора у него имеется 5 дней для предоставления Заказчику заключений (отчетов) по итогам обследований, то есть, подавая заявку на участие в такой закупке, участник берет на себя все риски, связанные с выполнением работ по договору в пятидневный срок. Возможность заказчика в таком случае воздействовать на время, предоставляемое подрядчику для выполнения работ, отсутствует.

Также Комиссия не соглашается с доводом ООО «Трансэнерго» в отношении возможности подрядчика начать выполнение работ с 03.12.2021 года, поскольку факт наличия у Заказчика 02.12.2021 года подписанного подрядчиком договора не свидетельствует о подписании договора 02.12.2021 года заказчиком, поскольку последний имеет право подписать договор в срок до 12.12.2021 года.

На утверждение Комиссии о наличии у заказчика права подписать договор как 02.12.2021 года, так и в период до 12.12.2021 года, представитель заинтересованного лица пояснил, что в случае подписания договора позднее даты выполнения работ, негативные последствия для подрядчика будут исключены ввиду отсутствия его вины.

Вместе с тем, Комиссия также полагает возможной такую ситуацию, когда договор будет подписан заказчиком, например, 05.12.2021 или 06.12.2021, в таком случае у подрядчика будет всего 1 или 2 дня на производство работ по обследованию лифтов.

На данный довод Комиссии заинтересованное лицо пояснило, что допускает возможность возникновения подобной ситуации. В таком случае, по мнению представителя ООО «Трансэнерго», выполнение работ в полном объеме осуществить будет практически невозможно. Однако, ООО «Трансэнерго» полагает что при такой ситуации негативные последствия для подрядчика будут также исключены, поскольку договор будет заключен с нарушением сроков.

Вместе с тем, довод представителя ООО «Трансэнерго» о нарушении сроков заключения договора является ошибочным, поскольку у заказчика имеется право подписать договор в срок до 12.12.2021.

Таким образом, на момент принятия решения о наличии / отсутствии возможности участия в закупке № 207150000012100040 у хозяйствующего субъекта отсутствует достоверная информация о сроках, в течение которых он должен будет выполнить работу, предусмотренную договором, поскольку время, предоставленное на выполнение работ, напрямую зависит от момента подписания договора заказчиком и может быть сокращено им до объективно невыполнимого срока. Рассматриваемая неопределенность не позволяет потенциальному участнику закупки оценить свои возможности по надлежащему исполнению договора, заключаемого по результатам проведения указанной закупки. Данное обстоятельство не позволило заинтересованным хозяйствующим субъектам, в частности ООО «Региональное управление КМЗ», ООО «Элевейтинг» и ООО ПО «Евролифтмаш», принять участие в рассматриваемой закупке.

Вместе с тем, рынок оказания услуг по подготовке проектной документации на замену лифтов и выполнение работ по их замене является высоко конкурентным и представлен следующими хозяйствующими субъектами: ООО «Региональное управление КМЗ», ООО «Элевейтинг», ООО ПО «Евролифтмаш»,
ООО «Трансэнерго», ООО «ИМПОРТ-ЛИФТ», ООО «ЛИФТ-СТРОЙ КОМПАНИЯ», ООО «РУСЛИФТ», ООО «ПРОЕКТ», ООО «ЩЛЗ», ООО «ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР «ЛИФТ-ДИАГНОСТИКА», ООО «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» и др.

Довод Фонда о том, что определение конкретных сроков, отведенных для выполнения работ по обследованию и представлению соответствующих актов обмера (обследования), является правом заказчика, не ограниченным нормативными правовыми актами, отклоняется Комиссией, так как реализация фондом своего права не должна нарушать публичные интересы, а именно: свободу конкуренции, правовые механизмы защиты которой установлены Законом о защите конкуренции.

Довод заказчика о том, что размещение протокола подведения итогов в единой информационной системе в день его подписания подтверждает намерение Фонда заключить договор не позднее 10 дней с момента такого размещения, свидетельствует о его добросовестности, отклоняется Комиссией, так как действия, совершенные заказчиком после истечения срока принятия заявок на участие в закупке не влияют на принятие потенциальными участниками решения об участии или неучастии в рассматриваемом аукционе.

Также, по мнению Фонда, победитель, имеющий намерение исполнить свои обязанности по договору, имеет право приступить к выполнению работ несмотря на отсутствие договорных отношений, и такие действия не противоречат законодательству и свидетельствуют о добросовестности подрядчика.

Кроме того, как отмечает заказчик, обследование объектов могло быть осуществлено и в иное время, предшествовавшее объявлению информации о проведении рассматриваемой закупки.

Данные доводы заказчика несостоятельны по следующим основаниям.

Потенциальный участник не может знать, что в ситуации победы в закупке он может приступить к выполнению своих обязанностей по договору до заключения самого договора. Данная информация не содержится в аукционной документации. Более того, в адрес заказчика ООО «Региональное управление КМЗ» и ООО «Элевейтинг» направлялись запросы на разъяснения положений документации, в которых были поставлены вопросы о зависимости сроков выполнения обследования объектов от даты подписания заказчиком договора, а также о возникающих вследствие этого проблемах, связанных с выполнением рассматриваемых работ надлежащим образом. В частности, ООО «Региональное управление КМЗ» просило внести изменения в график выполнения работ по обследованию путем указания вместо конкретных календарных дат количества дней на выполнение работ.

Однако, несмотря на поступление нескольких запросов, непосредственно связанных со сроком выполнения обследования объектов, заказчик в ответах не указал на возможность начать проведение работ после признания участника закупки победителем и до заключения соответствующего договора.

Кроме того, потенциальный участник не может знать о том, получит ли он доступ в шахты лифтов, машинные помещения многоквартирных домов в отсутствие заключенного договора, так как такой доступ не может быть предоставлен соответствующими организациями в отсутствие обоснованных причин.

В свою очередь, осуществление обследования в иное время, предшествовавшее объявлению информации о проведении рассматриваемой закупки, противоречит самой сути ведения предпринимательской деятельности. Речь идет о транспортных издержках, затратах на составление актов обмера, иных затратах в ситуации отсутствия гарантированной уверенности в победе в закупке. Такое поведение потенциального участника ничем не обосновано.

Доводы Фонда, основанные на действиях ООО «Региональное управление КМЗ», ООО ПО «Евролифтмаш» в других закупках, отклоняются Комиссией, так как не относятся к предмету рассмотрения настоящего дела.

Таким образом, Ярославское УФАС России считает, что установление Фондом в закупочной документации при проведении закупки № 207150000012100040 дат выполнения работ (07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021), относящихся к временным границам периода, в который у заказчика возникает обязанность заключить договор с победителем закупки в соответствии с требованием пункта 197 Постановления № 615, содержит признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией Ярославского УФАС России также установлено следующее.

Перечень многоквартирных домов Ярославской области, в отношении лифтового оборудования которых предусматривается выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов представлен в приложении № 2 к рассматриваемой документации.

Вместе с тем, ранее Фондом проводились закупки № 207150000012100012, № 207150000012100019 на право заключения договора на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта лифтов многоквартирных домов, в состав которых входило обследование лифтового оборудования многоквартирных домов из аналогичного перечня.

Договоры, заключенные по результатам проведения закупок № 207150000012100012, № 207150000012100019, не были исполнены (исполнение прекращено):

- по закупке № 207150000012100012 между Фондом и победителем процедуры – ООО «Стартен», было заключено соглашение о расторжении договора № 06пир/2021 от 25.05.2021. На дату заключения настоящего соглашения работы по договору не проводились.

- по закупке № 207150000012100019 Фонд в одностороннем порядке расторг 08пир/2021 от 16.07.2021 с ООО ПО «Евролифтмаш», направил в Ярославское УФАС России заявление о включении данного Общества в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП). Комиссией Управления принято решение № 076/10/5-905/2021 от 22.09.2021 о невключении ООО ПО «Евролифтмаш» в рассматриваемый реестр.

В соответствии с абзацем 2 подпункта 1.1 пункта 28 аукционной документации по итогам обследования строительной части здания в месте замены лифтового оборудования подрядчиком предоставляется заказчику акт обмера (обследования), содержащий указание на возможность (невозможность) выполнения работ в соответствии с техническим заданием.

Согласно пункту 5.4.7 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, подрядчик обязан представить заказчику акт обмера (обследования) по форме согласно приложению № 10 к договору, с приложением материалов фотофиксации и чертежами.

Согласно абзацу 2 пункта 7.1 проекта договора по итогам обследования строительной части здания в месте замены лифтового оборудования подрядчиком предоставляется заказчику акт обмера (обследования), содержащий указание на возможность (невозможность) выполнения работ в соответствии с техническим заданием.

Данные положения в неизменном виде представлены в договоре 17гп/2021 от 02.12.2021, заключенном между Фондом и ООО «Трансэнерго» (далее – договор) в пункте 5.4.7, абзаце 2 пункта 7.1 соответственно.

Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в адрес Ярославского УФАС России представлены акты обмера (обследования), составленные ООО «Трансэнерго», а также фотографии, являющиеся частью рассматриваемых актов обмера (файлы формата .jpg).

На основании сведений, указанных в разделе «Свойства» рассматриваемых файлов фотографий, Комиссией установлено, что даты съемки фотографий лифтового оборудования не относятся к периоду проведения работ по обследованию строительной части зданий в месте замены лифтового оборудования (далее также – обследование лифтового оборудования) и представления соответствующих актов обмера (с момента заключения договора по 07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021).

Комиссией установлено, что дата съемки рассматриваемых фотографий относится к периоду с июля 2020 года по апрель 2021 года.

Адрес

Подъезд (п.), фото (машинные помещения, шахты лифтов)

Акт

Ростовский МР, г. Ростов, мкр. 1, д. 25

подъезд 1 - 07.04.2021

подъезд 2 - 07.04.2021

10.12.2021

Ростовский МР, г. Ростов, мкр. 1, д. 4

07.04.2021

10.12.2021

Тутаевский МР, г. Тутаев, ул. Комсомольская, д. 83

23.04.2021

10.12.2021

Тутаевский МР, г. Тутаев, ул. Советская, д. 14

п 1: 23.04.2021, 07.12.2021

10.12.2021

г. Переславль-Залесский, ул. Разведчика Петрова, д. 8

23.07.2020

07.12.2021

г. Рыбинск, просп. 50 лет Октября, д. 14

п. 1: 16.04.2021

п. 2: 16.04.2021

07.12.2021

г. Рыбинск, просп. Мира, д. 31

п. 1: 16.04.2021, 07.12.2021

п. 2: 16.04.2021, 07.12.2021

07.12.2021

г. Рыбинск, просп. Серова, д. 1Б

23.07.2020, 07.12.2021

07.12.2021

г. Рыбинск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 28А

п. 1: 16.04.2021

п. 2: 16.04.2021

07.12.2021

г. Рыбинск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 30А

п 1. 16.04.2021

п. 2: 16.04.2021

07.12.2021

г. Рыбинск, ул. Качалова, д. 14

п.1: 23.04.2021

п.2: 23.04.2021

07.12.2021

г. Рыбинск, ул. Качалова, д. 44

23.04.2021

07.12.2021

г. Рыбинск, ул. Кольцова, д. 3

23.07.2020

07.12.2021

г. Рыбинск, ул. Ширшова, д. 4

п.1: 23.04.2021

п.2: 23.04.2021, 07.12.2021

п.3: 23.04.2021

07.12.2021

г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 111

п 1: 20.07.2020,

п2: 20.07.2020,

п3: 20.07.2020,

п4: 20.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 34

груз: 02.04.2021,

пасс: 02.04.2021

07.12.2021

г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 49

п1: 18.07.2020,

п2: 18.07.2020,

п3: 18.07.2020,

п4: 18.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 62, корп. 5

п1: 02.04.2021,

п2: 02.04.2021,

п3: 02.04.2021

07.12.2021

г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 63

п2пасс: 18.07.2020, п4пасс: 18.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 65

14.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 67

п1: 14.07.2020,

п2: 14.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 68; ул. Нефтянников, д 3, корп 2 исключены из списка

г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 68, корп. 4

п1: 05.03.2021

п2: 05.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 72

п1: 05.03.2021,

п2: 05.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, Тутаевское ш., д. 47А

22.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, Тутаевское ш., д. 51А

22.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, Тутаевское ш., д.49А

22.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, пр. Авиаторов, д. 102

п1: 05.08.2020,

п.2: 05.08.2020

07.12.2021

г. Ярославль, пр. Авиаторов, д. 78А

16.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, пр. Авиаторов, д. 88

п 1,2,3,4: - 16.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, пр. Авиаторов, д. 98

п 1,2,3,4,5,6,7 - 18.08.2020

07.12.2021

г. Ярославль, пр. Моторостроителей, д. 13

п1,2,3 - 02.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, пр. Моторостроителей, д. 3

п5: 02.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, пр. Моторостроителей, д. 9

05.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, пр. Мурманский, д. 3

груз 29.07.2020,

пасс 29.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, просп. Дзержинского, д. 52

п1 – 29.07.2020, п.2 – 29.07.2020, 07.12.2021

07.12.2021

г. Ярославль, просп. Дзержинского, д. 57

п1: 14.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, ул. Алмазная, д. 1, корп. 2

05.08.2020

07.12.2021

г. Ярославль, ул. Алмазная, д. 1, корп. 3

05.08.2020

07.12.2021

г. Ярославль, ул. Бабича, д. 11

02.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, ул. Бабича, д. 11, корп. 4

02.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, ул. Бабича, д. 13

п.1 – 02.03.2021

п.2 – 02.03.2021

п.3 – 02.03.2021

п.4 – 02.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, ул. Бабича, д. 17, корп. 4

п.1 – 02.03.2021

п.2 – 02.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, ул. Белинского, д. 2

17.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, ул. Блюхера, д. 86-9

18.08.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Большая Техническая, д. 14

П.1-8 – 18.08.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Волгоградская, д. 59

29.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Володарского, д. 53-2

П. 1-3 - 17.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Гагарина, д. 51

18.03.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Громова, д. 12А

15.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Громова, д. 42, корп. 2

17.07.2020, 07.12.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Громова, д. 52

17.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Громова, д. 56

17.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Кавказская, д. 29

19.03.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Кавказская, д. 47

П. 1 - 19.03.2021, 07.12.2021

П. 2 - 19.03.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Карла Либкнехта, д. 22-10

П. 1-3 - 17.02.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Клубная, д. 42

19.03.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Клубная, д. 48

19.03.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Космонавтов, д. 14, корп. 2

П.1 - 11.02.2021, 07.12.2021

П.2, 3, 4 - 11.02.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Красноборская, д. 41, корп.2

П.1, 2 - 12.03.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Ляпидевского, д. 18

12.03.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Нефтяников, д. 3, корп. 2

Пустая папка

Пустая папка

г. Ярославль, ул. Панина, д. 36

21.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Панина, д. 39

п. 1-3 - 15.07.2020

п. 3 – не попали в мп (комментарий)

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Панина, д. 45

15.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Папанина, д. 1

п.1 – 12.03.2021

п.2 - 12.03.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Папанина, д. 25, корп. 2

п.1 – 10.03.2021

п.2 - 10.03.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Победы, д. 34

17.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Ранняя, д. 8

16.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 75

п.1 – 17.02.2021

п.2 - 17.02.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 88

20.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Саукова, д. 11

16.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Саукова, д. 19

16.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Саукова, д. 4

П.1 – 12.03.2021

П.2 – 12.03.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Саукова, д. 6

П.1 – 12.03.2021

П.2 – 12.03.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Сахарова, д. 25

П.1 – 10.03.2021

П.2 – 10.03.2021

П.3 – 10.03.2021

09.12.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Сахарова, д. 7, корп. 2

П.1 – 12.03.2021

П.2 – 12.03.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Свердлова, д.45

17.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Серго Орджоникидзе, д. 20, корп. 2

П.1 – 11.02.2021,

П.2 – 11.02.2021

П.3 – 11.02.2021

09.12.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Серго Орджоникидзе, д. 29

П.1 – 11.02.2021

П.2 – 11.02.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Серго Орджоникидзе, д. 3

400 – 12.03.2021

630 – 12.03.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Серго Орджоникидзе, д.1

12.03.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Серго Орджоникидзе, д.12, корп. 2

16.07.2020

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Советская, д. 64

П.1 – 25.02.2021

П.2 – 25.02.2021

П.3 – 25.02.2021

09.12.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Строителей, д. 5, корп. 3

П.1 – 05.03.2021

П.2 – 05.03.2021

П.3 – 05.03.2021

09.12.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Строителей, д. 5, корп. 4

П.1 – 05.03.2021

П.2 – 05.03.2021

П.3 – 05.03.2021

П.4 – 05.03.2021

09.12.2021

09.12.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Строителей, д. 5, корп. 5

П.1 – 05.03.2021

П.2 – 05.03.2021

09.12.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Строителей, д. 5, корп. 7

05.03.2021

09.12.2021

г. Ярославль, ул. Титова, д. 9

П.1 – 18.03.2021

П.2 – 18.03.2021

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 12

14.07.2020

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 25

П. 1 – 21.07.2020

П. 2 – 21.07.2020

П. 3 – 21.07.2020

П. 4 – 21.07.2020

П. 5 – 21.07.2020

П. 6 – 21.07.2020

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 27

09.02.2021

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 29, корп. 2

П.1 – 21.07.2020, 07.12.2021

П.2 – 21.07.2020

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 29, корп. 3

П. 1 – 21.07.2020

П. 2 – 21.07.2020

П. 3 – 21.07.2020

П. 4 – 21.07.2020

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 30, корп. 2

09.02.2021

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 34, корп. 3

09.02.2021

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 36, корп. 2

09.02.2021, 07.12.2021 (в материалах присутствуют две одинаковые фотографии, датированные 09.02.2021 и 07.12.2021 соответственно)

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Туманова, д. 14А

П. 1 – 21.07.2020

П. 2 – 21.07.2020

П. 3 – 21.07.2020

П. 4 – 21.07.2020

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Туманова, д. 22А

П. 1 – 20.07.2020

П. 2 – 20.07.2020

П. 3 – 20.07.2020

П. 4 – 20.07.2020

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Урицкого, д. 26

П. 1 – 09.02.2021

П. 2 – 09.02.2021, 07.12.2021

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Урицкого, д. 69, корп. 1

левый от входа – 18.07.2020

правый от входа - 18.07.2020

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Урицкого, д. 69, корп. 3

Левый – 09.02.2021

Правый - 09.02.2021

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Ухтомского, д. 5

Грузопасс – 17.02.2021, 07.12.2021

Пасс – 17.02.2021

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 25, корп. 2

17.07.2020

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Щапова, д. 10

17.07.2020

10.12.2021

г. Ярославль, ул. Щапова, д. 12

П. 1 – 25.02.2021

П. 2 – 25.02.2021

П. 3 – 25.02.2021

П. 4 – 25.02.2021

П. 5 – 25.02.2021

10.12.2021

г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д. 10

П 1,2 - 16.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д. 19-14

п 1,2,3,4,5 – 16.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д. 24, корп. 4

16.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д. 54, корп. 5

п 1,2,3 – 10.03.2021

07.12.2021

г. Ярославль, просп. Толбухина, д. 9

20.07.2020

07.12.2021

г. Ярославль, ул. Лисицына, д. 13

17.02.2021, 07.12.2021

07.12.2021

Комиссией также установлено наличие отдельных фотографий, датированных 07.12.2021. Вместе с тем, количество таких фотографий по отношению к общему количеству фотографий является минимальным (1-2 фотографии по 12 многоквартирным домам при общем количестве многоквартирных домов в списке в количестве 112 штук), на данных фотографиях, как правило, представлены шахты лифтов, в связи с чем невозможно установить их местонахождение. Кроме того, в материалах фотофиксации лифтового оборудования и шахт лифтов по адресу: г. Ярославль, ул. Труфанова, д. 36, корп. 2 представлены две одинаковые фотографии шахты лифта, датированные 09.02.2021 и 07.12.2021 соответственно, в связи чем есть основания предполагать о последующем изменении дат съемки.

На основании вышеизложенного, а также учитывая иные доказательства, имеющиеся в материалах дела, Комиссия не принимает рассматриваемые фотографии, датированные 07.12.2021, в качестве доказательств выполнения ООО «Трансэнерго» или иными организациями обследования лифтового оборудования, шахт лифтов в даты, установленные договором для такого обследования.

Таким образом, фотографии, приложенные к актам обмера (обследования), представленным ООО «Трансэнерго», не относятся к периоду исполнения ООО «Трансэнерго» договора, заключенного по результатам проведения рассматриваемой закупки.

ООО «Трансэнерго» в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 1618 от 21.02.2022), указывает, что предпроектные работы, в которые входит обследование лифтового оборудования, были проведены ООО «Реновация» на основании договора № 4-0730/1-2021 от 30.07.2021. Исходя из представленного ООО «Трансэнерго» акта-приема передачи, являющегося приложением к указанному договору, результаты работ были переданы Обществу 11.08.2021.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что даты съемки фотографий, являющихся частью представленных заказчику актов обмера (обследования) и на которых непосредственно запечатлено лифтовое оборудование, не относятся к периоду исполнения ООО «Реновация» договора.

АО «Ярославльлифт» в ответ на запрос ООО ПО «Евролифтмаш» (исх. № 1159/1 от 27.12.2021) указало, что обслуживает лифтовое оборудование по всем адресам из указанного выше списка, за исключением многоквартирных домов, расположенных в г. Рыбинске, г. Ростове, а также по адресу: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д. 19/14.

Комиссией установлено, что по лифтовое оборудование в многоквартирных домах, расположенных в г. Рыбинске обслуживает ООО «Рыбинсклифт», в г. Ростове - ООО «Ярославльлифтремонт». Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д. 19/14 обслуживает ООО «Лифтремонт».

АО «Ярославльлифт» в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 1486 от 17.02.2022), указало, что осуществление доступа представителей сторонних организаций для проведения обследований, производства ремонтных работ строительных конструкций и т. п. производится на основании направляемого в адрес АО «Ярославльлифт» письма-уведомления о необходимости предоставления доступа с указанием адреса, даты, вида работ, а также с подтверждением потребности в таком доступе для выполнения работ (договор или согласование с организацией, осуществляющей управление МКД, или Региональным фондом содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области).

Вместе с тем, согласно письменным пояснениям АО «Ярославльлифт»
(вх. № 4245 от 15.04.2022) в случае направления письма-уведомления со стороны Фонда (в том числе для предоставления доступа третьим лицам) документы, подтверждающие потребность в таком доступе Фондом не предоставляются.

ООО «Рыбинсклифт» указало в письменных пояснениях
(вх. № 4319 от 18.04.2022), что доступ в машинные помещения и шахты лифтов при получении писем-уведомлений Фонда предоставляется только в сопровождении представителя ООО «Рыбинсклифт».

Согласно письменным пояснениям ООО «Лифтремонт»
(вх. № 4432 от 20.04.2022) Общество предоставляет доступ к лифтовому оборудованию на основании обращения, строгая форма которого не установлена. Аналогичную информацию представило ООО «Ярославльлифтремонт»
(вх. № 4433 от 20.04.2022).

АО «Ярославльлифт» также представило Комиссии информацию, согласно которой в период с 01.11.2021 по 28.12.2021 гг. ООО «Трансэнерго» и иные организации по вопросу допуска в машинные помещения и шахты лифтов многоквартирных домов в г. Ярославле, обслуживаемых Обществом, не обращались, обследование лифтового оборудования не проводилось. В период с 01.07.2021 по 31.08.2021 гг., в рамках которого, согласно позиции ООО «Трансэнерго», по договору между ООО «Трансэнерго» и ООО «Реновация» последнее выполняло работы по обследованию, доступ предоставлялся исключительно ООО ПО «Евролифтмаш» (в рамках исполнения договора, заключенного по результатам проведения закупки № 207150000012100019).

ООО «Ярославльлифтремонт» указало, что в периоды с 01.07.2021 по 31.08.2021 гг. и с 01.11.2021 по 28.12.2021 гг. письменные обращения сторонних организаций, связанные с предоставлением доступа в машинные помещения и шахты лифтов, в адрес Общества не поступали. Аналогичную информацию представило ООО «Лифтремонт».

ООО «Рыбинсклифт» указало, что информация об организациях, которым в данные периоды был предоставлен доступ к лифтовому оборудованию, у Общества отсутствует. Письма-уведомления Фонда не сохранились в связи с затоплением помещения ООО «Рыбинсклифт», в котором находилась документация.

Следовательно, ни ООО «Трансэнерго», ни ООО «Реновация» не запрашивали и соответственно не получали доступ к лифтовому оборудованию многоквартирных домов для проведения обследования, предусмотренного аукционной документацией.

АО «Ярославльлифт» в письменных пояснениях указало, что Общество в период с июля 2020 года по май 2021 года предоставляло доступ в машинные помещения и шахты лифтов многоквартирных домов на основании писем Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в следующие даты: 23.07.2020, 29.07.2020, 05.08.2020, 18.08.2020, 09.02.2021, 17.02.2021, 25.02.2021, 05.03.2021, 10.03.2021, 12.03.2021, 23.04.2021.

Следовательно, материалы фотофиксации, произведенной 23.07.2020, 05.08.2020 и в другие даты, были подготовлены в результате допуска в машинные помещения и шахты лифтов многоквартирных домов, полученного на основании писем Фонда, в период до исполнения ООО «Реновация» договора № 4-0730/1-2021 от 30.07.2021 и исполнения ООО «Трансэнерго» договора 17гп/2021 от 02.12.2021.

ООО «Лифтремонт» сообщило, что 16.03.2021 доступ в машинные помещения и шахты лифтов, расположенные по адресу: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д. 19/14, предоставлялся Фонду. Данная дата соответствует дате создания фотографий лифтового оборудования.

Заказчик в возражениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (вх. № 4421 от 20.04.2022), выразил сомнение относительно достоверности предоставленной АО «Ярославльлифт» информации в связи с наличием, по мнению Фонда, противоречивых сведений.

Вместе с тем, у Комиссии нет оснований не доверять информации, представленной АО «Ярославльлифт» и другими организациями, обслуживающими лифты многоквартирных домов.

Кроме того, Комиссией также установлено, что перечень многоквартирных домов, содержащийся в документации по рассматриваемой закупке, не является полностью идентичным перечням, представленным в документациях по закупкам № 207150000012100012, № 207150000012100019.

Так, в рассматриваемой закупке отсутствуют следующие адреса: г. Рыбинск, ул. Фурманова, д. 1а; г. Ярославль, ул. Городской Вал, д. 8, но добавлен многоквартирный дом по адресу: г. Ярославль, Ленинградский просп., д. 68.

В перечне многоквартирных домов, являющемся приложением № 1 к договору № 4-0730/1-2021 от 30.07.2021, представлены многоквартирные дома, соответствующие перечню, указанному в рассматриваемой закупке, размещенной в ЕИС только 29.10.2021.

Таким образом, в период проведения работ по обследованию строительной части зданий в месте замены лифтового оборудования и представления соответствующих актов обмера в соответствии с договором (с момента заключения договора по 07.12.2021, 09.12.2021, 10.12.2021) рассматриваемые работы не проводились. Также работы не проводились ООО «Реновация» на основании договора № 4-0730/1-2021 от 30.07.2021 с ООО «Трансэнерго».

Вопреки доводам Фонда наличие актов сдачи-приемки проектной документации, платежных поручений, подтверждающих факт оплаты выполненных работ, не свидетельствует о проведении ООО «Трансэнерго» или иными организациями рассматриваемого обследования.

Как указывает заказчик в письменных пояснениях (вх. № 2071 от 05.03.2022), обследование объекта не рассматривается Фондом в качестве результата работ по договору, подлежащего приемке и оплате, поскольку не представляет потребительской ценности. По мнению заказчика, само по себе выполнение работ по обследованию строительных частей здания в месте замены лифтового оборудования (машинного помещения, шахт лифтов и т. д.) (с подготовкой материалов фотофиксации) до объявления закупки и (или) до заключения договора любым из потенциальных участников закупки не влечет ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов к выполнению аналогичных работ.

В свою очередь, как отмечает Фонд, перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется выполнение работ по капитальному ремонту, утверждается постановлением Правительства Ярославской области и находится в открытом доступе для неопределенного круга лиц. С момента объявления заказчиком первого электронного аукциона 16 апреля 2021 года (Извещение № 207150000012100012), предусматривающего обследование лифтового оборудования многоквартирных домов из перечня, который в дальнейшем не был изменен, до ноября 2021 года прошло более 6 месяцев, следовательно, ничто не препятствовало потенциальным участникам закупки проводить какие-либо мероприятия по обследованию и анализу объема работ.

Таким образом, исходя из позиции заказчика, обследование лифтового оборудования и составление соответствующих актов обмера (обследования) могло быть произведено до заключения договора по результатам рассматриваемой закупки и, соответственно, до возникновения обязанности подрядчика провести такое обследование в соответствии с абзацем 2 подпункта 1.1 пункта 28 аукционной документации, в пункте 5.4.7, абзаце 2 пункта 7.1 договора.

Также заказчик отметил, что обследование направлено на сбор данных о технических характеристиках и не влияет (изменяет) исходные данные объекта.

Данные доводы заказчика являются несостоятельными по следующим основаниям.

Исходя из положений аукционной документации, акт обмера (обследования) содержит указание на возможность (невозможность) выполнения работ в соответствии с техническим заданием (абзац 2 пункта 7.1 проекта договора).

В соответствии с пунктом 2.5 технического задания на основании выполненного обследования уточняется задание на проектирование, согласуются изменения в задание с заказчиком.

Следовательно, без наличия акта обмера (обследования) невозможно осуществлять иные работы по договору, так как результаты обследования непосредственно влияют на объем последующих работ. Кроме того, несмотря на то, что сами по себе акты не оплачиваются, от них зависит дальнейшая оплата за другие работы.

Согласно пункту 2.1 технического задания в состав работ по обследованию, в частности входят:

- анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях и разработка решения для их устранения;

- определение действительного технического состояния конструктивных элементов, получение количественной оценки фактических показателей качества конструкций с учетом изменений, произошедших в ходе эксплуатации, для установления состава и объема работ по ремонту лифтовой шахты и замене лифтов.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 3 аукционной документации подрядчик несет ответственность за полноту и достоверность акта обмера (осмотра) конструктивных элементов многоквартирного дома, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта (ведомость объемов работ, составленную по результатам технического обследования многоквартирного дома) с приложением материалов фотофиксации.

Таким образом, в соответствии с положениями документации, подрядчик обязан предоставлять акты обследования, содержащие полные и достоверные сведения. В противном случае для подрядчика наступает гражданская ответственность, вплоть до расторжения заказчиком договора. Согласовывая рассматриваемые акты заказчик должен проверять их содержание на полноту и достоверность, устанавливать действительное техническое состояние не только лифтового, но и иного оборудования (например, электротехнического).

По мнению Комиссии, акты обмера (обследования), содержащие результаты обследования, произведенного до возникновения соответствующей обязанности по договору, не соответствуют требованиям полноты и достоверности, установленным документацией в целом и абзацем 3 подпункта 1 пункта 3 документации в частности.

Вместе с тем, Комиссией установлено следующее.

Акты обмеров (обследования), представленные заказчику ООО «Трансэнерго» содержат стандартизированную информацию о выявленных дефектах конструктивных элементов многоквартирных домов.

Например, в акте обмера конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: г. Рыбинск, просп. Мира, д. 31 указано следующее:

- плита перекрытия имеет дефекты: «Сколы, масляные пятна»;

- окно, дверь «не соответствуют требованиям нормативной документации, износ, деформации»;

- светильники в МП, светильнике в шахте имеют дефекты: «Истечение срока эксплуатации, повреждение отдельных осветительных приборов» и т. д.

Аналогичная информация с частичными изменениями представлена во всех актах обмера.

Также в материалах фотофиксации конструктивных элементов многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Ярославль, ул. Панина, д. 39 подъезд 3, указано следующее: «Панина 39 п 3 не попали в мп».

Однако, соответствующий акт обмера (обследования) был представлен ООО «Трансэнерго» заказчику, информация о дефектах соответствует аналогичным сведениям, представленным в других актах обмера (обследования).

Вместе с тем, акты обмера (обследования) от 07.12.2021, содержащие результаты обследования конструктивных элементов многоквартирных домов, расположенных в г. Переславле-Залесском, г. Рыбинске, г. Тутаеве, г. Ярославле, в общем количестве 38 шт. (без учета количества подъездов) подписаны одним и тем же сотрудником ООО «Трансэнерго».

Кроме того, Комиссия, ознакомившись с постановлением Правительства Ярославской области (далее - Правительства ЯО) от 31.12.2013 № 1779-п «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014 – 2043 годы» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства ЯО от 28.04.2022 № 308-п) и постановлением Правительства ЯО от 15.12.2021 № 894-п «Об утверждении регионального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014 – 2043 годы на 2022 – 2024 годы» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства ЯО от 31.12.2021 № 1012-п), пришла к выводу об отсутствии в данных документах перечня многоквартирных домов, идентичного перечню, установленному документацией о закупке.

Довод заказчика о том, что в соответствии с требованиями жилищного законодательства приемка выполненных работ, в том числе по разработке проектно-сметной документации, осуществляется Фондом комиссионно с участием представителей организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, уполномоченных представителей собственников (при наличии протокола), представителей органов местного самоуправления не устраняет обязанность заказчика как стороны договора устанавливать достоверность предоставляемых ему актов обмера (обследования).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Представляя Фонду акты обмера (обследования), содержащие результаты обследования, произведенного до возникновения соответствующей обязанности по договору, ООО «Трансэнерго» изначально обладало информацией о том, что данные акты будут приняты заказчиком во исполнение обязанности по проведению обследования и составлению данных актов.

Следовательно, информация о возможности принятия актов обмера (обследования), содержащих результаты обследования, произведенного до возникновения соответствующей обязанности по договору, было доведена Фондом до ООО «Трансэнерго» еще до проведения закупки, в результате чего ООО «Трансэнерго» были созданы преимущественные условий участия в рассматриваемой закупке, что свидетельствует о наличии признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании представленных сведений и документов Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785, ОГРН 1107600001233, юридический адрес: 150001, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Большая Федоровская, д. 78) нарушения части 1 статьи 17, пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии

 

Е. В. Гудкевич

     

Члены Комиссии:

 

Н. А. Конькова

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны