Решение б/н жалоба ООО «ТехноМед» (вх. № 1516 от 18.02.2022) на действи... от 11 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик

ГБУЗ ЯО «ЯОСП»

e-mail: info@osp.zdrav76.ru

            zakupki@yaosp.ru

 

Заявитель

ООО «ТехноМед»

e-mail: technomed18@yandex.ru

 

Электронная торговая площадка

OОO «РТС-тендер»

e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-128/2022

05 марта 2022 года                                                                                      г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 11.03.2022 г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления
Гудкевич Е.В., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А.М., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Артамонов А.О.,

с участием:

от заказчика – ГБУЗ ЯО «ЯОСП» <…>, <…>, (по доверенностям),

в отсутствие представителя заявителя, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ТехноМед» (вх. № 1516 от 18.02.2022) на действия (бездействие) заказчика - ГБУЗ ЯО «ЯОСП» (ИНН 7604355200, ОГРН 1197627008336) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «ТехноМед»
(вх. № 1516 от 18.02.2022) на действия (бездействие) заказчика –
ГБУЗ ЯО «ЯОСП», при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки лекарственных препаратов для медицинского применения (МНН Артикаин + Эпинефрин) (изв. № 32211088397).

Обжалуемые действия (бездействие): неправомерное отклонение заявки ООО «ТехноМед» на участие в закупке, формирование закупочной документации с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Также Заявитель полагает, что действиями Заказчика были нарушены положения статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 

На заседании Комиссии организатор закупки предоставил документы, запрошенные уведомлением от 24.02.2022 № 975/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласился.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Неправомерное отклонение заявки участника закупки, а также формирование закупочной документации с нарушением требований Закона о закупках свидетельствует о возможном нарушении заказчиком указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также части 6 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании изложенного жалоба ООО «ТехноМед» (вх. № 1516 от 18.02.2022) подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

01.02.2022 на официальном сайте zakupki.gov.ru ГБУЗ ЯО «ЯОСП» размещено извещение № 32211088397 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки лекарственных препаратов для медицинского применения (МНН Артикаин + Эпинефрин).

При организации и проведении закупки Заказчик руководствуется Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг ГБУЗ ЯО «ЯОСП», утвержденным директором департамента здравоохранения и фармации Ярославской области В.В. Тубашовым от 28.09.2021 (далее – Положение), документацией об аукционе в электронной форме (далее – Документация).

Согласно пункту 3.1 Раздела 1 Документации предметом договора, заключаемого по итогам закупки,  является поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (МНН Артикаин+Эпинефрин).

Пунктом 3.2 Раздела 1 Документации предусмотрено, что количество товара определяется в соответствии с Техническим заданием (Раздел 2). Техническим зданием установлены наименование, характеристики и количество товара:

№ п/п

Международное непатентованное наименование

Функциональные, технические и качественные характеристики товара*

Ед.
измерения

Кол-во

1

Артикаин+Эпинефрин

 

Анестетик, раствор для инъекций 

(40 мг + 0,005 мг/мл) -1,8 мл, картридж, упаковка не менее 100 картриджей

упак

760

2

Артикаин+Эпинефрин

 

Анестетик, раствор для инъекций

(40 мг + 0,01 мг/мл) -1,8 мл, картридж, упаковка не менее 100 картриджей

упак

180

Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе
№ 2290636, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 09.02.2022 года заявка
ООО «ТехноМед» отклонена закупочной комиссией заказчика, поскольку продукция, указанная в заявке на участие в закупке, не соответствует требованиям документации, а именно: участник предлагает упаковку с 50 картриджами с перерасчетом.

Заявитель полагает, что отклонение его заявки является неправомерным, поскольку ООО «ТехноМед» предложен товар, который полностью соответствует указанным техническим характеристикам, но в иной упаковке с сохранением потребностей заказчика.

Комиссия Ярославского УФАС России, изучив заявку ООО «ТехноМед», установила, что обществом предложен к поставке следующий товар:

Международное непатентованное наименование

Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе*

Торговое наименование, указание на товарный знак  (при  наличии)**

Наименование  страны происхождения товара***

Артикаин+эпинефрин

Анестетик, раствор для инъекций (40 мг+0,005 мг/мл) – 1,8 мл, картридж, упаковка 50 картриджей

Артикаин с адреналином

Россия

Артикаин+эпинефрин

Анестетик, раствор для инъекций (40 мг+0,01 мг/мл) – 1,8 мл, картридж, упаковка 50 картриджей

Артикаин с адреналином

Россия

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа установила, что конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке ООО «ТехноМед», не соответствуют требованиям Документации.

С учетом изложенного Комиссия Ярославского УФАС России, приходит к выводу о правомерности отклонения закупочной комиссией заказчика заявки
ООО «ТехноМед» при рассмотрении первых частей заявок.

Также в жалобе заявитель указал, что заказчиком установлено требование, которое влечет ограничение количества участников закупки лекарственных препаратов путем необоснованного требования к количеству единиц (не менее 100 картриджей) во вторичной  упаковке.

В свою очередь представители заказчика пояснили, что требование к упаковке в 100 картриджей связано, в том числе с тем, что некоторые лекарственные препараты, поставляемые в упаковке по 50 штук содержат вспомогательные вещества (ЭДТА), в то время когда заказчик стремится исключить наличие таких вспомогательных веществ в используемых им медицинских препаратах, поскольку стремится предотвратить негативные последствия воздействия вспомогательных веществ на пациентов.

Кроме того, в соответствие с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг. Руководствуясь, в том числе данным принципом было установлено требование к упаковке в 100 картриджей, поскольку при пересчете на одинаковое количество единиц препаратов с меньшим содержанием картриджей в упаковке возникает разница в стоимости 25-30%. Начальная максимальная цена договора была обоснована заказчиком с количеством упаковок в 100 картриджей в каждой.

Также представители заказчика пояснили, что данное требование связано со спецификой медицинской деятельности, которая выражается в том, что в 2020 году была установлена система цифровой маркировки товаров «Честный знак», в соответствие с которой прием и выдача лекарственных препаратов ведется через сканирование штрих-кодов на каждой упаковке. Таким образом, меньшее  количество упаковок, увеличивает оперативность их выдачи через «Честный знак», что способствует своевременному обеспечению всех структурных подразделений заказчика медицинскими препаратами, снижению трудозатрат ответственного персонала.

Таким образом, полагают представители заказчика, в документации указаны требования о поставляемом товаре, его характеристики, исходя из потребностей заказчика.

Комиссия Ярославского УФАС России отмечает, что при описании объекта закупки  требования к закупаемым товарам должны быть установлены таким образом, чтобы с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми характеристиками, а с другой стороны, не допустить необоснованного ограничения количества участников закупки. При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми.

Основной задачей норм, содержащихся в Законе о закупках, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение договора которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре.

Кроме того, Комиссия Ярославского УФАС России соглашается с доводом представителей заказчика относительно правомерности установления требования к упаковке в количестве не менее  100 картриджей в каждой, поскольку в таком случае исполнение договора в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Иного заявителем не доказано.

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России полагает установление  требования к упаковке в количестве не менее  100 картриджей в каждой правомерным и отвечающим потребностям заказчика. 

Подавая заявку на участие в закупке, ООО «ТехноМед» указало, что изучило размещенное извещение о проведении аукциона в электронной форме и соглашается осуществить поставку лекарственных препаратов и исполнить в полном объеме и в установленные сроки все условия договора, указанные в извещении о проведении аукциона в электронной форме (документации, проекте договора).

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем положений документации после принятия участия в самой закупочной процедуре свидетельствует о его злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры, поскольку принимая участие в публично-правовой процедуре лицо соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства.

Заявитель также указал, что проанализировав государственный реестр лекарственных средств установил, что под НММ Артикаин+Эпинефрин зарегистрировано несколько торговых наименований лекарственных препаратов, но с упаковкой в 100 картриджей только одно – Артикаин Инибса, что также является свидетельством ограничения конкуренции.

В свою очередь представителя заказчика пояснили, что, вопреки доводам заявился, лекарственный препарат, предусмотренный Документацией, поставляется  в упаковке не менее 100 картриджей как Артикаин Инибса, так и Ораблок, Цертакаин и другие. 

Комиссией антимонопольного органа установлено, что предлагаемый к поставке товар ООО «ТехноМед» с торговым наименованием Артикаин с адреналином производителя АО «Бинергия» выпускается с количеством как 50 картриджей в упаковке, так и 100, 200, 250, что подтверждается информацией, содержащейся на сайте https://grls.rosminzdrav.ru.  Таким образом, заявитель имел возможность предложить к поставке товар, отвечающий требованиям документации.

Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что требования, указанные в Документации, объективно обусловлены потребностью заказчика, доказательств фактического ограничения доступа к участию в данном аукционе заявителем представлено не было. Следовательно, в действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения Закона о закупках и Закона о защите конкуренции

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТехноМед» (вх. № 1516 от 18.02.2022) на действия (бездействие) заказчика - ГБУЗ ЯО «ЯОСП» (ИНН 7604355200, ОГРН 1197627008336), при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки лекарственных препаратов для медицинского применения (МНН Артикаин + Эпинефрин) (изв. № 32211088397) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 24.02.2022 № 975/06-07.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Рассмотреть заявки с учетом изложенных

 

 

Председатель Комиссии

 

Е.В. Гудкевич

 

 

 

Члены Комиссии

 

А.М. Давыдова

 

 

 

 

 

А.О. Артамонов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны