Решение б/н Решение по делу от 5 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «ТГК-2»

 

150003, г. Ярославль,

ул. Пятницкая, д.6

АО «ЯЭС»

 

250055, г. Ярославль,

ул. Красноборская, д.5, корп. 1

 

МКУ «Агентство по строительству»

150000, г. Ярославль,

Революционный проезд, д.6, а/я 663

E-mail: must@city-yar.ru

Решение по делу № 076/01/10-888/2021

о нарушении антимонопольного законодательства

22 марта 2022 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объёме 5 апреля 2022 года)

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России Е.В. Гудкевич,

члены Комиссии — начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами А.М. Бубнов, специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами Ярославского УФАС России А.В. Мартынов,

в присутствии представителя ПАО «ТГК-2» Червякова А.М., по доверенности от 01.01.2022 № 68-22, представителя АО «ЯЭС» Деровой М.А., по доверенности от 06.12.2021 № 894, а также представителей МКУ «Агентство по строительству» Гладковой Ю.В. и Ладыненко С.Н. по доверенности от 10.01.2022 № 3.

рассмотрев дело № 076/01/10-888/2021, возбуждённое в отношении
ПАО «ТГК-2» (далее – Общество, Ответчик) (ИНН 7606053324
ОГРН 1057601091151, юридический адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Пятницкая, д. 6) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в препятствовании ПАО «ТГК-2», являющимся единой теплоснабжающей организацией и владеющим источником ТЭЦ-3, подключению объекта капитального строительства (дополнительный корпус МОУ средняя школа № 1, расположенный по адресу: г. Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 75), к сетям АО «Ярославские Энергосистемы»,

установила:

антимонопольное дело № 076/01/10-888/2021 возбуждено на основании приказа руководителя Ярославского УФАС России Паутова И.Г. от 24.08.2021 № 230 по результатам рассмотрения заявления АО «ЯЭС» (далее – Заявитель, теплосетевая организация) (вх. № 4916 от 24.05.2021) о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «ТГК-2» (далее – Общество, теплоснабжающая организация). Установлено, что 3 ноября 2020 года в адрес АО «ЯЭС» от муниципального казённого учреждения «Агентство по строительству» г. Ярославля поступила заявка о подключении к системам теплоснабжения объекта капитального строительства: дополнительный корпус МОУ Средняя школа № 1, расположенный по адресу: г. Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, д.75.

25.11.2020 Заявитель направил в адрес Общества письмо от 25.11.2020 за исх. № УП-38.НС.1.1/20 о необходимости согласования условий о подключении сетей вышеназванного объекта капитального строительства к тепловым сетям АО «ЯЭС», а также выдачи технических условий на узел автоматизированного коммерческого учёта (получено ПАО «ТГК-2» 26.11.2020).

Теплоснабжающая организация письмом от 09.12.2020 за исх.
№ 1201/1227-2020 уведомила Заявителя об отказе в согласовании условий подключения объекта капитального строительства МКУ «Агентство по строительству». Свой отказ теплоснабжающая организация мотивировала тем, что при выборе точки присоединения объектов к системе теплоснабжения следует руководствоваться принципом энергоэффективности, нацеленным на минимизацию нормативных потерь путём выбора минимального расстояния от точки присоединения до подключаемых объектов (Общество указало на то, что тепловые камеры Е-29/2, Е-29/4, Е-30, находящиеся на балансе ПАО «ТГК-2», расположены ближе точки подключения, предлагаемой теплосетевой организацией). Кроме того, по мнению единой теплоснабжающей организации, точка подключения объекта капитального строительства находится в зоне эксплуатационной ответственности ПАО «ТГК-2».

21.12.2020 АО «ЯЭС» письмом за исх. № 6085 от 21.12.2020 направило в адрес ПАО «ТГК-2» повторное уведомление о необходимости согласования условий подключения сетей объекта капитального строительства МКУ «Агентство по строительству» к тепловым сетям теплосетевой организации, а также выдачи технических условий. В указанном письме Заявитель указал, что основанием для отказа в согласовании условий подключения может являться отсутствие резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающих передачу необходимого объёма тепловой энергии, теплоносителя, и (или) отсутствие резерва тепловой мощности источника тепловой энергии. Также объект капитального строительства, планируемый к подключению, расположен таким образом, что подпадает как в зону эксплуатационной ответственности ПАО «ТГК-2», так и АО «ЯЭС», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности Заявителя (участок теплотрассы от наружной стены тепловой камеры Е-7/18 до наружной стены теплиц находится на балансе, в эксплуатационной ответственности АО «ЯЭС»), а также схемой теплоснабжения г. Ярославля от 26.10.2017 № 1017.

11.01.2021 ПАО «ТГК-2» направило повторный отказ от согласования условий подключения и выдачи технических условий на узел автоматизированного коммерческого учёта.

В процессе рассмотрения дела № 076/01/10-888/2021 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «ТГК-2» пояснило, что при разрешении вопроса о подключении объекта капитального строительства дополнительного корпуса школы № 1, расположенного по вышеуказанному адресу, надлежит руководствоваться правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 (далее - Правила № 787). АО «ЯЭС» не согласилось с указанным доводом и указало на то, что вопрос подключения вышеназванного объекта капитального строительства разрешается с учётом положений Правил организации теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012
№ 808 (далее – Правила № 808), в силу того, что подключение объекта осуществится через внутриквартальные сети теплосетевой организации, находящиеся в зоне эксплуатационной ответственности АО «ЯЭС».

Согласно части 2 статьи 14 Федерального Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» подключение (технологическое присоединение) теплоотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения осуществляется на основании договора на подключение (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, являющимся публичным для теплоснабжающей и теплосетевой организаций. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В качестве таковых на момент рассмотрения ПАО «ТГК-2» заявки АО «ЯЭС» от 25.11.2020 о согласовании подключения рассматриваемого объекта капитального строительства выступают Правила № 787. Следовательно, Комиссия антимонопольного органа полагает, что при определении организации, к которой необходимо обратиться МКУ «Агентство по строительству» для подключения указанного объекта к тепловым сетям, необходимо руководствоваться Правилами № 787.

В соответствии с пунктом 4 правил № 787 теплоснабжающая, или теплосетевая организация, в которую следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определёнными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

На момент отказа ПАО «ТГК-2» в согласовании АО «ЯЭС» условий подключения объекта капитального строительства действовала схема теплоснабжения городского округа г. Ярославль до 2033 года с актуализацией на 2018 год. Исследовав указанный документ, Комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу о том, что указанная схема не содержит информации о том, в чьей зоне эксплуатационной ответственности находится подключаемый объект.

В связи с принятием новой схемы теплоснабжения городского округа
г. Ярославль с актуализацией по состоянию на 2022 год ПАО «ТГК-2» заявило довод о том, что схема теплоснабжения, вступившая в силу 13.12.2021, устранила неопределённость относительно зоны эксплуатационной ответственности подключаемого объекта. В качестве обоснования своей позиции теплоснабжающая организация указало на то, что в главе 8 схемы теплоснабжения городского округа г. Ярославль (актуализация на 2022 год), посвящённой предложениям по строительству, реконструкции и (или) модернизации тепловых сетей указано, что подключение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 75, осуществляется от тепловой камеры E-29/4, находящейся в эксплуатационной ответственности ПАО «ТГК-2».

Комиссия Ярославского УФАС России отклоняет данный довод, в связи с тем, что глава 8 схемы теплоснабжения городского округа г. Ярославль не доказывает нахождения вышеназванного объекта капитального строительства в исключительной зоне эксплуатационной ответственности ПАО «ТГК-2», а лишь указывает на расположение тепловой камеры теплоснабжающей организации.

Кроме того, из письменных сведений, предоставленных Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля, следует, что в действующей схеме теплоснабжения отсутствует информация о границах эксплуатационной ответственности организаций, в связи с чем Комиссия Ярославского УФАС России признала рассматриваемый довод ПАО «ТГК-2» несостоятельным.

Таким образом, предшествующей и действующей схемами теплоснабжения городского округа г. Ярославля не установлено, что вышеназванный объект капитального строительства расположен исключительно в зоне эксплуатационной ответственности ПАО «ТГК-2». Также Комиссией установлено, что в соответствии с указанными схемами теплоснабжения АО «ЯЭС» располагает собственными внутриквартальными тепловыми сетями в пределах зоны действия ТЭЦ-3.

Следовательно, у МКУ «Строительство по агентству» имеется фактическая и правовая возможность обратиться с заявкой на подключение объекта капитального строительства, как к ПАО «ТГК-2», так и к АО «ЯЭС».

Также в процессе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «ТГК-2» выдвинуло довод о том, что в данной ситуации применим абзац 3 пункта 5 Правил № 787, согласно которому смежная организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения от исполнителя запроса о предоставлении согласия на подключение объекта через принадлежащие ей тепловые сети или источники тепловой энергии направить исполнителю в письменной форме согласие на подключение объекта или отказ от согласования подключения объекта через принадлежащие ей тепловые сети или источники тепловой энергии.

Согласно пункту 5 Правил № 787 в случае если подключение объекта к системе теплоснабжения в соответствии со схемой теплоснабжения возможно через тепловые сети или источники тепловой энергии, принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании смежной организации, и при этом для подключения не требуется создание и (или) модернизация (реконструкция) технологически связанных (смежных) тепловых сетей или источников тепловой энергии в целях изменения их тепловой мощности для обеспечения требуемой заявителем тепловой нагрузки, заключение договора о подключении осуществляется исполнителем после получения от смежной организации в письменной форме согласия на подключение объекта через принадлежащие ей тепловые сети или источники тепловой энергии.

В процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель АО «ЯЭС» устно пояснил, что теплосетевая организация планирует подключить объект капитального строительства через собственные внутриквартальные тепловые сети в границах ТЭЦ-3 (тепловой пункт в строящемся корпусе будет размещаться с южной стороны, где расположены сети теплосетевой организации), что подтверждается имеющимся в материалах дела письмом ООО «СеверПроектСтрой», адресованным МКУ «Агентство по строительству», где ООО «СеверПроектСтрой» указывает на то, что согласно генеральному плану и схеме расположения теплового пункта тепловой узел в проектируемом здании будет размещаться с торца здания с южной стороны.

По мнению представителя АО «ЯЭС», в связи с тем, что теплосетевая организация осуществляет подключение объекта капитального строительства непосредственно через собственные тепловые сети пункт 5 Правил № 787 не применим, и необходимо руководствоваться пунктом 67 Правил № 808.

Вместе с тем, ПАО «ТГК-2» и АО «ЯЭС» не учитывают следующего.

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении система теплоснабжения – это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединённых тепловыми сетями.

Пункт 3 статьи 2 Закона о теплоснабжении определяет источник тепловой энергии как устройство, предназначенное для производства тепловой энергии. Производство тепловой энергии через внутриквартальные сети АО «ЯЭС» осуществляется через ТЭЦ-3, находящейся в эксплуатационной ответственности ПАО «ТГК-2». Таким образом, при подключении рассматриваемого объекта через квартальные сети АО «ЯЭС», поставка тепловой энергии будет осуществляться ПАО «ТГК-2». (через ТЭЦ-3).

Вместе с тем, согласно пункту 67 правил организации теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 808 от 08.08.2012
(далее - Правила № 808),
договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключаемым теплосетевой организацией с единой теплоснабжающей организацией, за исключением случая заключения такого договора в ценовых зонах теплоснабжения, предусматривается, что в случае если теплосетевая организация осуществляет подключение к своим тепловым сетям теплопотребляющих установок, тепловых сетей или источников тепловой энергии, теплосетевая организация осуществляет согласование условий подключения с единой теплоснабжающей организацией. Теплосетевая организация обязана направить условия подключения на согласование единой теплоснабжающей организации, определенной в соответствующей системе теплоснабжения, до направления их потребителю.

Комиссией Ярославского УФАС России в процессе рассмотрения дела
№ 076/01/10-888/2021 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие у ПАО «ТГК-2» статуса единой теплоснабжающей организации. В связи с тем, что пункт 67 Правил № 808 в качестве специального субъекта называет единую теплоснабжающую организацию, Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что в данной ситуации Правила № 808 определяют порядок согласования условий подключения.

Между ПАО «ТГК-2» и АО «ЯЭС» действует договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя (сетевой воды) и поставки тепловой энергии и теплоносителя (сетевой воды) для технологических нужд, связанных с передачей тепловой энергии и теплоносителя от 02.08.2017 № 030100013/2017/001143-0002/ДогЭСД17. Следовательно, в связи с тем, что между указанными субъектами заключён названный договор, а АО «ЯЭС» имеет техническую возможность подключить рассматриваемый объект капитального строительства к собственным тепловым сетям, применению подлежат положения пункта 67 Правил № 808, а не пункта 5 Правил № 787.

Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 7 рабочих дней со дня получения условий подключения согласовать их либо подготовить к ним замечания в случае, если осуществление подключения в соответствии с такими условиями вызовет снижение надежности теплоснабжения.

В случае отсутствия ответа от единой теплоснабжающей организации о результатах согласования условий подключения в течение 7 дней со дня их получения, условия подключения считаются согласованными.

В связи с тем, что уведомление о согласовании условий подключения объекта капитального строительства МКУ «Агентство по строительству» поступило в теплоснабжающую организацию 26.11.2020 последним днём направления мотивированного отказа от согласования условий подключения является дата 04.12.2020.

ПАО «ТГК-2» письмом от 09.12.2020 за исх. № 1201/1227-2020 направило в адрес АО «ЯЭС» отказ в согласовании условий подключения объекта капитального строительства МКУ «Агентство по строительству» к сетям теплосетевой организации.

Комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу о том, что Заявитель вправе не принимать во внимание указанный отказ.

Кроме того, указание Обществом на необходимость применения положения абзаца 3 пункта 5 Правил № 787 не имеет правового значения, поскольку при применении пункта 5 Правил № 787 условия подключения при отсутствии ответа в течение 5 рабочих дней также являются согласованными.

Теплоснабжающая организация полагает, что в связи с тем, что тепловая камера, находящаяся в эксплуатационной ответственности ПАО «ТГК-2», расположена ближе к точке подключения, подключение объекта капитального строительства МКУ «Агентство по строительству» необходимо осуществить через тепловые сети ПАО «ТГК-2», что минимизирует тепловые потери.

Вместе с тем, Общество не учитывает следующее.

Из представленных АО «ЯЭС» материалов, в том числе схемы электронной программы «ZULU», следует, что тепловая камера Е-29/18, находящаяся в эксплуатационной ответственности Заявителя, расположена ближе к подключаемому объекту, чем тепловые камеры, находящиеся в эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации. Комиссия Ярославского УФАС России обращает внимание на то, что глава 3 схемы теплоснабжения городского округа г. Ярославля (как актуальная по состоянию на 2018, так и по состоянию на 2022 год) посвящена электронной модели системы теплоснабжения. Настоящая электронная модель сформирована на базе программно-расчётного комплекса «ZULU». Комиссия антимонопольного органа полагает, что указанная электронная программа основана на положениях схемы теплоснабжения городского округа
г. Ярославля. Таким образом, при разрешении вопроса о том, чьи тепловые сети находятся ближе к подключаемому объекту Комиссия Ярославского УФАС России оценивала графические изображения из вышеназванной электронной программы, действующей в соответствии со схемами теплоснабжения (актуализация на 2018 и 2022 года).

ПАО «ТГК-2» имеет статус единой теплоснабжающей организации, осуществляющей свою деятельность на территории г. Ярославля, что подтверждается перечнем ЕТО г. Ярославля по состоянию на 01.01.2017, представленным Заявителем. В соответствии с абзацем 2 пункта 67 Правил № 808 единая теплоснабжающая организация обязана в течение 7 рабочих дней со дня получения условий подключения согласовать их либо подготовить к ним замечания в случае, если осуществление подключения в соответствии с такими условиями вызовет снижение надежности теплоснабжения. Указанными положениями не предусмотрен отказ единой теплоснабжающей организации в согласовании условий подключения в связи с несоблюдением принципа энергоэффективности. Вместе с тем, письмом от 09.12.2020 за исх. № 1201/1227-2020 ПАО «ТГК-2» не направило АО «ЯЭС» замечания относительно снижения надежности теплоснабжения.
ПАО «ТГК-2» является единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по поставке конечному потребителю тепловой энергии. Ярославским УФАС России проведён анализ состояния конкурентной среды, в ходе которого выявлено, что Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии конечному потребителю в границах г. Ярославля.

При рассмотрении дела по существу Комиссией Ярославского УФАС России также учтено, что при подключении вышеназванного объекта капитального строительства через тепловую камеру Е-29/18, находящуюся в зоне эксплуатационной ответственности АО «ЯЭС», у МКУ «Агентство по строительству» не возникнет необходимости в реконструкции здания, а в случае подключения к тепловой камере, находящейся в границах эксплуатационной ответственности ПАО «ТГК-2», в связи с отсутствием подвала в здании школы, такая необходимость возникнет, что приведёт к значительным материально-имущественным затратам со стороны МКУ «Агентство по строительству».

Согласно пункту 35 утративших силу Правил № 787, действовавших на момент отказа условия подключения выдаются исполнителем вместе с проектом договора о подключении, являются его неотъемлемой частью и содержат сведения, в том числе о требованиям к приборам учёта (технические условия на установку приборов учёта). Аналогичные положения находят своё отражение в абзаце 4 пункта 17 правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021
№ 2115, заменивших утратившие силу Правила № 787.

Как уже установлено Комиссией антимонопольного органа, 25.08.2020
АО «ЯЭС» обратилось к ПАО «ТГК-2» за согласованием условий подключения, а также предоставлением технических условий на узел автоматизированного коммерческого учёта.

ПАО «ТГК-2» письмом от 09.12.2020 № 1201/1227-2020 не только отказало в согласовании условий подключения, но и не направило АО «ЯЭС» технические условия на узел автоматизированного коммерческого учёта, без которых теплосетевая организация не имеет возможности заключить с МКУ «Агентство по строительству» договор о подключении объекта капитального строительства.

Впоследствии АО «ЯЭС» 21.12.2020 повторно направило
ПАО «ТГК-2» письмо о согласовании условий подключения и уведомление о необходимости выдачи технических условий на узел автоматизированного коммерческого учёта. 11.01.2021 теплоснабжающая организация повторно не направила технические условия на узел автоматизированного коммерческого учёта и отказало в согласовании условий подключения. Таким образом, Ответчик, несмотря на то, что условия подключения считаются согласованными в случае отсутствия ответа от теплоснабжающей организации в течении 7 дней, систематически препятствовал АО «ЯЭС» в осуществлении подключения вышеуказанного объекта капитального строительства к тепловым сетям, находящимся в эксплуатационной ответственности АО «ЯЭС».

В связи с тем, что ПАО «ТГК-2» не предоставило АО «ЯЭС» технические условия на узел автоматизированного коммерческого учёта, теплосетевая организация была лишена возможности выдать заявителю (МКУ «Агентство по строительству») технические условия на узел автоматизированного коммерческого учёта, являющиеся неотъемлемой частью договора подключения. Несмотря на то, что условия подключения автоматически считаются согласованными в случае отсутствия ответа от ЕТО в течение 7 дней, действия
ПАО «ТГК-2» по непредставлению технических условий на автоматизированный узел коммерческого учёта неизбежно влекут для АО «ЯЭС» невозможность заключить с заявителем договор о подключении объекта капитального строительства.

На основании фактических обстоятельств, представленных документов и положений действующих норм комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ПАО «ТГК-2» (ИНН 7606053324, 150003, город Ярославль, ул. Пятницкая, д. 6) нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия установила наличие необходимости в выдаче предписания
ПАО «ТГК-2» по настоящему делу о нарушении антимонопольного законодательства,

Руководствуясь статьями 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

решила:

1. ПАО «ТГК-2» признать нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

2. Выдать ПАО «ТГК-2» предписание по настоящему делу о нарушении антимонопольного законодательства;

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

Члены Комиссии А.М. Бубнов

 

А.В. Мартынов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны