Решение №2675/05-02 РЕШЕНИЕ по делу № 076/06/67-186/2020 от 13 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Промтехресурс»

Вадковский пер., д. 12, эт. 1,

пом. 1, комн. 1, оф. 26

Москва, 127005

promtexresurs.tender@mail.ru

Государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница»

пр-т Октября, д. 52

г. Ярославль, 150040

yarkb1@mail.ru;

zakupki.cgb@yandex.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/67-186/2020

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 13 марта 2020 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля закупок управления Катричева Е.И., главный специалист – эксперт отдела контроля закупок управления Семенычева Е.К., с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «Промтехресурс» (далее также – ООО «Промтехресурс», заявитель, общество) – представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;

от заказчика – государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» (далее также – ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница», заказчик) – представителей по доверенности Григорьева В.И., Февралева Л.А.;

рассмотрев жалобу ООО «Промтехресурс» на действия единой комиссии заказчика, государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку электротоваров (извещение № 0371500000420000025) (далее также – аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «Промтехресурс» на действия единой комиссии заказчика, государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница», при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку электротоваров (извещение № 0371500000420000025).

Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены решением единой комиссии, государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница», по результатам рассмотрения первых частей заявок участников аукциона об отказе в допуске к участию в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку электротоваров (извещение № 0371500000420000025) в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе, выразившемся в указании характеристик одного из предлагаемого к поставке товара (значений показателей), отличных от предусмотренных положениями аукционной документации применимо к сжиму ответвительному (орех)).

На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Изучив мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссией установлено следующее.

Заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.02.2020 размещено извещение № 0371500000420000025 (с изменениями от 18.02.2020) о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку электротоваров вместе с аукционной документацией.

Начальная (максимальная) цена контракта 132 076, 70 рублей.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению; при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии); информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Объектом рассматриваемой закупки является поставка электротоваров (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации); описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

Согласно содержанию раздела 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации заказчиком также установлены требования к характеристикам требуемых к поставке товаров, оформленные в таблицу, где в частности, указывается:

Наименование

Функциональные, технические и качественные характеристики товара

Единица измерения

Количество

Сжим ответвительный (орех)

У731МУЗ

Номинальное сечение магистрального проводника: от не менее 4 мм2 до не более 10 мм2

Номинальное сечение ответвительного проводника: от не менее 1,5 мм2 до не более 10 мм2

Шт

8

Пунктом 19 раздела 1 «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе определены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

- при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), при этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, не допускается использование слов «не менее», «не более», «или», «не ниже», «не выше», «от…до» (выбрать нужное) и т.п.

б) наименования страны происхождения товара.

Приложением № 2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документацией определена рекомендуемая форма заполнения участником закупки первой части заявки (информация о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документаций об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), предлагаемого для поставки товара, выраженная в таблице:

№ п\п

Наименование товара*

Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе*

Указание на товарный знак
(при наличии)**

Наименование страны происхождения товара***

         

* заполняется в соответствии с требованиями Раздела 2 «Описание объекта закупки документации об электронном аукционе. При этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара, не допускается использование слов «не менее», «не более», «или», «не выше», «не ниже», «от…до» (выбрать нужное)

**указывается товарный знак (при наличии), а также рекомендуется указать производителя предлагаемого к поставке товара

*** Указывается наименование страны происхождения товара

Иными словами, при соотнесении приведенной выше соответствующей графы таблицы и выдержки из инструкции становится очевидным, что применимо к рассматриваемому аукциону при описании значений показателей товаров (столбец «конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе») в составе первой части заявки участнику закупки необходимо указать (перенести) только определенные значения, исключив при этом сопровождающие словосочетания: «не менее», «не более», «или», «не выше», «не ниже», «от…до», которые не несут самостоятельной смысловой нагрузки (иными словами надлежит одновременно (совокупно) применить положения и таблицы и инструкции).

Участник закупки ООО «Промтехресурс» (порядковый номер заявки 5 (идентификационный номер заявки 106885092)) в составе первой части заявки представил согласие на поставу товара на условиях предусмотренных аукционной документацией, сформированное посредством применения программного – аппаратных средств электронной площадки, а также таблицу, содержащую конкретные показатели электротоваров, в том числе применимо к оспариваемому товару:

№ п\п

Наименование

Функциональные, технические и качественные характеристики товара

Единица

змерения

Количество

Страна производитель

8.

Сжим ответвительный (орех)

У731МУЗ

Номинальное сечение магистрального проводника: от 4 мм2 до 10 мм2

Номинальное сечение ответвительного проводника: от 1,5 мм2 до 10 мм2

Шт

8

Китай

Сертификат имеется

Следуя содержанию приведенной выше графы таблицы, обществом в составе первой части заявки предоставлена информация, не соответствующая требованиям заказчика, установленным аукционной документацией, поскольку при указании конкретных показателей предлагаемого к поставке товара (сжим ответвительный (орех)) употребляется словосочетание «от…до», соответственно сведения о характеристиках такого товара (значениях показателей), указанные участником закупки ООО «Промтехресурс», носят предполагаемый (диапазонный) характер и, следовательно, четко не определяют качественные, технические, эксплуатационный характеристики этого товара.

Частью 4 статьи 67 Закона Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлены случаи, при которых участник электронного аукциона не допускается к участию в аукционе:

1. непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

2. несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

27.02.2020 в единой информационной системе опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0371500000420000025, согласно которому в результате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе единой комиссией заказчика участнику закупки – ООО «Промтехресурс» (порядковый номер заявки 5 (идентификационный номер заявки 106885092)) отказано в допуске к участию в аукционе:

несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) участник закупки не указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара (позиция - сжим ответвительный (орех)); не допускается использование слов «не менее», «не более», «или», «не ниже», «не выше», «от…до» (выбрать нужное) и т.п.

С учетом изложенного, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает нарушений в действиях единой комиссии заказчика, государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница», по отказу в допуске к участию в аукционе ООО «Промтехресурс», поскольку, как было отмечено выше, согласно инструкции (приложение № 2 к разделу 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документацией) не допускается использование слов «не менее», «не более», «или», «не ниже», «не выше», «от…до» (выбрать нужное) и т.п. по отношению к характеристикам поставляемых товаров (указывается конкретное, точное, достоверное значение характеристик и функциональных свойств товара; значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование).

Вместе с тем по результатам проведения внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующие нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следуя вышеизложенному, установленные при описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)) требования к товарам, информации, работам, услугам должны быть определены таким образом, чтобы такие требования или указания не приводили к ограничению количества участников закупки. (В то же время использование иных требований допускается во взаимосвязи с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.)

В разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе содержатся требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требуемого к поставке, оформленные в виде таблицы, в частности:

Наименование

Функциональные, технические и качественные характеристики товара

Единица измерения

Количество

Сжим ответвительный (орех)

У731МУЗ

Номинальное сечение магистрального проводника: от не менее 4 мм2 до не более 10 мм2

Номинальное сечение ответвительного проводника: от не менее 1,5 мм2 до не более 10 мм2

Шт

8

Соответствующим приказом Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР от 21 июля 1982 № 170 утвержден и введен в действие отраслевой стандарт «Зажимы (сжимы) ответвительные и плашечные технические условия» ОСТ 36-66-82 (далее также ОСТ 36-66-82).

Исходя из содержания указанного ОСТ 36-66-82 стандарт распространяется на ответвительные и плашечные зажимы (далее - сжимы), предназначенные для выполнения ответвлений от медных и алюминиевых проводов магистральных линий без их разрезания аналогичными проводами.

Пунктом 1 указанного ОСТа установлены основные параметры и размеры сжимов, в соответствии с подпунктом 1.1 которого основные размеры сжимов должны соответствовать ОСТ 36-68-82 (то есть указанному ОСТу).

При этом подпунктом 1.2 пункта 1 ОСТ 36-66-82 определено, что размер сечения магистральных проводов, мм2:

для ответвительных сжимов 4-150;

для плашечных сжимов 16-50.

В подпункте 1.3 пункта 1 ОСТ 36-68-82 значится, что сечения ответвительных проводов, мм2:

для ответвительных сжимов 1,5-95;

для плашечных сжимов 4-16.

В соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 ОСТ 36-66-82 установлены обозначения и коды ОКП сжимов:

Код ОКП

Обозначение сжима

Код ОКП

Обозначение сжима

34 4963 2303

У 731 М УЗ

34 4963 2316

У 859 М ТЗ

34 4363 2304

У 731 М ТЗ

34 4963 2319

У 870 М УЗ

34 4963 2307

У 733 М УЗ

34 4963 2320

У 870 М ТЗ

34 4963 2308

У 733 М ТЗ

34 4963 2321

У 871 М УЗ

34 4963 2309

У 734 М УЗ

34 4963 2322

У 871 М ТЗ

34 4963 2310

У 734 М ТЗ

34 4963 3223

У 872 М УЗ

34 4963 2311

У 739 М УЗ

34 4963 2324

У 872 М ТЗ

34 4963 2312

У 739 М ТЗ

34 4963 2401

У 867 М ХЛ1

34 4963 2315

У 859 М УЗ

34 4963 2403

У 867 Т1

 

Следовательно, положения указанного ОСТа 36-68-82 распространяются на требуемый к поставке сжим ответвительный (орех) У 731 М УЗ.

С учетом изложенного, требования к характеристикам предлагаемого к поставке товара – сжим ответвительный (орех) должны соответствовать установленным ОСТ 36-66-82 параметрам и размерам, каковые применительно к номинальному сечению магистрального проводника ответвительного сжима определены диапазонным значением от 4 до 150 мм², применимо сечения ответвительного провода для ответвительных сжимов - значением диапазона от 1,5 до 95 мм², в связи с чем антимонопольный орган не находит оснований для установления конкретных соответствующих значений показателей такого товара в соответствии с указанным стандартом.

Вместе с тем заказчиком обращено внимание Комиссии Ярославского УФАС России, что при включении соответствующих положений в аукционную документацию наряду с приведенным ОСТом 36-66-82 последний также руководствовался ГОСТом 31602.1-2012 (IEC 60999-1:1999) «Соединительные устройства. Требования безопасности к контактным зажимам. Часть 1. Требования к винтовым и безвинтовым контактным зажимам для соединения медных проводников с номинальным сечением от 0,2 до 35 кв. мм» (далее - ГОСТ 31602.1-2012), согласно пункту 1 которого область применения указанного стандарта распространяется на винтовые и безвинтовые зажимные элементы соединительных устройств, выполненных как заодно с прибором, так и встроенных в прибор (далее - зажимы), предназначенные для присоединения медных проводников без специальной подготовки (в соответствии с IEC 228 [1]) жестких (одно- и многожильных) и/или гибких номинальным сечением от 0,2 до 35 мм включительно и эквивалентных проводников AWG на номинальное переменное напряжение до 1000 В частоты до 1000 Гц и постоянное напряжение до 1500 В (далее также - ГОСТ 31602.1-2012).

Стандарт не распространяется на зажимы для присоединения:

- методом обжатия или пайки;

- цифровых или сигнальных цепей;

- зажимов с плоскими штыревыми соединителями (оконцевателями) по ГОСТ IEC 61210;

- зажимов, обеспечивающих прямой контакт с жилой проводника путем прокалывания изоляции, по ГОСТ 31195.2.3;

- зажимов, требующих скручивания жил соединяемых проводников, например со скрученными стыками по ГОСТ IEC 60998-2-4.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

Пунктом 6 ГОСТ 31602.1-2012 определены основные характеристики, согласно которому следует, что номинальные соединительные способности зажимов выбирают из ряда: 0,20; 0,34; 0,50; 0,75; 1,00; 1,50; 2,50; 4,00; 6,00; 10,00; 16,00; 25,00 и 35,00 мм².

При этом в пункте 7 «Соединение проводников» указанного ГОСТ 31602.1-2012 приведена таблица, содержание каковой позволяет установить, что типы, номинальные сечения и теоретические диаметры присоединяемых к зажимам проводников подразделяются в зависимости от номинальной соединительной способности, значения которой установлены в конкретном числовом выражении 0,50; 0,75; 1,00; 1,50; 2,50; 4,00; 6,00; 10,00; 16,00; 25,00 и 35,00 мм²

Комиссия Ярославского УФАС России, проанализировав приведенные выше положения стандартов, аукционной документации (раздел 2 «Описание объекта закупки») и инструкции пришла к выводу, что в аукционной документации заказчиком при определении значений показателей «номинальное сечение магистрального проводника» и «номинальное сечение ответвительного проводника» сжима ответвительного (орех) не определены (конкретизированы) стандарты (при наличии не менее двух вышеприведенных действующих и допускающих вариативное указание соответствующих значений показателей), которые подлежат применению, при этом, следуя логике заказчика, значение таких показателей должно быть выражено в виде конкретного значения, однако, как было отмечено выше, приведенные в тексте указанных ГОСТ и ОСТ положения допускают указание значения «конкретное» и «диапазонное» соответственно.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

Согласно пункту 19 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению» раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013  N 44-ФЗ (см. пункт 11 информационной карты аукциона), или копии этих документов

Таким образом, из анализа положений аукционной документации следует, что заказчиком предъявляются требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, которые установлены не в соответствии с требованиями пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в редакции, действующей с 01.07.2019 г., что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Заказчиком в пункте 6 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Вместе с тем согласно пункту 7.2 раздела 7 «Обеспечение исполнения контракта» проекта контракта, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

С учетом изложенного, заказчик устанавливает в проекте контракта срок действия банковской гарантии в зависимости от срока действия контракта, в то время как часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и положения пункта 6 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе предусматривает срок действия банковской гарантии в зависимости от срока исполнения обязательств по контракту.

Таким образом, заказчиком в проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, требования к обеспечению исполнения контракта, в частности, к сроку действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, не установлены надлежащим образом (в противоречие требованиям части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и положениям пункта 6 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе), что, соответственно, является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Как было отмечено выше, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В силу части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Пунктом 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила) установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Согласно пункту 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Таким образом, размер штрафа, подлежащего взысканию за ненадлежащее выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств, а также за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, устанавливается контрактом в порядке, определенном соответствующим нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти и, следуя вышеизложенному, в зависимости от цены контракта.

Статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрены случаи изменения существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а именно:

- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (пункт 2 пункта 1 части 1);

- если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов; при этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта; при уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара (пункт б пункта 1 части 1);

- в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств; при этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (пункт 6 части 1);

- если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов; при этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений (пункт 8 части 1);

- если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении; при этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта; в случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта (пункт 9 части 1).

Пунктом 14 Раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации рассматриваемого аукциона установлена информация о возможности заказчика изменить условия контракта, согласно которому сведения о возможности по соглашению сторон снизить цену контракта при его исполнении без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта предусмотрены.

Соответственно документацией о рассматриваемой закупке изменение цены контракта по соглашению сторон предусмотрено.

Исходя из пункта 2.2 раздела II «Цена контракта и порядок оплаты» проекта контракта рассматриваемого аукциона цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и указанным контрактом.

Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом количества и качества поставляемого товара и иных условий контракта.

Таким образом, внесение изменений в отношении цены контракта последним предусмотрено.

Согласно пункту 6.6 раздела VI «Ответственность сторон» проекта контракта заказчиком установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик уплачивает заказчику штраф; размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяется в соответствии с Правилами и равен 10% начальной (максимальной) цены государственного контракта, что составляет 13 207 (тринадцать тысяч двести семь) рублей 67 копеек.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного подпунктом 4.1.5 пункта 4.1 контракта, поставщик уплачивает заказчику штраф; размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяется в соответствии с Правилами и равен 1000 (одна тысяча) рублей (пункт 6.7 раздела VI «Ответственность сторон» проекта контракта).

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик вправе потребовать уплату штрафа; размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяется в соответствии с Правилами и равен 1000 (одна тысяча) рублей.

Вместе с тем Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (начало действия редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ с учетом изменений 01.05.2019) положения о том, что штраф указывается в виде фиксированной суммы, исключены (внесены соответствующие изменения в части 5 и 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Также Правительство Российской Федерации скорректировало правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение контракта: из пунктов 1-6, 9 Правил определения размера штрафа исключены положения о том, что штраф указывается в виде фиксированной суммы (Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042» внесены соответствующие изменения, вступившие в силу 14.08.2019).

Соответственно, положения статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, определяющие обязанность включения в проект контракта не только условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но и закрепление размера штрафа с учетом порядка его определения Правительством Российской Федерации являются императивными нормами и не предполагают возможности для заказчика по своему усмотрению устанавливать такие условия.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) сделал вывод, что применяемое Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ понятие «в виде фиксированной суммы» означает, что, размер штрафа будет являться неизменным (фиксированным) вне зависимости от срока исполнения сторонами нарушенного обязательства (пункт 34).

Соответственно, размер штрафа устанавливается от цены контракта, которая при исполнении контракта с учетом изложенного, может быть изменена по соглашению сторон, в связи с чем правило об установлении при заключении контракта фиксированной суммы штрафа не соответствует установленному порядку его определения.

Проанализировав положения раздела VI «Ответственность сторон» проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, Комиссия пришла к выводу, что указание в пунктах 6.6, 6.7 и 6.10 проекта контракта, на размер штрафа «в виде фиксированной суммы» установлено в противоречие с частями 5 и 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, пунктами 3 и 9 Правил.

Соответственно, заказчиком допущено нарушение частей 5 и 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, пунктов 3 и 9 Правил.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок

решила:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промтехресурс» (ИНН 7707355811, ОГРН 5157746099011) на действия единой комиссии заказчика, государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» (ИНН 7606118356, ОГРН 1187627028050), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку электротоваров (извещение № 0371500000420000025) необоснованной.
  2. По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку электротоваров (извещение № 0371500000420000025) признать заказчика, государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» (ИНН 7606118356, ОГРН 1187627028050), нарушившим пункты 3 и 9 Правил, части 5 и 8 статьи 34, пункты 1, 2 и 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику, государственному бюджетному клиническому учреждению здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» (ИНН 7606118356, ОГРН 1187627028050), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

_______________ Лебедева С.Н.

Члены Комиссии:

_______________ Катричева Е.И.

_______________ Семенычева Е.К.

Связанные организации

Связанные организации не указаны