Решение б/н 1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ... от 3 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «АРТ-климат»

ул. Победы, д. 19, кв. 79

г. Ярославль, 150003

nox38@yandex.ru

Департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославской области

ул. Депутатская, д. 4,

г. Ярославль, 150000

Муниципальное казенное учреждение «Агентство по строительству» города Ярославля

 

а/я 663

г. Ярославль, 150000

DSER@city-yar.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/69-286/2019

Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 июля 2019 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е.К. с участием:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Арт-климат» (далее также - ООО «Арт-климат», общество, заявитель, участник закупки) – представителей по доверенности Михайловской П.А., Чилингаряна О.С.;

от уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее также - уполномоченный орган) – представителей по доверенности Юртайкиной И.Ю., Беляевой Н.М., Казакова Д.В.

от заказчика – муниципального казенного учреждения «Агентство по строительству» города Ярославля (далее – МКУ «Агентство по строительству», заказчик) - представителей по доверенности Антонова Д.П., Бородулиной Е.В.,

рассмотрев жалобу ООО «Арт-климат» на действия аукционной комиссии уполномоченного органадепартамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку детской мебели для здания детского дошкольного образовательного учреждения на 280 мест, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Дзержинский район, у дома 3, по 2-му Брагинскому проезду (извещение № 0371300027819000279) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным соответствующим приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

24.06.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «Арт-климат» на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку детской мебели для здания детского дошкольного образовательного учреждения на 280 мест, расположенного по адресу:  Ярославская область, г. Ярославль, Дзержинский район, у дома 3, по 2-му Брагинскому проезду (извещение № 0371300027819000279) (далее – жалоба).

По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение о признании заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.

Как указано заявителем, документация об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку детской мебели для здания детского дошкольного образовательного учреждения на 280 мест, расположенного по адресу:  Ярославская область, г. Ярославль, Дзержинский район, у дома 3, по 2-му Брагинскому проезду (извещение № 0371300027819000276) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком и уполномоченным органом неправомерно в аукционной документации установлено требование о необходимости представления в составе второй части заявки документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2017 № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление № 1072), подтверждающих происхождение товаров.

Однако, для подтверждения производства товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, по мнению заявителя, документы, указанные в постановлении № 1072 не требуются, поскольку запрет установлен только в отношении иностранных товаров.

В случае предложения участником закупки товаров, произведенных на территории Российской Федерации, обязанность предоставления документов, подтверждающих страну происхождения товара постановление № 1072 не предусматривает.

Вместе с тем документация об электронном аукционе требует представления указанных документов во всех случаях, в том числе при предложении товара Российского происхождения, что, в свою очередь, влечет нарушение части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ.

На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами заявителя, содержащимися в жалобе, не согласились, представили также письменные пояснения, согласно которой аукционная комиссия действовала в соответствии с законодательством о контрактной системе и аукционной документацией, в связи с чем считают жалобу необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 24.05.2019 размещено извещение № 0371300027819000279 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку детской мебели для здания детского дошкольного образовательного учреждения на 280 мест, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Дзержинский район, у дома 3, по 2-му Брагинскому проезду.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению; при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов; при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок; в случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений; в таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию; определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления № 1072 установлено, что в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г. запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению к постановлению № 1072 (далее - товары), за исключением следующих случаев:

а) если товары производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства товаров в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее - требования к промышленной продукции), а в случае отсутствия такой продукции в требованиях к промышленной продукции - в соответствии с приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - специальный инвестиционный контракт); при этом для целей настоящего постановления продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности приравнивается на срок не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;

б) если товары соответствуют требованиям к промышленной продукции при отсутствии специального инвестиционного контракта, указанного в подпункте «а» пункта 1;

в) если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (в случаях, не указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1).

Согласно пункту 2 постановления № 1072 подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 постановления № 1072, является представление следующих документов:

копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;

акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

Согласно аукционной документации объектом закупки является поставка детской мебели для здания детского дошкольного образовательного учреждения на 280 мест, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Дзержинский район, у дома 3, по 2-му Брагинскому проезду.

При этом в извещении о проведении электронного аукциона для закупки №0371300027819000279 для каждого наименования товара заказчиком и уполномоченным органом определен код позиции в соответствии с утвержденным соответствующим приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности) (далее - ОКПД 2), предназначенного, исходя из содержания вводной части которого, для обеспечения информационной поддержки задач, связанных, в том числе, с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд: «31.01.13.149» - для всех семи позиций.

Согласно используемому методу классификации и методу кодирования ОКПД 2 («31.01.13» - мебель деревянная, не включенная в другие группировки: «31.09.13.149» - изделия детской мебели прочие, не включенные в другие группировки) установлено (раздел С позиция 31), что заказчиком определен объект закупки - товар, в отношении которого согласно перечню, содержащемуся в приложении к постановлению № 1072, устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 4 таблицы).

Пунктом 13 главы 3 Информационной карты аукциона аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию в соответствии с пунктом 3.2.4 Инструкции участникам закупки, в том числе:

копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта

или

акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации

или

заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации

или

сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

В соответствии с постановлением № 1072 участник закупки может представить подтверждение соответствия пункту 5 постановления № 1072 в части использования материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство - член Евразийского экономического союза (рекомендуется оформлять в виде декларации по форме, представленной в главе 5 настоящей документации).

В соответствии с пунктом 3.2.4.  Инструкции участникам закупки аукционной документации (глава 2) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, с учетом информации, указанной в Информационной карте документации об электронном аукционе, в том числе

документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 1.7.4.1, 1.7.4.11, 1.7.4.12 пункта 1.7.4 главы 2 «Инструкция участникам закупки», или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным подпунктами 1.7.4.2-1.7.4.7 пункта 1.7.4 главы 2 «Инструкция участникам закупки» (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). Перечень документов, предусмотренных подпунктами 1.7.4.1, 1.7.4.11, 1.7.4.12 пункта 1.7.4, устанавливается в Информационной карте документации об электронном аукционе (в случае установления законодательством Российской Федерации требований к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги); перечень иных документов (в случае необходимости их требования) может быть установлен в Информационной карте документации об электронном аукционе;

копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе; при этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов (в случае, если это установлено в Информационной карте документации об аукционе); при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства о контрактной системе и аукционной документации, для того, чтобы подтвердить соответствие товара, предлагаемого к поставке, условиям запрета или предусмотренным исключениям из него, участник закупки обязан предоставить в составе второй части заявки один из документов, предусмотренных пунктом 2 постановления № 1072

- копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем стороны этого контракта;

- акт экспертизы ТПП РФ,

- заключение о подтверждении производства промыщленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Минпромторгом России;

- сертификат СТ-1.

Данная позиция также нашла отражение в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, согласно пункту 6 которого при наличии законодательного запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления государственных (муниципальных) закупок участник аукциона на право заключения государственного или муниципального контракта должен представить документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

В составе второй части заявки ООО «Арт-климат» (идентификационный номер заявки 6) в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, представлена декларация о стране происхождения материалов или полуфабрикатов, используемых при производстве предлагаемых к поставке товаров за подписью директора общества, где заявлено, что при производстве товаров используются материалы или полуфабрикаты, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство - член Евразийского экономического союза.

Иные документы, позволяющие в соответствии с законодательством идентифицировать предлагаемый к поставке товар, как товар, происходящий с территории определенного географического объекта, в составе заявки отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно Протоколу № 476 подведения итогов электронного аукциона от 13.06.2019 по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка ООО «Арт-климат» признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям аукционной документации (п. 13,24 Информационной карты глава 3) и пункта 6 части 5 статьи 66Закона № 44-ФЗ, в связи с непредоставлением документов, предусмотренных постановлением № 1072.

Исходя из положений части 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах; по истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме, пункту 16 информационной карты электронного аукциона аукционной документации срок окончания подачи заявок на участие в аукционе истек 03.06.2019 09:00.

Жалоба ООО «Арт-климат» поступила в Ярославское УФАС России 24.06.2019 (вх. № 5825). Заявитель в данной жалобе в качестве одного из доводов указывает на то, что документация об аукционе в электронной форме не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в частности, что требование аукционной документации к составу второй части заявки о предоставлении, документов, подтверждающих страну их производства, в том числе в случае предложения товаров, произведенных в Российской Федерации, не основано на нормах действующего законодательства (то есть фактически обжалует положения аукционной документации).

Таким образом, поскольку жалоба ООО «Арт-климат» подана после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, соответственно, рассмотрение данного довода жалобы Комиссией не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона № 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,

решила:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Арт-климат» (ИНН 7604253007; ОГРН 1137604018364) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (ИНН 7604115180, ОГРН 1077604025102) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку детской мебели для здания детского дошкольного образовательного учреждения на 280 мест, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Дзержинский район, у дома 3, по 2-му Брагинскому проезду (извещение № 0371300027819000279) необоснованной.

2. Рассмотрение довода жалобы общества с ограниченной ответственностью «Арт-климат» (ИНН 7604253007; ОГРН 1137604018364) относительно положений документации об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку детской мебели для здания детского дошкольного образовательного учреждения на 280 мест, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Дзержинский район, у дома 3, по 2-му Брагинскому проезду (извещение № 0371300027819000279) не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии С.Н. Лебедева

Члены Комиссии Е.И. Катричева

Е.К. Семенычева

Связанные организации

Связанные организации не указаны