Решение №929/04-01 Решение и предписание по делу от 31 января 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFМАУ «Газета «Рыбинские известия»
ул. Крестовая, д. 75,
г. Рыбинск, 152934
РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/21-17
«17» января 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Матяшевская М. И.,
члены Комиссии – начальник отдела органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д.,
рассмотрев дело № 04-01/21-17 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы услуг техосмотра автомобилей, а также «ОСАГО» (обязательного страхования автогражданской ответственности) с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе», Закон),
УСТАНОВИЛА:
МАУ «Газета «Рыбинские известия», , привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.
МАУ «Газета «Рыбинские известия» представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица (вх. № 510 от 19.01.2018).
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Ярославским УФАС России в связи с поступившими 17 апреля 2017 года из Рыбинской городской прокуратуры материалами установлен факт размещения информации следующего содержания: «ТЕХОСМОТР ОСАГО 89108114320 быстро, без заезда, с занесением в базу ЕИАСТО без переплат, без доп. страхований» на стр. 24 в № 97 (25.876) газеты «Рыбинские ИЗВЕСТИЯ» от 14.12.2016 г.
Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 28, части 8 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении МАУ «Газета «Рыбинские известия»,
Рассмотрев материалы дела, представленные ранее МАУ «Газета «Рыбинские известия», документы и пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам техосмотра автомобилей, а также «ОСАГО», формирование и поддержание интереса к данным услугам и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.
В части 8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» указано, что в рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" технический осмотр транспортных средств (далее также - технический осмотр) - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 1 указанного федерального закона пункт технического осмотра - совокупность сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), необходимых для проведения технического осмотра транспортных средств оператором технического осмотра и находящихся по одному адресу.
В части 1 статьи 17 данного федерального закона также указано, что технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.
В рассматриваемой рекламе содержится указание «ТЕХОСМОТР быстро, без заезда», что не соответствует требованиям ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку техосмотр не должен производиться без заезда в пункт технического осмотра, следовательно, в данном случае установлено нарушение части 8 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оператор технического осмотра - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
«ОСАГО» - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера выдается лицензия - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Ярославским УФАС России установлено, что аналогичная реклама размещалась также в других газетах, рекламодателем в которых выступал, в соответствии с ответом УМВД России по ЯО (вх. № 6660 от 14.06.2017) адрес регистрации которого следующий: .
в ответ на запрос Ярославского УФАС России предоставил пояснения (вх. № 8845 от 14.08.2017), в которых, указано, что объявления подавались без каких-либо документов, услуги ОСАГО не оказывает, помогает людям правильно заполнить форму обращения в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн.
В связи с изложенными пояснениями установлено, что в данном случае фактически оказываются не услуги обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), а услуги иного характера, на право осуществления которых не требуется лицензия, а именно, по заполнению форм обращений в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн.
Вместе с тем, поскольку в материалы дела не представлены аттестаты аккредитации на оказание услуг по проведению техосмотра, то в данном случае установлено нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание «без переплат и доп. страхований» и указана информация непосредственно об «ОСАГО», из чего можно сделать вывод о том, что оказываются именно услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности, в то время как в действительности оказывает иные услуги, а именно по заполнению форм обращений в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн, то в данном случае установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку информация о характере рекламируемых услуг является недостоверной.
Поскольку недостоверные сведения о характере рекламируемых услуг нарушают требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и полностью в рассматриваемом случае охватываются указанной нормой, то нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в данном случае не установлено.
Признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» также не установлены, поскольку фактически оказываемые услуги по заполнению форм обращений в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн, не являются страховыми, и, следовательно, указание наименования лица, оказывающего услуги, является в данном случае не обязательным.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 7 статьи 7 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 8 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
МАУ «Газета «Рыбинские известия» представлялись письменные пояснения (вх. № 6311 от 26.05.2017,7788 от 14.07.2017, 8063 от 21.07.2017), в которых указано, что макет рекламы предоставлялся для размещения рекламодателем в соответствии с заключенным договором от 20.11.2016 г. Копии указанного договора, а также согласованного с рекламодателем макета рекламы, представлены в материалы дела. Оплата производилась рекламодателем за наличный расчет с выдачей контрольно-кассового чека, в связи с чем, акты выполненных работ, платежные документы не могут быть представлены.
В пояснениях МАУ «Газета «Рыбинские известия» (вх. № 6311 от 26.05.2017, 7788 от 14.07.2017) также указано, что в настоящее время рекламный модуль снят с публикации, нарушение устранено. В подтверждение представлена копия макета от 21.02.2017 г., согласованного с (вх. № 8063 от 21.07.2017)
Вместе с тем, в данном макете от 21.02.2017 г., заменено только указание «без заезда» на информацию «без очередей», что не свидетельствует о полном устранении всех выявленных в данном случае нарушений ФЗ «О рекламе».
На основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламодателем рассматриваемой рекламы является , рекламораспространителем МАУ «Газета «Рыбинские известия».
Следовательно, как рекламодатель рассматриваемой рекламы, нарушил требования части 8 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»
МАУ «Газета «Рыбинские известия» как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение требований части 8 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения правонарушения.
Поскольку рассматриваемое нарушение совершено 14.12.2016 г., возможность применения мер административной ответственности в данном случае отсутствует.
предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдавалось по результатам рассмотрения дела № 04-01/20-17 в связи с распространением аналогичной рекламы в газете «ВСЕ ДЛЯ ВАС» (г. Рыбинск).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «ТЕХОСМОТР ОСАГО 89108114320 быстро, без заезда, с занесением в базу ЕИАСТО без переплат, без доп. страхований», размещенную на стр. 24 в № 97 (25.876) газеты «Рыбинские ИЗВЕСТИЯ» от 14.12.2016 г., в которой указаны сведения, не соответствующие правилам применения и оказания услуг техосмотра автомобилей, в отсутствие аттестата аккредитации на оказание данных услуг, а также с указанием недостоверных сведений о характере рекламируемых услуг по оформлению ОСАГО, что является нарушением требований части 8 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать МАУ «Газета «Рыбинские известия» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме «30» января 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. И. Матяшевская
Члены Комиссии: Е. В. Гудкевич
С.Д. Солодяшкина
МАУ «Газета «Рыбинские известия»
ул. Крестовая, д. 75,
г. Рыбинск, 152934
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/21-17
17 января 2018 года город Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Матяшевская М. И.,
члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,
на основании своего решения от «17» января 2018 г. по делу № 04-01/21-17 о признании ненадлежащей рекламы услуг техосмотра автомобилей, а также услуг по оформлению «ОСАГО», поскольку при ее распространении нарушены требования части 8 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 4, 30, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. МАУ «Газета «Рыбинские известия», адрес места нахождения: 152934, г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 75, в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы: «ТЕХОСМОТР ОСАГО 89108114320 быстро, без заезда, с занесением в базу ЕИАСТО без переплат, без доп. страхований», в которой указаны сведения, не соответствующие правилам применения и оказания услуг техосмотра автомобилей, в отсутствие аттестата аккредитации на оказание данных услуг, а также с указанием недостоверных сведений о характере рекламируемых услуг по оформлению ОСАГО.
2. МАУ «Газета «Рыбинские известия», адрес места нахождения: 152934, г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 75, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 28 февраля 2018 г.
В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. И. Матяшевская
Члены Комиссии Е. В. Гудкевич
С.Д. Солодяшкина