Решение №929/04-01 Решение и предписание по делу от 31 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МАУ «Газета «Рыбинские известия»

 

ул. Крестовая, д. 75,

г. Рыбинск, 152934

 

 

 

РЕШЕНИЕ по делу № 04-01/21-17

 

«17» января 2018 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Матяшевская М. И.,

члены Комиссии – начальник отдела органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д.,

рассмотрев дело № 04-01/21-17 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы услуг техосмотра автомобилей, а также «ОСАГО» (обязательного страхования автогражданской ответственности) с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе», Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

МАУ «Газета «Рыбинские известия», , привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.

МАУ «Газета «Рыбинские известия» представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица (вх. № 510 от 19.01.2018).

В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Ярославским УФАС России в связи с поступившими 17 апреля 2017 года из Рыбинской городской прокуратуры материалами установлен факт размещения информации следующего содержания: «ТЕХОСМОТР ОСАГО 89108114320 быстро, без заезда, с занесением в базу ЕИАСТО без переплат, без доп. страхований» на стр. 24 в № 97 (25.876) газеты «Рыбинские ИЗВЕСТИЯ» от 14.12.2016 г.

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 28, части 8 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении МАУ «Газета «Рыбинские известия»,

Рассмотрев материалы дела, представленные ранее МАУ «Газета «Рыбинские известия», документы и пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам техосмотра автомобилей, а также «ОСАГО», формирование и поддержание интереса к данным услугам и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В части 8 статьи 5 ФЗ «О рекламе» указано, что в рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" технический осмотр транспортных средств (далее также - технический осмотр) - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 1 указанного федерального закона пункт технического осмотра - совокупность сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), необходимых для проведения технического осмотра транспортных средств оператором технического осмотра и находящихся по одному адресу.

В части 1 статьи 17 данного федерального закона также указано, что технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.

В рассматриваемой рекламе содержится указание «ТЕХОСМОТР быстро, без заезда», что не соответствует требованиям ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку техосмотр не должен производиться без заезда в пункт технического осмотра, следовательно, в данном случае установлено нарушение части 8 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оператор технического осмотра - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

«ОСАГО» - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

В соответствии с частями 1, 2 статьи 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера выдается лицензия - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Ярославским УФАС России установлено, что аналогичная реклама размещалась также в других газетах, рекламодателем в которых выступал, в соответствии с ответом УМВД России по ЯО (вх. № 6660 от 14.06.2017) адрес регистрации которого следующий: .

в ответ на запрос Ярославского УФАС России предоставил пояснения (вх. № 8845 от 14.08.2017), в которых, указано, что объявления подавались без каких-либо документов, услуги ОСАГО не оказывает, помогает людям правильно заполнить форму обращения в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн.

В связи с изложенными пояснениями установлено, что в данном случае фактически оказываются не услуги обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), а услуги иного характера, на право осуществления которых не требуется лицензия, а именно, по заполнению форм обращений в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн.

Вместе с тем, поскольку в материалы дела не представлены аттестаты аккредитации на оказание услуг по проведению техосмотра, то в данном случае установлено нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание «без переплат и доп. страхований» и указана информация непосредственно об «ОСАГО», из чего можно сделать вывод о том, что оказываются именно услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности, в то время как в действительности оказывает иные услуги, а именно по заполнению форм обращений в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн, то в данном случае установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку информация о характере рекламируемых услуг является недостоверной.

Поскольку недостоверные сведения о характере рекламируемых услуг нарушают требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» и полностью в рассматриваемом случае охватываются указанной нормой, то нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в данном случае не установлено.

Признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» также не установлены, поскольку фактически оказываемые услуги по заполнению форм обращений в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн, не являются страховыми, и, следовательно, указание наименования лица, оказывающего услуги, является в данном случае не обязательным.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 7 статьи 7 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 8 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Закона несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

МАУ «Газета «Рыбинские известия» представлялись письменные пояснения (вх. № 6311 от 26.05.2017,7788 от 14.07.2017, 8063 от 21.07.2017), в которых указано, что макет рекламы предоставлялся для размещения рекламодателем в соответствии с заключенным договором от 20.11.2016 г. Копии указанного договора, а также согласованного с рекламодателем макета рекламы, представлены в материалы дела. Оплата производилась рекламодателем за наличный расчет с выдачей контрольно-кассового чека, в связи с чем, акты выполненных работ, платежные документы не могут быть представлены.

В пояснениях МАУ «Газета «Рыбинские известия» (вх. № 6311 от 26.05.2017, 7788 от 14.07.2017) также указано, что в настоящее время рекламный модуль снят с публикации, нарушение устранено. В подтверждение представлена копия макета от 21.02.2017 г., согласованного с (вх. № 8063 от 21.07.2017)

Вместе с тем, в данном макете от 21.02.2017 г., заменено только указание «без заезда» на информацию «без очередей», что не свидетельствует о полном устранении всех выявленных в данном случае нарушений ФЗ «О рекламе».

На основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламодателем рассматриваемой рекламы является , рекламораспространителем МАУ «Газета «Рыбинские известия».

Следовательно, как рекламодатель рассматриваемой рекламы, нарушил требования части 8 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»

МАУ «Газета «Рыбинские известия» как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований части 8 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения правонарушения.

Поскольку рассматриваемое нарушение совершено 14.12.2016 г., возможность применения мер административной ответственности в данном случае отсутствует.

предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдавалось по результатам рассмотрения дела № 04-01/20-17 в связи с распространением аналогичной рекламы в газете «ВСЕ ДЛЯ ВАС» (г. Рыбинск).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «ТЕХОСМОТР ОСАГО 89108114320 быстро, без заезда, с занесением в базу ЕИАСТО без переплат, без доп. страхований», размещенную на стр. 24 в № 97 (25.876) газеты «Рыбинские ИЗВЕСТИЯ» от 14.12.2016 г., в которой указаны сведения, не соответствующие правилам применения и оказания услуг техосмотра автомобилей, в отсутствие аттестата аккредитации на оказание данных услуг, а также с указанием недостоверных сведений о характере рекламируемых услуг по оформлению ОСАГО, что является нарушением требований части 8 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать МАУ «Газета «Рыбинские известия» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение изготовлено в полном объеме «30» января 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии М. И. Матяшевская

Члены Комиссии: Е. В. Гудкевич

С.Д. Солодяшкина

 

 

МАУ «Газета «Рыбинские известия»

 

ул. Крестовая, д. 75,

г. Рыбинск, 152934

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 04-01/21-17

 

17 января 2018 года город Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Матяшевская М. И.,

члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С.Д.,

на основании своего решения от «17» января 2018 г. по делу № 04-01/21-17 о признании ненадлежащей рекламы услуг техосмотра автомобилей, а также услуг по оформлению «ОСАГО», поскольку при ее распространении нарушены требования части 8 статьи 5, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 4, 30, 37-42, 44, 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. МАУ «Газета «Рыбинские известия», адрес места нахождения: 152934, г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 75, в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы: «ТЕХОСМОТР ОСАГО 89108114320 быстро, без заезда, с занесением в базу ЕИАСТО без переплат, без доп. страхований», в которой указаны сведения, не соответствующие правилам применения и оказания услуг техосмотра автомобилей, в отсутствие аттестата аккредитации на оказание данных услуг, а также с указанием недостоверных сведений о характере рекламируемых услуг по оформлению ОСАГО.

2. МАУ «Газета «Рыбинские известия», адрес места нахождения: 152934, г. Рыбинск, ул. Крестовая, д. 75, представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 28 февраля 2018 г.

В случае невыполнения в установленный срок законного предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на граждан штраф в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии М. И. Матяшевская

 

Члены Комиссии Е. В. Гудкевич

С.Д. Солодяшкина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны