Предупреждение б/н Ярославское УФАС России предупреждает Департамент транспорта... от 2 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Департамент транспорта

Ярославской области

 

ул. Чайковского, д. 42 а,

Ярославль, 150000

е-mail: dt@yarregion.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-08/29-19

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

02 декабря 2019 года г. Ярославль

 

Ярославское УФАС России, рассмотрев заявление (вх. № 9684 от 02.10.2019), содержащее сведения о нарушении антимонопольного законодательства при организации перевозок по маршруту № 500 «Рыбинск (ж.д. вокзал) – Ярославль (обл. больница)», установило следующее.

В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в частности, организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении, осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Согласно пункту 2.2 Положения о департаменте транспорта Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 № 194-п (далее — Положение), к полномочиям департамента транспорта Ярославской области (далее — Департамент) относится организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В соответствии с установленными полномочиями Департамент выполняет, в том числе следующие функции:

- организует проведение открытых конкурсов на право осуществления перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (пункт 3.1.2.5 Положения);

- организует осуществление закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам, и оказание услуг по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом общего пользования в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 3.1.2.6 Положения);

- заключает с перевозчиками государственные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах на территории Ярославской области по регулируемым тарифам, и выдает свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Ярославской области по нерегулируемым тарифам (пункт 3.1.2.7 Положения).

По результатам открытого конкурса № 10/14 по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории Ярославской области 23.12.2014 между агентством транспорта Ярославской области, правопреемником которого является Департамент, и ООО «Рыбинское ПАТП № 1» заключен договор № 20-ОК/2014 об организации регулярных перевозок пассажиров, в том числе по маршруту № 500 со сроком действия с 01.01.2015 по 31.12.2019 (далее — договор № 20-ОК/2014).

Пунктом 5.4 договора № 20-ОК/2014 установлено, что агентство транспорта Ярославской области вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем внесудебном порядке, уведомив об этом перевозчика за 30 дней до даты расторжения, в том числе в случае неисполнения перевозчиком условий данного договора.

В ответ на запрос Ярославского УФАС России (исх. № 8140/06-04 от 15.10.2019) Департамент сообщил, что в связи с неоднократными нарушениями
ООО «Рыбинское ПАТП № 1» условий договора в части срыва перевозок пассажиров Департамент направил данному обществу уведомление об одностороннем расторжении договора. Приказом и.о. директора Департамента Е.В. Галеевой от 31.05.2018 № 49 действие договора № 20-ОК/2014 прекращено с 01.06.2018.

28.06.2018 между Департаментом и ГП ЯО «Ярославское АТП» без проведения конкурентных процедур заключен договор № 02-З/ЕП/ОП-2018 (далее — Договор).

Согласно пункту 1 Договора заказчик (Департамент) поручает, а исполнитель (ГП ЯО «Ярославское АТП») принимает на себя обязательства в период действия настоящего договора выполнять работы по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в том числе на межмуниципальном маршруте № 500 в соответствии с техническим заданием, указанным в приложении 1 к Договору, являющемся его неотъемлемой частью.

Пунктом 7.1 Договора установлено, что Договор вступает в силу со дня подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2018, и действует до проведения конкурентного способа отбора перевозчика в соответствии с действующим законодательством и заключения государственного контракта.

Как следует из пояснений Департамента (исх. № их.17-02222/19 от 29.10.2019), данный договор был заключен в целях недопущения социальной напряженности и обеспечения непрерывного перевозочного процесса по данному направлению.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Федерального закона № 220-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрен закрытый перечень оснований выдачи свидетельства об осуществлении перевозок, в том числе по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса. Аналогичные основания содержатся в пункте 2 Порядка определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута регулярных перевозок выдаются без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 11.09.2019 № 655-п.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения обращения (вх. № 9684 от 02.10.2019) Ярославским УФАС России не установлено наличие какого-либо из поименованных в части 3 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ и пункте 2 вышеназванного Порядка. В ответ на запрос Ярославского УФАС России (исх. № 9241/06-04) о предоставлении письменных пояснений по факту заключения Договора с указанием правового обоснования заключения такого договора без проведения конкурентных процедур Департаментом также не подтверждено нормативно-правовое закрепление права заключения договора по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам на межмуниципальном маршруте без проведения конкурентных процедур в случае расторжения договора с перевозчиком, ранее заключившим договор об организации пассажирских перевозок по данному маршруту, и при отсутствии предусмотренных частью 3 статьи 19 Федерального закона
№ 220-ФЗ оснований,
до проведения конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

28.06.2018 Департаментом без проведения конкурентных процедур в отсутствие законных оснований заключен договор с ГП ЯО «Ярославское АТП», на основании которого данный хозяйствующий субъект до настоящего времени осуществляет предпринимательскую деятельность посредством оказания услуг по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам на межмуниципальном маршруте № 500.

Ярославским УФАС России посредством анализа сайта www.zakupki.gov.ru установлено, что в период с 01.06.2018 по 29.11.2019 Департаментом не предприняты меры, направленные на проведение конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 500.

Таким образом, действие Департамента по неправомерному заключению договора № 02-З/ЕП/ОП-2018 без проведения конкурентных процедур, а также бездействие по проведению конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок № 108, № 500 содержат признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в указанный период Департаментом предоставлены преимущественные условия осуществления ГП ЯО «Ярославское АТП» предпринимательской деятельности на рынке выполнения работ по межмуниципальным перевозкам пассажиров без торгов.

На основании изложенного в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Департамент транспорта Ярославской области о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на проведение конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 500.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее 11 января 2019 года.

О выполнении предупреждения надлежит сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель управления И.Г. Паутов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны