Предупреждение б/н Предупреждение от 26 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному Совету

Карабихского сельского поселения

Ярославского муниципального района

Ярославской области

 

150522, Ярославская обл.,

Ярославский р-н, д. Карабиха,

ул. Школьная, д. 1-б

e-mail: karabiha@yandex.ru

 


 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№ 06-08/17-21

«26» марта 2021 года г. Ярославль

 

В результате проведенного Ярославским УФАС России анализа действующих на территории г. Ярославля нормативных актов в сфере похоронного дела и оказания ритуальных услуг, установлено следующее.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к
вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Подпунктом 16 пункта 1 статьи 7 Устава Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденного решением Муниципального Совета Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области 15.1212009 № 15, к вопросам местного значения Карабихского сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Решением Муниципального Совета Карабихского сельского поселения № 26 от 18.06.2013 утверждено Положение об организации похоронного дела в Карабихском сельском поселении Ярославского муниципального района Ярославской области (далее — Положение).

В пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) закреплено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В соответствии с письмом Администрации Карабихского сельского поселения исх. № 01-29/432 от 26.02.2021 на территории данного муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

Как указано в части 1 статьи 29 Закона о погребении, на созданные органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Следовательно, на специализированную службу по вопросам похоронного дела, созданную органами местного самоуправления, возлагается обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно пункту 4.4 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела вправе оказывать дополнительные услуги, в том числе, изготовление, установку, окраску, демонтаж и реализацию надмогильных сооружений, осуществление ухода за местом погребения, торговлю предметами похоронного ритуала и материалами для благоустройства могил.

Таким образом, Положением предусматривается возможность создания органом местного самоуправления Карабихского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом на рынке оказания ритуальных услуг.

Согласно пункту 6.3 Положения посетители кладбищ имеют право:

  • заключать договор со специализированной службой по вопросам похоронного дела об осуществлении ухода за могилой и надмогильными сооружениями;

  • осуществлять уход за могилой, в т.ч. сажать цветы на могильном участке.

Указанным пунктом Положения предусмотрен закрытый перечень лиц, которые вправе осуществлять уход за местом захоронения — граждане своими силами либо специализированная служба по вопросам похоронного дела. Данный пункт Положения не содержит указание на наличие у посетителей кладбищ права заключать договор об осуществлении ухода за могилой и надмогильными сооружениями с хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на рынке оказания ритуальных услуг и не наделенными статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Соответственно, бездействие Муниципального Совета Карабихского сельского поселения по неисключению закрепленного в нормативном акте положения о возможности заключения договора оказания услуг по уходу за местом захоронения исключительно со специализированной службой по вопросам похоронного дела содержит признаки нарушения запрета, установленного пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 2.6 Положения установлено, что транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, в том числе с мест их обнаружения или происшествия, по заявлениям милиции, врачей скорой и неотложной медицинской помощи, граждан осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств местного бюджета.

Транспортирование останков и праха умерших или погибших, в том числе перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия и предпохоронного содержания входит в основные виды ритуальных услуг (пункт 2.3.9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014, введенного в действие с 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 № 551-ст).

Исходя из положений статьи 9 Закона о погребении такая ритуальная услуга как транспортировка (перевозка) тел умерших (погибших) в места предпохоронного содержания не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, соответственно, может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность на данном товарном рынке.

Подпунктом «и» пункта 4.2 Положения установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела обеспечивает эксгумацию.

В соответствии с пунктом 2.3.2 Межгосударственного стандарта
ГОСТ 32609-2014, введенного в действие с 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 № 551-ст, эксгумация относится к основным видам ритуальных услуг.

Исходя из положений статьи 9 Закона о погребении такая ритуальная услуга, как эксгумация не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Следовательно, эксгумация не относится к исключительным полномочиям и компетенции специализированной службы и может быть осуществлена любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере.

Пунктом 4.4 раздела 4 Положения «Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела» установлено, что благоустройство и содержание кладбищ осуществляется за счет средств местного бюджета и иных источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

С учетом указанного выше наименования раздела Положения, в котором закреплена данная норма, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что специализированная служба по вопросам похоронного дела наделена полномочиями по осуществлению благоустройства и содержанию кладбища. Иного из содержания Положения не следует.

Пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) определено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона № 44-ФЗ заказчиками осуществляются закупки для обеспечения, в том числе, муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий муниципальных органов. К числу муниципальных нужд относится, в том числе, содержание мест захоронения.

Таким образом, выполнение работ по содержанию мест захоронения может быть осуществлено только путем проведения предусмотренных Законом № 44-ФЗ конкурентных процедур за счет соответствующего бюджета муниципального образования.

Возложение Муниципальным Советом Карабихского сельского поселения на специализированную службу по вопросам похоронного дела обязанности по осуществлению транспортировки умерших в места предпохоронного содержания, эксгумации, благоустройства и содержания кладбища без проведения конкурентных процедур может повлечь создание необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту на рынке оказания ритуальных услуг, что содержит признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Подпунктами «г», «е», «з», «и» пункта 4.2 Положения установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела обеспечивает предоставление участков для погребения, своевременную подготовку могил и регистрационных знаков, содержание в надлежащем порядке воинских и мемориальных захоронений, находящихся под охраной государства, ограничение въезда на кладбище транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Соответственно, административно-распорядительные полномочия в отношении кладбищ также принадлежат органам местного самоуправления.

Согласно пункту 5.3 «ГОСТ Р 54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования», утверждённого и введенного в действие приказом Росстандарта от 08.12.2011 № 746-ст по прибытии скорбного кортежа на кладбище лицу, ответственному за проведение похорон (один из родственников или близких умершего), со свидетельством о смерти и счетом-заказом на похороны (договором), следует обратиться в контору кладбища для регистрации захоронения умершего в книге установленной формы, получить удостоверение о захоронении и регистрационный знак для установки его на могиле после завершения похорон.

Таким образом, полномочия по предоставлению регистрационных знаков возложены на органы местного самоуправления.

Бездействие Муниципального Совета Карабихского сельского поселения по неисключению возложения указанных полномочий органа местного самоуправления на специализированную службу по вопросам похоронного дела, наделенную правом осуществления предпринимательской деятельности, свидетельствует о нарушении запрета, установленного частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Муниципальный Совет Карабихского сельского поселения о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно: дополнить пункт 8.3 Положения указанием на наличие у посетителей кладбищ права на заключение договора оказания услуг по уходу за могилой с ритуальными организациями и индивидуальными предпринимателями, не наделенными статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела; исключить из пункта 2.6, подпункта «к» пункта 4.2, пункта 4.3 Положения указание на возможность осуществления транспортировки умерших в места предпохоронного содержания, эксгумации, содержания территории кладбища только специализированной службой по вопросам похоронного дела; исключить предусмотренное подпунктами «г», «е», «з», «и» пункта 4.2 Положения наделение хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «12» мая
2021 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель Управления И.Г. Паутов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны