Решение №9957/07-03 РЕШЕНИЕ по делу № 07-03/32-15 от 28 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МУП «Энергетик»

152023, Ярославская область,

г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.98


 

МУП «Спектр»

152020, Ярославская область,

г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д.98


 

ЗАО «Атрус»

152151, Ярославская область, г. Ростов,

ул. Луначарского, д.48

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 07-03/32-15


 

01 октября 2015 года г. Ярославль

(решение изготовлено в полном объеме 09 октября 2015 года)


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Завьялов М.Ф., члены Комиссии: начальник отдела контроля ТЭК и ЖКХ Матяшевская М.И., специалист – эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Сидорова Н.В.,

в присутствии:

от ответчика – МУП «Спектр»: Игнатьева Е.Л.;

от заявителей – МУП «Энергетик»: Гордеев Г.В.,

рассмотрев дело № 07-03/32-15 о нарушении муниципальным унитарным предприятием «Спектр» (далее – МУП «Спектр», Предприятие) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции», Закон), Комиссия


 

УСТАНОВИЛА:


 

В Ярославское УФАС России поступили следующие заявления и обращения:

- МУП «Энергетик» (вх. №7715 от 31.07.2015г.) в отношении МУП «Спектр» о нарушении антимонопольного законодательства;

- ЗАО «Атрус» (вх. №8630 от 31.08.2015г.) об осуществлении проверки правомерности действий МУП «Спектр» и МУП «Энергетик».

В заседании Комиссии заявитель поддержал позицию о наличии нарушения антимонопольного законодательства, сообщил, что тариф на питьевую воду и водоотведение установлен уполномоченным органом для МУП «Энергетик», в то же время само МУП «Спектр» осуществляет деятельность незаконно, имущество приобретено им в нарушение установленных в настоящее время процедур. При этом в своей деятельности МУП «Спектр» применяет тарифы, природа которых не понятна.

МУП «Спектр» нарушения антимонопольного законодательства не признало, пояснив следующее. Предприятие осуществляет свою деятельность с использованием оборудования, переданного ему на законном основании органами местного самоуправления, кроме того, имеет договоры с большим количеством потребителей в г. Переславле, осуществляет деятельность на основании решений органов местного самоуправления, в том числе, о назначении гарантирующей организацией.

Принимая решение о признании нарушившим МУП «Спектр» пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган исходит из следующего.

Схема водоснабжения г. Переславле-Залесском не утверждена.

В соответствии с Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского от 29.04.2015г. № ПОС.03-0640/15 «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Спектр»» и Постановлением администрации г. Переславля-Залесского от 29.04.2015 № ПОС.03.0641/15 «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Спектр»», недвижимое имущество в соответствии с Приложениями к указанным актам, необходимое для осуществления деятельности по водоснабжению, закреплено за МУП «Спектр».

Также Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского от 08.05.2015г. № ПОС.03-0683/15 «О передаче имущества в аренду МУП «Спектр» движимое имущество в соответствии с приложениями №№ 1, 2, которое является непосредственно технологически связанным с объектами, переданными МУП «Спектр» на праве хозяйственного ведения, с 08.05.2015г. передано МУП «Спектр» в аренду сроком на 5 лет.

Между Управлением муниципальной собственности Администрации г. Переславль-Залесский и МУП «Спектр» заключен договор аренды №589/1 от 08.05.2015г., в соответствии с Приложением №1 к которому МУП «Спектр» переданы, в том числе, водопроводные сети и канализация в г. Переславль-Залесский (раздел «передаточные устройства»).

В материалы дела представлены счета-извещения на оплату, выставленные со стороны МУП «Спектр» жителям (всего 107 квитанций), в том числе, на холодное водоснабжение и канализацию.

.

В материалы дела, помимо прочего, представлены также иные документы, свидетельствующие о фактическом осуществлении деятельности со стороны МУП «Спектр», а именно - с 01.06.2015г. МУП «Спектр» заключило договоры водоотведения и холодного водоснабжения с 478 потребителями, что подтверждается представленными МУП «Спектр» реестрами всех заключенных договоров на оказание коммунальных услуг по водоотведению и холодному водоснабжению.

За период с 01.06.2015г. и по дату принятия решения МУП «Спектр» выставляло счета за коммунальные услуги по водоотведению и холодному водоснабжению потребителям. По сведениям МУП «Спектр» (письмо от 28.09.2015г. №644) счета за водоотведение были выставлены:

- с 01.06.2015 по 30.06.2015г. 242 контрагентам;

- с 01.07.2015 по 31.07.2015г. 374 контрагентам;

- с 01.08.2015 по 31.08.2015г. 362 контрагентам;

а за водоснабжение:

- с 01.06.2015 по 30.06.2015г. 266 контрагентам:

- с 01.07.2015 по 31.07.2015г. 415 контрагентам;

- с 01.08.2015 по 31.08.2015г. 396 контрагентам.

Также за период с 01.06.2015г. и по дату принятия решения МУП «Спектр» выставляло счета за коммунальные услуги по водоотведению и холодному водоснабжению потребителям по следующим тарифам:

- холодное водоснабжение: 18 руб. (квитанция Селина В.В. за август 2015г.) и 16,17 руб. (квитанция Власова Ю.Э. за июнь 2015г.);

- водоотведение (канализация): 33,82 руб. (счет-фактура ИП Дрозд А.И. за июль 2015г.) и 28,25 руб. (счет-фактура ООО «Искра» за июнь и июль 2015г.).

В свою очередь для МУП «Энергетик» устанавливались следующие тарифы по водоотведению и холодному водоснабжению, что подтверждается приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.12.2014г. №294-вс/во «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Энергетик» (городской округ город Переславль-Залесский) на 2015 год»:

- тариф на питьевую воду в период с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. (без НДС) 13,7 руб. и (с НДС) 16,17 руб., а в период с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. (без НДС) 16,27 руб. и (с НДС) 19,2 руб.

- тариф на водоотведение в период с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. (без НДС) 28,25 руб. и (с НДС) 33,33 руб., а в период с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. (без НДС) 33,82 руб. и (с НДС) 39,91 руб.

Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Переславля-Залесского» от 25.05.2015 № ПОС.03-0780/15 МУП «Спектр» признается гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Переславля-Залесского.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Таким образом, МУП «Спектр» фактически осуществляло деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения. Деятельность по водоснабжению и водоотведению регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 83 «Об утверждении Правил холодного водоснабжении и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Таким образом, в качестве гарантирующей организации может выступать, в том числе, любое лицо, уполномоченное органом местного самоуправления. В данном случае имеются многочисленные споры между МУП «Энергетик», Администрацией г. Переславль-Залесский и МУП «Спектр» относительно правомерности наделения МУП «Спектр» статусом гарантирующей организацией и соответствующим имуществом. При этом, в настоящем деле УФАС не определяет правомерность действий в этой части, констатируя лишь, что в силу нормативных актов, МУП «Спектр» фактически осуществляет поставку холодной воды и водоотведение населению г. Переславль-Залесский и коммерческим организациям.

Определяя положение МУП «Спектр» на рынке водоснабжения и водоотведения в г. Переславле-Залесском, УФАС исходит из фактического осуществления деятельности указанным субъектом, а также из статуса гарантирующей организацией, которым он был наделен и фактического наделения указанного субъекта имуществом, необходимым для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению.

Из содержания статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. На основании статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Исходя из этого, МУП «Спектр» является субъектом естественной монополии на рынке водоснабжения и водоотведения в географических границах г. Переславля-Залесского (в границах присоединенной сети).

Согласно пункту 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

Таким образом, МУП «Спектр» занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения и водоотведения на территории Переславля-Залесского.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым относятся тарифы:

1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

2) тариф на техническую воду;

3) тариф на транспортировку воды;

4) тариф на подвоз воды;

5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;

6) тариф на водоотведение;

7) тариф на транспортировку сточных вод;

8) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии со статьей 5 «О водоснабжении и водоотведении» полномочия по установлению тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2012г. №709-п «Об утверждении положения о департаменте энергетики и регулирования тарифов Ярославской области» Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - департамент) установлен в качестве органа исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с пунктом 11, главы 2 данного постановления основными полномочиями департамента по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе:

- тарифы в сфере водоснабжения, водоотведения, тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых бытовых отходов, в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) для Ярославской области (в случае их установления), с учетом утвержденных инвестиционных программ организаций и готовит нормативные правовые акты в соответствии с действующим законодательством.

- тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения.

Исходя из изложенного, деятельность по водоотведению и холодному водоснабжению является регулируемой.

МУП «Спектр» не имело установленного тарифа в период, рассматриваемый Комиссией, однако, выставляло счета потребителям водоотведения и холодной воды в г. Переславле-Залесском.

Основываясь на представленных МУП «Спектр» документах (справка о полученных денежных средствах и реестр выставленных счетов-фактур с 01.06.2015 по 30.08.2015г.), МУП «Спектр» были получены денежные средства за предоставленные коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в размере 9 099 166 руб. (с НДС) и 7 916 274,42 руб. (без НДС).

Заявка на установление тарифа для МУП «Спектр» на оказание услуг по осуществлению холодного водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод была направлена в Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области 07.07.2015г. за №454.

28.09.2015 был издан Приказ департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области №153-вс/во «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Спектр» (городской округ г. Переславль-Залесский) на 2015г.». Данный приказ вступил в силу 02.10.2015 года в связи с его опубликованием в ГАУ ЯО «Информационное агентство» «Верхняя Волга». В соответствии с вышеуказанным приказом, устанавливается тариф на питьевую воду, поставляемую потребителям МУП «Спектр» (без учета НДС) в размере 16,27 руб. и (с учетом НДС) 19,20 руб., а на водоотведение (без учета НДС) в размере 33,82 руб. и (с учетом НДС) 39,91 руб.

На основании данного приказа, МУП «Спектр» может взимать плату за оказание коммунальных услуг с населения городского округа г. Переславль-Залесский с момента вступления данных приказов в силу, то есть 02.10.2015г.

В соответствии с п. 10 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В данном случае действия МУП «Спектр» по установлению и взиманию платы за водоснабжение и водоотведение на территории г. Переславля-Залесского, в отсутствие надлежащим образом установленного тарифа образует нарушение пункта 10 части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом, Комиссия не принимает доводы МУП «Спектр» о том, что действиями Предприятия не был нанесен ущерб гражданам, не были ущемлены чьи-либо права и законные интересы в связи с этим нарушение отсутствует, так как в данном случае регулирование тарифов – государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования само по себе запрещено законодательством, в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом, аналогичная позиция была высказана в п. 4 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".

Тот факт, что МУП «Спектр» использовал тарифы МУП «Энергетик», ранее осуществлявшего деятельность с использованием данного оборудования не может быть признано достаточным основанием, так как вышеуказанные нормативные акты предполагают установление тарифа индивидуально, для каждого регулируемого субъекта, исходя из фактически понесенных (планируемых) затрат.

Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что доход в размере 7 916 274,42 (семь миллионов девятьсот шестнадцать тысяч четыреста двести семьдесят четыре рубля сорок две копейки) руб., полученный МУП «Спектр» в результате выставления счетов и взимания платы за коммунальную услугу по водоснабжению и водоотведению, в отсутствие законных оснований, является доходом, полученным вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия принимает решение о выдаче Предприятию предписания о перечислении в бюджет дохода полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия


 

РЕШИЛА:


 

1. Признать МУП «Спектр» нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать МУП «Спектр» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 7 916 274,42 руб.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


 

Председатель Комиссии Завьялов М.Ф.


 


 

Члены Комиссии Матяшевская М.И.


 

Сидорова Н.В.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны