Решение №12640/05-02 РЕШЕНИЕ по делу № 076/06/54.3-1040/2020 от 19 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Омега»

ул. Камчатовская, д. 20, офис 99

Пермская обл., г. Пермь, 614016

inbox@npo-omega.ru

Муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства»

ул. Стоялая, д. 19

г. Рыбинск, 152901

rtca@mail.ru

Департамент государственного заказа Ярославской области

ул. Ползунова, д. 15

г. Ярославль, 150030

dgz@yarregion.ru

Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»

Якиманская набережная, д. 2

г. Москва, 119180

info@etpgpb.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/54.3-1040/2020

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 ноября 2020 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления <...>, члены Комиссии – начальник отдела контроля закупок <...>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <...>, с участием:

заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Омега» (далее также – ООО «Научно-производственное объединение «Омега», заявитель), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;

заказчик, муниципальное бюджетное учреждение городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства» (далее – заказчик), обеспечил участие представителя по доверенности <...> посредством интернет-видеоконференции;

уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее также – уполномоченный орган), обеспечил участие представителя по доверенности <...> посредством интернет-видеоконференции;

оператор электронной площадки, общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ», не обеспечил участие представителя,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Омега» на действия заказчика, муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства», и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на разработку проектной документации на капитальный ремонт моста городского округа город Рыбинск Ярославской области через реку Волга (извещение № 0171200001920001710) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14),

установила:

09.11.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Омега» на действия заказчика, муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства», и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на разработку проектной документации на капитальный ремонт моста городского округа город Рыбинск Ярославской области через реку Волга (извещение № 0171200001920001710) (далее – жалоба).

По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что заказчик и уполномоченный орган, установив в конкурсной документации показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема» (пункт 2.1) нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», который фактически сводится к наличию у участника закупки опыта выполнения работ по контрактам, заключенным по результатам проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013
№ 44-ФЗ, поставил в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих указанный опыт, перед хозяйствующими субъектами, которые имеют опыт выполнения работ, являющихся предметом контракта, но по гражданско-правовым договорам.

Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссией установлено следующее.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 22.09.2020 (с изменениями от 23.10.2020) размещено извещение № 0171200001920001710 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на разработку проектной документации на капитальный ремонт моста городского округа город Рыбинск Ярославской области через реку Волга, вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

Согласно части 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:

- наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1);

- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (пункт 8).

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Соответственно, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе следующие критерии:

- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Подпунктом «б» пункта 4 Правил предусмотрено, что в целях Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, в том числе характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Из процитированных выше положений законодательства о контрактной системе следует, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ предоставляет заказчикам право самостоятельно определять требования к товарам (работам, услугам), исходя из существующих нужд и потребностей, а также, что опыт участника должен быть сопоставим характеру и объему проводимой закупки.

Предметом рассматриваемой закупки является разработка проектной документации на капитальный ремонт моста городского округа город Рыбинск Ярославской области через реку Волга.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 151 889 038, 44 руб.

Согласно пункту 21 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации заказчиком и уполномоченным органом установлены стоимостные критерии оценки, значимость; нестоимостные критерии оценки, их значимость; показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки; значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Так, в соответствии с пунктом 21 раздела 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме» конкурсной документации заказчиком и уполномоченным органом установлены следующие нестоимостные критерии оценки заявок участников рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме:

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 40 %

Рейтинг заявки по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

Для оценки заявок участников конкурса по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» используется следующие показатели:

2.1. Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема.

Коэффициент значимости показателя (КЗ) – 1,0

Порядок оценки по показателю:

В рамках данного показателя оценивается опыт участника закупки исполнения контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера* с ценой контракта (договора) не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка и успешно исполненный участником закупки не ранее 01.01.2019.

Успешно исполненный контракт (договор) – это контракт (договор) заключённый по результатам проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и содержащийся в реестре контрактов (договоров) в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема, исполненного в объеме и в сроки, установленные контрактом (договором), принятый заказчиком без замечаний по которым Исполнителю не были начислены неустойки (штрафы, пени), за исключением случаев, если начисление Исполнителю неустойки (пеней и/или штрафов) было признано судом незаконным.

* Под работами (услугами) сопоставимого характера понимаются:

- выполнение (оказание) в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ (услуг) по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.

В качестве подтверждения по данному показателю (при наличии) предоставляются:

1) копии исполненных контрактов и (или) договоров в полном объеме (включая приложения);

2) копия акта (актов) выполненных работ (оказанных услуг), содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора);

3) копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в отношении объекта капитального строительства по исполненному контракту (далее - заключение экспертизы) и/или копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, полученного в отношении объекта капитального строительства по исполненному контракту (далее - заключение экспертизы).

Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем 01.01.2019

Представленные документы должны быть в виде полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, в том числе даты, подписи, печати (при наличии). Предложение участника в отношении представленных сведений, не соответствующее указанным требованиям, к оценке не принимается.

Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в том числе с приложениями к дополнительным соглашениям, являющимися их неотъемлемой частью).

В случае, если у заказчика при рассмотрении представленных участником закупки копий документов, подтверждающих опыт, возникают затруднения с отнесением актов приемки работ или заключения(ий) экспертизы к каждому исполненному контракту (договору), представленному участником закупки, заказчик не учитывает такие документы при оценке. Затруднением считается случай, когда невозможно сопоставить документы, подтверждающие опыт участника и сверить информацию, содержащуюся в данных документах, по причине нечитаемого текста на таких документах.

Датой исполнения контракта (договора) считается дата акта приемки работ (оказания услуг) или итогового акта приемки работ (оказании услуг), подтверждающего приемку работ (услуг) по исполнению контракта (договора) в полном объеме, или дата исполнения контракта (договора), указанная в таком акте.

Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту (договору), а не к совокупности представленных исполненных контрактов (договоров).

Контракт (договор), исполнение которого не подтверждено копиями документов о приемке, не засчитывается при оценке.

Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ (оказании услуг) по исполнению участником закупки контракта (договора) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), а также исполнение контракта (договора) в полном объеме и в соответствии с условиями, в том числе условия по объему выполнения работ (оказании услуг) (по предмету, видам работ и стоимости выполненных работ (оказании услуг) в рублях), предусмотренными таким контрактом (договором).

(Рекомендуемая форма предоставления информации указана в приложении № 3 к разделу 1 «Информационная карта конкурса в электронной форме»)

Порядок оценки по показателю:

Предельно необходимое максимальное значение (Кпред) – 3 контракта.

Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

;

б) в случае если Кmax ≥ Кпред, - по формуле:

;

при этом НЦБmax = КЗ х 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик;

НЦБmax - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт моста городского округа город Рыбинск Ярославской области через реку Волга имеет социально значимый характер. Исходя из этих условий, а также с учетом необходимости эффективного расходования бюджетных средств заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт моста городского округа город Рыбинск Ярославской области через реку Волга, являющимися предметом конкурса в электронной форме, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки.

При этом Комиссия Ярославского УФАС России отмечает, что установление заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации такого показателя оценки как наличие у участника опыта работ по исполнению контрактов, заключенных по результатам проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013
№ 44-ФЗ, не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного исполнителя работ.

Установленный заказчиком порядок оценки показателя «Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема» (пункт 2.1) нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.

Предоставление участниками закупки копий контрактов, заключенных по результатам проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013
№ 44-ФЗ, не является обязательным и единственным условием для участия в открытом конкурсе в электронной форме и основанием для отклонения заявки участника, а является лишь одним из показателей одного из критериев оценки участника закупки.

Состязательность в открытом конкурсе в электронной форме не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности; действия каждого из участников открытого конкурса в электронной форме влияют на результат и победителем определяется лучший, то есть наиболее конкурентоспособный из участников.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 0171200001920001710 на участие в рассматриваемой закупке подано три заявки.

Следовательно, заявителем не доказан факт того, что требования, включенные в документацию об открытом конкурсе в электронной форме, явились непреодолимыми для подателя жалобы как потенциального участника закупки.

Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Омега» (ИНН 5904142784, ОГРН 1065904102428) на действия заказчика, муниципального бюджетного учреждения городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства» (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604115180, ОГРН 1077604025102), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на разработку проектной документации на капитальный ремонт моста городского округа город Рыбинск Ярославской области через реку Волга (извещение № 0171200001920001710), необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

<...>

Члены Комиссии:

<...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны