Решение б/н Решение от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Агроторг»

 

191025, город Санкт-Петербург,

Невский пр-кт, д.90/92

 

ООО «СМС Трафик»

 

115088, город Москва,

                                                                                   2-Й Южнопортовый пр-д, д. 20а,

                                                                                   стр. 4, подъезд 1 эт. 2 пом. 2

 

 

                                                                                    ООО «Корпоративный

                                                                                    центр ИКС 5»

 

                                                                                    109029, город Москва,

                                                                                    Средняя Калитниковская ул.,

                                                                                    д. 28, стр. 4

 

                                                                                                        ООО «Лоймакс»

 

                                                                                         ул. Марксистская, д. 3, стр. 1,

                                                                                        эт. 5, оф. 79, г. Москва, 107147

 

 

                                   РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/18-9/2023

«09» марта 2023 года                                                                                          г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «23» марта 2023 года.

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

           председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Ш.А.С.

           члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы С.С.Д. главный специалист-эксперт А. А. О., рассмотрев дело № 076/05/18-9/2023, возбужденное по факту распространения рекламы магазина «Пятёрочка» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО «Агроторг» и ООО «Корпоративный центр ИКС 5» К. К. А.,

УСТАНОВИЛА:

Ярославским УФАС России рассмотрено обращение, поступившее в Управление 08ноября 2022 года, относительно получения 27.10.2022 посредством мессенджера «Viber» на номер телефона +7111111111 рекламы от магазина «Пятерочка», следующего содержания: «Олег, получите дизайнерские стаканы всего за 1 рубль! До 31 декабря копите электронные наклейки за каждые 200 рублей в чеке и забирайте набор ярких стаканов с большой скидкой или даже всего за 1 рубль. А купив зубную пасту Colgate Макс блеск или Макс фреш, получите дополнительную наклейку».

Дело возбуждено по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 18, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

            Рассмотрев материалы дела, представленные пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к товарам магазина  «Пятёрочка», формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Как следует из обращения, данное сообщение с рекламой поступило заявителю без его согласия. В материалы дела представлен скриншот данного сообщения.

Ярославским УФАС России, установлено, что в аккаунте магазина «Пятерочка» в мессенджере «Viber», указано, что это «Официальный аккаунт «Пятёрочки» в Viber. С радостью вам ответим и поможем.

Вместе с тем в аккаунте магазина «Пятерочка» указан номер телефона +71111111111

В соответствии с информацией представленной АО «МТТ» абонентский номер +71111111111 был выделен ЗАО «Торговый дом «Перекресток» в соответствии с заключенным договором № 163-800-10/40 от 12.05.2010 на оказание интеллектуальной услуги связи по коду доступа к услуге 800.

В соответствии с Дополнительным соглашением № 3 от 01.05.2020 к договору № 163-800-10/40 от 12.05.2010 права и обязанности по договору перешли к абоненту – ООО «Корпоративный центр ИКС 5», в связи с чем, с 01.05.2020 абонентский номер +71111111111 числится за ООО «Корпоративный центр ИКС 5».

Также Ярославским УФАС России, установлено, что между                              ООО «Агроторг» и ООО «СМС Трафик» заключен договор от 01.05.2020 № 6-2-021/09219-20 по оказанию услуг и управлении сервисами магазина «Пятерочка».

ООО «СМС Трафик» представлены письменные пояснения, в которых указано, что инициатором рассылки сообщения по указанному договору является ООО «Агроторг».

В соответствии с пунктом 2.1 договора ООО «СМС Трафик» оказывает ООО «Агроторг» услуги доступа к Системе, которая позволяет заказчику самостоятельно формировать текст сообщения, следить за доставкой сообщений.

Текст, определяемый заказчиком, доводится до операторов в автоматическом режиме, без изменений, просмотра со стороны исполнителя (пункт 1.9 договора).

Копия указанного договора представлена в материалы дела.

31.05.2022 между ООО «Корпоративный центр ИКС 5» и ООО «Лоймакс» заключен сервисный договор на запуск пилота новой программы лояльности на основе отечественной платформы.

Представитель ООО «Агроторг» и ООО «Корпоративный центр ИКС 5» пояснил, что у ООО «Агроторг» отсутствовали целенаправленные действия на распространение рекламы без согласия абонента через мессенджер «Viber». С марта 2022 года начали происходить технические проблемы программы лояльности. На дату направления сообщения ООО «Агроторг» уже перешло на программное обеспечение российского производства, а о техническом сбое и ошибке интеграции данных системы стало известно спустя время. После отказа зарубежных разработчиков от передачи архивных данных клиентов/покупателей ООО «Агроторг» пыталось защитить их от утечки персональных данных. Однако полное восстановление данных клиентов, в том числе о наличии согласий на получение рекламы, оказалось технически невозможным в связи с отсутствием всего объема информации в результате действий зарубежных разработчиков. На базе восстановленных данных  ООО «Агроторг» запустило пилот новой программы лояльности ООО «Лоймакс».

ООО «Лоймакс» представлены письменные пояснения, в которых указано, что ООО «Корпоративный центр ИКС 5» поручило ООО «Лоймакс» произвести перенос данных по Программе лояльности, накопленных за период ее автоматизации на базе ПО зарубежного поставщика и находящихся в собственном электронном хранилище данных ИКС 5. ООО «Лоймакс» рассылку рекламы не осуществляло, перенос данных был осуществлен без потерь.

Кроме того, представитель ООО «Агроторг» и ООО «Корпоративный центр ИКС 5» пояснил, что клиент с абонентским номером +71111111111 зарегистрировался в программе лояльности магазина «Пятерочка» 05.01.2019 г. и имеет карту клиента. При регистрации в программе лояльности возможность не соглашаться на получение рекламы отсутствовала, регистрация подразумевала согласие на получение рекламы. Отдельные согласия участников программы лояльности на получение рекламы начали собираться только с 2020 года. У данного клиента согласия на получение не было на момент рассылки в виду технического сбоя системы, в которой хранились данные по согласиям. На текущий момент данный клиент отписан от всех рекламных рассылок.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что в данном случае установлено нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозвани-вания, автоматической рассылки).

Представитель пояснил, что рассылка в данном случае осуществлялась авто-матически.

Следовательно, в данном случае установлено нарушение части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Акция в рассматриваемом сообщении является стимулирующим мероприятием, поскольку для участия в ней необходимо совершать покупки на сумму 200 рублей.

В рассматриваемой рекламе не указаны сроки проведения рекламируемой акции, а также не указан источник информации об организаторе данной акции, о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам данной акции, сроках, месте и порядке их получения.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе также установлено нарушение статьи 9 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается рекла-ма, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом това-ре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В представленных представителем ООО «Агроторг» правилах проведения рекламируемой акции указано, что дизайнерские стаканы со скидкой 50 % выдаются при накоплении 40 наклеек, а за 1 рубль при накоплении 90 наклеек.

Кроме того, указано, что за покупки, совершенные без карты лояльности, а также совершенные через сервисы «Пятерочка доставка» электронные наклейки не начисляются.

В рассматриваемой рекламе указано «забирайте набор ярких стаканов с большой скидкой или даже всего за 1 рубль», при этом не указана уточняющая информация о том, при каких именно условиях предоставляется скидка, а при каких стаканы можно приобрести за 1 рубль, в связи с чем, в данном случае установлено нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 2 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 4 части 3 статьи 5 данного закона несет рекламодатель.

          Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и доказательств,  в соответствии с  пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Агроторг».

           Следовательно, ООО «Агроторг» как рекламодатель и рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования           частей 1, 2 статьи 18, части 7 статьи 5, пункта 4 части 3статьи 5 ФЗ «О рекламе».

            В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.      

           Ответственность за нарушение требований частей 1, 2 статьи 18, части 7 статьи 5, пункта 4 части 3статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу магазина «Пятерочка»: «Олег, получите дизайнерские стаканы всего за 1 рубль! До 31 декабря копите электронные наклейки за каждые 200 рублей в чеке и забирайте набор ярких стаканов с большой скидкой или даже всего за 1 рубль. А купив зубную пасту Colgate Макс блеск или Макс фреш, получите дополнительную наклейку.», поступившую 27.10.2022 посредством мессенджера «Viber» на номер телефона +71111111111 без согласия абонента на ее получение, поскольку в данном случае нарушены требования     частей 1, 2 статьи 18, пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

         2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

         3. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны