Решение №8227/06-07 Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 20 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов

Департамент лесного хозяйства Ярославской области

e-mail: dlh@yarregion.ru

Заявитель

ООО «КЕЛВЕРОН»

e-mail: kelveron@yandex.ru

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

№ 076/10/18.1-1267/2021

15 декабря 2021 года                                                                                                          г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 20.12.2021 г.)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е. В., члены Комиссии – врио начальника отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С. А., специалист-эксперт Артамонов А. О.

с участием:

от Департамента лесного хозяйства Ярославской области – <...>, <...> (по доверенностям),

от ООО «КЕЛВЕРОН» - директора Общества <...>,

рассмотрев жалобу ООО «КЕЛВЕРОН» (вх. № 11927 от 25.11.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «КЕЛВЕРОН» (вх. № 11927 от 25.11.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области, при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины (Извещение № 150921/1009292/01).

Обжалуемые действия (бездействие): формирование конкурсной документации с нарушением Лесного кодекса Российской Федерации.

На заседании Комиссии 03.12.2021 представители организатора торгов представили документы, запрошенные уведомлением от 30.11.2021 № 7760/06-07, с доводами, указанными в жалобе, не согласились.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссией установлено следующее.

15.09.2021 Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее –департамент) в рамках проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины, разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещение № 150921/1009292/01 (далее – извещение).

17.11.2021 конкурсной комиссией организатора торгов было произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, что подтверждается соответствующим протоколом вскрытия конвертов. На участие в конкурсе поступило 12 заявок, в том числе от ООО «КЕЛВЕРОН».

Согласно части 1 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ) открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее также - дополнительная потребность в древесине).

Согласно пункту 4 раздела «Требования к содержанию конкурсных предложений, порядок их представления в конкурсную комиссию» извещения, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, конкурсные предложения должны содержать, в частности, сведения о наличии у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек.

Исходя из содержания жалобы, установленное документацией требование представлять в составе конкурсной заявки действующие договоры аренды лесного участка для допуска к участию в конкурсе является неправомерным, так как исчерпывающий перечень документов для такого участия установлен частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ.

Департамент в письменных пояснениях, направленных в адрес Ярославского УФАС России (исх. № 03-20/1887 от 02.12.2021), указал, что рассматриваемое требование к содержанию конкурсных предложений полностью соответствует положениям ЛК РФ и необходимо для оценки конкурсных предложений.

Согласно части 2 статьи 80.2 ЛК РФ конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.

Критерии, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – критерии), утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 № 241 (далее – Постановление № 241).

Согласно пункту 4 данных критериев при проведении оценки, в частности, устанавливается наличие у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 21 ЛК РФ основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является непредставление документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

Таким образом, в отличие от документов, представленных в части 4 статьи 80.1 ЛК РФ, наличие в составе заявки действующих договоров аренды лесного участка не является обязательным, не влечет отказ в допуске к участию в конкурсе и обусловлено исключительно необходимостью оценки конкурсных предложений в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением № 241.

Также пунктом 3 раздела «Требования к содержанию конкурсных предложений, порядок их представления в конкурсную комиссию» извещения установлено, что участник конкурса должен указать в конкурсном предложении планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя, данный критерий установлен неправомерно, так как не конкретизирует срок, в пределах которого необходимо указать планируемую к увеличению численность работников, и, следовательно, ставит участников в неравное положение в зависимости от выбранного ими периода исчисления такого увеличения.

Как отметил департамент, проектом договора аренды лесного участка предусмотрена обязанность арендатора направлять арендодателю информацию о достижении указанных в конкурсном предложении показателей, в том числе относительно планируемого увеличения численности работников, ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным. Кроме того, арендодатель имеет право досрочно расторгнуть договор при невыполнении арендатором данных условий. Следовательно, потенциальный участник должен учитывать, что достижение рассматриваемых показателей будет проверяться департаментом ежегодно, и исходить из этого при планировании увеличения численности работников.

По мнению департамента, наличие в проекте договора указанных положений является гарантией того, что при заполнении конкурсных предложений участники конкурса будут указывать показатели, которых они реально смогут достичь спустя год после заключения договора аренды лесного участка.

Согласно пункту 3 критериев, утвержденных Постановлением № 241, при проведении оценки, в частности, учитывается планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту «ш» пункта 3.4 проекта договора арендатор обязан ежегодно, до 10 января года, следующего за отчетным, направлять арендодателю информацию о достижении указанных в конкурсном предложении значений критериев, на основании которых была проведена оценка предложенных условий и определен победитель конкурса на право заключения настоящего договора либо заключен договор с единственным участником конкурса.

В соответствии с подпунктом «э» пункта 3.4 проекта договора арендатор также обязан обеспечить достижение показателей конкурсного предложения, на основании которого определен победитель конкурса либо заключен договор аренды на основании частей 10 и 12 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно приложению № 8 к настоящему договору.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3.1 проекта договора арендодатель имеет право проводить анализ достижения критериев, на основании которых была проведена оценка предложенных условий и определен победитель конкурса на право заключения настоящего договора либо заключен договор с единственным участником конкурса, с учетом информации, указанной в подпункте «э» пункта 3.4 настоящего договора.

Согласно подпункту «г» пункта 5.7 проекта договора досрочное расторжение настоящего договора по инициативе арендодателя допускается, в частности, в случае недостижения арендатором указанных в конкурсном предложении показателей, на основании которых проведена оценка предложенных условий и определен победитель конкурса на право заключения настоящего договора либо заключен договор с единственным участником конкурса.

Комиссией установлено, что срок, в пределах которого необходимо указать планируемую к увеличению численность работников, конкурсной документацией не устанавливается.

Положения проекта договора, на которые ссылается организатор торгов, не подтверждают вывод департамента о том, что в конкурсном предложении участники должны указывать показатели, которые они реально смогут достичь спустя год после заключения договора аренды лесного участка.

Из содержания подпунктов «ш», «э» пункта 3.4 проекта договора следует, что победитель конкурса должен достичь заявленных им в конкурсном предложении показателей и направлять соответствующую информацию ежегодно, до 10 января года, следующего за отчетным.

Никаких исключений из данного правила относительно представления информации о планируемом увеличении численности работников проект договора не содержит.

По мнению Комиссии, рассматриваемые положения проекта договора, наоборот, свидетельствуют о том, что победитель конкурса по своему усмотрению определяет порядок привлечения работников в соответствии с заявленным в конкурсном предложении планируемым увеличением численности работников, в том числе срок, в пределах которого планируется такое увеличение (равномерное или неравномерное увеличение, привлечение работников в течение первого года, нескольких лет, всего срока действия договора).

Согласно пункту 12 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ извещение о проведении конкурса должно содержать, в частности, сведения о требованиях к содержанию конкурсных предложений, а также о порядке их представления в конкурсную комиссию.

Таким образом, по мнению Комиссии, организатор торгов неправомерно не конкретизировал срок, в пределах которого необходимо указать планируемую к увеличению численность работников, тем самым нарушив пункт 12 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «КЕЛВЕРОН» (вх. № 11927 от 25.11.2021) на действия (бездействие) организатора торгов – Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254), при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в целях использования лесов для заготовки древесины (Извещение № 150921/1009292/01), обоснованной.

2. Признать Департамент лесного хозяйства Ярославской области нарушившим пункт 12 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ.

3. Выдать Департаменту лесного хозяйства Ярославской области предписание об отмене протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 17.11.2021, протокола заседания комиссии департамента лесного хозяйства Ярославской области по проведению открытого конкурса от 19.11.2021, внесении изменений в документацию по рассматриваемым торгам (Извещение № 150921/1009292/01) с учетом изложенных в настоящем решении нарушений.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

 

Е. В. Гудкевич

     

Члены Комиссии

 

С. А. Шарутина

     
   

А. О. Артамонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны