Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушения при ... от 20 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчик закупки –
акционерное общество
«Ярославльводоканал»
(АО «ЯВК»)
150003, г. Ярославль,
пр-т Ленина, д. 1А
e-mail: tender@vodokanal.yaroslavl.ru
Организатор торгов –
общество с ограниченной
ответственностью УПК
«АРМАКОМ»
(ООО УПК «АРМАКОМ»)
630110, г. Новосибирска,
ул. Б. Хмельницкого, д. 69, этаж 1
e-mail: bd@armacom.su
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на нарушения при организации и проведении торгов
и порядка заключения договоров
№ 076/07/3-693/2019
15 ноября 2019 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 20.11.2019 г.)
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М.,
с участием:
от заявителя – ООО УПК «АРМАКОМ» - представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом;
от организатора торгов (заказчика) – АО «Ярославльводоканал» - <...> (по доверенности № Д-01/15 от 22.01.2019), <...> (по доверенности № Д-01/16 от 22.01.2019), <...> (по доверенности № Д-01/91 от 17.12.2018),
рассмотрев жалобу ООО УПК «АРМАКОМ» на действия организатора торгов (заказчика) - АО «Ярославльводоканал» (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384),
в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО УПК «АРМАКОМ» (вх. № 10856 от 01.11.2019) на действия (бездействие) организатора торгов (заказчика) - АО «Ярославльводоканал» при проведении закупки в виде запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки затворов щитовых из нержавеющей стали с электроприводом (извещение в ЕИС № 31908387175).
Обжалуемые действия (бездействие) — осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона «О закупках отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. № 223-ФЗ, выразившегося в неправомерном отклонении заявки ООО УПК «АРМАКОМ».
Организатор торгов (заказчик) не признали нарушений, представили на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением Ярославского УФАС о поступлении жалобы от 06.11.2019 № 9014/06-07, уведомлением Ярославского УФАС России о перерыве в рассмотрении жалобы от 11.11.2019 № 9210/06-07, уведомлением Ярославского УФАС России о перерыве в рассмотрении жалобы от 13.11.2019 № 9289/06-07.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в числе прочих на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя соответствует требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность организатора торгов (заказчика) регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг АО «Ярославльводоканал», утвержденным советом директоров 14.12.2018 (далее – Положение о закупке).
10 октября 2019 года на сайте www.zakupki.gov.ru организатором торгов размещены извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме № 31908387175.
В соответствии с Извещением о закупке датой окончания подачи заявок является 22 октября 2019 года, датой подведения итогов — 11 ноября 2019 года.
В период действия срока приема заявок организатору поступило 8 заявок на участие в запросе предложений.
В соответствии с протоколом № 31908387175/01 от 31.10.2019 о рассмотрении первых частей заявок запроса предложений первые части заявок с идентификационными №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 признаны несоответствующими требованиям документации, данным участникам отказано в допуске к рассмотрению вторых частей заявок, первая часть заявки с идентификационным № 5 признана соответствующей требованиям документации, указанный участник допущен к рассмотрению второй части заявки.
Согласно указанному протоколу первые части заявок с идентификационными №№ 1 (ООО «Тех-Аэро»), 3 (ООО Завод «Аркон»), 4 (ООО «Индутек») не соответствуют пункту 16 документации, а именно: в первой части заявок содержатся сведения об участнике. Первые части заявок с идентификационными №№ 2, 7 не соответствуют Приложению № 2 к документации, а именно: в описании поставляемого товара отсутствуют наименование товара (торговая марка), производитель. Первая часть заявки с идентификационным № 6 не соответствует пункту 16 документации, а именно: в первой части заявки содержатся сведения о ценовом предложении. Первая часть заявки с идентификационным № 8 (ООО УПК «АРМАКОМ») не соответствует пункту 19 документации, а именно: участник в описании поставляемого товара указал недостоверную информацию (при описании характеристик щитовых затворов участник указал конструкцию поджима щита по клино-эксцентриковой технологии, тогда как в паспорте изготовителя затворов ООО Завод «Аркон» отсутствует информация о конструкции поджима щита по клино-эксцентриковой технологии).
Согласно протоколу № 31908387175/02 от 05.11.2019 о рассмотрении вторых частей заявок запроса предложений вторая часть заявки с идентификационным № 5 (ООО «ЭКОТОН Инжиниринг») признана соответствующей требованиям документации, участник допущен к рассмотрению ценовых предложений.
Довод заявителя о неправомерном отклонении заявки ООО УПК «АРМАКОМ» Комиссией Ярославского УФАС России признан обоснованным по следующим обстоятельствам.
Раздел 16 Положения о закупке регулирует порядок проведения запроса предложений.
В соответствии с пунктом 16.17 Положения о закупке заказчик не рассматривает и отклоняет заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса предложений, или предложенная в заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса предложений.
Пунктом 19 документации конкретизированы основания отклонения заявки, а именно: участнику будет отказано в допуске к процедуре оценки в следующих случаях:
- наличие сведений об участнике процедуры закупки в федеральном реестре недобросовестных поставщиков;
- если в отношении участника торгов проводится процедура ликвидации, либо принято арбитражным судом решение о признании его банкротом, либо деятельность Участника приостановлена и на имущество наложен арест по решению суда или административного органа;
- наличие у участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
- превышение в заявке участника начальной (максимальной) цены договора; в случае, если участник работает по системе упрощённого налогообложения, и его товары, работы, услуги не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без учёта НДС;
- предоставление участником недостоверных сведений в заявке;
- несоответствие заявки по своему составу, содержанию и (или) оформлению требованиям документации о закупке по существу;
- несоответствие участника закупки требованиям, установленным в документации о закупке;
- несоответствие продукции (товара, работы, услуги), указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации;
- несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации.
В соответствии с пунктом 16 документации участник закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, являющимися приложениями к настоящей документации, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному пунктом 18 документации.
Документы заявки должны содержать конкретные показатели и цифровые значения по параметрам, не содержать граничные показатели в описании товара, если иное не предусмотрено характеристиками товара, установленными производителем. Документы заявки (предложение участника) должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить возможность двояко толковать предложение участника.
Заявка на участие в закупке состоит из двух частей (первой части заявки, второй части заявки) и ценового предложения, подаваемых одновременно. Ценовое предложение участник процедуры закупки формирует, в том числе, с использованием программно-аппаратных средств электронной торговой площадки.
В составе первой части заявки участники закупки должны включить описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке (приложение 2 к документации).
В случае содержания в первой части заявки на участие в закупке сведений об участнике и (или) о ценовом предложении, либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении участника, данная заявка подлежит отклонению.
Заказчик имеет право направить запрос разъяснений участнику по составу и содержанию частей заявки. В случае непредоставления ответа в указанный срок, Заказчик имеет право отклонить поданную заявку.
Согласно пункту 18.1 документации первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке (по форме приложения 2 к документации).
Приложением № 2 к документации установлено, что предложение оформляется участником самостоятельно, в произвольной форме, с указанием конкретных функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик товара), а также наименования страны происхождения поставляемых товаров (по каждой единице товара).
Предложение может содержать чертежи, схемы, таблицы, фотографии, иную справочную информацию, позволяющую Заказчику оценить предлагаемый товар и сделать заключение о соответствии заявленным требованиям. Описание, в том числе, должно содержать, информацию, позволяющую определить соответствие закупаемых работ потребностям заказчика, указанным в техническом задании настоящей документации. Сведения, которые содержатся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований.
В соответствии с пунктом 3 документации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационным характеристикам товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика: указаны в техническом задании (Приложение 1 документации).
Приложением № 1 к документации установлено, что конструкция поджима щита должна быть выполнена по клино-эксцентриковой технологии с конусной фиксацией и диаметром настройки 25 мм.
Первая часть заявки ООО УПК «АРМАКОМ» полностью соответствует требованиям документации, в том числе в заявке указано, что конструкция поджима щита будет выполнена по клино-эксцентриковой технологии с конусной фиксацией и диаметром настройки 25 мм.
Вместе с тем, по мнению заказчика (письменные возражения на жалобу ООО УПК «АРМАКОМ» № 19-01/1414 от 11.11.2019) первая часть заявки ООО УПК «АРМАКОМ» представляет собой полностью скопированное техническое задание заказчика, в том числе эскиз, в связи с чем у заказчика возникли сомнения о достоверности указанных в заявке сведений.
Закупочная Комиссия приняла решение обратиться с запросом на завод «Аркон», который был указан ООО УПК «АРМАКОМ» в первой части заявки как производитель оборудования.
24 октября 2019 года АО «Ярославльводоканал» направило запросы в адрес ООО Завод «Аркон» о предоставлении паспорта и эскиза (чертежа) на затвор щитовой, являвшейся предметом запроса предложений № 31908387175.
В ответ на указанные запросы ООО Завод «Аркон» 24.10.2019 представило образец паспорта на затвор щитовой поверхностный с электроприводом ЗЩПЭ 780.3400.1600, а также отказ в предоставлении эскиза (чертежа) в связи с отсутствием договорных отношений с заказчиком.
АО «Ярославльводоканал», проанализировав образец паспорта на затвор щитовой поверхностный с электроприводом ЗЩПЭ 780.3400.1600, пришло к выводу, что в указанном паспорте отсутствует информация о конструкции поджима щита по клино-эксцентриковой технологии.
Исходя из данных обстоятельств, закупочная Комиссия посчитала, что заявка ООО УПК «АРМАКОМ» содержит недостоверную информацию, так как последний не мог представить необходимый эскиз (чертеж) от производителя в подтверждении того, что поджим щита будет выполнен по клино-эксцентриковой технологии с конусной фиксацией и диаметром настройки 25 мм.
Вместе с тем, Комиссия Ярославского УФАС России, изучив образец паспорта на затвор щитовой поверхностный с электроприводом ЗЩПЭ 780.3400.1600, установила, что в разделе 2 (Основные технические данные и характеристики) указан тип уплотнения — клино-эксцентриковый.
Также Комиссия Ярославского УФАС России установила, что АО «Ярославльводоканал» обращалось к ООО Завод «Аркон» с запросами о предоставлении только документов, а именно: паспорта и эскиза (чертежа) на затвор щитовой, являвшейся предметом запроса предложений № 31908387175, и не обращалось с запросом о возможности последнего изготовить затвор щитовой с конструкцией поджима щита по клино-эксцентриковой технологии с конусной фиксацией и диаметром настройки 25 мм.
12 ноября 2019 года ООО УПК «АРМАКОМ» в адрес антимонопольного органа направлены доказательства того, что предлагаемая в первой части заявки конструкция поджима щита будет выполнена по клино-эксцентриковой технологии с конусной фиксацией и диаметром настройки 25 мм, а именно:
-
письмо ООО Завод «Аркон» исх. № 1211/01 от 12.11.2019 в адрес ООО УПК «АРМАКОМ», соответствии с которым ООО Завод «Аркон» подтверждает готовность осуществить изготовление и поставку затвора щитового с конструкцией поджима щита выполнена по клино-эксцентриковой технологии с конусной фиксацией и диаметром настройки 25 мм;
-
образец паспорта на затвор щитовой поверхностный с электроприводом ЗЩПЭ 780.3400.1600, в соответствии с которым в разделе 2 (Основные технические данные и характеристики) указан тип уплотнения — поджим щита по клино-эксцентриковой технологии с конусной фиксацией и диаметром настройки 25 мм.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик не доказал, что в первой части заявки ООО УПК «АРМАКОМ» содержатся недостоверные сведения, следовательно, оснований, перечисленных в пункте 16.17 Положения о закупке, пункте 19 документации для отклонения первой части заявки ООО УПК «АРМАКОМ» у заказчика не имелось.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган считает, что организатором торгов неправомерно отклонена первая часть заявки ООО УПК «АРМАКОМ», что является нарушением принципов справедливости и запрета необоснованного ограничения конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы Комиссией Ярославского УФАС России также было установлено, что заказчиком неправомерно отклонены первые части заявок с идентификационными №№ 2, 7.
Основанием для отклонения данных заявок послужило отсутствие в описании поставляемого товара наименования товара (торговой марки), производителя.
Вместе с тем, требования об указании наименования товара (торговой марки), производителя в первой части заявки заказчиком в документации не установлено.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, АО «Ярославсльводоканал» к участникам с идентификационными №№ 2, 7 предъявил требования, не установленные в документации, что также является нарушением принципов равноправия и справедливости (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Вместе с тем, Комиссией Ярославского УФАС России было установлено, что первая часть заявки участника с идентификационным № 1 не была отклонена по данному основанию, хотя также в описании поставляемого товара отсутствует наименование товара (торговая марка), производитель, что также свидетельствует о нарушении принципов равноправия и справедливости (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО УПК «АРМАКОМ» (вх. № 10856 от 01.11.2019) на действия (бездействие) организатора торгов (заказчика) - АО «Ярославльводоканал» (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384) при проведении закупки в виде запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки затворов щитовых из нержавеющей стали с электроприводом (извещение в ЕИС № 31908387175) обоснованной.
2. Установить в действиях АО «Ярославльводоканал» при проведении закупки в виде запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки затворов щитовых из нержавеющей стали с электроприводом (извещение в ЕИС № 31908387175) нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 16.17 Положения о закупке, пункта 19 документации.
3. Выдать АО «Ярославльводоканал» предписание об отмене протокола № 31908387175/01 от 31.10.2019 о рассмотрении первых частей заявок , протокола № 31908387175/02 от 05.11.2019 о рассмотрении вторых частей заявок и повторном рассмотрении заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки затворов щитовых из нержавеющей стали с электроприводом (извещение в ЕИС № 31908387175).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии К.А. Савичева
А.М. Бубнов