Постановление №11082/07-07 постановление от 13 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Газпром газораспределение Ярославль»

150014, г. Ярославль,

ул. Рыбинская, д. 20

<...>

150023, г.Ярославль,

ул.<...>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 076/04/9.21-743/2020

об административном правонарушении

13 октября 2020 года г. Ярославль

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Лебедева С.Н., рассмотрев протокол начальника отдела контроля ТЭК и ЖКХ Ярославского УФАС России Антоновой М.В. по делу № 076/04/9.21-743/2020 от 01 октября 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Ярославль» (далее — АО «Газпром газораспределение Ярославль»), ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554, юридический адрес: 150014, г. Ярославль, ул.Рыбинская, д.20,

в присутствии представителя АО «Газпром газораспределение Ярославль» – <...> (по доверенности №216 от 17.12.2019),

у с т а н о в и л:

Ярославским УФАС России рассмотрено заявление <...>(вх. № 6460 от 15.06.2020) о неправомерных действиях АО «Газпром газораспределение Ярославль», выразившихся в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.

В ходе рассмотрения установлены следующие фактические обстоятельства.

05.12.2019, 25.03.2020, 15.06.2020 <...> обращалась в АО «Газпром газораспределение Ярославль» с запросами о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, д.Левцово, кадастровый номер земельного участка <...> (коттеджный поселок «Ле-Виль»).

На все запросы аналогичными по содержанию письмами № ЦФ-00274-20 от 20.01.2020, №ЦФ-00797-20 от 26.05.2020, №ЦФ-01045-20 от 17.06.2020 АО «Газпром газораспределение Ярославль» отказало <...> в выдаче технических условий в связи с дефицитом пропускной способности газотранспортной системы ООО «Газпром трансгаз Ухта», технологически связанной с газораспределительной сетью АО «Газпром газораспределение Ярославль». При определении технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства АО «Газпром газораспределение Ярославль» руководствуется сведениями о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации ООО «Газпром трансгаз Ухта» на официальном сайте (http://ukhta-tr.gazprom.ru/about/soglasovanie-tekhnicheskoj-vozmo). В письмах указано, что газотранспортная система ООО «Газпром трансгаз Ухта», технологически связанная с газораспределительной системой АО «Газпром газораспределение Ярославль» в Ярославском районе, исчерпала свой ресурс пропускной способности, сведениями о сроках ликвидации дефицита пропускной способности газотранспортной системы Общество не располагает.

<...> при обращении в антимонопольный орган указала, что АО «Газпром газораспределение Ярославль», направляя ей отказы в выдаче технических условий на подключение, другим собственникам земельных участков в коттеджном поселке «Ле-Виль», обращавшимся за выдачей технических условий одновременно с ней, технические условия выдавало.

На запрос антимонопольного органа АО «Газпром газораспределение Ярославль» письмом № КГ-07/01/2315 от 06.07.2020 сообщило, <...> обращалась 05.12.2019, 25.03.2020, 15.06.2020. На все обращения были направлены отказы в выдаче технических условий в связи с дефицитом пропускной способности газотранспортной системы ООО «Газпром трансгаз Ухта», другим заявителям также направлялись отказы. В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте «Газпром трансгаз Ухта» (http://ukhta-tr.gazprom.ru/about/soglasovanie-tekhnicheskoj-vozmo), техническая возможность появлялась разово 23.03.2020 в объеме около 9000 м³/ч на ГРС «Ананьино выход город» на 2 филиала – филиал в Ярославском районе и филиал в г.Ярославле. После получения информации о наличии дополнительных объемов АО «Газпром газораспределение Ярославль» стало принимать заявки на выдачу технических условий. На имеющиеся объемы были выданы технические условия по заявкам, поданным 24.03.2020, частично 25.03.2020, а после исчерпания вышеуказанных объемов АО «Газпром газораспределение Ярославль» вновь стало направлять отказы в выдаче технических условий. АО «Газпром газораспределение Ярославль» указало, что на запрос <...> от 05.12.2020 технической возможности еще не было, на запросы от 25.03.2020, 15.06.2020 – разово появившиеся объемы к моменту подготовки ей технических условий были уже выбраны. В подтверждение своей позиции АО «Газпром газораспределение Ярославль» представило скриншот с официального сайта «Газпром трансгаз Ухта» (http://ukhta-tr.gazprom.ru/about/soglasovanie-tekhnicheskoj-vozmo) за 24.03.2020, реестр выданных технических условий, запросы/заявки на предоставление технических условий /заключение договоров, отказы в предоставлении технических условий, выданные технические условия.

Порядок подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям регламентирован Правилами подключения (технического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила № 1314).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» – совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;

«исполнитель» – газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов

«основной абонент» – юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.

В соответствии с пунктом 6 Правил №1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.

Согласно пункту 7 Правил №1314 запрос о предоставлении технических условий должен содержать:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);

б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;

г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;

д) информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

Согласно пункту 8 Правил №1314 к запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:

а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок), а в случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве - копия схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы, за исключением случаев предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;

б) ситуационный план;

в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров);

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя);

д) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на объект капитального строительства, в случае если завершено строительство указанного объекта;

е) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;

ж) документы, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;

з) утратил силу с 1 января 2019 года;

и) документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание на сеть газораспределения (при реконструкции сети газораспределения), в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

В соответствии с пунктом 12 Правил №1314 в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.

Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается.

Согласно пункту 13 Правил №1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Согласно пункту 14 Правил №1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

В рассматриваемом случае на запрос <...> от 05.12.2019 о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) АО «Газпром газораспределение Ярославль» в течение 3 рабочих дней запрос без рассмотрения не возвратило, срок предоставления технических условий или мотивированного отказа (10 рабочих дней) истек 19.12.2019, отказ в выдаче технических условий подготовлен 20.01.2020. Срок подготовки и ответа на запрос от 05.12.2019 составил 25 рабочих (45 календарных) дней, превышение срока подготовки ответа на запрос составило 15 рабочих (31 календарных) дней.

Кроме того, из представленного АО «Газпром газораспределение Ярославль» реестра подготовленных ответов на заявления о подключении (технологическом присоединении) следует, что технические условия на подключение от ГРС Ананьино были подготовлены 26.03.2020, 27.03.2020. 07.04.2020, 29.04.2020, 07.05.2020 и другие более поздние даты, что позволяет сделать вывод, что техническая возможность подключения была после 25.03.2020. Это ставит под сомнение пояснения АО «Газпром газораспределение Ярославль» о том, что отказ <...>на запрос от 25.03.2020 связан с дефицитом пропускной способности газотранспортной системы ООО «Газпром трансгаз Ухта».

В соответствии с частью 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Отношения по подключению к сетям не образуют самостоятельного вида услуг, в рассматриваемом случае являются частью товарного рынка (услуги) по транспортировке газа, исходя из этого следует, что АО «Газпром газораспределение Ярославль» является субъектом естественной монополии.

Таким образом, действия (бездействие) АО «Газпром газораспределение Ярославль», выразившиеся в нарушении установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства путем нарушения сроков подготовки ответа на запрос <...>о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) от 05.12.2019, неправомерного отказа в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) на запрос от 25.03.2020, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В действиях АО «Газпром газораспределение Ярославль» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в дело не представлено.

Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, АО «Газпром газораспределение Ярославль» должно было предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Потребитель (абонент) в рассматриваемых отношениях является юридически слабой, не обладающей специальными познаниями, стороной, названный субъект зависит от действий Общества. Роль АО «Газпром газораспределение Ярославль» при осуществлении возложенной на него обязанности по технологическому присоединению объекта потребителя предполагает его активное поведение не только в отношениях с обратившимся к ней лицом, но и с иными хозяйствующими субъектами. Принятие активных мер призвано обеспечить право потребителя в установленных законодательством порядке и сроки на технологическое присоединение. Доказательства, подтверждающие, что АО «Газпром газораспределение Ярославль» предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований Правил №1314, в настоящем случае отсутствуют. Доказательств невозможности принятия всех соответствующих необходимых и исчерпывающих мер Общество в ходе административного производства не представило. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения заявителем действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.

На основании вышеизложенного, должностное лицо Ярославского УФАС России приходит к выводу о совершении АО «Газпром газораспределение Ярославль» виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении сроков подготовки ответа на запрос<...>о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) от 05.12.2019, неправомерного отказа в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) на запрос от 25.03.2020.

Согласно пункту 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность в соответствии со статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Однако, антимонопольным органом установлено, что АО «Газпром газораспределение Ярославль» неоднократно допускает нарушения порядка подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, что свидетельствует не о единичном случае, а о систематическом характере нарушений.

С учетом данного факта должностное лицо Ярославского УФАС России считает правомерным назначение АО «Газпром газораспределение Ярославль» наказания в размере, превышающем минимальный размер санкции по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 4.1, частью 1 статьи 9.21, 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Лебедева С.Н.,

п о с т а н о в и л:

привлечь акционерное общество «Газпром газораспределение Ярославль», ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554, юридический адрес: 150014, г. Ярославль, ул.Рыбинская, д. 20, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства (нарушение сроков подготовки ответа на запрос <...> о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) от 05.12.2019, неправомерного отказа в выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) на запрос от 25.03.2020), в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 01091 01 0021 140

УИН 16100500000000714196

Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78 701 000

УФК МФ РФ по Ярославской области

Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 8 (4852) 32-93-71).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России Лебедева С.Н.

Связанные организации

Связанные организации не указаны