Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 1 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

ОАО «РЖД»

e-mail: rkzs@nrr.ru

 

Заявитель

ООО «Главстройпоставка»

e-mail: tender@gsp.moscow

 

Электронная торговая площадка –

РТС-тендер
e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)

 

 

 

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

076/10/18.1-241/2021

30 марта 2021 года г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 01.04.2021 г.)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии – начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М.,

с участием:

от ОАО «РЖД»<...>, <...>, <...>, <...> (по доверенностям),

от ООО «Главстройпоставка»<...>,

рассмотрев жалобу ООО «Главстройпоставка» (вх. № 2428 от 16.03.2021;
вх. № 2503 от 17.03.2021)
на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД»
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО «Главстройпоставка»
(вх. № 2428 от 16.03.2021; вх. № 2503 от 17.03.2021) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД», при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказания услуг по уборке производственных и служебных помещений (извещение № 32009809143).

Обжалуемые действия (бездействие): неправомерное отклонение закупочной комиссией заказчика заявки ООО «Главстройпоставка»; неправомерное, по мнению заявителя, установление заказчиком в закупочной документации в качестве критерия допуска требования о наличии у участника закупки опыта оказания услуг по уборке помещений.

На заседании Комиссии представители заказчика предоставили документы, запрошенные уведомлением от 19.03.2021 № 2104/06-07, с доводами жалобы не согласились.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Неправомерное отклонение заявки, а также установление заказчиком обжалуемых требований к участникам закупки свидетельствует о возможном нарушении заказчиком предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

ОАО «РЖД» в письменных пояснениях (от 22.03.2021 № СЕВ НЮ-2248) указало на нарушение заявителем установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срока обжалования действий заказчика в предусмотренном данной статьей порядке.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Итоговый протокол № Нзэф-66/пр от 25.02.2021 размещен заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 03.03.2021, соответственно, последним днем срока подачи жалобы на действия заказчика в предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядке являлось 13.03.2021 (суббота), а с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации — 15.03.2021.

Антимонопольный орган соглашается с представленной заказчиком судебной практикой и практикой антимонопольной службы, в соответствии с которой датой подачи жалобы является дата ее поступления в антимонопольный орган.

Рассматриваемая жалоба ООО «Главстройпоставка» (исх. № 12/03 от 12.03.2021) поступила в адрес ФАС России, а также Московского УФАС России 12.03.2021 посредством электронной почты.

Поскольку место нахождения заказчика обжалуемой заявителем закупки —
г. Ярославль, на основании письма ФАС России от 05.07.2019 № ИА/57470/19 жалоба ООО «Главстройпоставка» перенаправлена ФАС России, а также Московским УФАС России в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (вх. № 2503 от 17.03.2021 и вх. № 2428 от 16.03.2021 соответственно).

Таким образом, жалоба ООО «Главстройпоставка» поступила в антимонопольный орган в пределах установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срока, а в последующем была перенаправлена в соответствующее территориальное управление антимонопольной службы.

На основании изложенного жалоба ООО «Главстройпоставка» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

16.12.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru ОАО «РЖД» размещено извещение № 32009809143 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказания услуг по уборке производственных и служебных помещений.

Пунктом 3.3.1 закупочной документации установлено, что участник закупки должен соответствовать обязательным (пункт 3.3.2 аукционной документации) и квалификационным требованиям (пункт 1.7 аукционной документации). Для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями аукционной документации.

Согласно пункту 1.7.1 части 1 аукционной документации участник должен иметь опыт оказания услуг по уборке помещений, стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в приложении № 1 аукционной документации. В подтверждение опыта оказания услуг участнику в составе заявки надлежит представить совокупность следующих документов:

  • документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении
    № 1.3 аукционной документации о наличии требуемого опыта;

  • накладные о поставке товаров, акты о выполнении работ, оказании услуг;

  • договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями).

14.01.2021 ООО «Главстройпоставка» подало заявку на участие в рассматриваемом аукционе (регистрационный номер заявки — 3).

В составе второй части заявки ООО «Главстройпоставка» представлена таблица «Сведения об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров», заполненная в соответствии с формой, являющейся Приложением №1.3 к аукционной документации.

Согласно вышеназванной таблице в целях подтверждения требуемого заказчиком опыта ООО «Главстройпоставка» указало на исполнение обязательств по договору
оказания услуг по комплексному обслуживанию домов и комнат отдыха локомотивных бригад № 1/01-18 от 01.01.2018, заключенному с ООО «ТрансСервис» (в дальнейшем ООО «Т Сервис»), а также приложило копию данного договора
и акты, подтверждающие надлежащее исполнение обществом предусмотренных договором обязательств.

Как следует из содержания жалобы, закупочной комиссией заказчика принято неправомерное, по мнению заявителя, решение об отклонении заявки
ООО «Главстройпоставка» по причине неподтверждения обществом наличия опыта оказания услуг по уборке помещений в размере 20 % начальной (максимальной) цены договора.

Вместе с тем, согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 25.02.2021 ООО «Главстройпоставка» отказано в допуске к участию в закупке по иному основанию, а именно: «в связи с представлением документов, предусмотренных пунктом 1.7.1 документации о закупке, содержащих недостоверную информацию — в «Сведениях об опыте оказания услуг (по форме приложения № 1.3 к документации о закупке) указана недостоверная информация о наличии опыта».

Таким образом, Комиссия рассматривает довод заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в закупке применительно к изложенным в Протоколе рассмотрения вторых частей заявок от 25.02.2021 основаниям.

Пунктом 3.7.13 закупочной документации установлено, что заказчик вправе до подведения итогов аукциона в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям аукционной документации.

В соответствии с пунктом 3.7.6.1 закупочной документации участник аукциона не допускается к дальнейшему участию в закупке, в том числе в случае предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

Согласно пункту 3.7.7 закупочной документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе аукционной заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона.

Поскольку в соответствии с Техническим заданием, являющимся приложением к договору № 1/01-18 от 01.01.2018, место оказания услуг — структурные подразделения Свердловской дирекции тяги ОАО «РЖД», закупочной комиссией заказчика в целях реализации предусмотренных пунктом 3.7.13 аукционной документации полномочий направлен запрос о подтверждении исполнения ООО «Главстройпоставка» вышеназванного договора в адрес Свердловского регионального центра безопасности ОАО «РЖД» (№ ИСХ-169/СЕВ РЦБ от 26.01.2021).

В ответ на данный запрос Свердловский региональный центр безопасности
ОАО «РЖД» в письме №ИСХ-369/СВЕРД РЦБЗ от 27.01.2021 пояснил, что со стороны Свердловской дирекции тяги договор оказания услуг по комплексному обслуживанию домов и комнат отдыха локомотивных бригад заключен с ООО «Т Сервис» и исполнен в полном объеме (договор № 2722983 от 11.01.2018). В соответствии с пунктом 4.1.7 данного договора исполнитель обязан не переуступать права и обязанности по настоящему договору без письменного согласия заказчика. Вместе с тем, письменное согласие на переуступку прав по указанному договору третьим лицам Свердловская дирекция тяги не давала.

Учитывая полученную от Свердловского регионального центра безопасности
ОАО «РЖД» информацию, закупочная комиссия заказчика пришла к выводу о том, что
ООО «Главстройпоставка» не осуществлялось оказание услуг по комплексному обслуживанию домов и комнат отдыха локомотивных бригад структурных подразделений Свердловской дирекции тяги ОАО «РЖД» в 2018 г., что свидетельствует о представлении данным участником закупки недостоверных сведений об опыте оказания аналогичных услуг и влечет его отстранение от участия в конкурентной процедуре.

Комиссия считает, что представленные в составе заявки
ООО «Главстройпоставка» в качестве подтверждения опыта оказания аналогичных услуг договор № 1/01-18 от 01.01.2018, а также первичная документация к данному договору (акты, подтверждающие исполнение обязательств по договору заявителем) согласуются между собой, ввиду чего каких-либо оснований не доверять представленным документам у закупочной комиссии заказчика не имелось.

Письмо Свердловского регионального центра безопасности ОАО «РЖД» №ИСХ-369/СВЕРД РЦБЗ от 27.01.2021, а также представленные заказчиком на заседание Комиссии 29.03.2021 платежные поручения к договору № 2722983 от 11.01.2018 подтверждают, что сторонами вышеназванного договора являлись структурное подразделение ОАО «РЖД» и ООО «Т Сервис», а также подтверждают отсутствие факта уведомления заказчика о привлечении третьего лица к оказанию предусмотренных договором услуг.

Вместе с тем, вышеперечисленные документы не опровергают факта оказания услуг по комплексному обслуживанию домов и комнат отдыха локомотивных бригад структурных подразделений Свердловской дирекции тяги ОАО «РЖД» могли быть оказаны третьим лицом - ООО «Главстройпоставка» по договору № 1/01-18 от 01.01.2018 без надлежащего уведомления ООО «Т Сервис» заказчика в лице
ОАО «РЖД».

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Главстройпоставка» представлены платежные поручения с отметками банка о проведении операций, соответствующие приложенным в составе заявки ООО «Главстройпоставка» актам выполненных работ и подтверждающие осуществление ООО «Т Сервис» оплаты оказанных
ООО «Главстройпоставка» услуг по договору № 1/01-18 от 01.01.2018, то есть наличие между сторонами договорных правоотношений, указанных заявителем в качестве подтверждения наличия у него требуемого заказчиком опыта.

В материалы дела ООО «Главстройпоставка» также представлено письмо Свердловского регионального центра безопасности ОАО «РЖД» (№ ИСХ-2633/СВЕРД РЦБЗ от 24.05.2019), направленное в адрес начальника Свердловской дирекции тяги <...> и содержащее сведения о том, что обслуживание дома отдыха локомотивных бригад на с. Пермь-2 осуществляет ООО «Главстройпоставка» на основании заключенного с ООО «Т Сервис» договора субподряда, который сотрудникам ОАО «РЖД» предоставлен не был.

Согласно письменным пояснениям заказчика от 30.03.2021 указанное письмо Свердловского регионального центра безопасности ОАО «РЖД» (№ ИСХ-2633/СВЕРД РЦБЗ от 24.05.2019) не относится к услугам, оказанным ООО «Главстройпоставка» в рамках приложенного в составе заявки договора, срок исполнения обязательств по которому истек 31.12.2018. Поименованные в письме обстоятельства имели место в ходе исполнения договора № 3427188 от 30.04.2019, заключенного между ОАО «РЖД» и ООО «Т Сервис».

Комиссия соглашается с указанным доводом заказчика. Вместе с тем, на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что места оказания вышеназванных услуг не предусматривают пропускного режима или иных способов контроля посещающих их лиц, что свидетельствует о наличии возможности оказания услуг по комплексному обслуживанию домов и комнат отдыха локомотивных бригад не только исполнителем по заключенному с ОАО «РЖД» договору, но и любыми привлеченными им третьими лицами. Письмо Свердловского регионального центра безопасности ОАО «РЖД» (№ ИСХ-2633/СВЕРД РЦБЗ от 24.05.2019) подтверждает фактическое оказание ООО «Т Сервис» в рамках иного договора субподряда услуг по комплексному обслуживанию домов и комнат отдыха локомотивных бригад посредством привлечения ООО «Главстройпоставка» без надлежащего уведомления ОАО «РЖД», тем самым подтверждая возможность применения сторонами аналогичного способа исполнения обязательств по договору № 1/01-18 от 01.01.2018.

Пунктом 11 Извещения о проведении рассматриваемой закупки установлено, что дата окончания срока подачи заявок – 15.01.2021.

В соответствии с пунктом 12 Извещения рассмотрение вторых частей заявок осуществляется 04.02.2021.

Как было указано выше, письмо Свердловского регионального центра безопасности ОАО «РЖД» №ИСХ-369/СВЕРД РЦБЗ подготовлено и направлено в адрес заказчика 27.01.2021, то есть за 5 рабочих дней до даты рассмотрения вторых частей заявок, содержащих, в числе прочего, сведения о наличии у участников закупки опыта оказания аналогичных услуг.

На заседании Комиссии представитель заказчика подтвердил, что после получения вышеназванного письма №ИСХ-369/СВЕРД РЦБЗ у закупочной комиссии заказчика имелось достаточное количество времени для анализа изложенных в нем сведений и получения, при необходимости, дополнительной информации в соответствии с пунктом 3.7.13 закупочной документации либо разъяснений от
ООО «Главстройпоставка» в соответствии с пунктом 3.7.25 закупочной документации.

На вопрос Комиссии о причинах ненаправления закупочной комиссией
ОАО «РЖД» запроса в адрес ООО «Т Сервис» с целью установления лица, которым фактически оказывались услуги по заключенному с ОАО «РЖД» договору № 2722983 от 11.01.2018, представитель заказчика пояснил, что, по его мнению, направление данного запроса нецелесообразно поскольку предполагает получение очевидного ответа о наличии факта привлечения субподрядной организации.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 3.7.7 закупочной документации предоставление в составе заявки недостоверных сведений и выявление заказчиком названного факта является самостоятельным основанием для отстранения участника закупки на любом этапе ее проведения.

Указанное право закупочной комиссии влечет более значимые правовые последствия для участника закупки, нежели несоответствие заявки формальным требованиям закупочной документации, а потому, по мнению Комиссии, предполагает наличие у заказчика неопровержимых доказательств недостоверности представленных сведений.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности.

В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 постановления от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под несоответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, по смыслу приведенных положений речь идет о заведомом предоставлении участником закупки недостоверных относительно собственного опыта, что могло бы обусловить недобросовестность такого участника и необходимость отклонения его заявки в целях недопущения срывов заключения договоров либо их ненадлежащего исполнения.

Обратное бы противоречило законодательно закрепленной презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, как было указано выше, представленные в составе заявки
ООО «Главстройпоставка» документы согласуются между собой, ввиду чего каких-либо оснований не доверять представленным документам у заказчика не имелось. Представленные сторонами в ходе рассмотрения жалобы документы и сведения также не подтверждают отсутствие договорных отношений между ООО «Т Сервис» и
ООО «Главстройпоставка», на которые ссылается заявитель, равно как и не подтверждают неисполнение заявителем обязательств по договору
№ 1/01-18 от 01.01.2018, то есть отсутствие у него указанного в заявке опыта. Добросовестность ООО «Главстройпоставка», а также его право на участие в рассматриваемой закупке не может быть поставлены заказчиком в зависимость от наличия/отсутствия факта уведомления контрагентом ОАО «РЖД» о привлечении к оказанию услуг третьих лиц, то есть от добросовестности иного хозяйствующего субъекта.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о неправомерном отклонении заявки ООО «Главстройпоставка» по изложенным в Протоколе рассмотрения вторых частей заявок от 25.02.2021 основаниям, что свидетельствует о нарушении закупочной комиссией заказчика пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупах, а также пункта 3.7.7 закупочной документации.

Как следует из содержания жалобы, ООО «Главстройпоставка» полагает неправомерным установление заказчиком в пункте 1.7.1 закупочной документации в качестве критерия допуска требования о наличии у участника закупки опыта оказания услуг по уборке помещений.

Согласно письменным пояснениям ОАО «РЖД» от 22.03.2021 № СЕВ НЮ-2248 заказчик полагает, что данный довод заявителя не подлежит рассмотрению антимонопольным органом.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с Протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 25.02.2021 заявка ООО «Главстройпоставка» отклонена закупочной комиссией заказчика не по причине отсутствия у данного хозяйствующего субъекта требуемого заказчиком опыта. Ввиду наличия у заявителя опыта оказания услуг по уборке помещений, включение в пункт 1.7.1 закупочной документации обжалуемого требования не явилось препятствием для подачи ООО «Главстройпоставка» заявки на участие в рассматриваемой закупке, соответственно, не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках данный довод заявителя не подлежит рассмотрению Комиссией в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Главстройпоставка» (вх. № 2428 от 16.03.2021; вх. № 2503 от 17.03.2021) на действия (бездействие) заказчика — ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказания услуг по уборке производственных и служебных помещений (извещение № 32009809143) обоснованной.
  2. Признать закупочную комиссию заказчика нарушившей пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 3.7.7 закупочной документации.
  3. Выдать ОАО «РЖД» обязательное для исполнения предписание об отмене Протокола рассмотрения вторых частей заявок от 25.02.2021, Протокола заседания конкурсной комиссии Северной железной дороги от 25.02.2021 и повторном рассмотрении заявки ООО «Главстройпоставка» с учетом выявленных Комиссией нарушений.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии А.В. Семенюк

 

С.А. Шарутина

 

А.М. Бубнов

Связанные организации

Связанные организации не указаны