Определение №АШ/2182/23 076/05/18-1417/2023 от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 076/05/18-1417/2023 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«15» ноября 2023 года г. Ярославль

Председатель Комиссии Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и.о. заместителя руководителя Управления Шушкова А.С., рассмотрев материалы по обращению физического лица по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

УСТАНОВИЛ:

В Ярославское межрегиональное УФАС России поступило заявление (вх. № 12592/23 от 15.09.2023) о распространении 16.08.2023 в 14:59 с электронной почты bank@open.ru на электронную почту mitetereva@yandex.ru рекламы кредитной карты без согласия абонента на ее получение без указания полных условий предоставления кредитной карты.

К рекламной информации, направленной на формирование и поддержание интереса к определенному лицу и его продвижение на рынке относится указание следующей информации о лице:

- наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или название торгового предприятия данного лица (независимо от указания вида деятельности), выполненное с использованием товарных знаков, логотипов или иных индивидуализирующих данное лицо обозначений, цветов, - контактная информация о лице (почтовый адрес, телефон, адрес сайта, электронной почты и т.п.),

- характеристика, описание лица, его деятельности,

- информация о производимых или реализуемых товарах.

Таким образом, характер информации и ее отнесение к рекламе, либо не рекламе связан исключительно с ее целевой направленностью на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации. Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю. Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В соответствии с позицией, изложенной в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Кроме того, по своему содержанию информация, доведенная до заявителя посредством электронных писем, адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Рассматриваемая информация, которая доводилась до сведения Заявителя посредством направления электронного сообщения, является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- информация распространена в форме телефонного звонка по сети электросвязи, а именно посредством использования подвижной радиотелефонной связи.

Согласно пункту 35 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;

- объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункты 2 - 3 ст. 3 ФЗ «О рекламе»).

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является кредитная карта банка.

- информация была адресована неопределенному кругу лиц-пользователей связи и является неперсонифицированной, поскольку невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации. Не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации объекта рекламирования. Информация, представленная в телефонном разговоре, не обращена к конкретному потребителю, из текста беседы не следует, что она была адресована каким-либо определенным лицам.

Сведения не носят персонализированного характера, представляют интерес для неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Исходя из содержания обращения, рассматриваемая реклама поступила на номер телефона заявителя без его согласия, что содержит признаки нарушения требований, установленных частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".

В тексте рекламы указано: «120 дней без процентов», вместе с тем информация о полной процентной ставки после указанного срока не содержится. В связи с этим усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рекламе указано: «бесплатное снятие наличных, 0 р в первый месяц, далее при подключении подписки», вместе с тем умалчивается о расходах на снятие наличных со второго месяца пользования картой. В связи с этим усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно частям 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных С Закона, несет рекламодатель.

Из материалов дела следует, что рекламодателем и рекламораспространителем является ПАО Банк «ФК Открытие».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 076/05/18-1417/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицо, в чьих действиях усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ПАО Банк «ФК Открытие» (ИНН 7706092528, ОГРН 1027739019208; 620028, 115114, город Москва, Летниковская ул., д. 2 стр. 4).

4. Назначить дело № 076/05/18-1417/2023 к рассмотрению на «14» декабря 2023 года в 13 часов 30 минут в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46, к. 306.

5. ПАО Банк «ФК Открытие» представить не позднее «13» декабря 2023 года следующие сведения (надлежащим образом заверенные документы и материалы):

- документы, подтверждающие наличие согласия владельца электронной почты mitetereva@yandex.ru на получение рекламы, с приложением подтверждающих документов;

- документы, на основании которых распространялась реклама (договоры, акты, платежные поручения и др.);

- сведения о полных условиях предоставления и обслуживания данной карты (с приложением подтверждающих документов);

- письменные пояснения по факту распространения рекламы, а также в случае отсутствия запрашиваемых сведений.

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, (либо представителя с доверенностью на участие в деле) для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

Принять участие в работе комиссии Ярославского УФАС России можно, пройдя по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/4462585905.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны