Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 10 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

...

 

Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области

doosp@yarregion.ru

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-762/2024

 

5 июня 2024 года                                                                                             г. Ярославль

(изготовлено в полном объеме 10.06.2024)

 

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – ..., члены Комиссии – ..., ...,

с участием:

от ... (заявитель) – уполномоченные представители на основании доверенностей ... (до перерыва),

от Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области (заказчик, организатор торгов) – уполномоченные представители на основании доверенностей ... (до перерыва),

рассмотрев жалобу ... (вх. № 8096/24 от 21.05.2024) на действия (бездействие) организатора торгов — Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, при проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования для использования участка акватории озера Неро в г. Ростове Ростовского муниципального района Ярославской области в районе д. 13 по ул. Подозерка в целях размещения плавательных средств, других объектов и сооружений (извещение № 23000050210000000004, лот №1), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ярославское межрегиональное УФАС России поступила жалоба ... (вх. № 8096/24 от 21.05.2024) на действия (бездействие) организатора торгов — Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, при проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования для использования участка акватории озера Неро в г. Ростове Ростовского муниципального района Ярославской области в районе д. 13 по ул. Подозерка в целях размещения плавательных средств, других объектов и сооружений (извещение № 23000050210000000004, лот №1) (далее – жалоба).

Обжалуемые действия (бездействия): по мнению подателя жалобы, закупочная документация содержит нарушения норм Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее – Водный кодекс) и законодательства о защите конкуренции следующего характера.

(1) В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.02.2023 N 274 орган местного самоуправления обеспечивает согласование условий использования водного объекта с ГИМС МЧС. Такое согласование сделано не было, так как иначе в пункт 7 проекта договора водопользования не было бы включено условие о соблюдении Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, утвержденных Приказом МЧС России от 20 июля 2020 г. № 540, который не должен регулировать отношения по настоящему договору (предмет договора не может быть отнесен к предмету регулирования Приказа МЧС России от 20 июля 2020 г. № 540);

(2) В пояснительной записке (приложение к документации) указана планируемая деятельность на акватории (размещение причалов понтонного типа, стоянка маломерных судов, габариты причалов, лодок), при этом, в документации отсутствуют: проектная документация, отвечающая за план размещения этих объектов, условиях хранения; указание на соответствующие нормативные требования к такой обозначенной деятельности, гидрологические характеристики, влияющие на расчетную численность судов. Отсутствие подобные сведений впоследствии может привести к нарушению победителем аукциона требований законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды (ее загрязнению);

(3) В закупочной документации отсутствуют материалы Оценки воздействия на окружающую среду, которые должны проводиться в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности (отсутствие подобных сведений впоследствии может привести к нарушению требований законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды (ее загрязнению));

(4) Организатор торгов в нарушение требований водного законодательства выставил на оспариваемый аукцион участок акватории, который относится к категории особо охраняемых природных территорий (акваторий), не переведя заранее данную акваторию в категорию акватории хозяйственного пользования (по Постановлению Правительства Ярославской области от 27 сентября 2012 года № 981-п);

(5) В закупочной документации (в том числе проекте договора водопользования) отсутствуют требования законодательства о соблюдении режима особо охраняемой территории, законодательства об охране окружающей среды.

Организатор торгов не признал нарушений, представил на заседание Комиссии запрошенные документы и материалы.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

18.03.2024 организатором торгов, Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, на официальном сайте ГИС ТОРГИ   https://torgi.gov.ru/ размещены извещение № 23000050210000000004 и документация о проведении аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования для использования участка акватории озера Неро в г. Ростове Ростовского муниципального района Ярославской области в районе д. 13 по ул. Подозерка в целях размещения плавательных средств, других объектов и сооружений.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 45 378,55 руб.

Дата и время начала подачи заявок - 19.03.2024 15:00 (МСК).

Дата и время окончания подачи заявок - 12.04.2024 12:00 (МСК).

Дата проведения торгов            - 19.04.2024 13:00 (МСК).

Характеристики лота:

Предметом аукциона является право на заключение договора водопользования для использования участка акватории озера Неро в г. Ростове Ростовского муниципального района Ярославской области в районе д. 13 по ул. Подозерка, площадью 0,003233 км2 в целях размещения плавательных средств, других объектов и сооружений.

Географические координаты места водопользования:

 

№ п/п

координаты

ГСК 2011

МСК-76

с.ш.

в.д.

X

Y

1

57°11'0,74"

39°25'24,98"

326049,71

1302945,78

2

57°11'2,04"

39°25'28,50"

326091,81

1303004,03

3

57°11'0,64"

39°25'29,98"

326048,82

1303029,44

4

57°10'59,57"

39°25'26,26"

326014,92

1302967,38

(указываются  местоположение и географические координаты)

Способ водопользования - Водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Статья 11 Водного кодекса регулирует предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату (часть 1 статьи 12 Водного кодекса).

В соответствии со статьей 13 Водного кодекса договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

Порядок подготовки и заключения договора водопользования (в том числе перечень видов водопользования), если право на заключение договора водопользования приобретается на аукционе, порядок проведения этого аукциона утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 Водного кодекса).

Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, а также Правила проведения аукциона (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.12.2022 N 2378 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" (вместе с "Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе", "Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования") (далее – Постановление № 2378).

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

(1). Обратившись к пункту 3 Постановления Правительства РФ от 18.02.2023 N 274 "О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами подготовки и заключения договора водопользования") (далее - Постановления Правительства РФ от 18.02.2023 N 274) Комиссия установила, что подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

а) Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии с частью 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, а также в отношении морей или их отдельных частей;

б) исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта;

в) орган местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование (далее - заявитель) в случаях вправе обратиться в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений об идентификационных характеристиках водного объекта и координатах местоположения береговой линии (границы водного объекта), содержащихся в государственном водном реестре.

Заявитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление) в орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта (пункты 4, 5 Постановления Правительства РФ от 18.02.2023 N 274).

Пунктом 22 Постановления Правительства РФ от 18.02.2023 N 274 установлено, что исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления заявления:

а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, выполняет проверку соответствия указанных заявителем параметров водопользования установленным схемами комплексного использования и охраны водных объектов квотам забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, а также нормативам допустимого воздействия на водные объекты и расчетам размера платы за пользование водным объектом;

б) обеспечивает согласование в электронном виде условий использования водного объекта со следующими органами, организациями и должностными лицами по вопросам, отнесенным к их компетенции:

с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в случае использования водного объекта в целях, предусмотренных подпунктами "а" (если забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов осуществляется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), "в" и "г" пункта 1 настоящих Правил;

с капитаном морского порта - в случае использования водного объекта в акватории морского порта;

с администрацией бассейна внутренних водных путей - в случае использования водного объекта в пределах внутренних водных путей Российской Федерации;

с Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в случае использования водного объекта в целях, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 1 настоящих Правил;

с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных ресурсов и (или) в сфере туризма - в случае использования акватории водного объекта в целях, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 1 настоящих Правил, если такая акватория прилегает к землям населенных пунктов;

с органами местного самоуправления - в случае, если заявленная к использованию часть водного объекта прилегает к землям населенных пунктов (на предмет соответствия условий использования водного объекта документам территориального планирования и документации по планировке территории и правилам использования водных объектов, устанавливаемым органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации);

в) осуществляет проверку наличия информации о заявителе:

в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования;

в случае предоставления водного объекта в пользование в целях использования акватории водных объектов для организованного отдыха детей - в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, размещаемом на официальных сайтах исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

в случае использования акватории водных объектов для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями - в перечне физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, размещаемом на официальном сайте Министерства спорта Российской Федерации в сети "Интернет" в целях реализации подпункта 7 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации;

г) принимает решение о возможности предоставления водного объекта в пользование, включая подготовку, подписание и направление на подписание заявителю договора водопользования;

д) направляет заявителю подписанный с двух сторон и зарегистрированный в государственном водном реестре экземпляр договора водопользования или мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование.

При этом, организатор торгов утверждал, что такое согласование им осуществлено, в подтверждение представлено письмо Главного управления МЧС России по Ярославской области от 25.04.2025 № ИП-146-477 (на их. 25-2600/2024 от 19.04.2024), из содержания которого следует, что на озере Неро разрешается обустройство стоянок маломерных судов, собственники которых обязаны выполнять требования Приказа МЧС России от 20.07.2020 № 540.

Таким образом, организатор торгов осуществил согласование с территориальным органом МЧС России, в котором последний указал на необходимость включения в закупочную документацию требований соблюдения Приказа МЧС России от 20.07.2020 № 540. При этом, у Комиссии антимонопольного органа отсутствуют основания и полномочия для проверки такого согласования на предмет законности и обоснованности (ставить под сомнение решения иных профильных органов).

Соответственно, довод заявителя является необоснованным.

 

(2). В соответствии с частью 3 статьи 13 Водного кодекса к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Согласно пункту 8 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 г. N 2378) (далее – Правила) организатор аукциона:

а) определяет порядок, место, дату и время начала и окончания приема заявок;

б) организует подготовку и размещение извещения о проведении аукциона и документации, извещений о признании аукциона несостоявшимся, завершении аукциона или его отмене. Не позднее 22-го рабочего дня до начала проведения аукциона организатор аукциона размещает извещение о проведении аукциона и документацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт). Информация о проведении аукциона, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы;

в) дает разъяснения по подлежащим представлению документам до окончания установленного срока приема заявок;

г) заключает договоры о задатках;

д) обеспечивает хранение зарегистрированных заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность содержащихся в них сведений;

е) формирует действующую на период проведения аукциона комиссию по проведению аукциона (далее - комиссия), утверждает ее персональный состав и назначает ее председателя;

ж) осуществляет организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии;

з) совершает иные действия, связанные с организацией аукциона.

Пунктами 15, 17 Правил установлено, что в извещении о проведении аукциона должны быть указаны:

а) организатор аукциона;

б) предмет аукциона, в том числе сведения о водном объекте, срок действия договора водопользования и его условия;

в) место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок;

г) место, дата и время проведения аукциона;

д) начальная цена предмета аукциона и "шаг аукциона";

е) банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств;

ж) размер задатка и условия его внесения.

Документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать следующую информацию:

а) требования к содержанию и форме заявки, инструкция по заполнению заявки;

б) порядок отзыва заявок и внесения изменений в них;

в) формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений, содержащихся в документации;

г) порядок проведения осмотров предоставляемого в пользование водного объекта заинтересованными лицами и заявителями;

д) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками, а также место, дата и время рассмотрения комиссией этих заявок;

е) срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств.

К документации должен быть приложен проект договора водопользования (пункт 18 Правил).

При анализе пояснительной записки (неотъемлемой части аукционной документации) рассматриваемого аукциона Комиссией установлено ее следующее содержание (указание на конкретную планируемую деятельность победителя закупки в акватории):

 

Положения вышеуказанного законодательства, регулирующие порядок проведения торгов на право заключения договора водопользования, не содержат какие-либо указания относительно требований к содержанию пояснительной записки.

Однако в ходе заседания Комиссии представителями организатора торгов пояснено, что включение планируемой деятельности в рассматриваемый документ является ошибкой со стороны сотрудника Министерства, ответственного за размещение закупочной документации).

Согласно пункту 5 Правил физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование (далее - заявление) в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также ведомственных информационных систем (далее - единая информационная система), в том числе путем использования интерактивной формы заявления. В этом случае заявление и прилагаемые к нему документы подписываются электронной подписью уполномоченного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из пункта 6 Правил в заявлении таких лиц указываются:

а) сведения о заявителе:

полное и сокращенное (при наличии) наименования и организационно-правовая форма, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности по основной деятельности, соответствующий цели предполагаемого водопользования, адрес электронной почты - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического проживания, идентификационный номер налогоплательщика, данные документа, удостоверяющего личность, адрес электронной почты - для физического лица и индивидуального предпринимателя;

б) наименование, идентификационные характеристики водного объекта согласно сведениям, содержащимся в государственном водном реестре, указанным в пункте 4 настоящих Правил, место расположения заявленной к использованию части водного объекта с указанием координат места водопользования, координат местоположения береговой линии (границы водного объекта), в пределах которых предполагается осуществлять водопользование (координаты не менее двух характерных точек береговой линии, прилегающих к крайним точкам места водопользования). Координаты указываются в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

в) вид, цель и срок водопользования;

г) параметры водопользования (кв. км).

В соответствии с пунктом 7 Правил к заявлению прилагаются в форме электронных документов документы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, пояснительная записка к этим материалам, а также содержащие координаты заявленной к использованию части водного объекта, примыкающей к береговой линии (границе водного объекта), определяющиеся в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Исходя из пояснений представителей организатора торгов, сведения о планируемой деятельности по результатам проводимого аукциона ошибочно включены в аукционную пояснительную записку из пояснительной записки, приложенной в составе заявления лица, изъявившего желание «арендовать» данную акваторию, поданного в соответствии с пунктами 6, 7 Правил до этапа разработки аукционной документации. При этом, в пояснительной записке, составляемой по смыслу статьи 13 Водного кодекса, должны быть указаны: цель водопользования, разметы акватории, географические координаты, место нахождение акватории. Сведения о планируемой деятельности представляются после заключения договора водопользования победителем аукциона.

Учитывая, что деятельность в целях осуществления которой потенциальные участники аукциона и планируют «приобрести» в пользование участок акватории у последних может в корне отличаться друг от друга, не представляется обоснованным утверждать, что в пояснительную записку, как часть документации, включающую требования для всех участников аукциона, необходимо включать сведения о планируемом виде деятельности в пределах приобретаемой в пользование акватории.

Кроме того, согласно пункту 12 Правил договор водопользования заключается в соответствии с условиями, предусмотренными извещением о проведении аукциона и документацией об аукционе. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается вносить изменения в условия договора на основании соглашения, заключенного между сторонами этого договора или в одностороннем порядке.

На основании чего, Комиссия приходит к выводу, что пояснительная записка составлена организатором торгом не в должном виде (содержании), соответственно пояснительная записка считается не приложенной в состав аукционной документации.

Таким образом, организатором торгов нарушены требования части 3 статьи 13 Водного кодекса РФ.

 

(3) Пунктом 28 Правил установлено, что датой начала подачи заявок является дата размещения на официальном сайте извещения. Прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. В указанный срок заявитель подает заявку по форме, установленной в документации.

В пункте 29 Правил указан следующий перечень документов и сведений, которые в составе заявки должен подать потенциальный участник аукциона:

а) документ с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименований, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, идентификационного номера налогоплательщика, кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности по основной деятельности, соответствующего цели предполагаемого водопользования, адреса электронной почты, номера телефона - для юридического лица;

б) документ с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), данных документа, удостоверяющего личность, адреса регистрации по месту жительства, адреса фактического проживания, идентификационного номера налогоплательщика, адреса электронной почты, номера контактного телефона - для физического лица, индивидуального предпринимателя;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);

г) реквизиты банковского счета для возврата задатка;

д) документы, подтверждающие внесение задатка;

е) опись представленных документов, подписанная заявителем.

Вместе с тем, согласно пункту 31 Правил организатор аукциона не вправе требовать от заявителя представления документов, не указанных в пункте 29 настоящих Правил.

Проанализировав положения и требования законодательства, регулирующего правоотношения в сфере договора водопользования, заключенного по результатам проведенного аукциона, Комиссия пришла к выводу о том, что последние не содержат прямого требования относительно разработки материалов Оценки воздействия на окружающую среду, регулируемые Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на этапе подачи заявок. Данное отсутствие, по мнению Комиссии, согласуется с вероятностью того, что участник закупки может изменить планируемую цель использования участка акватории в процессе закупки и с вероятностью того, что участник закупки может не стать победителем, однако, затратить свои финансы на процедуру разработки указанных материалов.

Соответственно, довод заявителя о том, что участниками закупки должны на этапе подачи заявки на участие в аукционе разрабатываться материалы Оценки воздействия на окружающую среду, является необоснованным.

 

(4) В соответствии с Постановлением Правительство Ярославской области от 22 августа 2014 года N 822-п принято решение о выделении зоны ограниченного хозяйственного использования и об утверждении Положения о памятнике природы "Озеро Неро" (далее – Постановление № 822-п) (специальный акт).

Согласно пунктам 1, 2, 3 Постановления № 822-пм Положение о памятнике природы "Озеро Неро" (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Наименование и категория особо охраняемой природной территории - памятник природы "Озеро Неро" (далее - памятник природы). Статус - региональный.

Пунктом 14.2 Постановления № 822-п допускается использование памятника природы в следующих целях:

- научные, в том числе мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов;

- эколого-просветительские, в том числе проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов;

- рекреационные;

- природоохранные, в том числе сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов грибов, лишайников, растений и животных,

а также в целях, не противоречащих задачам объявления природных объектов и комплексов памятником природы и установленному в их отношении режиму охраны, в том числе:

- забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, для технологических нужд существующих жилых и хозяйственных объектов, для существующих и планируемых объектов сельскохозяйственного производства, осуществление водохозяйственных мероприятий, связанных с охраной и реабилитацией водных объектов, а также предотвращением негативного воздействия вод, при согласовании с департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - ДООСиП ЯО) материалов оценки воздействия на окружающую среду, обосновывающих отсутствие негативного воздействия на памятник природы;

- любительские охота и рыболовство;

- осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства и организации рыболовства, в том числе создание и эксплуатация объектов инфраструктуры, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- использование объектов животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области;

- благоустройство территории в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области и при согласовании с ДООСиП ЯО;

- движение и стоянка механизированных транспортных средств, используемых в целях охраны и изучения территории памятника природы, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, пресечения и раскрытия преступлений, аварийно-спасательных работ, государственного экологического мониторинга, научных исследований, а также иных транспортных средств, движение и стоянка которых разрешены Положением;

- движение и стоянка водных моторных транспортных средств на участке акватории озера Неро шириной 500 метров вдоль границы городского поселения города Ростова; движение осуществляется на минимальной скорости транспортного средства (за исключением случаев, связанных с необходимостью принятия экстренных мер в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, пресечения и раскрытия преступлений, аварийно-спасательных работ);

- устройство причалов на участке акватории озера Неро шириной 500 метров вдоль границы городского поселения города Ростова в соответствии с требованиями водного и градостроительного законодательства.

Соответственно, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что на территории памятника природы – озеро Неро, выделена зона ограниченного хозяйственного пользования в вдоль границ городского поселения города Ростова.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 9 Постановления № 822-п изменение границ, выделение зон ограниченного хозяйственного использования, реорганизация, упразднение памятника природы осуществляются в соответствии с Порядком создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 27.09.2012 N 981-п "Об утверждении Порядка создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области" (далее - Постановление Правительства области от 27.09.2012 N 981-п).

Обратившись к положения Постановления Правительства области от 27.09.2012 N 981-п, Комиссия установила, что в пункте 3.2.4 указано, что выделение зон ограниченного хозяйственного использования на землях водного фонда не осуществляется (за исключением зон ограниченного хозяйственного использования, выделяемых для обеспечения функционирования линейных объектов в случае их прохождения по землям водного фонда и землям иных категорий). В случае выделения зоны ограниченного хозяйственного использования на землях, примыкающих к землям водного фонда и (или) расположенных в водоохранной зоне водного объекта, в материалах оценки воздействия на окружающую среду, обосновывающих допустимость выделения такой зоны, проводится оценка воздействия планируемых видов деятельности на водный объект, водные биологические ресурсы и иных гидробионтов.

При таких обстоятельствах довод заявителя не нашел своего подтверждения.

 

 (5) Согласно пункту 10 Правил подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении.

При анализе извещения о закупке и закупочной документации, в том числе проекта договора водопользования (пункт 7), Комиссией установлено, что в содержании последний указано, что потенциальный водопользователь при исполнении договора обязан соблюдать следующие условия водопользования по соглашению сторон:

- соблюдать режим особой охраны памятника природы «Озеро Неро», установленный Положением о памятнике природы «Озеро Неро»,        утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 22.08.2014 № 822-п «О выделении зоны ограниченного хозяйственного использования и об утверждении Положения о памятнике природы «Озеро Неро»;

        - соблюдать режим охранной зоны памятника природы «Озеро Неро», в соответствии с Положением об охранной зоне памятника природы «Озеро Неро», утвержденным указом Губернатора области от 25.06.2014 № 254 «Об утверждении Положения об охранной зоне памятника природы «Озеро Неро»;

- соблюдать режим зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ростовского Кремля» в городе Ростове Ярославской области в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 14.11.2016 № 1215-п «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ростовского Кремля» в городе Ростове Ярославской области, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон»;

- осуществлять деятельность в соответствии с требованиями ст.50 ФЗ от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

- исключить производство хозяйственной деятельности на водном объекте без согласования с Московско-Окским территориальным управлением Росрыболовства, в соответствии с действующим законодательством;

- обеспечить соблюдение Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 20 июля 2020 г. № 540 (надзор за исполнением данного пункта осуществляется территориальными органами ГИМС МЧС России);

- предоставить органам исполнительной власти Ярославской области и органам местного самоуправления без предъявления требований компенсации упущенной экономической выгоды возможность проведения природоохранных мероприятий на озере Неро, в том числе его охраны, реабилитации, а также мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод;

- соблюдать режим использования водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Неро согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ;

- обеспечить пользование (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водного объекта общего пользования шириной 20 м для передвижения и пребывания около водного объекта, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств (п.6, п.8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006      №74-ФЗ);

- не допускать ухудшения качества воды в оз. Неро;

- соблюдать требования СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

- соблюдать требования СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Однако организатором торгов в состав извещения и документации не включены следующие условия водопользования:

- соблюдения режима особо охраняемой территорий памятников природы в соответствии с требованиями статьи 27 "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ;

- соблюдение требований Федерального закона об "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, при условии, что предмет аукциона – акватория озера Неро, как уже вышеизложено, является Памятником природы и особо охраняемой природной территорией.

Таким образом, не включив указанные требования в отношении условий водопользования в состав извещения о закупке и закупочной документации, организатор торгов допустил нарушение пункта 10 Постановления Правительства РФ от 22.12.2022 N 2378.

Комиссия Ярославского межрегионального УФАС России, принимая во внимание обстоятельства, что, по заявитель и организатор торгов сообщили, что оспариваемый аукцион состоялся, на основании результатов подписан договор водопользования, приняла решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений организатору торгов не выдавать.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ... (вх. № 8096/24 от 21.05.2024) на действия (бездействие) организатора торгов — Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, при проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования для использования участка акватории озера Неро в г. Ростове Ростовского муниципального района Ярославской области в районе д. 13 по ул. Подозерка в целях размещения плавательных средств, других объектов и сооружений (извещение № 23000050210000000004, лот №1), обоснованной в части нарушения части 3 статьи 13 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Постановления Правительства РФ от 22.12.2022 N 2378 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона".

2. Признать организатора торгов, Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, нарушившим часть 3 статьи 13 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Постановления Правительства РФ от 22.12.2022 N 2378 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона".

3.      Не выдавать организатору торгов, Министерству лесного хозяйства и природопользования Ярославской области, обязательное для исполнения предписание.

4.      Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны