Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение поря... от 12 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-229/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.03.2024                 г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 12.03.2024

 

Комиссия Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Колосова А.С.,

с участием:

от ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» – "..." (по доверенности),

"..." (лично) (до перерыва),

рассмотрев жалобу "..."(вх. № 2520-ЭП/24 от 16.02.2024) на действия (бездействие) заказчика — ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» (извещение № 32413264631), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское Межрегиональное УФАС России поступила жалоба "..." (вх. № 2520-ЭП/24 от 16.02.2024) на действия (бездействие) заказчика — ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» (извещение № 32413264631).

Обжалуемые действия (бездействие): положения закупочной документации.

В жалобе Заявитель указывает, что в требованиях к участникам закупки установлено:

«Участник также должен предоставить Заказчику, на дату подачи заявки, образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, с описанием состава, плотности, эксплуатационных свойств. Образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, предоставленных Заказчику Участником, не возвращаются».

Запрос разъяснений положений аукционной документации, опубликованный 14.02.2024 16:20 (МСК), содержит следующую информацию:

[запрос]: «В аукционной документации установлено требование: «Участник также должен предоставить Заказчику, на дату подачи заявки, образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, с описанием состава, плотности, эксплуатационных свойств. Образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, предоставленных Заказчику Участником, не возвращаются.» Прошу разъяснить, куда, когда и в какой форме участник закупки должен предоставить образцы и описание материалов? Допускает ли при этом раскрытие сведений об участнике закупке? Возможно ли отправить образцы и описание материалов почтой?»

[ответ Заказчика]: «Образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры с описанием состава, плотности, эксплуатационных свойств могут быть направлены заказчику любой службой доставки в аккуратно сложенном виде, упакованы в картонный короб или курьерский пакет, адрес: г. Ярославль ул. Гагарина 76 стр.1 с понедельника по четверг с 8:00 до 16:00; в пятницу с 8:00 до 15:00. Не допускается, рекомендуется отправить от физического лица.»

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Заявитель отмечает:

- Главным критерием оценки заявки участников аукциона является ценовое предложение, поданное ими в ходе торгов. На основании этого (самая низкая цена) происходит выбор победителя закупки. Заказчик при проведении аукциона (не конкурса!) устанавливает излишние требования – предоставление образцов материалов при подаче заявки. При этом Заказчик не обосновывает в аукционной документации необходимость данного требования, а также не устанавливает систему оценки образцов (как они будут оцениваться Заказчиком и как они повлияют на оценку заявки участника закупки).

-Одним из правил аукциона является анонимность участников закупки при проведении первого этапа (оценка первых частей заявок, содержащих показатели товаров, допуск на торги, подача ценовых предложений). Запрашивая доставку образцов материалов на этом этапе Заказчик нарушает этот принцип, так как доставка и от физического лица не может быть анонимной и ведёт к раскрытию сведений об участнике закупки. Соответственно Заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки, нарушен регламент проведения процедуры электронного аукциона.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения и документы, запрошенные уведомлением от 19.02.2024 № СО/2168/24.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалобы Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.

09.02.2024 г. Заказчиком посредством электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ», а также в единой информационной системе размещено Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вещевого имущества (извещение № 32413264631).

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в закупочной документации должны быть указаны в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 15 Документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вещевого имущества, среди прочего, установлено требование: «Участник также должен предоставить Заказчику, на дату подачи заявки, образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, с описанием состава, плотности, эксплуатационных свойств. Образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, предоставленных Заказчику Участником, не возвращаются».

Вместе с тем согласно статье 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Требование о представлении на этапе подачи заявки образцов предлагаемого к поставке товара в соответствии с требованиями Документации, обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в техническом задании Документации продукцию, что накладывается на участника закупки дополнительные финансовые расходы.

Кроме того, в случае, если участник закупки не является производителем предлагаемого к поставке товара, в отсутствие обязанности производителя/дилера предлагаемого к поставке товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении образцов товара, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера, его официального представителя.

Возможность установление такого рода требования в документации о проведении закупочной также не предусмотрена Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «3 отряд ГПС по Ярославской области (договорной).

На основании вышеизложенного, Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для его представления до подведения итогов закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Бегишевой Е.В. (вх. № 2520-ЭП/24 от 16.02.2024) на действия (бездействие) заказчика — ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» (извещение № 32413264631) обоснованной.

2.Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 12.03.2024 № 076/10/18.1-229/2024.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского Межрегионального УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                С.Н. Охинцева

 

Члены Комиссии:                                                                              Я.В. Хлынина

 

                                                                                                            А.С. Колосова

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения закупки

№ 076/10/18.1-229/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.03.2024                 г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме 12.03.2024

 

Комиссия Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Охинцева С.Н., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Колосова А.С.,

с участием:

от ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» – Ликликадзе И.М. (по доверенности),

ИП Бегишевой Е.В. (лично) (до перерыва),

рассмотрев жалобу ИП Бегишевой Е.В. (вх. № 2520-ЭП/24 от 16.02.2024) на действия (бездействие) заказчика — ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» (извещение № 32413264631), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

в Ярославское Межрегиональное УФАС России поступила жалоба ИП Бегишевой Е.В. (вх. № 2520-ЭП/24 от 16.02.2024) на действия (бездействие) заказчика — ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» (извещение № 32413264631).

Обжалуемые действия (бездействие): положения закупочной документации.

В жалобе Заявитель указывает, что в требованиях к участникам закупки установлено:

«Участник также должен предоставить Заказчику, на дату подачи заявки, образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, с описанием состава, плотности, эксплуатационных свойств. Образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, предоставленных Заказчику Участником, не возвращаются».

Запрос разъяснений положений аукционной документации, опубликованный 14.02.2024 16:20 (МСК), содержит следующую информацию:

[запрос]: «В аукционной документации установлено требование: «Участник также должен предоставить Заказчику, на дату подачи заявки, образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, с описанием состава, плотности, эксплуатационных свойств. Образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, предоставленных Заказчику Участником, не возвращаются.» Прошу разъяснить, куда, когда и в какой форме участник закупки должен предоставить образцы и описание материалов? Допускает ли при этом раскрытие сведений об участнике закупке? Возможно ли отправить образцы и описание материалов почтой?»

[ответ Заказчика]: «Образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры с описанием состава, плотности, эксплуатационных свойств могут быть направлены заказчику любой службой доставки в аккуратно сложенном виде, упакованы в картонный короб или курьерский пакет, адрес: г. Ярославль ул. Гагарина 76 стр.1 с понедельника по четверг с 8:00 до 16:00; в пятницу с 8:00 до 15:00. Не допускается, рекомендуется отправить от физического лица.»

Таким образом, исходя из вышеизложенного, Заявитель отмечает:

- Главным критерием оценки заявки участников аукциона является ценовое предложение, поданное ими в ходе торгов. На основании этого (самая низкая цена) происходит выбор победителя закупки. Заказчик при проведении аукциона (не конкурса!) устанавливает излишние требования – предоставление образцов материалов при подаче заявки. При этом Заказчик не обосновывает в аукционной документации необходимость данного требования, а также не устанавливает систему оценки образцов (как они будут оцениваться Заказчиком и как они повлияют на оценку заявки участника закупки).

-Одним из правил аукциона является анонимность участников закупки при проведении первого этапа (оценка первых частей заявок, содержащих показатели товаров, допуск на торги, подача ценовых предложений). Запрашивая доставку образцов материалов на этом этапе Заказчик нарушает этот принцип, так как доставка и от физического лица не может быть анонимной и ведёт к раскрытию сведений об участнике закупки. Соответственно Заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки, нарушен регламент проведения процедуры электронного аукциона.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения и документы, запрошенные уведомлением от 19.02.2024 № СО/2168/24.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении жалобы Комиссия Ярославского УФАС России установила следующее.

09.02.2024 г. Заказчиком посредством электронной торговой площадки АО «Сбербанк-АСТ», а также в единой информационной системе размещено Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вещевого имущества (извещение № 32413264631).

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в закупочной документации должны быть указаны в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 15 Документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вещевого имущества, среди прочего, установлено требование: «Участник также должен предоставить Заказчику, на дату подачи заявки, образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, с описанием состава, плотности, эксплуатационных свойств. Образцы тканей, нетканых материалов и фурнитуры, предоставленных Заказчику Участником, не возвращаются».

Вместе с тем согласно статье 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Требование о представлении на этапе подачи заявки образцов предлагаемого к поставке товара в соответствии с требованиями Документации, обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в техническом задании Документации продукцию, что накладывается на участника закупки дополнительные финансовые расходы.

Кроме того, в случае, если участник закупки не является производителем предлагаемого к поставке товара, в отсутствие обязанности производителя/дилера предлагаемого к поставке товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении образцов товара, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера, его официального представителя.

Возможность установление такого рода требования в документации о проведении закупочной также не предусмотрена Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «3 отряд ГПС по Ярославской области (договорной).

На основании вышеизложенного, Комиссия Ярославского Межрегионального УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для его представления до подведения итогов закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Бегишевой Е.В. (вх. № 2520-ЭП/24 от 16.02.2024) на действия (бездействие) заказчика — ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» (извещение № 32413264631) обоснованной.

2.Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Ярославской области (договорной)» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 12.03.2024 № 076/10/18.1-229/2024.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского Межрегионального УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:                                                                С.Н. Охинцева

 

Члены Комиссии:                                                                              Я.В. Хлынина

 

                                                                                                            А.С. Колосова

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны