Решение б/н Решение по делу № 03-03/24-11 в отношении МУП «Ярославский г... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение
по делу № 03-03/24-11
 
3 июня 2011 года                                                                         г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2011)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председатель Комиссии заместитель руководителя управления Балабаев С. А., члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М. В, специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В. В., рассмотрев 3 июня 2011 года дело № 03-03/24-11 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Ярославский городской энергосбыт» (далее – МУП «Яргорэнергосбыт») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с участием:
от МУП «Яргорэнергосбыт» - <…>;
представители ТСЖ «Труд-12» на рассмотрении дела не присутствовали, о времени и месте заседания Комиссии уведомлены надлежащим образом, Комиссия
 
у с т а н о в и л а:
            в Ярославское УФАС России поступило заявление (вх. № 9303 от 02.12.2010) ТСЖ «Труд-12» на действия МУП «Яргорэнергосбыт».
            Представители МУП «Яргорэнергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства не признали и пояснили, что действовали по отношению к ТСЖ «Труд-12» в рамках действующего законодательства.
            В ходе рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом установлены следующие фактические обстоятельства.
            Снабжение тепловой энергией многоквартирного дома № 5 по пр-ду Моторостроителей осуществлялось на основании договора № 37 от 01.01.2007 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, заключенного между МУП «Яргорэнергосбыт» и ТСЖ «Труд-12».
            В соответствии с указанным договором теплоснабжения МУП «Яргорэнергосбыт» отпускает тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение через присоединенную сеть в тепловые пункты абонента (ТСЖ «Труд-12»), а абонент оплачивает принятую тепловую энергию.
            В дополнительное соглашение к указанному договору теплоснабжения от 30.01.2009 МУП «Яргорэнергосбыт» включило условие, определяющее количество тепловой энергии в случае неисправности либо отсутствие прибора учета тепловой энергии исходя из теплового и водного баланса в соответствии с «Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 (пункт 4.2.2 дополнительного соглашения).
Принимая решение о нарушении МУП «Яргорэнергосбыт» антимонопольного законодательства Ярославское УФАС России исходит из следующего.
МУП «Яргорэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в границах, охваченных присоединенной сетью.
    Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 ТСЖ «Труд-12» является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим коммунальные услуги, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Следовательно, Договор энергоснабжения между ТСЖ «Труд-12» и МУП «Яргорэнергосбыт» был заключен и исполнялся в целях обеспечения потребителей – граждан, проживающих в многоквартирном доме, которые обслуживает ТСЖ «Труд-12», коммунальными ресурсами (тепловая энергия, горячее водоснабжение)
В силу данного положения ТСЖ «Труд-12» не может являться потребителем коммунальных ресурсов, поставляемых МУП «Яргорэнергосбыт» (ресурсоснабжающей организацией), однако как исполнитель, в соответствии с Правилами № 307 обязано предоставить потребителям (гражданам) возможность реализовать свои права при приостановлении либо ограничении в предоставлении коммунальных услуг в случае нарушения сроков оплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами – императивным нормам.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса РФ предусмотренные статьями 539 – 547 Гражданского кодекса РФ правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса РФ к иным правовым актам относится «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006.
Согласно пункту 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов (Договор энергоснабжения), заключаемого (а соответственно и исполняемого) с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 32 Правил № 307 в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Нормативно не установлено, каким образом осуществляется определение потребленного ресурса в случае ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета свыше 30 дневного срока.
При отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (горячая вода, тепловая энергия), приобретенного в целях его потребления жителями, решается исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением независимо от указания на это в договоре, а в случаях ремонта средств измерений – до 30 дней в соответствии с пунктом 32 Правил № 307, а в случаях ремонта более 30 дней – в согласованном сторонами объеме, но не превышающем норматив потребления.      
Таким образом, действия МУП «Яргорэнергосбыт» по включению в дополнительное соглашение от 30.01.2009 к договору теплоснабжения № 37 от 01.01.2007 условия, согласно которому количество тепловой энергии в случае неисправности либо отсутствие прибора учета тепловой энергии определялось, исходя из теплового и водного баланса в соответствии с «Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000, ущемляют интересы ТСЖ «Труд-12» и тем самым, нарушают запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Учитывая, что соглашением от 13.11.2009 МУП «Яргорэнергосбыт» и ТСЖ «Труд-12» расторгли договор № 37 от 01.01.2007 на отпуск и потребление тепловой энергии, то антимонопольный орган не находит оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьей частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия          
      
р е ш и л а:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие «Ярославский городской энергосбыт» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
Председатель Комиссии                                                                               С. А. Балабаев
 
Члены Комиссии                                                                                         М. В. Гаев  

                                                                                                                      В. В. Платин

Связанные организации

Связанные организации не указаны