Решение №9492/05-02 Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО... от 7 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

ООО Аудиторская компания

«Бизнес – Актив»

443068, гор. Самара,

ул. Ново – Садовая, д. 106, оф. 523

bizaktiv@samaramail.ru

АО «Санаторий «Малые Соли»

152263 ЯО, Некрасовский р-н,

п/о Строитель

(4852) 4-15-40

nfokina@yarhotels.com

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/54.3-773/2020

Резолютивная часть решения объявлена 2 сентября 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 7 сентября 2020 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя Лебедева С.Н., члены Комиссии – главный специалист – эксперт отдела контроля закупок Савичева К.А., главный специалист – эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е.К., с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью Аудиторская компания «Бизнес – Актив» (далее также – ООО Аудиторская компания «Бизнес – Актив», общество) – обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Болдиной С.А.;

Организатор закупки – акционерное общество «Санаторий «Малые Соли» (далее также – АО «Санаторий «Малые Соли», заказчик, общество) – обеспечил участие представителей по доверенности Зысь В.Э., Фокиной А.В.;

рассмотрев жалобу ООО Аудиторская компания «Бизнес – Актив» на действия АО «Санаторий «Малые Соли» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Санаторий «Малые соли» за 2020 год (извещение № 0471200000420000001) (далее – жалоба) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

установила:

26.08.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО «Аудиторская компания «Бизнес – Актив» (вх. № 9282 от 26.08.2020) на действия АО «Санаторий «Малые Соли» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Санаторий «Малые соли» за 2020 год (извещение № 0471200000420000001).

Заявитель считает, что в данном конкретном случае, порядок проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в форме открытого конкурса, избран заказчиков в нарушении пункта 2 части 43 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия акционерного общества «Санаторий «Малые Соли» незаконными, выдать последнему обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Общество не согласилось с доводами жалобы, представило письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Акционерным обществом «Санаторий «Малые Соли» в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 06.08.2020 размещено извещение № 0471200000420000001 (с изменениями от 20.08.2020) о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Санаторий «Малые соли» за 2020 год, вместе с конкурсной документацией.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон от 30.12.2008 № 307) обязательный аудит проводится если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ), договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Иными словами, законодателем, в числе прочего определена категория субъектов, которые в обязательном порядке должны проводить аудит бухгалтерский (финансовый) отчетности (в частности организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%), а также порядок проведения такого аудита (в частности закупка осуществляется посредством открытого конкурса, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

На основании части 1 статьи 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении АО «Санаторий «Малые Соли» доля государственной собственности в уставном капитале составляет 100 % (Ярославская область в лице департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области).

Соответственно, АО «Санаторий «Малые Соли» обязано применять положения Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Исходя из части 2 статьи 24 Федерльного закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений; с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным части 3 статьи 84.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы; при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу пункта 1 части 4 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Пунктом 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс,
при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ подача заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке, а заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги; иные особенности проведения открытого конкурса в электронной форме установлены главой 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Электронная форма открытого конкурса предполагает иной порядок подачи заявок, субъектный состав (участие электронной площадки, аккредитованных участников) и иные особенности процедуры, установленные законодательством о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 43 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ с 01.01.2019 заказчики определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур; при этом, заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Частью 44 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что положения части 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не распространяются на заказчиков в случае осуществления закупок, указанных в статьях 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Из буквального толкования приведенных выше положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что с 01.01.2019 приоритетной формой проведения закупочных процедур, в том числе открытого конкурса является электронная (действует запрет на осуществление закупок в «бумажном» формате, исключение составляют ряд закупок, поименованных в исчерпывающем перечне части 44 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Заказчиком проведена закупочная процедура - открытый конкурс для заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Санаторий «Малые Соли» за 2020 год (согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307).

Пунктом 8.13 конкурсной документации установлен срок и место подачи заявок на участие в конкурсе: с 06.08.2020 года и по 27.08.2020 года до 09:00 часов по московскому времени; заявка подается по адресу заказчика: каб. главного бухгалтера.

В случае отправления заявки на участие в конкурсе посредством почтовой связи, получатель не несёт ответственности за поступление такой заявки, с соблюдением необходимых сроков.

Таким образом, следует, что открытый конкурс по отбору аудиторской организации для осуществления обязательной аудиторской проверки проводится не в электронном виде, в частности заявки и документы на открытый конкурс подаются в АО «Санаторий «Малые Соли».

АО «Санаторий «Малые Соли» на заседании Комиссии Ярославского УФАС России пояснили, что статья 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ является специальной нормой и имеет четко определенный субъектный состав, в отношении которого распространяет свое действие последняя (заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения), общество не относится к таким субъектам, а также случаи, на которые распространяется ее действие (при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд), которые также не имеют отношение к заключению договора на основании Федерального закона от 30.12.2018 № 307-ФЗ.

Комиссия Ярославского УФАС России критически относится к данной позиции АО «Санаторий «Малые Соли» в силу следующего.

Действительно, положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определены понятия «государственный заказчик», «муниципальный заказчик», «заказчик», «иной заказчик» (статьи 3, 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), к которым исходя из смысловой нагрузки АО «Санаторий «Малые Соли» не относится, при этом в контексте рассматриваемой статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ во взаимосвязи с положениями законодательства о контрактной системе ключевым является формулировка «…открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…», поскольку, во-первых, при закрепленном в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ способе определения аудиторской организации - открытый конкурс, не конкретизирована форма таких торгов, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе двух форм «бумажной» и «электронной»; во-вторых, порядок предусматривает алгоритм действий применительно к тому или иному способу закупки, при этом, возлагая на организации, поименованные в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязанность по проведению закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодатель преследует цель (исходя из формулировки) определения исключительно порядка проведения закупок без привязки к субъектному составу лиц, осуществляющих такие закупки.

В данном случае, АО «Санаторий «Малые Соли» проведена закупочная процедура - открытый конкурс для заключения договора на право заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Санаторий «Малые соли» за 2020 год.

Таким образом, порядок проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и приоритетным является проведение открытых конкурсов  в электронной форме, следовательно, АО «Санаторий «Малые Соли» должно при проведении спорного открытого конкурса руководствоваться также статьей 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в части определяющей форму такой закупки (торгов).

На основании вышеизложенного, в действиях акционерного общества «Санаторий «Малые Соли» установлены нарушения части 5 статьи 24 и пункта 2 части 43 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,

решила:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО Аудиторская компания (ИНН 6315531373, ОГРН 1026300967340) на действия акционерного общества «Санаторий «Малые Соли» (ИНН 7621007192, ОГРН 1077627000483) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества «Санаторий «Малые соли» за 2020 год (извещение № 0471200000420000001), обоснованной.

2. Признать акционерное общество «Санаторий «Малые Соли» (ИНН 7621007192, ОГРН 1077627000483) нарушившим часть 5 статьи 24, пункт 2 части 43 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Выдать акционерному обществу «Санаторий «Малые Соли» (ИНН 7621007192, ОГРН 1077627000483) обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по выявленным признакам состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии С.Н. Лебедева

Члены Комиссии К.А. Савичева

Е.К. Семенычева

Связанные организации

Связанные организации не указаны