Предупреждение б/н Выдано предупреждение от 17 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальному Совету

Ивняковского сельского поселения

Ярославского МР Ярославской области

150507, Ярославская область,

Ярославский район, поселок Ивняки,

Центральная улица, 4а

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-08/7-21

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«17» марта 2021 года г. Ярославль

Ярославским УФАС России при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено следующее.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

При этом, под товаром в пункте 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения сельского поселения (подпункт 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Названные полномочия органов местного самоуправления раскрываются в Федеральном законе от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении).

К полномочиям органов местного самоуправления по решению данных вопросов местного значения в соответствии с Законом о погребении относится, в том числе создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, определение порядка их деятельности (часть 1 статьи 29).

Таким образом, создание специализированной службы по вопросам похоронного дела является обязанностью органа местного самоуправления.

При этом, при создании специализированной службы по вопросам похоронного дела и определении порядка её деятельности орган местного самоуправлению должен учитывать следующее.

Как указано в части 1 статьи 29 Закона о погребении, на созданные органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Следовательно, на специализированную службу по вопросам похоронного дела, созданную органами местного самоуправления, возлагается обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению.

Кроме того, с учётом положений части 1 статьи 29 Закона о погребении антимонопольный орган отмечает, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 13.10.2020 № 307-ЭС20-14417.

Наделение функциями специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации или индивидуального предпринимателя может повлечь ограничение конкуренции посредством создания для такого субъекта гарантированного рынка сбыта ритуальных услуг, что является нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. .

Муниципальным Советом Ивняковского сельского поселения принято решение от 21.12.2010 № 46 «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Ивняковского сельского поселения», которым утверждены правила организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Ивняковского сельского поселения (далее – Правила
№ 46).

Возможность создания органом местного самоуправления Ивняковского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом на рынке ритуальных услуг, подтверждается пунктом 7.1 и 7.2 Правил № 46, согласно которым оформление заказа на погребение, погребение и кремация осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела, т.е. в том числе на коммерческой основе (за рамками гарантированного перечня услуг по погребению).

При таких обстоятельствах необходимо учитывать следующее.

Согласно части 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. То есть, административно-распорядительные полномочия Законом о погребении возложены на органы местного самоуправления.

Наделение хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность на рынке ритуальных услуг, административно-распорядительными полномочиями в данной сфере по предоставлению земельного участка для погребения, выдаче удостоверения о захоронении и иных, может повлечь ограничение конкуренции на рынке ритуальных услуг и нарушить запрет установленный частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Правила № 46 содержат нормы, которые посредством возложения на хозяйствующего субъекта административно-распорядительных полномочий могут привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг и содержат признаки нарушения предусмотренного частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:

1. Места родственных захоронений предоставляются непосредственно при погребении умершего (т.е. в день обращения в специализированную службу с заявлением о предоставлении места родственного захоронения по согласованию с администрацией Ивняковского сельского поселения). При предоставлении места для родственного захоронения специализированная служба выдаёт удостоверение о родственном захоронении (пункт 2.6);

2. Для решения вопроса о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения в специализированную службу предоставляются следующие документы. Специализированная служба обеспечивает учёт и хранение представленных документов. Решение о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения или об отказе в его предоставлении принимается в день его представления заявителем в специализированную службу медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, а также документов, указанных в пункте 2.6 настоящего раздела (пункт 2.7);

3. При предоставлении места семейного (родового) захоронения специализированная служба выдаёт удостоверение о семейном (родовом) захоронении (пункт 2.8);

4. При предоставлении места почётного захоронения специализированная служба выдаёт удостоверение о почётном захоронении (пункт 2.9);

5. При предоставлении места воинского захоронения специализированная служба выдаёт удостоверение о воинском захоронении (пункт 2.10);

6. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учётом места смерти, наличия на указанном им месте погребении свободного участка земли, а также с учётом заслуг умершего перед обществом и государством (пункт 3.2);

7. Захоронение или подзахоронение тела, в том числе при отсутствии архивных документов производится по разрешению специализированной службы после дачи последней заключения о наличии и соответствии места для захоронения (пункты 7.4, 7.5, 7.7 и 7.8);

8. Захоронение праха в землю и последующее захоронение праха в нишу с ранее захороненным прахом производится только с разрешения специализированной службы (пункты 7.12 и 7.14);

9. Надмогильные сооружения могут быть установлены или заменены после захоронения с разрешения специализированной службы (пункты 8.1, 8.2 и 8.9);

10. Все работы на кладбище, связанные с установкой (демонтажём) надмогильных сооружений, должны производиться специализированной службой либо иным лицом с разрешения специализированной службы (пункт 8.5);

11. Специализированная служба производит регистрации надмогильных сооружений (пункт 8.7);

12. В случае отсутствия сведений о захоронениях (или при наличии сведений о захоронениях) на заброшенных (неухоженных) могилах без следов посещения в течение 5 лет, специализированная служба имеет право создать специальную комиссию с представителем администрации Ивняковского сельского поселения, которая составит акт о состоянии могилы с последующим выставлением на могильном холме информационной таблицы с предупреждением о бесхозном состоянии могилы (пункт 9.2);

13. Захоронение в праздничные дни производится по разрешению руководителя специализированной службы (пункт 11.3).

Более того, следует учитывать положение части 2 статьи 18 Закона о погребении, согласно которому общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Пунктом 12.1 Правил № 46 установлено, что въезд на территорию кладбища автотранспортных средств может быть осуществлен только с разрешения специализированной службы.

Вместе с тем, если в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела Ивняковского сельского поселения Ярославского МР органами местного самоуправления будет создана некоммерческая организация, осуществляющая во исполнение своей основной цели деятельность по оказанию ритуальных услуг на коммерческой основе, т.е. будет иметь статус хозяйствующего субъекта, то передача специализированной службе, являющейся хозяйствующим субъектам на рынке ритуальных услуг, в ведение общественных кладбищ может повлечь ограничение конкуренции и является нарушением запрета, установленного частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Правила № 46 содержат ряд положений, которые исключают возможность оказания некоторых видов ритуальных услуг иными хозяйствующими на рынке ритуальных услуг субъектами кроме специализированной службы по вопросам похоронного дела, что может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг и содержит признаки нарушения запрета, установленного пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. К таким положениям относятся:

1. Погребение и кремация умершего производится специализированной службой (пункт 7.1);

2. Оформление заказов на погребение умерших производится специализированной службой (пункт 7.2).

Таким образом, бездействие Муниципального совета Ивняковского сельского поселения Ярославского МР Ярославской области, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразилось в следующем:

- не внесение изменений в пункты 2.6-2.10, 3.2, 7.4, 7.5, 7.7, 7.8, 7.12, 7.14, 8.1, 8.2, 8.5, 8.5, 8.9, 9.2, 11.3, 12.1 Правил № 46, наделяющие специализированную службу по вопросам похоронного дела, которая согласно Правилам № 46 может иметь статус хозяйствующего субъекта на рынке ритуальных услуг, административно-распорядительными полномочиями и полномочиями по содержанию общественных кладбищ, что содержит признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции;

- не внесение изменений в пункты 7.1, 7.2 Правил № 46, наделяющие специализированную службу по вопросам похоронного дела исключительной возможностью оказания ритуальных услуг по погребению граждан, что содержит признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Муниципальный Совет Ивняковского сельского поселения о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, в том числе, внести изменения в правила организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Ивняковского сельского поселения, а именно: исключить из пунктов 7.1 и 7.2 Правил № 46 наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела исключительным правом на оказание ритуальных услуг на коммерческой основе, исключить пункты 2.6-2.10, 3.2, 7.4, 7.5, 7.7, 7.8, 7.12, 7.14, 8.1, 8.2, 8.5, 8.5, 8.9, 9.2, 11.3, 12.1 содержащие предписания о наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела административно-распорядительными полномочиями и полномочиями по содержанию общественных кладбищ и привести указанный выше нормативный правовой акт в соответствии с Закон о погребении и Законом о защите конкуренции.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее 24 апреля 2021 года.

О выполнении предупреждения надлежит сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Руководитель управления И.Г. Паутов

Исп.: Бубнов А.М.

тел.: 8 (4852) 72-92-88

Связанные организации

Связанные организации не указаны