Решение №11684/05-02 РЕШЕНИЕ по делу № 076/06/64-813/2019 от 26 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс»

ул. Буревестника, д. 9А, П8

г. Нижний Новгород, 603157

s-res52@yandex.ru

Муниципальное учреждение «Управление городского хозяйства»

ул. Кирова, д. 1а

г. Гаврилов-Ям, 152240

ugorhoz@rambler.ru

Администрация городского поселения Гаврилов-Ям

ул. Кирова, д. 1а

г. Гаврилов-Ям, 152240

gavrilovyam@rambler.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 076/06/64-813/2019

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 декабря 2019 года г. Ярославль

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя управления Лебедева С.Н., члены Комиссии – начальник отдела контроля закупок Катричева Е.И., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Печников А.Г., с участием:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс» (далее также – ООО «Стройресурс», заявитель) – представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;

от уполномоченного органа – администрации городского поселения Гаврилов-Ям (далее также – уполномоченный орган) – представителя по доверенности Киселева М.В.;

от заказчика – муниципального учреждения «Управление городского хозяйства» (далее также – МУ «УГХ», заказчик) – представителя по доверенности Киселева М.В.,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» на действия заказчика, муниципального учреждения «Управление городского хозяйства», и уполномоченного органа, администрации городского поселения Гаврилов-Ям, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорог в городском поселении Гаврилов-Ям в 2020-2021 гг. (извещение № 0171300007119000049) (далее также – электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14),

установила:

16.12.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – Ярославское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» на действия заказчика, муниципального учреждения «Управление городского хозяйства», и уполномоченного органа, администрации городского поселения Гаврилов-Ям, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорог в городском поселении Гаврилов-Ям в 2020-2021 гг. (извещение № 0171300007119000049) (далее – жалоба).

Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены несоответствием аукционной документации на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорог в городском поселении Гаврилов-Ям в 2020-2021 гг. (извещение № 0171300007119000049) требованиям законодательства о контрактной системе на основании следующего:

1. Заказчиком и уполномоченным органом при установлении в аукционной документации единых требований к участникам закупки не учтены положения пункта 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, требования к обеспечению исполнения контракта сформулированы без учета положения части 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, неверно установлено требование к сроку действия обеспечения исполнения контракта, предоставляемого в виде банковской гарантии, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Таким образом, на основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.

Представитель заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, администрацией городского поселения Гаврилов-Ям, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 09.12.2019 размещено извещение № 0171300007119000049 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорог в городском поселении Гаврилов-Ям в 2020-2021 гг., вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом при установлении в аукционной документации единых требований к участникам закупки не учтены положения пункта 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия приходит к следующему выводу.

Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Статья 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ устанавливает как единые требования к участникам закупки, так и дополнительные.

Исходя из части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией.

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

В пункте 12.1 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлены следующие единые требования к участникам закупки:

1. Cоответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

2. Непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.

4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

5. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

5.1. Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

6. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма

7. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

8. Участник закупки не должен являться офшорной компанией.

Соответственно, заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации не установлено требование об отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заказчик и уполномоченный орган, не установив в документации об аукционе в электронной форме требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, допустили нарушение части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Рассматривая довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, требования к обеспечению исполнения контракта сформулированы без учета положения части 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Требования к проекту контракта установлены статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); при этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Частью 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта; при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе (пункт 10.3 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе) заказчиком и уполномоченным органом установлены ограничения, согласно которым к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Соответственно, в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (участников рассматриваемой закупки) заказчиком и уполномоченным органом должны быть установлены требования к обеспечению исполнения контракта с учетом положений части 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Вместе с тем, проанализировав содержание аукционной документации (проекта контракта, в том числе, положения соответствующего раздела, регулирующего порядок предоставления обеспечения исполнения контракта), Комиссией установлено, что последняя не содержит положений относительно порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, включающего условие (возможные действия) к обеспечению исполнения контракта при закупке среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, заказчик и уполномоченный орган не включив в документацию об электронном аукционе информацию о порядке обеспечения исполнения контракта с учетом положений части 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, допустили нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, неверно установлено требование к сроку действия обеспечения исполнения контракта, предоставляемого в виде банковской гарантии, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно пункту 9.3 раздела 9 «Обеспечение исполнения обязательств по Контракту» проекта муниципального контракта, в случае если обеспечение исполнения контракта предоставлено подрядчиком в форме банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Из анализа положений проекта муниципального контракта следует, что заказчик и уполномоченный орган устанавливает срок действия банковской гарантии в зависимости от срока действия контракта, в то время как часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривает срок действия банковской гарантии в зависимости от срока исполнения обязательств по контракту.

Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом в проекте муниципального контракта, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, требования к обеспечению исполнения контракта, в частности, к сроку действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, не установлены надлежащим образом (в соответствии с требованиями части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), что, соответственно, является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

Согласно пункту 14 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению» раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (см. пункт 12 информационной карты аукциона), или копии этих документов.

Таким образом, из анализа положений аукционной документации следует, что заказчиком и уполномоченным органом предъявляются требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, которые установлены не в соответствии с требованиями пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в редакции, действующей с 01.07.2019 г., что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Частью 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодами времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало.

Статьей 194 ГК РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, в данном случае, учитывая, в том числе приведенные выше положения ГК РФ, для расчета даты окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе необходимо выполнить следующие действия: (1) отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе три дня, четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе; (2) прибавить к этой дате еще два дня, таким образом, второй день будет являться датой окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе (то есть до двадцати четырех часов этого дня срока заказчик может давать ответы на запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе, поступившие в последний возможный день срока).

Иными словами, согласно закону дата окончания срока предоставления заказчиком участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе находится в прямой зависимости от даты поступления соответствующего запроса.

В соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе (пункт 13.3 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе) заказчиком и уполномоченным органом установлена следующая дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 17.12.2019 08:00.

Согласно пункту 16.2 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом установлено следующее:

«Уполномоченный орган предоставляет участникам аукциона разъяснения положений документации об электронном аукционе путем их размещения в единой информационной системе в ответ на запросы, поступившие в уполномоченный орган в период с 09.12.2019 года по 12.12.2019 года (в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса)».

Как установлено выше, заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе дата окончания срока подачи заявок установлена как 17.12.2019, то, учитывая вышеназванные положения законодательства, датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения документации об электронном аукционе, является 13.12.2019.

Датой предоставления заказчиком ответов на поступившие запросы (с учетом положений статьи 193 Гражданского Кодекса РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день) – не позднее 16.12.2019.

Принимая во внимание избранный заказчиком и уполномоченным органом способ изложения, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе, установлена заказчиком и уполномоченным органом противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом; поскольку, с одной стороны, такая дата установлена «с 09.12.2019 года по 12.12.2019 года (в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса)», то есть участник закупки вправе направить запрос до 12.12.2019 (включительно), с другой стороны, «в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе» (то есть фактически такой запрос участник закупки вправе направить до 13.12.2019); что, соответственно, является нарушением пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Согласно частям 4, 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проанализировав положения раздела 8 «Ответственность сторон» проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, а также другие его разделы, Комиссия установила, что в проекте муниципального контракта не предусмотрено право исполнителя потребовать от заказчика уплаты пеней и штрафов в случае просрочки исполнения обязательств по контракту, а также конкретный размер пени и штрафов, следовательно, заказчиком допущено нарушение части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Ярославское УФАС России принимает во внимание то, что допущенные заказчиком и уполномоченным органом нарушения не повлияли на результаты аукциона, поскольку, во-первых, заявитель не доказал тот факт, что оспариваемые им требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки; во-вторых, ООО «Стройресурс» не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи им заявки на участие в данной закупке; в-третьих, запросов о разъяснении положений документации о данном аукционе в адрес заказчика и уполномоченного органа не поступало; в-четвертых, жалоб от иных потенциальных участников закупки, имеющих реальное намерение заключить и исполнить контракт, в Ярославское УФАС России не подавалось, в-пятых, на участие в рассматриваем аукционе в электронной форме подана единственная заявка.

С учетом изложенного, а также отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии материально-правового интереса заявителя на участие в закупке, Комиссия считает возможным выдать предписание об устранении допущенных нарушений на стадии заключения контракта.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,

решила:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» (ИНН 5259136135, ОГРН 1185275040455) на действия заказчика, муниципального учреждения «Управление городского хозяйства» (ИНН 7616007670, ОГРН 1067609020280), и уполномоченного органа, администрации городского поселения Гаврилов-Ям (ИНН 7616007334, ОГРН 1057601584105), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорог в городском поселении Гаврилов-Ям в 2020-2021 гг. (извещение № 0171300007119000049), обоснованной.

2. Признать заказчика, муниципальное учреждение «Управление городского хозяйства» (ИНН 7616007670, ОГРН 1067609020280), и уполномоченный орган, администрацию городского поселения Гаврилов-Ям (ИНН 7616007334, ОГРН 1057601584105), нарушившими пункт 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорог в городском поселении Гаврилов-Ям в 2020-2021 гг. (извещение № 0171300007119000049) признать заказчика, муниципальное учреждение «Управление городского хозяйства» (ИНН 7616007670, ОГРН 1067609020280), и уполномоченный орган, администрацию городского поселения Гаврилов-Ям (ИНН 7616007334, ОГРН 1057601584105), нарушившими часть 5 статьи 34, пункты 2 и 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

4. Выдать заказчику, муниципальному учреждению «Управление городского хозяйства» (ИНН 7616007670, ОГРН 1067609020280), и уполномоченному органу, администрации городского поселения Гаврилов-Ям (ИНН 7616007334, ОГРН 1057601584105), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

5. Передать материалы настоящего решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по выявленным признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Лебедева С.Н.

Члены Комиссии:

Катричева Е.И.

Печников А.Г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны