Решение №АШ/4461/24 076/05/18-43/2024 от 9 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ по делу № 076/05/18-43/2024

 

«26» марта 2024 года г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объеме «09» апреля 2024 года.

Комиссия Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления Шушкова А. С.,

члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С. Д., специалист-эксперт Козырева М. А.,

рассмотрев дело № 076/05/18-43/2024 по факту распространения рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО «Газпром Автолизинг» по доверенности <…>., а также представителя АО «Газпромбанк Лизинг» по доверенности <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Ярославским межрегиональным УФАС России рассмотрено обращение, по-ступившее в Управление 14 ноября 2023 года, относительно получения 26.09.2023 г. в 11.08 с электронной почты perepechinaei@gpbl.ru на адрес электронной почты invest_finans@mail.ru без согласия владельца данной электронной почты сообщения следующего содержания: «Приглашение в ЛизингМаркет.…Газпромбанк Ав-толизинг».

Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 18, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 4 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

Рассмотрев материалы дела, пояснения, представленные сторонами, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам лизинга, формирование и поддержание интереса к данным объектам рекламирования и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Как следует из обращения, данное сообщение с рекламой поступило на адрес электронной почты без согласия заявителя.

Следовательно, в данном случае установлено нарушение части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе содержится информация «Газпромбанк Автолизинг» сделал уникальный маркетплейс готовых лизинговых решений и перевел лизинг в цифровое пространство» без ссылок на доказательства, подтверждающие достоверность информации об уникальности маркетплейса, в связи с чем, в данном случае установлено нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 20 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе указан ИНН 7728533, который является неполным, поскольку ИНН юридических лиц состоят из 10 цифр.

Кроме того, у АО «Газпромбанк Лизинг» ИНН 7728294503.

Также в рассматриваемой рекламе указана организационно-правовая форма «ООО», вместо АО «Газпромбанк Лизинг».

В связи с этим, в рассматриваемой рекламе установлено нарушение пункта 20 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рассматриваемой рекламе указаны условия «аванс от 6 %», «срок лизинга до 84 месяцев», вместе с тем, не указаны иные условия оказания данных услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в связи с чем, в данном случае установлено нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Поступление указанного сообщения с рекламой подтверждается скриншотом, предоставленным заявителем.

ООО «Регистратор Доменов» представило сведения о том, что администратором доменного имени gpbl.ru является АО «Газпромбанк Лизинг».

Представитель АО «Газпромбанк Лизинг» на заседании Комиссии 29.02.2024 г. пояснил, что пользователь с электронной почтой invest_finans@mail.ru (далее – Клиент) увидел рекламу в социальной сети «В Контакте». В этом объявлении Клиент перешел по ссылке и попал на страницу сайта: https://autogpbl.ru/products/dlya-yurlic/. С помощью сервиса Marquiz Клиент 22.09.2023 в 23 час. 13 мин. оставил заявку. Согласие на обработку персональных данных для марквиза было подписано Клиентом на странице сети Интернет по адресу: https://www.marquiz.ru/agreement (демонстрируется на последнем шаге опроса перед отправкой формы и является обязательным чек-боксом).

Согласно действующему порядку работы с клиентами, оставившими заявку на сайте компании, с клиентами отдельное согласие на обработку персональных данных не подписывается, а берется согласие на обработку и хранение персональ-ных данных, путем получения согласия на сайте.

В соответствии с политикой конфиденциальности, размещенной на сайте по адресу: https://autogpbl.ru/soglasie/ (приложение № 5), проставляя «галочку» и нажимая кнопку «Отправить заявку» или «Получить одобрение», клиент дает свое согласие ООО «Газпромбанк Автолизинг» на обработку своих персональных дан-ных, а также дает согласие в соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» на получение автоматических рассылок (авто-матической передачи текстовых и иных сообщений) информационного и рекламно-го характера по сетям электронной и радиотелефонной (в том числе подвижной) связи на номер телефона (в том числе мобильного) и по адресу электронной почты, указанным в Заявке, заказчиком которых выступит Общество.

Таким образом, Клиент согласился с данными правилами и попал в базу CRM общества, в связи с чем, 26.09.2023 на почту invest_finans@mail.ru была направлена листовка.

Адресантом листовки, направленной на почту invest_finans@mail.ru является ООО «Газпромбанк Автолизинг» (ИНН 7728533208).

Таким образом, АО «Газпромбанк Лизинг» не направляло какую-либо информацию на почту invest_finans@mail.ru.

Согласно направленной листовки на электронную почту invest_finans@mail.ru ООО «Газпромбанк Автолизинг» сообщило, что ООО «Газ-промбанк Автолизинг» сделало новый уникальный продукт – маркетплейс готовых лизинговых решений, где также в короткой форме рассказала, в чем уникальность продукта, и оставила ссылку для перехода на сайт, на странице которого можно ознакомиться со всей информацией подробнее, а также изучить ассортимент об-ширного каталога маркетплейса.

Согласно премии «Investment Leaders Award 2023» ООО «Газпромбанк Ав-толизинг» признано лучшей автолизинговой компанией года, а уникальность мар-кетплейса «ЛизингМаркет» подтверждена в номинации «Маркетплейс года» (кате-гория «Инвестиции в цифровизацию»), что подтверждается информацией, разме-щенной на официальном сайте проводимого мероприятия https://investleaders.pro/2023.

Заявителем не учтено, что в направленной листовке есть QR-код-ссылка на сайт, переходя по которой Клиент может получить развернутые условия продукта и лизинга.

Кроме того, перейдя по данному QR-коду, Клиент оказывается на сайте https://autogpbl.ru/lizingmarket/?utm_source=crm&utm_campaign=lizingmarke, на ко-тором размещены полные сведения об ООО «Газпромбанк Автолизинг», в том чис-ле, полное наименование организации, сокращенное наименование, юридический адрес, ИНН, КПП и иные реквизиты, следовательно, отсутствуют признаки нарушения п. 20 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Более того, лизинговые компании, по мнению АО «Газпромбанк Лизинг», не оказывают банковские, страховые и иные финансовые услуги, следовательно, на них не распространяются требования п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Представитель ООО «Газпромбанк Автолизинг» на заседании Комиссии 26.03.2024 г. изложил аналогичные пояснения, а также дополнительно сообщил, что договор с Marquiz был подписан через партнера ООО «Артокс Медиа». Договор, а также закрывающие документы с ООО «Артокс Медиа» по услугам размещения рекламных кампаний в системе «ВК», реклама в сентябре (именно в сентябре поступила заявка) в Приложениях № 2, 3 к настоящим пояснениям.

Рассматриваемое письмо в виде html письма о продукте ЛизингМаркет был создан Департаментом маркетинга для рассылки индивидуальных писем из CRM системы.

Направленное в адрес Клиента информационное сообщение, по мнению ООО «Газпромбанк Автолизинг», не является рекламой согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

В данном случае информационное сообщение было направлено адресно «Александру» на указанный Клиентом адрес электронной почты, т.е. критерий адресности неопределенному кругу лиц отсутствует, что не позволяет рассматривать данное информационное письмо в качестве рекламы по смыслу п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

Описание сервиса (маркетплейса) не относится к объекту рекламы. В рассматриваемом информационном сообщении содержалось описание сервиса (маркетплейса), который по смыслу п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» не относится к объекту рекламы.

Указание в информационной статье слова «уникальный», по мнению ООО «Газпромбанк Автолизинг», не свидетельствует о нарушении п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Указание в информационном сообщении слова «уникальный» не преследовало со стороны ООО «Газпромбанк Автолизинг» цели создать у потребителей недостоверного представления о том, что сервис, его качества и свойства обладает какими-либо преимуществами перед другими участниками рынка. Также данное название не преследовало цели получить какое-либо преимущество перед другими участниками рынка, предоставляющими аналогичный сервис.

В целях исключения возможного неправильного восприятия содержащейся в информационном письме информации, как некорректной в отношении других участников рынка, название «уникальный» на текущий момент не применяется, и ранее в массовой рассылке не использовалось.

Однако, уникальность продукта «ЛизингМаркет» подтверждена наградой Премии «Investment Leaders Award 2023» в номинации «Маркетплейс года» (категория «Инвестиции в цифровизацию»).

Investment Leaders Award — ежегодная общественно значимая награда, вручаемая наиболее успешным участникам рынка инвестиций. Победителей премии выбирают члены профессионального жюри путем экспертного голосования. Организатор ООО «Социальные проекты».

Список лауреатов опубликован на официальном сайте Премии https://investleaders.pro/2023.

При оценке жюри уникальности «ЛизингМаркет» учтено следующее:

- Простой и интуитивно понятный интерфейс маркетплейса позволяет клиентам оформить финансовую аренду любого автотранспорта и спецтехники в пару кликов: выбрать одну или несколько позиций и отправить документы онлайн.

- На маркетплейсе собран каталог предложений всех видов представленной на российском рынке техники: легковые и грузовые автомобили, легкий коммерческий транспорт и спецтехника. Все предметы лизинга новые и гарантированно есть в наличии.

Таким образом, исходя из признания уникальности продукта профессиональным жюри, Общество полагает доказанным факт уникальности продукта, что дает ООО «Газпромбанк Автолизинг» возможность сообщения об этом своим клиентам в рамках информационной рассылки.

С учетом изложенного, по мнению ООО «Газпромбанк Автолизинг», в действиях ООО «Газпромбанк Автолизинг» не усматривается нарушение п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Комиссия полагает, что доводы АО «Газпромбанк Лизинг» и ООО «Газпромбанк Автолизинг» об отсутствии нарушений в данном случае являются несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно позиции ФАС России под неопределенным кругом лиц в ФЗ «О рекламе» понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Так, например, в случае направления посредством сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица.

Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение в сообщении (упоминание имени и отчества абонента), представляют интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.

Следовательно, исходя из содержания рассматриваемой информации в сообщении, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам лизинга, формирование и поддержание интереса к данным услугам и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной, несмотря на наличие обращения (упоминание имени абонента: «Александр»).

Кроме того, Комиссией установлено, что на сайте https://autogpbl.ru невозможно оставить заявку на лизинг без предоставления согласия на обработку персональных данных, а также без присоединения к политике конфиденциальности.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», указано, что поскольку Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, то, следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Сам факт направления заявки на лизинг не подтверждает согласие на получение рекламы, поскольку отражает волеизъявление абонента (или лица, действующего в его интересах) исключительно на получение услуг лизинга, при этом предусмотренное соглашением автоматически действующее независимо от волеизъявления абонента (или лица, действующего в его интересах) согласие на получение рекламы и порядок направления заявки на лизинг вынуждает его (осознанно либо неосознанно) согласиться на получение смс-сообщений рекламного характера в целях получения желаемого лизинга.

Согласие абонента на получение рекламы, выраженное любым способом, должно четко содержать волеизъявление конкретного абонента на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя и должно быть зафиксировано каким-либо образом. В случае отсутствия таких доказательств реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента.

Конкретные доказательства, подтверждающие наличие добровольного предварительного согласия абонента на получение рекламного сообщения, АО «Газпромбанк Лизинг» и ООО «Газпромбанк Автолизинг» не представлены.

Нахождение заключения подачи заявки на лизинг в прямой зависимости от дачи согласия на получение рекламы не позволяет расценивать совершение лицом действий в рамках алгоритма по подаче заявки на лизинг как дачу им своего согласия на получение рекламной рассылки, так как не соответствует его фактическому волеизъявлению. Навязанное против воли абонента согласие будет действовать до тех пор, пока абонент не обратит внимания на не имеющее отношения к оформлению лизинга условие.

В данном случае возможно отозвать только ранее данное при направлении заявки на лизинг согласие, при том, что данное направление заявки не могло бы состояться без согласия на получение рекламы. Данное обстоятельство также не позволяет признать дачу согласия на получение рекламы описанным выше способом в качестве добровольного волеизъявления.

При подаче заявки на лизинг у потребителя отсутствует возможность добровольного выбора, согласиться на получение рекламы или отказаться.

Добровольность волеизъявления означает, что лицо действительно без каких-либо вынуждающих условий, желает и выражает свое согласие на получение рекламы, даже при наличии одновременной возможности отказаться.

Распространение рекламы в данном случае связано с интересами ООО «Газпромбанк Автолизинг», но при этом не должно нарушать права лица, обратившегося за получением банковских услуг, на добровольное получение информации, а также создавать неудобства, связанные с поиском возможности отказаться от получения навязанной, вопреки воли, рекламы и совершением каких-либо дополнительных действий для отказа.

К аналогичным выводам приходят судебные инстанции (например, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 г. по делу № А82-574/2016).

Кроме того, ООО «Газпромбанк Автолизинг» не представлено в материалы дела достаточных доказательств уникальности рекламируемого маркетплейса.

Согласно толковому словарю Ожегова С. И. слово «уникальный» означает единственный в своем роде, неповторимый.

Награда Премии «Investment Leaders Award 2023» в номинации «Маркетплейс года», по мнению Комиссии, не является доказательством именно уникальности ООО «Газпромбанк Автолизинг», поскольку в данной номинации не указано, что ООО «Газпромбанк Автолизинг» является именно уникальным маркетплейсом, то есть единственным в своем роде, неповторимым.

Отсутствует ссылка на независимые аналитические исследования, в которых бы проводилось сравнение рекламируемой организации ООО «Газпромбанк Автолизинг» с другими организациями по критерию уникальности.

Кроме того, ООО «Газпромбанк Автолизинг» является организацией, оказывающей услуги лизинга.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.06.1999 № 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» финансовая услуга - деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В целях настоящего Федерального закона в качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

Следовательно, услуги лизинга, которые оказывает ООО «Газпромбанк Автолизинг», являются финансовыми, и на них распространяются требования пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Указание в рекламе QR-кода-ссылки на сайт, переходя по которой Клиент может получить развернутые условия продукта и лизинга, является недостаточным для соблюдения требований пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», поскольку согласно данной норме закона необходимые сведения должны быть указаны непосредственно в тексте самой рекламы.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 20 части 4 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 данного закона несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании изложенного, а также имеющихся в материалах дела документов и доказательств, в соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Газпромбанк Автолизинг». .

Следовательно, ООО «Газпромбанк Автолизинг» как рекламодатель и рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушило требования части 1 статьи 18, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 4 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18, пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 20 части 4 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 4, 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Приглашение в ЛизингМаркет.…Газпромбанк Автолизинг», поступившую 26.09.2023 г. в 11.08 с электронной почты perepechinaei@gpbl.ru на адрес электронной почты invest_finans@mail.ru без согласия владельца данной электронной почты, поскольку в данном случае нарушены требования части 1 статьи 18, пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 4 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать предписание ООО «Газпромбанк Автолизинг» об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дел уполномоченному должностному лицу Ярославского межрегионального УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии А. С. Шушкова

Члены Комиссии: С. Д. Солодяшкина

М. А. Козырева

Связанные организации

Связанные организации не указаны