Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы на нарушение пор... от 23 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик -

АО «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛ»

 

e-mail:
tender@vodokanal.yaroslavl.ru

 

Заявитель

<…>

 

e-mail: <…>

 

Электронная торговая площадка

РТС-тендер

 

e-mail: ko@rts-tender.ru

(для сведения)

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение порядка проведения торгов

№ 076/10/18.1-342/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.04.2021                                    г. Ярославль

Решение изготовлено в полном объёме 23.04.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления           Гудкевич Е.В., члены Комиссии – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Давыдова А.М.,

с участием:

от заказчика - АО «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛ» (далее – Заказчик) <…>., <…> <…>. (по доверенностям),

от заявителя – <…> (далее – Заявитель),

рассмотрев жалобу <…> (вх. № 3652 от 14.04.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки — АО «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛ» (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

в Ярославское УФАС России поступила жалоба <…>
(вх. № 3652 от 14.04.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки —
АО «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛ», при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку труб и фасонных частей из полиэтилена низкого давления (изв. №
32110171522).

Обжалуемые действия (бездействие) - неправомерное установление критериев оценки и требований к поставке товара, которые, по мнению заявителя, противоречат Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках.

Также Заявитель полагает, что действиями Заказчика были нарушены положения статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 

Заказчик закупки не признал нарушений, представил на заседание Комиссии документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы
2789/06-07 от 15.04.2021.

Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:

В части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее — Закон о защите конкуренции) установлено, что  по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статей 18.1 Закона о защите конкуренции, принимает и рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Установление неправомерных критериев оценки заявок участников закупки свидетельствует о возможном нарушении заказчиком указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного жалоба <…>подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее:

08.04.2021 АО «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛ» на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение 32110171522 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку труб и фасонных частей из полиэтилена низкого давления.

При организации и проведении запроса предложений в электронной форме Заказчик руководствуется Законом о закупках, Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг АО «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛ», утвержденным советом директоров АО «ЯВК» 09.01.2019 (далее – Положение АО «ЯВК»), Документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку труб и фасонных частей из полиэтилена низкого давления (далее – Документация о закупке), а также извещением о проведении запроса предложений в электронной форме.

1. Согласно пункту 5.2.3 Положения АО «ЯВК» критерии оценки в конкурсе, запросе предложений, должны быть установлены также из числа следующих: цена договора; срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; опыт (применяется при закупках любой продукции); иные критерии оценки, установленные документацией о закупке, исходя из специфики осуществляемой закупки.

Пунктом 27 Документации о закупке установлены критерии оценки заявок, с максимальным значением по каждому критерию – 50 баллов.

№ п/п

Наименование критерия

Значимость критерия

в процентах

Методика  оценки

1

Цена договора, руб.

30

Наименьшая цена договора - 50 баллов.

Превышение наименьшей цены на каждый процент уменьшает значение по критерию на 0,1 балла.

2

Месторасположение склада поставщика

30

Месторасположение склада в городе Ярославле-50 баллов

Иное- 0 баллов

Подтверждается документами свидетельствующими о наличии собственного или арендованного склада (копии документов на право собственности, копии договоров аренды со сроком действия не менее срока действия договора поставки по данной закупке).

3

Срок отгрузки товара после заявки  покупателя, календарные дни

15

Наименьший срок отгрузки- 50 баллов

Увеличение срока отгрузки от наименьшего на каждый календарный день  уменьшает значение по критерию на 10 баллов.

4

Возможность отгрузки товара в выходные и праздничные дни

15

При наличии возможности- 50 баллов

При отсутствии- 0 баллов

5

Наличие опыта поставок аналогичного товара

10

Оценивается на основании копий договоров за последние три года на поставку аналогичного товара на общую сумму не менее начальной (максимальной) цены договора и документами, подтверждающими их исполнение.

При наличии трех и более договоров с подтверждением исполнения договоров – 50 баллов,

При наличии одного или двух договоров с подтверждением исполнения договоров– 25 баллов,

При отсутствии договоров – 0 баллов.

Итоговая сумма баллов по каждой заявке с учётом значимости критериев рассчитывается по следующей формуле:

(баллов) = ЗК1× ∑(баллов по критерию 1) /100 +ЗК2× ∑(баллов по критерию 2) /100 +ЗКi × ∑(баллов по критерию i) /100

где:

ЗКi – значимость критерия в процентах;

(баллов по критерию i) – сумма баллов по критерию в соответствии с методикой оценки.

По мнению Заявителя, установив равенство стоимостного критерия и нестоимостного критерия - месторасположение склада поставщика, Заказчик поставил в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории города Ярославля. А также считает установление данного требования несоответствующим обычаям делового оборота.  

Представители Заказчика пояснили, что данные критерии не являются отборочными и никак не ограничивают возможности потенциальных участников принимать участие в данной закупке. Нестоимостные критерии установлены в равной мере ко всем хозяйствующим субъектам в целях исключения для Заказчика риска неисполнения своих обязанностей по организации и обслуживанию систем водоснабжения и водоотведения города Ярославля.

Комиссия Ярославского УФАС России принимает во внимание тот факт, что указанные требования являются критериями оценки поступивших заявок, производящимися расчетным методом, и не ограничивают количество участников, которые могут подать заявку на участие в закупке.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуются, в том числе, принципами целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и обеспечивает реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Таким образом, Заказчик вправе устанавливать критерии оценки, определить лицо, исполнение договора которым в наибольшей мере будет отвечать потребностям Заказчика.

Также Заявитель полагает, что Заказчик, установив в пункте 1.2 проекта договора условие о поставке товара силами и за счет средств покупателя (самовывоз) со склада поставщика, предоставил преимущество хозяйствующему субъекту, склад которого расположен в городе Ярославле по сроку отгрузки товара со склада продавца, поскольку Заказчик не может гарантировать кратчайшие сроки вывоза товара из другого субъекта РФ.

Действительно, пунктом 1.2 проекта договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется силами и за счет средств покупателя (самовывоз) со склада поставщика. Таким образом, риск по невозможности поставки (самовывоза) товара в сроки, указанные в пункте 1.4 проекта договора принимает на себя Заказчик, следовательно, отсутствует преимущество хозяйствующего субъекта, склад которого расположен в городе Ярославле.

Требование к месторасположению склада обусловлено потребностью Заказчика, поскольку, как пояснили представители заказчика, закупаемый товар применяется заказчиком при устранении коммунальных аварий, которые могут привести к ограничению водоснабжения и водоотведения города. Установление спорных критериев оценки заявок при выборе поставщика направлено на снижение рисков заказчика при возникновении аварийных ситуаций, требующих срочной отгрузки труб.

Также согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

В рассматриваемом случае установление заказчиком критерия о месторасположении склада в городе Ярославле обусловлено необходимостью минимизации временных и финансовых затрат АО «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛ».

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что установление вышеназванных критериев оценки соответствуют целям закупки, не нарушает прав участников закупки, не способно привести к ограничению конкуренции и не противоречит положениям Закона о закупках.

2. Пунктом 7 Документации о закупке предусмотрены сроки (периоды) поставки товара, оказания услуг, выполнения работ, а именно: с даты заключения договора и до 31 декабря 2021 г. по заявкам покупателя.

Заявитель считает, что не установив в пункте 7 Документации о закупке график, количество, объем партий поставляемой продукции, Заказчик дает себе право манипулировать поставщиком и делать по несколько заявок в день по одной номенклатурной позиции, что является экономически нецелесообразным.

Представители заказчика пояснили, что, как указывалось ранее, возможна, в том числе, ситуация коммунальной аварии, которая может привести к ограничению водоснабжения и водоотведения города, соответственно, составить точный  график поставки товара невозможно.

Комиссия Ярославского УФАС России при принятии решения учитывает положения Гражданского кодекса РФ о возможности заключения рамочного договора. Согласно статье 429.1 ГК РФ рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

Так, исходя из условий рамочного договора, предусмотрена возможность установления отдельным договором условий о количестве и качестве поставляемого товара, дате поставки (пункт 30 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).

Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России, ознакомившись с пояснениями и документами, представленными сторонами, приходит к выводу о правомерном установлении АО «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛ» критериев оценки, предусмотренных Документацией о закупке, а также правомерности формулировки пункта 7 Документации о закупке.

Согласно доводам жалобы вышеуказанными действиями Заказчика были нарушены также положения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. 

Комиссия Ярославского УФАС, приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика признаков необоснованного ограничения конкуренции.

Следовательно, в обжалуемых действиях закупочной комиссии заказчика отсутствуют признаки нарушения Закона о закупках, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 1. Признать жалобу <…> (вх. № 3652 от 14.04.2021) на действия (бездействие) заказчика закупки — АО «ЯРОСЛАВЛЬВОДОКАНАЛ», при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку труб и фасонных частей из полиэтилена низкого давления (изв. № 32110171522) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России № 2789/06-07 от 15.04.2021.

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                               Е.В. Гудкевич

 

Члены Комиссии                                                                                            А.М. Бубнов

 

А.М. Давыдова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны