Решение №7771/05-03 РЕШЕНИЕ по делу № 05-03/101П-20 (76-88 РНП) от 29 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Синтез»

630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Терешковой, д. 8, к. 178

sintez1417@gmail.com

Государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная психиатрическая больница»

150003, г. Ярославль, ул. Загородный сад, д.6

zakupki@yaokpb.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-03/101П-20 (76-88 РНП)

29 июля 2020 года г. Ярославль

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также – Инспекция) в составе: руководителя Инспекции – заместителя руководителя управления Лебедевой С.Н., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Печникова А.Г., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Савичевой К.А.

с участием:

заказчик, государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная психиатрическая больница» (далее также – ГБКУЗ ЯО «ЯОПБ», заказчик, учреждение), – обеспечил участие представителя по доверенности Гуровой Е.А. посредством интернет-видеоконференции;

общество с ограниченной ответственностью «Синтез» (далее также – ООО «Синтез», общество) – обеспечило участие представителя по доверенности Голованова Е.В. посредством интернет-видеоконференции;

рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная психиатрическая больница» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Синтез», и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе) проверку факта уклонения победителя закупки (извещение № 0371500000520000135), общества с ограниченной ответственностью «Синтез», от заключения договора на поставку расходных материалов медицинского назначения (наборы реагентов для иммуноферментного выявления HBsAg и иммуноглобулинов классов G и M к вирусу гепатита C) с заказчиком, государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная психиатрическая больница», в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 23.07.2020 № 176,

установила:

22.07.2020 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ от заказчика поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков общество с ограниченной ответственностью «Синтез», уклонившегося, по мнению заказчика, от заключения договора на поставку расходных материалов медицинского назначения (наборы реагентов для иммуноферментного выявления HBsAg и иммуноглобулинов классов G и M к вирусу гепатита C).

Изучив представленные материалы и сведения, а также заслушав пояснения сторон, Инспекцией установлено следующее.

Заказчиком, государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная психиатрическая больница», в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 28.05.2020 (с изменениями от 02.06.2020) размещено извещение № 0371500000520000135 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов медицинского назначения (наборы реагентов для иммуноферментного выявления HBsAg и иммуноглобулинов классов G и M к вирусу гепатита C) вместе с документацией об аукционе в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 402 410, 88 руб. Обеспечение исполнения контракта (пункт 5 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе) – 5 % от цены контракта.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Из протокола подведения итогов электронного аукциона № 0371500000520000135 от 18.06.2020, размещенного заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия заказчика признала победителем рассматриваемого аукциона участника закупки общество с ограниченной ответственностью «Синтез» (идентификационный номер заявки № 107669214), как участника, предложившего наименьшую цену контракта 124 737, 94 рублей (снижение от начальной (максимальной) цены контракта составило 69 %) и заявка которого признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Порядок заключения контракта урегулирован статьёй 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; в случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива) (часть 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

Исходя из части 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); при этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Частью 6 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что обеспечение, указанное в частях 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения; участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта; в этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если такое требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (часть 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (часть 5 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (часть 6 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Как установлено на заседании Инспекции, протокол подведения итогов электронного аукциона № 0371500000520000135 от 18.06.2020 опубликован в единой информационной системе 18.06.2020, следовательно, заказчик обязан направить проект договора победителю закупки не позднее 23.06.2020.

Заказчиком представлена хронология действий по подписанию проекта договора на электронной площадке с использованием единой информационной системы.

23.06.2020 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект договора на поставку расходных материалов медицинского назначения (наборы реагентов для иммуноферментного выявления HBsAg и иммуноглобулинов классов G и M к вирусу гепатита C).

29.06.2020 победителем электронного аукциона на электронной площадке размещен протокол разногласий в виде проекта договора, в том числе с измененной спецификацией, являющейся неотъемлемой частью проекта договора, где в отношении подлежащих поставке расходных материалов медицинского назначения указано следующее: по первой позиции «Вирус гепатита В поверхностный антиген ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) КТРУ 21.20.23.110-00001497» показателю «количество выполняемых тестов» соответствует значение «96»; по второй позиции «Вирус гепатита С антитела класса иммуноглобулин G (IgG)/IgM ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) КТРУ 21.20.23.110-00007766» показателю «количество выполняемых тестов» соответствует значение «96».

Заказчик, следуя требованиям законодательства о контрактной системе, отказался учесть приведенные положения протокола разногласий (ответ от 03.07.2020 № Б15/01-21), обосновав следующим: «замечания в части указания в спецификации (приложении № 1 к контракту) характеристик товара, отличных от характеристик, указанных в заявке участника, не соответствуют требованиям законодательства и не могут быть приняты заказчиком».

02.07.2020 заказчиком размещен без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект договора, в котором последний не отразил указанные в протоколе разногласий замечания.

Соответственно, ООО «Синтез», не позднее 07.07.2020 необходимо разместить на электронной площадке проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, а также на усмотрение победителя документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта, в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в аукционной документации, либо документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в аукционной документации, и документ, подтверждающий добросовестность участника закупки, в котором содержится информация из реестра контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение в течение трех лет до даты подачи заявки таким участником закупки трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), при этом цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20 % начальной (максимальной) цены контракта.

ООО «Синтез» предложена цена договора 124 737, 94 руб., следовательно, в соответствии с пунктом 5 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 % от цены контракта 6 236, 897 рублей.

В силу части 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта; при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 8 раздела 1 «Информационная карта электронного аукциона» аукционной документации рассматриваемая закупка осуществлялась у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; при этом начальная (максимальная) цена контракта не превышает двадцати миллионов рублей.

С учетом изложенного, ООО «Синтез» следовало представить обеспечение исполнения контракта одним из способов: путем внесения денежных средств на расчетный счет заказчика или предоставления банковской гарантии в размере, предусмотренном извещением и аукционной документацией, а также информацию, подтверждающую добросовестность с учетом части 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; путем внесения денежных средств на расчетный счет заказчика или предоставления банковской гарантии в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в аукционной документации, либо ограничиться представлением информации о ранее исполненных контрактах вместо обеспечения исполнения контракта.

Вместе с тем 07.07.2020 Ярославским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Синтез» (присвоен номер дела № 076/06/83.2-605/2020) на действия заказчика, государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная психиатрическая больница», при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов медицинского назначения (наборы реагентов для иммуноферментного выявления HBsAg и иммуноглобулинов классов G и M к вирусу гепатита C) (извещение № 0371500000520000135), в результате чего контрольным органом (на основании части 7 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) в соответствующую реестровую запись в единой информационной системе внесена информация о приостановлении процедуры заключения контракта; 15.07.2020 в соответствующую реестровую запись по результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы по существу внесена информация об отмене приостановления процедуры заключения контракта по указанному аукциону, и, соответственно, по мнению общества, с 15.07.2020 начинается течение срока (возобновляется процедура) для осуществления действий по подписанию проекта договора.

Суть доводов жалобы сводилась к неправомерному отказу заказчика в принятии положений протокола разногласий к направленному заказчиком проекту договора.

Как следует из письменных пояснений заказчика и ООО «Синтез», размещение подписанного проекта договора до разрешения спора контрольным органом нецелесообразно.

При таких обстоятельствах, по мнению заказчика, размещение подписанного проекта договора должно состояться не позднее 10.07.2020 (оглашение резолютивной части решения по итогам рассмотрения жалобы ООО «Синтез»), либо 15.07.2020 (изготовление решения в полном объеме по итогам рассмотрения жалобы ООО «Синтез»).

Ни 10.07.2020, ни 15.07.2020 обществом не размещен на электронной площадке подписанный проект договора, а также документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта (информации о ранее исполненных контрактах).

Заказчиком принято решение о признании ООО «Синтез» уклонившимся от заключения договора на поставку расходных материалов медицинского назначения (наборы реагентов для иммуноферментного выявления HBsAg и иммуноглобулинов классов G и M к вирусу гепатита C), поскольку ООО «Синтез» в установленный срок не направил заказчику проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, а также документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта (информации о ранее исполненных контрактах) (данное решение отражено в размещенном заказчиком в единой информационной системе 17.07.2020 протоколе признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона от 16.07.2020).

Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

22.07.2020 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено заявление о включении сведений об ООО «Синтез» в реестр недобросовестных поставщиков (вх. № 7879 от 22.07.2020).

Включение сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.

При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности заключения контракта.

При рассмотрении вопроса о внесении сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не ограничивается формальной констатацией установленных фактов, не выявляя иные связанные с ними обстоятельства, в том числе, наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.

С момента признания общества победителем процедуры у последнего возникает две самостоятельных обязанности: подписание проекта муниципального контракта и представление надлежащего обеспечения; при этом неисполнение каждой из них является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.

В настоящем случае обществом не исполнена ни одна из них, однако представленные в материалы антимонопольного дела доказательства свидетельствуют о том, что участник рассматриваемой закупки по объективным и не зависящим от него причинам был лишен возможности исполнить обязанность по своевременному завершению мероприятий, направленных на заключение контракта.

Представитель ООО «Синтез» в подтверждение того, что у общества отсутствовало намерение уклониться от заключения договора на поставку расходных материалов медицинского назначения (наборы реагентов для иммуноферментного выявления HBsAg и иммуноглобулинов классов G и M к вирусу гепатита C), пояснил следующее.

В рассматриваемом случае общество полагало, что обязанность ООО «Синтез» по размещению на электронной площадке подписанного проекта договора и документа, подтверждающего представление обеспечения исполнения контракта, возникала после отмены приостановки определения поставщика в части заключения договора.

Данная позиция общества, как полагает представитель, подтверждается совершением ООО «Синтез» действий по размещению 16.07.2020 на электронной площадке проекта договора, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени общества, а также документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.

Инспекцией установлено, что в рассматриваемом случае имело место не уклонение ООО «Синтез» от заключения договора на поставку расходных материалов медицинского назначения (наборы реагентов для иммуноферментного выявления HBsAg и иммуноглобулинов классов G и M к вирусу гепатита C), а реализация участником закупки своего законного права на защиту в административном порядке путем подачи указанной выше жалобы в Ярославское УФАС России и различное толкование механизма приостановки определения поставщика в части заключения проекта договора.

В качестве способа обеспечения исполнения контракта обществом представлена заказчику информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) (в подтверждение чего представлена следующая информация: реестровая запись контракта № 1543316134219000096 (контракт от 17.07.2019 № 095/19 на выполнение НИР по теме: «Синтез эпитопов антигенных детерминант поверхностных белков вирусов Марбург, Эбола, Ласса»), (реестровая запись контракта № 1540712151219000319 (контракт от 15.10.2019 № 4457-ЭА44 на поставку блока сепарации и очистки циркуляционной жидкости скруббера), (реестровая запись контракта № 1543316134219000107 (контракт от 02.08.2019 № 121/19 на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Проектирование и синтез пептидов, содержащих протективные В-клеточные эпитопы вируса гриппа»), (реестровая запись контракта № 2683202476619000029 (контракт от 14.01.2019 № 0164200003018003489_50613 на поставку реагентов диагностических (иммуноглобулин Е специф и IgЕ общ).

В то же время в рамках заседания Инспекции представитель общества обратил внимание Инспекции, что участие общества в рассматриваемой закупке было осознанно запланированным мероприятием с целью дальнейшего надлежащего исполнения договора, в подтверждение чего 16.07.2020 последнее вступило в переписку с поставщиком (ООО «Реагент») относительно двукратно увеличенной поставки товара для надлежащего исполнения обязательств по договору, а также оплачен счет № 108 от 23.07.2020 на поставку требуемого заказчику товара на сумму 404 520, 00 рублей (в материалы дела представлена копия письма и соответствующего ответа, направленный в адрес ООО «Реагент», счет № 108 от 23.07.2020, платежное поручение № 110 от 23.07.2020).

С учетом изложенного уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении (невключении) определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи; при этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.

Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее – Правила).

В соответствии с пунктами 11-12 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.

Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие подрядчика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О, постановлениях от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, Инспекция приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения ООО «Синтез» в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

Кроме того, фактические обстоятельства дела (направление жалобы в антимонопольный орган с целью приведения положений проекта договора в соответствии с заявкой ООО «Синтез», конструктивное взаимодействие с поставщиком относительно приобретения и дальнейшей поставки требуемого заказчику товара, подписание проекта договора и размещение в единой информационной системе подписанного проекта договора с приложением документов, допустимых в силу законодательства о контрактной системе в качестве альтернативы обеспечению исполнения договора после снятия контрольным органом приостановки определения поставщика в части заключения договора и т.д.), представленные ООО «Синтез» доказательства, и пояснения свидетельствуют об отсутствии виновного и недобросовестного поведения со стороны участника закупки. (В рассматриваемом случае нарушение участником закупки сроков подписания проекта государственного контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта не является безусловным основанием для вывода об уклонении участника закупки от заключения контракта.)

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок

решила:

сведения, представленные государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Ярославская областная психиатрическая больница» (ИНН 7606119173, ОГРН 1187627037509) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Синтез» (ООО «Синтез», ИНН 5408280794, ОГРН 1105476023950; адрес места нахождения: 630090, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Терешковой, дом 8, квартира 178), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Руководитель Инспекции

Лебедева С.Н.

Члены Инспекции:

Печников А.Г.

Савичева К.А.

Связанные организации

Связанные организации не указаны