Решение б/н Решение о прекращении дела № 03-03/01-09 в отношении ОАО "ТГ... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение
по делу № 03-03/01-09
16 октября 2008 года                                                                                               г. Ярославль
(решение изготовлено в полном объеме 30.10.2009)
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
<…>, с участием:
От ОАО “ТГК-2” – <…>.
От ООО “Ярстрой 2006” – <…>,
рассмотрев 16 октября 2009 года дело № 03-03/01-09 о нарушении ОАО «ТГК-2» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),      
 
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление от ООО «Ярстрой 2006» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «ТГК-2», выразившемся, по мнению заявителя, в установлении неправомерного порядка оплаты по договору подключения к тепловым сетям, возложения обязанности строительства, реконструкции объектов сетевого хозяйства вне границ выделенного земельного участка.
В заседании комиссии представитель заявителя пояснил следующее.
Технические условия на подключение к сетям ОАО «ТГК-2» были выданы ООО «Ярстрой 2000» 02.11.2005г. №03-2/3-2607, в соответствии с ними на общество была возложена обязанность произвести ряд мероприятий, в том числе на сетях ОАО «ТГК-2». В 2007 году была разработана инвестиционная программа ОАО «ТГК-2», для подключения к ТЭЦ-3, в соответствии с данной инвестиционной программой для ОАО «ТГК-2» утвержден тариф на подключение к ТЭЦ-3. При выставлении заявителю платы по тарифу ОАО «ТГК-2» не учло фактических затрат, понесенных заявителем по строительству и реконструкции сетей. С утверждением инвестиционной программы тариф на подключение заявителя был неправомерно пересмотрен ОАО «ТГК-2» в одностороннем порядке. Указанные действия нарушают права и законные интересы ООО «Ярстрой 2006». Кроме того, Заявитель высказал сомнение в обоснованности выставления платы за подключение в принципе, так как заявка на подключение была подана, когда тариф на подключение еще не был утвержден, а все необходимые для подключения мероприятия уже были выполнены, таким образом для подключения объекта отсутствовала необходимость строительства либо реконструкции сети.
Представитель ответчика с вменяемым нарушение не согласился в полном объеме, в письменных пояснениях, а так же устно пояснил следующее. В технических условиях, выданных заявителю изначально предусматривалась необходимость строительства либо реконструкции объектов теплосетевого хозяйства. Когда для ОАО «ТГК-2» была утверждена инвестиционная программа необходимость в выполнении указанных мероприятий отпала, эти мероприятия в соответствии с инвестиционной программой должны выполняться ОАО «ТГК-2» за счет средств полученных в качестве платы за подключение. Практика непролонгации технических условий по истечения их срока действия в связи с существенным изменением обстановки является для ОАО «ТГК-2» обычной. Все технические условия, выданные до 2007 года, срок действия которых истек, однако они не исполнены, заменялись договорами об осуществлении подключения. В подтверждение прилагал все технические условия и соответствующие им договоры. Указывал, что плата за подключение должна взиматься независимо от наличия либо отсутствия необходимости строительства либо реконструкции сети, так как объект ООО «Ярстрой 2006» попадает в инвестиционную программу организации.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ “О естественных монополиях” услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере естественной монополии. ОАО “ТГК-2” осуществляет транспортировку тепловой энергии, следовательно, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии, находящемся в состоянии естественной монополии на товарном рынке.
Исходя из вышеизложенного ОАО «ТГК-2» занимает доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
В соответствии с п. 20 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (утв. Постановлением Правительства №360) Исполнитель (организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения) обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов не позднее установленной договором о подключении даты подключения.
Таким образом, исходя из приведенного законодательного положения, потребность по присоединению энергопринимающих устройств носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче тепловой энергии.
В соответствии с п. 3 Правил №360 «В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение, исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия».
Исходя из смысла указанной нормы, технологическое присоединение осуществляется той организацией коммунального комплекса к сетям которой происходит подключение в связи с тем, т.к. она обладает необходимой исчерпывающей информацией о параметрах сетей, наличии/отсутствии технических ограничений, необходимости производства определенных мероприятий.
Технологическое присоединение объекта к сетям является необходимой технической операцией, предпосылкой подачи ресурсов.
Исходя из изложенного, услуги по технологическому присоединению к тепловым сетям не образуют самостоятельного рынка услуг, а оказываются на рынке услуг по передаче тепловой энергии.
Между заявителем и «ТГК-2» заключен договор «Об условиях подключения к тепловой сети» №14-1-1-1-67-07 от 27.06.2007. Предметом данного договора является урегулирование имущественных и иных отношений, возникающих между сторонами при осуществлении работ по подключению жилого дома. Указанный договор подписан без протоколов разногласий, что подразумевает согласие сторон с его условиями.
Отношения в сфере технологического присоединения объектов капитального строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона «О регулировании тарифов» размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки.
В соответствии со ст. 13 Закона «О регулировании тарифов» тариф устанавливается на определенный период, который не может быть меньше 1 года и больше 3-х лет (п. 3, 4 ст. 13).
Кроме того, закон не запрещает распространение измененного тарифа на уже заключенные договоры.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса согласованная сторонами цена не подлежит изменению, если иное не установлено договором.
Договором «Об условиях подключения к тепловой сети» №14-1-1-1-67-07 от 27.06.2007 предусмотрено, что в случае, если после исполнения ООО «Ярстрой 2000» обязательств по оплате уполномоченным органом будет утвержден тариф на подключение к тепловой сети в размере отличном от использованного сторонами, то Стороны урегулируют отношения по расчетам в соответствии с утвержденным тарифом. Если тариф, утвержденный уполномоченным органом, выше, чем тариф, использованный сторонами, то Заявитель обязуется в 10-дневный срок перечислить исполнителю разницу (п. 3.4.).
Таким образом, не принимается ссылка Заявителя на то, что ОАО «ТГК-2» неправомерно изменило размер платы за подключение, так как данный случай прямо урегулирован договором, заключенным между сторонами, а также прямо не запрещен законодательством об энергетике.
Антимонопольным органом в действиях ОАО «ТГК-2» выявлено иное нарушение антимонопольного законодательства, а именно ч. 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся, в том числе, в возложении на заявителя обязанности по реконструкции объектов (тепловой камеры) вне границ земельного участка, выделенного заявителю.
ООО «Ярстрой 2000» Постановлением мэра г. Ярославля №4425 от 26.09.2005г. выделен участок для проектирования и строительства 9-этажного жилого дома на пересечении ул. Ньютона, Ломоносова во Фрунзенском районе г. Ярославля.
02.11.2005г. ООО «Ярстрой 2000» получил технические условия на проектирование теплоснабжения жилого дома №03-2/1-2607. Точкой подключения определялась камера Г-13, проектом необходимо было предусмотреть выполнение необходимого гидравлического расчета, реконструкцию тепловых сетей от ТЭЦ-2 по результатам гидравлического расчета, строительство Карабулинской тепломагистрали, и иные мероприятия. В соответствии с представленным в материалы дела гидравлическим расчетом сетей от ТЭЦ-3 до точки подключения на момент выдачи технических условия отсутствовала техническая возможность подключения указанного объекта без производства мероприятий, указанных в технических условиях.
С учетом вступления в силу Федерального закона №210 –ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановления Правительства от 13 февраля 2006 г. №83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», 28.12.2006г. ОАО «ТГК-2» выдало ООО «Ярстрой-2000» технические условия на проектирование теплоснабжения №03-2/3-3450. В соответствии с ними точкой подключения по выбору можно принять Г-13 или Г-14, проектом предусмотреть реконструкцию камеры подключения, при необходимости увеличения габаритов с заменой сальниковых компенсаторов на сильфонные.
В качестве особых условий определено:
А) проект будет принят к согласованию после согласования принципиальных решений по теплоснабжению объектов МКР-6, заключения договора об условиях подключения, оплаты по договору.
Б) присоединение будет возможно после реконструкции и строительства новых сетей от ТЭЦ-3, в соответствии с утвержденной инвестпрограммой, выполнения заявителем договора об условиях подключения.
Технические условия от 02.11.2005г. №№03-2/1-2607 аннулировались.
В соответствии с представленным гидравлическим расчетом, учитывая, что технические условия от 02.11.2005г. №03-2/1-2607 не были выполнены в полном объеме, антимонопольный орган принимает довод ОАО «ТГК-2» о том, что на момент выдачи технических условий №03-2/3-3450 от 28.12.2006г. отсутствовала техническая возможность подключения объекта ООО «Ярстрой 2000».
21.05.2007г. ООО «Ярстрой 2000» обратился в ОАО «ТГК-2» с заявкой №291 на подключение к тепловой сети, заключение договора об условиях подключения.
27.06.2007г. Между ООО «Ярстрой 2000 и ОАО «ТГК-2» заключен договор №14-1-1-1-67-07 (далее также Договор, Договор о подключении), предметом которого являются имущественные иные отношения, возникающие между сторонами при осуществлении работ по подключению к тепловой сети. При этом стороны подтверждали обязательность выполнения выданных технических условий №03-2/3-3450 от 28.12.2006г. с учетом произведенных корректировок. Затраты, понесенные заявителем в связи с выполнением технических условий на сетях ОАО «ТГК-2», не учитываются при определении платы за подключение.
19.02.2008г. ООО «Ярстрой 2000» письмо №24 обратился в ОАО «ТГК-2» с заявлением об исключении из технических условий пункта 2, касающегося замены сальниковых компенсаторов, увеличения габаритов камеры Г-14.
Письмом от 21.02.2008г. №0001- 43/30 ОАО «ТГК-2» отказало в исключении указанных пунктов технических условий.
В соответствии с письмом ОАО «ТГК-2» от 18.03.2008г. №03-2/3-664 при реконструкции камеры подключения с увеличением её габаритов сохранить существующие сальниковые компенсаторы.
01.10.2008г. к указанному договору подписано дополнительное соглашение №1 в соответствии с которым права и обязанности ООО «Ярстрой 2000» по договору №14-1-1-1-67-07 от 27.06.2007г. переданы в полном объеме ООО «Ярстрой 2006».
Исходя из изложенных положений договора, дополнительных соглашений и технических условий, на Заявителя ООО «Ярстрой 2006» возлагается обязанность реконструировать камеру подключения (Г-14), при необходимости увеличения её габаритов.
Отношения в сфере технологического присоединения объектов капитального строительства помимо упомянутого Федерального закона №210 регулируются Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры", Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (Далее также Закон «О регулировании тарифов») тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры подлежат регулированию.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона «О регулировании тарифов» под платой за подключение понимается плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство, а также реконструкцию в случае, если она влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения.
Конкретизирована указанная норма закона Постановлением Правительства №360 «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры» (Далее также Постановление «О подключении»). В соответствии с п. 14 указанного Постановления если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
Инвестиционная программа ОАО «ТГК-2» по развитию сетей теплоснабжения в г. Ярославле на 2007-2015 гг. утверждена решением муниципалитета г. Ярославля от 05.07.2007г. №486.
На основании указанной инвестиционной программы постановлением мэра г. Ярославля от 25 июля 2007 г. N 2496 установлен тариф на 2007г. на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе теплоснабжения ОАО "ТГК-2" в размере 3578000 рублей за 1 Гкал в час подключаемой нагрузки. На 2008 г тариф установлен в размере 4211000 рублей за 1 Гкал в час подключаемой нагрузки.
В случае наличия инвестиционной программы организации коммунального комплекса и тарифа принятого на основании инвестиционной программы плата за подключение должна определяться в соответствии с правилами, предусмотренными п. 14 Постановления «О подключении» как произведение тарифа на заявленную нагрузку.
Реконструкция камеры подключения (Г-14) при необходимости увеличения габаритов влечет для Заявителя ООО «Ярстрой 2006» дополнительные финансовые затраты.
В соответствии с п. 7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения условия подключения должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка.
Ссылка ОАО «ТГК-2» на п. 15 Постановления Правительства «О подключении» не принимается антимонопольным органом, так как ОАО «ТГК-2» возлагает на ООО «Ярстрой 2006» обязанность не по присоединению построенного объекта, а по реконструкции объекта теплосетевого хозяйства, находящегося на балансе ОАО «ТГК-2».
Действия ОАО «ТГК-2» по возложению на заявителя обязанности произвести за счет собственных средств реконструкцию камеры Г-14, находящейся на балансе теплоснабжающей организации, вне границ земельного участка, выделенного заявителю образуют состав нарушения части 1 ст. 10 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Как следует из представленных в материалы дела документов, а именно: локальной сметы 1-18 на реконструкцию тепловой камеры Г-14, Акта о приемке выполненных работ от 28.07.2008г. между ООО «Ярстрой 2006» и ООО «Квинтет» ООО «Ярстрой 2006» выполнил предписанную техническими условиями обязанность, реконструировал тепловой пункт.
25.06.2009 между ООО «Ярстрой 2006» и ОАО «ТГК-2» подписано дополнительное соглашение №3 к договору №14-1-1-1-67-07, в соответствии с которым ООО «Ярстрой 2006» обязуется за свой счет выполнить реконструкцию тепловой камеры Г-14 в соответствии со сметой и передать результат на баланс ОАО «ТГК-2» (п. 1.2. дополнительного соглашения), а ОАО «ТГК-2» учитывает данные затраты ООО «Ярстрой 2006» при определении платы за присоединение. Между сторонами согласована справка о стоимости выполненных работ и затрат за июль 2009г., акт о приемке выполненных работ.
Действия ОАО «ТГК-2» по учету затрат, понесенных ООО «Ярстрой 2006» на реконструкцию тепловой камеры, при определении платы за подключение антимонопольный орган рассматривает как добровольное устранение допущенных нарушений.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
 
 
р е ш и л а:
 
1. Признать ОАО «ТГК-2» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.

Связанные организации

Связанные организации не указаны