Предупреждение б/н Предупреждение от 21 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Собранию депутатов

Пошехонского муниципального района

Ярославской области

 

152850, Ярославская обл., г. Пошехонье,

пл. Свободы, д. 9

e-mail: adminposh@yarregion.ru

 


 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

№ 06-08/13-21

«23» марта 2021 года г. Ярославль

 

В результате проведенного Ярославским УФАС России анализа действующих на территории г. Ярославля нормативных актов в сфере похоронного дела и оказания ритуальных услуг, установлено следующее.

Согласно пункту 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Решением Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 19.06.2014 № 199 утверждено «Положение об организации похоронного дела в Пошехонском муниципальном районе» (далее — Положение).

В пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) закреплено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В соответствии с ответом Администрации Пошехонского муниципального района на запрос антимонопольного органа исх. № 1404/06-04 от 18.02.2021 на территории данного муниципального района специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

Как указано в части 1 статьи 29 Закона о погребении, на созданные органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Следовательно, на специализированную службу по вопросам похоронного дела, созданную органами местного самоуправления, возлагается обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары

Согласно пункту 3.2 Положения при предъявлении свидетельства о смерти, выданного органами записи актов гражданского состояния, родственники умершего либо лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение, оформляют заказ на организацию похорон в специализированной службе с назначением времени и места погребения.

Указанный пункт Положения исключает возможность оказания ритуальных услуг иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на данном товарном рынке, кроме специализированной службы по вопросам похоронного дела, что может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг.

Соответственно, бездействие Собрания депутатов Пошехонского муниципального района по непринятию мер, направленных на устранение содержащегося в Положении указания на возможность оформления заказа на организацию похорон исключительно в специализированной службе по вопросам похоронного дела, содержит признаки нарушения запрета, установленного пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. То есть меры организационно-правового характера, необходимые для предоставления (осуществления) ритуальных услуг, подлежат исполнению исключительно органами местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 16 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.3 «ГОСТ Р 54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования», утверждённого и введенного в действие приказом Росстандарта от 08.12.2011 № 746-ст по прибытии скорбного кортежа на кладбище лицу, ответственному за проведение похорон (один из родственников или близких умершего), со свидетельством о смерти и счетом-заказом на похороны (договором), следует обратиться в контору кладбища для регистрации захоронения умершего в книге установленной формы, получить удостоверение о захоронении и регистрационный знак для установки его на могиле после завершения похорон.

Вместе с тем, Положение содержит следующие нормы:

  • Специализированная служба (при ее отсутствии - соответствующее структурное подразделение Администрации муниципального района) осуществляет координацию деятельности юридических и физических лиц, оказывающих ритуальные услуги (пункт 1.10 Положения).

  • Контроль за благоустройством, поддержанием порядка, соблюдением санитарного состояния на кладбище осуществляется специализированной службой либо структурным подразделением Администрации муниципального района, на которое возложена соответствующая функция постановлением Администрации муниципального района (пункт 1.13 Положения).

  • Специализированная служба либо структурное подразделение Администрации муниципального района, на которое возложена соответствующая функция, обеспечивает формирование и сохранность архивного фонда, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге (пункт 2.3 Положения).

  • Услуги специализированной службы по вопросам похоронного дела, ритуальной организации включают в себя, в том числе оформление заказов и предоставление участков для погребения, подготовку регистрационных знаков (подпункт «б», «в» пункта 2.4 Положения).

- Гражданам (организациям), произведшим захоронение, выдается соответствующая справка. Книга учета захоронений является документом строгой отчетности и находится на постоянном хранении в специализированной службе либо структурном подразделении Администрации муниципального района, на которое возложена соответствующая функция (пункт 3.4 Положения).

- При отсутствии архивных документов захоронение в могилы или свободные места в существующих оградах производится с разрешения специализированной службы либо структурного подразделения Администрации муниципального района, на который возложена соответствующая функция, на основании письменного заявления близких родственников (родителей, детей, родных братьев и сестер) (пункт 3.10 Положения).

Согласно пункту 2.5 Положения специализированная служба, ритуальная организация вправе оказывать дополнительные услуги, в том числе осуществлять изготовление, установку, окраску, демонтаж оград и других надмогильных сооружений, торговлю гробами, цветами, предметами, используемыми при погребении, доставку умершего в морг.

Таким образом, Положением предусматривается возможность создания органом местного самоуправления Пошехонского муниципального района специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом на рынке оказания ритуальных услуг.

Бездействие Собрания депутатов Пошехонского муниципального района по неисключению из Положения норм, предусматривающих наделение хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность на рынке ритуальных услуг, вышеперечисленными административно-распорядительными полномочиями в данной сфере может привести к ограничению конкуренции и нарушить запрет, установленный частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Собрание депутатов Пошехонского муниципального района о необходимости совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно: исключить из пунктов 1.10, 1.13, 2.3, подпунктов «б», «в» пункта 2.4, 3.4, 3.10 Положения указание на наличие у специализированной службы, ритуальных организаций полномочий органа местного самоуправления; исключить из пункта 3.2 Положения указание на то, что оформление заказа на организацию похорон осуществляется в специализированной службе.

Перечисленные действия следует совершить в срок не позднее «21» апреля
2021 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель Управления И.Г. Паутов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны