Решение №558/07-03 РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 21 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Яргортеплоэнерго»

150054, г.Ярославль,

ул. Чехова, 28а

ygte@ygte.ru

 

МУП «Управляющая дирекция

города Ярославля»

150000, г.Ярославль,

ул.Пушкина, д.3-б

uk389898@mail.ru

 

Председателю совета

многоквартирного дома по адресу:

г.Ярославль, ул.1-я Тормозная, д.54 к.2

«***»

vvp-les@yandex.ru

 

ООО «Новый дом»

150042, г. Ярославль,

ул. Елены Колесовой, 9, оф. 2

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №076/01/10-343/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

 

30 декабря 2019 года

(изготовлено в полном объеме 21 января 2020 года)                                   г.Ярославль

 

Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Ярославского УФАС России С.Н.Лебедева,

члены Комиссии — главный специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ В.С.Гробова, специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Н.А.Паутов,

рассмотрев дело №076/01/10-343/2019 в отношении акционерного общества «Яргортеплоэнерго» (далее — АО «Яргортеплоэнерго»), ИНН 7606047507,                                                 ОГРН 1037600808046, юридический адрес: 150054, г.Ярославль, ул.Чехова, 28а, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», выразившегося в уклонении от ввода в эксплуатацию узлов коммерческого учета тепловой энергии по адресу: г.Ярославль, ул. 1-я Тормозная, д. 54 к. 2.

установила:

Ярославским УФАС России рассмотрено заявление председателя совета многоквартирного дома по адресу:г.Ярославль, ул.1-я Тормозная, д.54 к.2, «***» (вх. № 4276 от 13.05.2019) о нарушении АО «Яргортеплоэнерго» антимонопольного законодательства.

Согласно протоколу общего собрания собственников от 13.03.2018 принято решение о заключении с 01.04.2018 договора управления указанным многоквартирным домом с МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля. Сохранены прямые расчеты с                                               АО «Яргортеплоэнерго», МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля наделена полномочиями от имени собственников на заключение договоров ресурсоснабжения.

13.03.2018 между жителями и МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля заключен договор управления №4 от 13.03.2018 (далее — договор управления).

В соответствии с пунктом 2.1 договора управления МУП «Дирекция по управлению и эксплуатации многоквартирных домов и приватизации жилого фонда» г.Ярославля (далее - МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля) по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в доме, предоставлять услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, оказывать дополнительные услуги и выполнять работы, в том числе, по текущему ремонту общего имущества.

Согласно приложению №2 к договору управления в состав общего имущества многоквартирного дома входят общедомовые приборы учета.

Согласно приложению №4 к договору управления в минимальный перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества входит обслуживание общедомовых приборов учета.

Согласно приложению №5 к договору управления в калькуляцию стоимости работ по содержанию общего имущества входит ремонт и обслуживание общедомовых приборов учета и регулирования тепловой энергии с поверкой.

Актом от 20.09.2018 узел учета тепловой энергии был допущен в коммерческую эксплуатацию на период с 20.09.2018 по 27.05.2019.

В октябре 2018 года процент погрешности измерений прибора учета составил 2,2% и был принят для осуществления расчетов.

В ноябре 2018 года процент погрешности измерений прибора учета достиг 9,9 %, что превысило предел допустимой погрешности и к расчетам показания прибора учета приняты не были.

В соответствии с постановлением мэра г.Ярославля от 26.09.2006 №3397                              «Об утверждении нормативов потребления теплоэнергии на отопление жилых помещений в городе Ярославле» расчет потребления тепловой энергии на отопление произведен АО «Яргортеплоэнерго» по нормативу за соответствующий период, в связи с отсутствием 3 месяцев отопительного периода для расчета по средним значениям.

20.12.2018 МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля совместно с подрядной организацией ООО «Региональный центр метрологии, стандартизации и энергоэффективности» в связи с выявлением неисправности общедомового прибора и невозможностью ее устранения на месте произвели демонтаж, составили акт.

20.12.2018 МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля совместно с подрядной организацией ООО «Региональный центр метрологии, стандартизации и энергоэффективности» составили акт о снятии для поверки и ремонта тепловычислителя (теплосчетчика) ВЗЛЕТ ТСР-024М №1101626, расходомера входного (преобразователя расхода) №1218374, расходомера выходного (преобразователя расхода) №1160373.

Демонтированные узлы тепловычислителя сданы в региональное представительство ООО «Взлет-Ярославль» и затем отправлены на завод изготовитель в г.Санкт-петербург для диагностирования и возможного последующего ремонта.

21.12.2018 МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля направило в                                         АО «Яргортеплоэнерго» уведомление, просило производить начисление расчетным путем.

АО «Яргортеплоэнерго» письмом от 26.12.2018 уведомило МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля, что потребление тепловой энергии по услуге отопление и потребление горячей воды будет рассчитано по нормативам.

07.02.2019 завершен ремонт расходомера входного (преобразователя расхода) №1218374, расходомера выходного (преобразователя расхода) №1160373, что подтверждается актом с отметками о выполнении работ. 11.02.2019 ООО «Взлет-Ярославль» выставило МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля счет №64 на оплату замены ЖКИ в приборе ВЗЛЕТ ТСР-024М №1101626, диагностики расходомера входного (преобразователя расхода) №1218374, расходомера выходного (преобразователя расхода) №1160373 (диагностика электроники, прозвон датчика, замена ПО, проверка функционирования) на сумму 11 580 рублей.

12.02.2019 МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля оплатило выставленный счет.

01.03.2019 приборы учета установлены в тепловом узле.

После проведения наработки в течение четырех суток МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля направило в АО «Яргортеплоэнерго» письмо №725/МУП19 от 04.03.2019 (вх.№615 от 04.03.2019) с просьбой направить 06.03.2019 к 10 час. 00 мин. представителя для приемки приборов учета в коммерческую эксплуатацию.

06.03.2019 допуск приборов учета тепловой энергии в коммерческую эксплуатацию не осуществлен, по устной просьбе АО «Яргортеплоэнерго» ввод перенесен на 11.03.2019.

11.03.2019 специалистом АО «Яргортеплоэнерго» в помещении теплового пункта произведено подключение по средствам программного обеспечения к тепловычислителю с целью изменения настроечных параметров, после чего в отчетах перестало отображаться время наработки прибора учета. Акт в указанную дату составлен не был.                                           МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля факт участия специалиста                                                 АО «Яргортеплоэнерго» не отрицает (ответ МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля №1891/МУП19 от 08.07.2019).

18.03.2019 МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля направило в                                         АО «Яргортеплоэнерго» повторную заявку №853/МУП19 от 18.03.2019 (вх.№795 от 19.03.2019) на ввод прибора учета в коммерческую эксплуатацию, передало ведомость параметров потребления тепла. Ответ на заявку не получен, выход представителя                              АО «Яргортеплоэнерго» не осуществлен.

 

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов (часть 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ                                        "О теплоснабжении").

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034).

В соответствии с пунктом 17 Правил № 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно пункту 62 Правил № 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Комиссия создается владельцем узла учета (пункт 63 Правил № 1034).

Как установлено пунктами 67, 68 Правил № 1034, при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.

Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

В соответствии с пунктом 70 Правил № 1034 узел учета пломбируется представителем теплоснабжающей организации.

Из вышеуказанных положений следует, что узел учета тепловой энергии не может быть введен в эксплуатацию без участия теплоснабжающей организации. Необоснованный отказ (уклонение) теплоснабжающей организации от участия в процедуре ввода в эксплуатацию узлов учета, от подписания акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии препятствует потребителю вести учет тепловой энергии и производить расчеты за потребленную тепловую энергию по показаниям узла учета.

15.07.2019 Ярославским УФАС России в действиях (бездействии)                                               АО «Ярготеплоэнерго», выразившихся в отказе (уклонении) от ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по указанному адресу выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства

 

В ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что с 01.08.2019 управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Новый дом». 20.08.2019                     МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля передало ООО «Новый дом» техническую, исполнительную и иную документацию на указанный многоквартирный дом.

В сентябре 2019 года ООО «Новый дом» осуществило поверку приборов учета тепловой энергии. 22.10.2019 после устранения ООО «Новый дом» недостатков узел учета тепловой энергии повторно допущен в коммерческую эксплуатацию, что подтверждается соответствующим актом.

АО «Яргортеплоэнерго» в письменных пояснениях относительно вменяемого нарушения указало, что узел учета повторно не принят в эксплуатацию в связи с истечением сроков поверки счетчиков. МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля не представлен пакет документов, предусмотренных пунктом 64 Правил №1034 и необходимых для введения узла коммерческого учета в эксплуатацию. Комиссия создается владельцем узла учета, следовательно, акт должен быть составлен МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля, а не АО «Яргортеплоэнерго». АО «Яргортеплоэнерго» представлен ответ без даты и номера на повторную заявку №853/МУП19 от 18.03.2019 (вх.№795 от 19.03.2019) на ввод прибора учета тепловой энергии в коммерческую эксплуатацию, в котором указано на невозможность принятия узла учета тепловой энергии в коммерческую эксплутацию в связи с истечением сроков поверки приборов учета.

МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля указало, что пояснений относительно предоставления в АО «Яргортеплоэнерго» необходимых для ввода узла учета в коммерческую эксплуатацию дать не может в связи со сменой руководства и увольнением ответственных за данное направление сотрудников. Ответ АО «Яргортеплоэнерго» на повторную заявку №853/МУП19 от 18.03.2019 (вх.№795 от 19.03.2019) на ввод прибора учета тепловой энергии в коммерческую эксплуатацию не получало.

 

Ярославское УФАС России, оценив представленные участниками дела документы и пояснения, считает, что рассмотрение антимонопольного дела подлежит прекращению ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, с долей на рынке более 50%.

Товарные границы рынка определяются потребностями заявителя, как теплоснабжение.

Географические границы рынка с учетом пункта 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, определяются схемой теплоснабжения г.Ярославля, а также системой инженерной инфраструктуры. В целях исследования географические границы товарного рынка сужены до границ присоединенных сетей, от которых осуществлено подключение многоквартирного дома по адресу: г.Ярославль, ул. 1-я Тормозная, д. 54 к. 2.

АО «Яргортеплоэнерго» является единственным продавцом на рассматриваемом локальном товарном рынке и снабжение тепловой энергией рассматриваемого объекта невозможно от другого теплоисточника (отсутствие закольцовки), поэтому объем товарного рынка равен объему реализации тепловой энергии АО «Яргортеплоэнерго» объекта по адресу: г.Ярославль, ул. 1-я Тормозная, д. 54 к. 2.

Согласно аналитическому отчету по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения объекта по адресу: г.Ярославль, ул. 1-я Тормозная, д. 54 к. 2, АО «Яргортеплоэнерго» является субъектом, занимающим доминирующее положение в границах присоединенной сети, с долей на рынке теплоснабжения — 100%.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции требуется совокупность следующих условий:

-доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

-действия (бездействие), противоречащие действующему законодательству;

-ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 

Ярославское УФАС России отклоняет довод АО «Яргортеплоэнерго» о том, что акт о вводе в коммерческую эксплуатацию узла учета тепловой энергии должен быть составлен МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля.

Действительно, МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля, в чьи полномочия входит содержание общедомового имущества, в том числе, должна создать комиссию в порядке пункта 63 Правил №1034.

В силу пункта 68 Правил № 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета, узел учета пломбируется представителем теплоснабжающей организации, акт утверждается руководителем.

Таким образом, учитывая положения названных Правил, при предоставлении всех документов, предусмотренных пунктом 64 Правил №1034, теплоснабжающая организация обязана принять решение о допуске в эксплуатацию узлов учета потребителей, что оформляется актом соответствующей формы.

Кроме того, согласно пункту 72 Правил №1034 в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих его нормальному функционированию, он считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

Создавая комиссию по вводу узла учета в коммерческую эксплуатацию, презюмируется, что потребитель осуществил необходимый перечень технических мероприятий для признания его пригодным для коммерческого учета. Проверку соблюдения технических требований осуществляет теплоснабжающая организация. При выявлении недостатков в работе узла учета теплоснабжающая организация составляет акт о его недопуске, с подробным изложением тех мероприятий, которые требуется выполнить потребителю перед повторным комиссионным обследованием.

Таким образом, Комиссия считает, что АО «Яргортеплоэнерго» было обязано 11.03.2019 составить акт проверки.

АО «Яргортеплоэнерго» на повторную заявку МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля №853/МУП19 от 18.03.2019 не отреагировало.

Комиссия критически относится к представленному АО «Яргортеплоэнерго» в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ответу на повторную заявку МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля №853/МУП19 от 18.03.2019, поскольку документ не содержит сведений его регистрации. МУП «Управляющая дирекция» г.Ярославля факт получения данного ответа отрицает, доказательства его отправки                          АО «Яргортеплоэнерго» в материалы антимонопольного дела не представлены.

Несмотря на ненадлежащее реагирование на заявки МУП «Управляющая дирекция», Комиссия полагает, что узел учета тепловой энергии не мог быть введен в коммерческую эксплуатацию в связи с истечением срока поверки входящих в него приборов.

Согласно пункту 75 Правил №1034 узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:

а) отсутствие результатов измерений;

б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета;

в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;

г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;

д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;

е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);

ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

В сложившейся ситуации вне зависимости от действий АО «Яргортеплоэнерго» узел учета тепловой энергии не мог быть введен в коммерческую эксплуатацию в связи с истечением срока поверки приборов учета.

При данных обстоятельствах, дело в отношении АО «Яргортеплоэнерго» подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 41.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

решила:

рассмотрение дела 076/01/10-343/2019 в отношении акционерного общества «Яргортеплоэнерго» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 С.Н.Лебедева

 

 

Члены Комиссии                                                                                           В.С.Гробова

 

                                                                                                                        Н.А.Паутов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны